Мастер -класс "Организация театрально - игровой деятельности детей дошкольного возравста".
учебно-методический материал (старшая группа)

Швецова Елена Анатольевна

Мастер - класс "Организация театрально - игровой деятельности детей дошкольного возраста".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-_klass.docx37.82 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ детский сад «Звёздочка»

Мастер-класс

 «Организация театрально-игровой деятельности

детей дошкольного возраста»».

 
Воспитатели:

                                                                                                Швецова  Елена Анатольевна.

                                                                                                     

Г.о.г. Шахунья

2023г.

Цель: знакомство педагогов с некоторыми подходами в развитии игрового поведения детей через организацию театрализованной деятельности в детском саду.

Задачи:

●Сформировать представление у педагогов об особенностях развития игрового поведения     посредством организации театральной деятельности.

●Повысить профессиональное мастерство педагогов по заданной проблеме.

●Способствовать внедрению данной технологии в педагогический

образовательный процесс ДОУ.

●  Стимулировать к поиску выразительных средств,  для создания образа, используя: движение, мимику, жест, выразительность интонаций.

Ход мастер-класса:

Добрый день, уважаемые коллеги!

Тренинг «Костёр»

Уважаемые коллеги, попрошу вас встать в круг

Воспитатель зажигает свечу и говорит: «Посмотрите на огонь. Представьте, что это огонь наших сердец. Он никогда не погаснет, если мы возьмём его с собой. Протяните руки к огню и возьмите частичку его тепла».

Педагоги выполняют движения, затем берутся за руки. Воспитатель читает стихотворение.

Хорошо, когда все вместе.

Вместе дышится легко.

Все заботы и печали

Улетают далеко.

        Тема мастер - класса «Организация театрально-игровой деятельности  детей дошкольного возраста».

        Одним из эффективных средств -  всестороннего развития ребёнка является театрализованная деятельность. Она позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Театрализованная деятельность также является источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка.

      В театрализованной деятельности осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроения. Наконец, театрализованная деятельность является средством самовыражением и самореализации. Театрализованная деятельность - это не только работа над   спектаклем.   Это множество театральных игр и упражнений.

      Вашему вниманию представляем методические пособия, которые мы используем в своей работе. За  основу мы берём программу Э.Г. Чуриловой и  Н.Ф. Сорокиной, где   наиболее полно представлены основные методы и приёмы обучения детей театрализованной деятельностью.  

      В программе Э.Г. Чуриловой кроме игр и упражнений в пособии содержаться методические рекомендации по всем видам деятельности, авторские сценарии для детского театра.  Программа состоит из пяти разделов, работа над которыми продолжается в течение двух лет, с детьми старших и подготовительных групп.

     В пособии  Н.Ф. Сорокиной разработаны для каждой возрастной группы этюды, обучающие детей приёмам кукловождения. Также в программе имеется большой практический материал по развитию внимания, памяти, мышления, воображения, восприятия.

      В младших группах интерес к театрализованным играм складывается в процессе просмотра спектаклей, показанных воспитателем. Дети радостно и эмоционально принимают их. Здесь очень важна артистичность и эмоциональность педагога. Чем меньше ребёнок, тем ещё выразительней должна быть игра.

Во второй младшей группе мы используем игры – имитации. Такие игры - имитации активизируют воображение детей, готовят их к самостоятельной творческой игре. Они с удовольствием перевоплощаются в знакомых животных, но не могут пока развить и обыграть сюжет.

Игра – имитация «Ласковый котёнок».  (Показ презентации)

Цель: обучение детей имитации образа котёнка с помощью мимики, жестов, движений, голоса. Каждому ребёнку даётся возможность стать котёнком, которого ласкают. Взрослый эмоционально поддерживает настроение детей, хвалит их. Детям очень нравится быть котятами, они стараются каждый по- своему изобразить ласкового котёнка.

Игра вызывает массу положительных эмоций, и к ним присоединяются другие дети. Желательно в такие игры привлекать застенчивых детей и тех, у которых эмоции слабо выражены.

         В работе с детьми мы используем этюдный тренаж во всех возрастных группах. Этюдный тренаж  помогает развивать память, внимание, воображение, умение двигаться на сцене, общаться с партнёрами.

В младшем возрасте мы используем  игры – этюды  «Кто как ходит?»

 Задачи: учить детей имитировать движения, характерные для различных животных, под музыкальное сопровождение. (Показ презентации)

 Эти этюды развивают внимание, воображение, умение двигаться на сцене, общаться  с партнерами.  

А сейчас  предлагаем посмотреть этюды на выразительность жеста. (Вера, Соня С.)

            В младшем возрасте дети с удовольствием инсценируют отрывки из знакомых русских народных сказок. Чтобы поддержать интерес мы используем элементы костюмов, маски, декорации. (Вершинин Артём, Костя, Стёпа)

Этюд на воспроизведение отдельных черт характера. (Вика Медведева).

Этюд на выражение основных эмоций, в роли ведущего выступает воспитатель. (Мира Л.)

Этюд на сопоставление  различных эмоции. Гиперссылка

Вывод: эти этюды будут той первоосновой,  на которой  в последствии разовьются начальные игровые умения, дальнейшие творческие качества детей.

              В среднем возрасте ребёнок переходит к игре, ориентированной на зрителя, где важна не только игра, но и важен результат. Игра становится средством самовыражения, дети учатся сочетать в роли текст и движение, развивается чувство партнёрства. Наиболее активные дети начинают вместе с воспитателем драматизировать простейшие сказки.

В средней  группе продолжаем проводить игры на воображение, внимание, память, на выразительность жеста.

 Упражнение на развитие воображения. Игра проводится  с педагогами  «Предположим что…» Стр. 46 Н.Ф. Сорокина

 Игра – путешествие «В пустыне».  Цель: развитие воображения, фантазии, творческих способностей. Стр. 46 Н.Ф.Сорокина.

           В старшей группе  продолжаем совершенствовать исполнительские навыки.  Центром игры становится не только «артист», но и «режиссёр», «оформитель», «костюмер». По новому идёт приобщение детей к театральной культуре: знакомим с назначением театра, деятельностью работников театра, видами и жанрами театрального искусства.

Разучиваем  скороговорки, т.к. они помогают формировать правильное произношение, артикуляцию, тренируют дикцию, помогают детям научиться быстро и чисто проговаривать труднопроизносимые слова и фразы. (Показ презентации)

        Подготовительная к школе группа. В этом возрасте игра - драматизация становится спектаклем. Дети играют для зрителей. Для этого необходим весь запас знаний, умений и навыков, полученный в разном возрасте. Для этого мы используем сказки, богатые диалогами, динамикой реплик. Это позволит обогатить речь детей новыми выразительными средствами. Предоставляем детям больше свободы в действиях, фантазии при имитации движений.

        Для организации театральной деятельности с детьми необходимо научить детей общаться в коллективе. Развитие первоначальных навыков игрового поведения можно начинать с использования упражнений развивающих коммуникативные навыки, которые сближают детский коллектив, помогают наладить контакт со сверстниками и взрослыми и настраивают на непринужденное общение.

               Наше занятие с детьми начинается с разминки на создание хорошего настроения. Сейчас мы ее с вами проведем. Я предлагаю вам встать в круг. В водной части мы используем тренинговые упражнения: дружеское рукопожатие, комплимент, «Назови ласково соседа»  и т.д.
Проводится разминка «Здравствуйте!»

Здравствуй солнце золотое,

Здравствуй небо голубое,

Здравствуй, вольный ветерок.

Здравствуй, маленький дубок,

Здравствуй утро, здравствуй день,

Нам здороваться не лень!.

Упражнение «Круг друзей»

Дети стоят в кругу и хором читают стихотворение.

Собрались все дети в круг,

Я – твой друг, и ты – мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся!

Улыбаясь, берутся за руки, поднимают их вверх и произносят: «Один за всех, и все за одного!»

«Мы ладошку в ладошку вложим…».

Ещё такое упражнение, которое даёт бодрость, силу к занятию для детей подготовительных групп.

Парам пари (вы отвечаете громко) Хей

Парам пари Хей

Парам пари Хей, Хей, Хей

Настроение,  каково – Во!

Кто такого мнения – Я

Все, без исключении – да (Хлопают в ладоши)

Тренинг «Телеграмма».

Мини – тренинг можно использовать в начале занятия,  на музыкальном занятии для  сплочение детского коллектива. Берёмся за руки, «передаем» телеграмму, быстро, быстро по цепочке, используя нажатие на руку, этот сигнал должен вернуться ко мне обратно. Получила, теперь в две стороны, передаём. Такое усложнение развивает внимание, внутреннюю технику, чувство партнёрства.

Что вы почувствовали, ощутили? (Ответы педагогов)

  • Минутки дружбы, или эмоциональные минутки, помогают создать положительный эмоциональный настрой в группе. Они могут использоваться как ритуал при «вхождении в день», а также как элементы начала любой совместной деятельности.

Упражнение на снятие мышечного напряжения. Как известно, дети в большинстве своем от природы скованны, зажаты. Это сказывается на их характере, поведении. Для снятия мышечного тонуса проводится следующее упражнение:

 «Прекрасный цветочек»

Теплый солнечный лучик  упал на землю и согрел маленькое семечко. Из семечка робко проклюнулся росток. Из ростка начал расти прекрасный цветок. Вот он вырос, нежится на солнышке, подставляет теплу и свету каждый свой лепесток, поворачивая свою головку в след,  за солнцем.

Выразительные движения. Сесть на корточки, голову и руки опустить; поднимается голова, распрямляется корпус, руки поднимаются в стороны – цветок расцвел. Голова при этом слегка откидывается назад, медленный поворот вслед за солнцем.

Дети наслаждаются приятными эмоциями и ощущениями, представляя себя в том или ином образе. Вы почувствовали, что стали расслабленными, менее напряженными? (Ответы педагогов).

         Очень важно на всех этапах театрализованных занятий подбирать театрализованные игры и упражнения, которые сочетаются в движении, речи, мимики, пантомимы в различных вариациях. Предлагаю его провести вместе с вами.

Мышка в норку пробралась,

На замочек заперлась.

Мышка в дырочку глядит:

На заборе кот сидит

Мяу – мяу- мяу (шевелит руками над головой)

Кот сибирский

Кот царапка учит деток танцевать

Ну –ка детки по команде

1,2,3,4,5

Очень нежно

Очень нежно, незаметно

Нужно лапки поднимать

Левой, правой,

Левой, правой

1,2,3,4,5

Тише, тише кот на крыше

А котята ещё выше

Кот пошёл за молоком

А котята кувырком

Кот пришёл без молока

А котята ха-ха-ха

Упражнение на развитие памяти. Память имеет важное  значение  в театрализованной деятельности. Дети должны хорошо запоминать материал для того чтобы им было не трудно выполнять пожелания педагога и ставить сценки или спектакли.

Музыкальная игра  «У жирафа». (Сборник пальчиковых игр Е. Железновой)
Цель: развитие внимания и памяти.
Упражнение на развитие воображения, творческой активности. Ребенок не должен мыслить односторонне, банально. Для этого существует это упражнение.
Игра с воображаемыми предметами

Цель.  Развивать воображение и фантазию, чувство веры и правды; побуждать детей к участию в общем театральном действии.

Дети встают в круг и передают друг другу воображаемый предмет. Игру начинает и комментирует педагог.

-----Посмотрите, у меня в руках большой мяч. Возьми его, Саша (Педагог передает «мяч» рядом стоящему ребенку).

—Ой, у тебя он стал маленький. Передавай его Насте.

—Настя, в твоих руках маленький мячик превратился в ежика. Его колючки колкие, смотри, не уколись и не урони ежа. Передай ежика Пете.

--Петя, твой ежик превратился в большой воздушный шар. Держи его крепче за ниточку, чтобы не улетел.  

Дальше импровизировать можно в зависимости от количества детей (шарик превратился в горячий блин, блин – в клубок ниток, нитки – в маленького котёнка, его можно осторожно погладить, котёнок превратился в румяного колобка).

Следующее  упражнение на интонационную выразительность - способность в речи отличать оттенки настроений и эмоций. Интонация – это выражение чувств голосом.  Мы всегда говорим детям голосом можно играть: говорить тише, громче, выделять отдельные слова, шептать  или кричать.
(Проводятся упражнения на интонационную выразительность).

Сказать фразу с той интонацией, которая,  по вашему мнению, будет  выражать  эмоция на экране.

        Уважаемые коллеги! Сегодня вы могли наблюдать и участвовать в некоторых  направлениях работы,  которые мы используем  по театрализованной деятельности.

Спасибо всем за внимание.

На этом наш мастер – класс закончен. Еще раз всем спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Театрально-игровая деятельность детей дошкольного возраста"

программа "Театрально-игровая деятельность детей дошкольного возраста"...

Опыт работы по театрально - игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста. Театральное пособие "От потешек к Пушкинскому балу".

Разработанное мною методическое пособие "От потешек к Пушкинскому балу" посвящено актуальной проблеме дошкольного образования - развитию  творческого потенциала дошкольников средствами ...

Развитие эмоций через театрально-игровую деятельность детей старшего дошкольного возраста

В процессе развития происходят изменения в эмоциональной сфере, повышается уровень понимания детьми эмоциональных состояний, что выражается в умении правильно реагировать на эмоциональные состояния ок...

Театрально-игровая деятельность детей дошкольного возраста

Программа по театрально-игровой деятельности...

Сказки и их место в развитии театрально-игровой деятельности детей дошкольного возраста

Данный материал подготовлен для воспитателей. Он поможет с помощью русских народных сказок организовать в группе театральную деятельность, правильно планировать работу с детьми и творчески развивать д...

Особенности организации театрально- игровой деятельности детей дошкольного возраста в условиях ДОО

Особенности организации театрально- игровой деятельности детей дошкольного возраста в условиях ДОО...

"Театрально - игровая деятельность детей дошкольного возраста".

        Статья посвящена влиянию театрализованной деятельности на всестороннее развитие личности ребенка дошкольного возраста. Театрализованная деятельность является источни...