Дополнительная образовательная программа «Юный патриот»
рабочая программа (средняя группа)

Бондарь Ирина Александровна

Дополнительная образовательная программа для детей средней группы  «Юный патриот» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_yunyy_patriot.docx45.28 КБ

Предварительный просмотр:

Филиал Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения

«Детский сад «Радуга»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«Юный патриот»

для детей средней группы комбинированной направленности для детей с ТНР (возраст от 4 до 5 лет)

на период с 01.09.2023г.  по 31.05.2024 г.

                                                                                                                                                                                                                               

Паспорт программы

Название программы

Дополнительная образовательная программа «Юный патриот»

Автор программы

Бондарь Ирина Александровна

Вид 

Адаптированная

Направление программы

познавательное

Цель программы

Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.

Задачи программы

Обучающие:

-формировать у детей представления о Родине, малой родине;

-знакомить с государственной символикой Российской Федерации. 

-обогащать представления детей о государственных праздниках.

-знакомить детей с разными формами устного народного творчества, с особенностями народного быта.

Развивающие:

-развивать интерес детей к основным достопримечательностями населенного пункта, в котором они живут.

-расширять кругозор детей, словарный запас через знакомство с предметами быта, с традициями русского народа;

 Воспитательные:

–воспитывать у ребенка чувство любви, привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу.

 -воспитывает уважительное отношение к нашей Родине - России.

-поддерживать интерес к народной культуре страны (традициям, устному народному творчеству, народной музыке, танцам, играм, игрушкам).

Срок реализации

учебный год

География участников, их количество, возраст

Тюменская область, Советский район, ул. Дзержинского – 27 п. Агириш,

группа – 10 человек, возраст (4-5 лет)

Предполагаемые результаты

  • Имеет представление о семье, детском саде, городе, в котором он живёт.
  • Знает название страны, ее государственные символы.
  • Знает название родного города, его достопримечательности.
  • Имеет представление об исторических памятниках.
  • Проявляет интерес к родному краю, который находит отражение в совместных рисунках детей и родителей, рассказах.
  • Знает праздники и традиции, которые отмечаются в городе и семье.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка....................................................................................4

1.1 Направленность программы «Юный патриот» ………..................................4

1.2Актуальность программы..................................................................................4

1.3 Регламентирующие документы........................................................................4

1.4 Отличительные особенности программы........................................................5

1.5 Цель и задачи программы……………….........................................................5

1.6 Планируемые результаты и способы их оценки............................................6

2.Механизм реализации.......................................................................................7

2.1 Форма обучения................................................................................................7

2.2 Срок реализации и режим работы...................................................................7

2.3 Требования к уровню подготовки педагога...................................................7

2.4 Методическое и материально-техническое обеспечение программы.........7

3. Учебный план...................................................................................................10

4. Содержание программы.................................................................................10

5. Календарный учебный график.....................................................................12

Список литературы.............................................................................................15

Приложение..........................................................................................................16

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1 Направленность программы «Юный патриот».

Дополнительная общеобразовательная программа «Юный патриот»

реализуется в соответствии с социально-педагогической направленностью образования, затрагивающая образовательные области познавательного, социально-коммуникативного, речевого, художественно-эстетического развития и предназначена для детей средней группы детского сада.

1.2 Актуальность программы.        

         Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени. Современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к сверстникам по группе, редко сострадают чужому горю. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников — это не только воспитание любви к семье, родному дому, детскому саду, городу, к родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации и толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к людям, к родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.

Под патриотическим воспитанием детей мы понимаем взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной и региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим. Необходимо сформировать у детей понятие о своем «Я»; дать представление о понятиях: семья, родственники, друзья, соседи, знакомые; обогатить знания детей о родном крае, стране, дать знания о символике нашего государства; познакомить дошкольников с русским народным бытом, традициями, фольклором, народным календарем, русскими народными играми. При этом использовать дидактический и наглядный материал, с учетом регионального компонента. 

1.3 Регламентирующие документы

Программа составлена на основе действующих нормативно - правовых актов и государственных программных документов:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. №1155);
  • Приказ Министерства просвещения РФ от 09 ноября 2018 г. № 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. «О направлении методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые)»;
  • СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
  • СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (срок действия до 01.03.2027);
  • СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней" (срок действия до 01.09.2027);
  • Лицензия на образовательную деятельность;
  • Устав муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Радуга» п. Агириш;

1.4 Отличительные особенности программы 

Период дошкольного детства наиболее благоприятен для осуществления нравственно-патриотического воспитания ребёнка. Дети дошкольного возраста особо эмоциональны, пытливы, готовы к сопереживанию, у них идет процесс формирования личностных ориентиров, поэтому можно наиболее плодотворно проводить воспитательную работу. Программа раскрывает основные понятия нравственно-патриотического воспитания и формирует представления о своей семье, микро- и макро-социуме ребёнка, природе, представления о государственных символах РФ, чувство гордости за свой народ, прошлое и настоящее Родины. Способствует развитию творческого воображения, внимания, памяти, изобразительного, познавательного и коммуникативного умений, необходимых для достижения образовательных результатов.

1.5 Цели и задачи программы

Цель: формирование представлений о Родине, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.

Задачи:

 Обучающие:

-формировать у детей представления о малой родине;

-знакомить детей с разными формами устного народного творчества, с особенностями народного быта.

-знакомить с государственной символикой Российской Федерации. 

-обогащать представления детей о государственных праздниках.

Развивающие:

- развивать интерес детей к основным достопримечательностями населенного пункта, в котором они живут.

- расширять кругозор детей, словарный запас через знакомство с предметами быта, с традициями русского народа;

-развивать связную речь детей при описании предметов быта, составлении загадок и рассказов о традициях русского народа;

Воспитательные:

- воспитывать у ребенка чувство любви, привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу.

- воспитывает уважительное отношение к нашей Родине - России.

- поддерживать интерес к народной культуре страны (традициям, устному народному творчеству, народной музыке, танцам, играм, игрушкам).

1.6 Планируемые результаты и способы их оценки

  • Имеет представление о семье, детском саде, городе, в котором он живёт.
  • Знает название страны, ее государственные символы.
  • Знает название родного города, его достопримечательности.
  • Имеет представление об исторических памятниках.
  • Проявляет интерес к родному краю, который находит отражение в совместных рисунках детей и родителей, рассказах.
  • Знает праздники и традиции, которые отмечаются в городе и семье.

Оценка достижения планируемых результатов

Оценка результатов патриотического воспитания детей формируются согласно заданному содержанию программы. В процессе освоения программного материала педагог отмечает результаты в карте наблюдения (Приложение 1).

Основные диагностические методы:

- беседа.

Формы проведения педагогической диагностики:

- индивидуальная.

2. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ

2.1 Форма обучения.

Данная программа применима для детей 4-5 лет. Предназначена для индивидуальных и групповых занятий. Даёт возможность включения как в непосредственно образовательную деятельность, так и в совместную деятельность родителей и детей.

2.2 Срок реализации и режим работы.

Сроки реализации. Программа рассчитана на один год обучения.

Организация работы занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю в определённые дни. Продолжительность занятия   20 мин.

Расписание занятий

Четверг – 16.40 – 17.00

2.3 Требования к уровню подготовки педагога

        Для реализации программы привлекаются работники, имеющие педагогическое образование.

2.4 Методическое и материально-техническое обеспечение программы

  • словесные методы: чтение литературных произведений педагогом, рассказ, беседа, сообщения, загадки, словесные игры, викторины, конкурсы - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
  • наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, мнемотаблиц, коллекций, иллюстраций, показ сказок, моделирование сказок, дидактические игры, экскурсии в музеи, целевые прогулки по городу, краю (с родителями). Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
  • практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, игры разного рода, постановка пьес, сказок; утренники, досуги, спортивные состязания, музыкально-спортивные праздники совместно с родителями; изготовление с детьми наглядных пособий, организация выставок рисунков, поделок, семейных фото альбомов, стенгазет (совместная деятельность всех участников образовательного процесса). Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умению детей.

Взаимодействие с родителями

Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьей воспитанников. Помощь родителей или совместная деятельность вызывает у детей чувство гордости, способствует развитию эмоций ребенка, его социальной восприимчивости. В процессе общения с родителями и другими членами семьи ребенок, подражая им, усваивает нормы, правила и формы социального поведения.

Формы сотрудничества с семьями

  • Создание в группе тематических выставок при участии родителей.
  • Совместная работа родителей с ребёнком над созданием семейных альбомов.
  • Совместное создание тематических альбомов экологической направленности.
  • Выставки продуктов детской и детско-взрослой деятельности (рисунки, поделки, рассказы, проекты и т.п.)
  • Участие в проектах группы.
  • Совместные с семьёй прогулки и экскурсий по деревне и её окрестностям, создание тематических альбомов.
  • Создание фотовыставок, фотоальбомов.
  • Организация и проведение конкурсов и выставок детского творчества.
  • Участие родителей и детей в театрализованной деятельности, совместная постановка спектаклей, создание условий, организация декораций и костюмов.
  • Проведение праздников, досугов, с привлечением родителей.

Материально-техническое обеспечение программы

Разделы

Обеспечение

Технические

средства обучения

ноутбук,

мультимедийная система,

интернетресурсы

Наглядные

средства обучения

и материалы

Аудиотека:

гимн страны,

сказки,

русские народные песни,

песни времён ВОВ,

классическая музыка,

современные песни и композиции для слушания и проведения

досугов и праздников.

Коллекции

изделия народного промысла,

русские народные игрушки:

деревяннае игрушки,

глиняная посуда,

куклы из прошлого и современные,

игрушки нашего детства (неваляшки, чебурашки, пупсики…).

Выставки

выставки детского творчества (меняющаяся экспозиция),

фотоальбомы по разным темам

Экспозиции:

атрибуты старинных предметов быта,

военные атрибуты: медали, письма с фронта,

предметы одежды и быта современных солдат и солдат Красной и Советской Армии;

глобус Земли;

музей «Русская изба»,

постоянно

подборка фотографий и иллюстраций, гербарии «Растения нашего края»,

подборка фотографий и иллюстраций «Как прекрасен этот мир!»

 «Растения, занесенные в Красную книгу»

Энциклопедии, гербарии

Методический

кабинет

Подбор

- методической, детской, специальной литературы для изучения

педагогами и использования в работе с детьми:

устное народное творчество, произведения художественной литературы

Иллюстрированный материал, отображающий жизнь района (фотографии района, памятные места, социальные объекты,

вырезки из газет…)

материалы о ВОВ,

«Мы такие разные» (фотографии людей разных национальностей, живущих в нашей деревне)

Группа

Оформление центра по патриотическому воспитанию:

Моя семья:

-семейные фотоальбомы,

-самодельные книги на тему «Герб моей семьи»,

«Моя родословная»

Родной посёлок:

-иллюстрации,

фотоматериалы,

тематические

папки

Мой район:

-Символика района, карта района, материал, знакомящий детей со славными делами и достижениями района.

Родная страна:

-карта России;

-символика (герб, флаг, гимн, портрет президента).

Защитники Отечества:

-иллюстрации, тематические папки на темы: «Наши предки —

славяне», «Богатыри земли русской», «Великая Отечественная

война», «Российская армия»,

художественная литература,

Приобщение к истокам русской народной культуры:

-иллюстрации и тематические папки по темам: «Как жили люди на Руси», «Предметы старины», «Из истории русского народного

костюма», «Народные праздники и гуляния», «Народный календарь»

3. УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Выделяются четыре раздела, отражающих основные линии развития ребенка-дошкольника в результате его обучения:

1 раздел - «Моя семья»

2 раздел - «Мой поселок».

3 раздел - «Мой край»

4 раздел -«Моя страна».

Вместе с тем, важной особенностью является взаимосвязь всех разделов: реализация основных задач идет на разном содержании и с использованием разных средств обучения. 

Учебный план

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

1

«Моя семья»

14

2

«Мой поселок»

6

3

«Мой край»

4

4

«Моя страна»

12

Итого

36

4. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Программой определена последовательность решения комплекса поставленных задач, она определяется по разделам.

1 раздел - «Моя семья»

2 раздел - «Мой город».

3 раздел - «Мой край»

4 раздел - «Моя страна».

РАЗДЕЛ

ЦЕЛЬ

ЗАДАЧИ

1.«Моя семья».

Воспитание у ребёнка любви, уважения привязанности к своей семье, дому, детскому саду.

Познакомить с понятием «Семья». Учить детей называть членов семьи. Внушать детям чувство гордости за свою семью, прививать уважительное, заботливое отношение к пожилым родственникам. Вызывать у детей желание посещать детский сад, встречаться с друзьями. Познакомить детей с историей детского сада, семьи.

2.«Мой посёлок».

Воспитание бережного отношения к малой Родине через её познание.

Расширять представления о традициях, событиях, красивых местах посёлка: растительном и животном мире.

3.«Мой край»

Формирование начальных представлений о родном крае, его истории и культуре.

Воспитывать любовь к природе родного края и чувства сопричастности к ее сбережению. Дать понятие о заповедниках, климате, природе и полезных ископаемых, символике.

4.«Моя страна».

Формирование представлений о своей стране, традициях, символике.

Формировать представление об основных

профессиях. Вызвать интерес к жизни людей

разных национальностей и коренных народов, их жизни, быту, культуре, языку, традициям.

Календарно-тематическое планирование

на 2023- 2024 уч.год
 Средняя группа.

п/п

Месяц/ Число

Время проведения занятия

Форма занятия

Кол-во

часов

Тема

занятия

Место проведения

1

07.09.2023

по расписанию

групповая

1

«Хорошо у нас в саду».

помещение группы

2

14.09.2023

по расписанию

групповая

1

Экскурсия по детскому саду (знакомство с сотрудниками детского сада, с помещениями).

помещения детского сада

3

21.09.2023

по расписанию

групповая

1

«Что мы делаем в детском саду». Труд взрослых.

помещение группы

4

28.09.2023

по расписанию

групповая

1

«Осень, осень в гости просим»

Целевая прогулка

территория детского сада

5

05.10.2023

по расписанию

групповая

1

«Наша дружная семья».

помещение группы

6

12.10.2023

по расписанию

групповая

1

ЧХЛ «В крестьянской семье» Дрожжин С.Д

помещение группы

7

19.10.2023

по расписанию

групповая

1

Выставка рисунков «Семейная фотография»

помещение группы

8

26.10.2023

по расписанию

групповая

1

«Дом, в котором мы живем».

помещение группы

9

02.11.2023

по расписанию

групповая

1

Моя родина – Россия. День народного единства.

помещение группы

10

09.11.2023

по расписанию

групповая

1

«Символы России»

помещение группы

11

16.11.2023

по расписанию

групповая

1

Моя мама лучше всех.

помещение группы

12

23.11.2023

по расписанию

групповая

1

Праздничное мероприятие, посвященное празднованию Дня Матери.

музыкальный зал

13

30.11.2023

по расписанию

групповая

1

«Улицы родного поселка»

помещение группы

14

07.12.2023

по расписанию

групповая

1

Югра – мой край родной.

Мини-музей «Моя Югра»

15

14.12.2023

по расписанию

групповая

1

Животные нашего края

помещение группы

16

21.12.2023

по расписанию

групповая

1

Выставка рисунков «Белая береза под моим окном».

помещение группы

17

28.12.2023

по расписанию

групповая

1

«Новогодний карнавал»

18

11.01.2024

по расписанию

групповая

1

«Народные праздники на Руси. Рождество»

помещение группы

19

18.01.2024

по расписанию

групповая

1

Игры народов Севера.

20

25.01.2024

по расписанию

групповая

1

«Хоровод матрешек»

помещение группы

21

01.02.2024

по расписанию

групповая

1

«Когда мои друзья со мной»

помещение группы

22

08.02.2024

по расписанию

групповая

1

«Папы, дедушки – солдаты»

Мини-музей «Боевой славы»

23

15.02.2024

по расписанию

групповая

1

«На земле, в небесах и на море» – об армии, о родах войск.

помещение группы

24

22.02.2024

по расписанию

групповая

1

Спортивный досуг «Мой папа самый сильный!»

Спортивный зал

25

29.02.2024

по расписанию

групповая

1

«Я и моё имя».

помещение группы

26

07.03.2024

по расписанию

групповая

1

«О мамах родных и очень важных»

помещение группы

27

14.03.2024

по расписанию

групповая

1

«Веселая масленица»

помещение группы

28

21.03.2024

по расписанию

групповая

1

«Русская изба»

мини-музея «Русская изба»

29

28.03.2024

по расписанию

групповая

1

 «Славится Россия чудо – мастерами».

помещение группы

30

04.04.2024

по расписанию

групповая

1

«Сказки- добрые друзья»

помещение группы

31

11.04.2024

по расписанию

групповая

1

«Покорение космоса»

Мини- музей «Космос»

32

18.04.2024

по расписанию

групповая

1

Игра – путешествие «Москва– столица России».

помещение группы

33

25.04.2024

по расписанию

групповая

1

Этот день Победы! Рисование «Это вспыхнул перед нами яркий, праздничный салют»

помещение группы

34

16.05.2024

по расписанию

групповая

1

«Природа нашего края»

помещение группы

35

23.05.2024

по расписанию

групповая

1

«Наши добрые дела».

помещение группы

36

30.05.2024

по расписанию

групповая

1

 «Мой любимый посёлок»

Создание фотоальбома

помещение группы

Список литературы 

1. Дошкольникам о защитниках отечества :методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ / под.ред. Л. А. Кондрыкинской. - Москва: Сфера,2006

2. Дерягина Л.Б. Моя Родина Россия. Серия «Малышам о родине» -СПб: Издательский Дом «Литера», 2007г.

3. Евтушенко С., Веселова Л. Воспитание большого гражданина России. //Дошкольное воспитание-2007, №6-с.118-121.

4. Игушенцева А. Музей боевой славы//Дошкольное воспитание 2006-№5, с.11-13

5. Комарова Т. Искусство как фактор воспитания любви к родному

краю//Дошкольное воспитание-2006, №2- с.3-8.

6. Пантелеева Н.Г. Знакомим детей с малой родиной: методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2015г.

Приложение 1

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА

мониторинговой оценки результатов патриотического воспитания детей.

Показатели формируются согласно заданному содержанию программы.

Бланк опроса:

0-отсутствие ответа

1-не полный ответ

2-полный ответ

Показатели

Баллы

(0-2)

1. Назвать свою фамилию, имя, отечество

2. Назвать фамилию, имя, отечество своих родителей

3. Назвать профессии родителей, (место работы)

4. Что такое «семья»? Когда так говорят?

5. Я люблю свою семью, но… потому что…поэтому…

6. За что вас любят в детском саду, дома? Как относитесь сами к себе?

7. Кем будете, когда вырастите? Почему? Какими хотите стать?

8. Почему так говорят: «Россия – наша Родина»?

9. Как называется город, в котором вы живете?

10. Как называется страна, в которой вы живете? (дополнительный)

11. Какие интересные места, улицы в городе вы знаете?

12. Назовите свой адрес?

13. Каких животных и птиц края вы знаете?

14. Какие деревья, растения края можете назвать?

15. Какие книги, сказки вы знаете?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа «Юные волшебники» по нетрадиционной технике рисования с детьми старшего дошкольного возраста Разработчики программы: Бородай Ольга Владимировна, воспитатель I квалификационной категории; Шахова Анна Владими

"Каждый ребенок – художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста”. Пабло Пикассо Почему рисуют дети? Это – один из путей совершенствования организма. В начале жи...

Дополнительная образовательная программа "Юный пешеход"

    Программа «Юный пешеход» (далее «Программа») посвящена актуальной проблеме — воспитанию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах города, имеет социальн...

Дополнительная образовательная программа "Юный краевед"

С целью совершенствования навыков продуктивной деятельности, ознакомления детей с национальной культурой исусства народов Крайнего Севера используется дополнительная образовательная программа "Юный кр...

Дополнительная образовательная программа "Юный краевед"

С целью совершенствования навыков продуктивной деятельности, ознакомление детей с национальной культурой искусства народов Крайнего Севера используюется дополнительная образовательня программа "Юный к...

Дополнительная образовательная программа "Юный шахматист"

Дополнительная образовательная программа "Юный шахматист"...

Дополнительная общеобразовательная программа "Юный патриот"

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста....

Дополнительная общеобразовательная программа "Юный патриот"

Программа кружка "Юный патриот" представляет собой попытку обеспечить обновление содержания воспитательной работы с дошкольниками...