Использование методов ТРИЗ в экологическом воспитании дошкольников
методическая разработка (младшая группа)

Ануш Витальевна Арустамян

          Одной из эффективных педагогических технологий для развития творчества у детей является ТРИЗ - Теория решения изобретательских задач.            Она возникла в нашей стране в 50-х годах усилиями выдающегося российского учёного, изобретателя, писателя – фантаста Генриха Сауловича Альтшуллера и представляет собой уникальный универсальный инструмент для поиска оригинальных идей, развития творческой личности, доказательством того, что творчеству можно и нужно обучать.

Скачать:


Предварительный просмотр:

          Одной из эффективных педагогических технологий для развития творчества у детей является ТРИЗ - Теория решения изобретательских задач.            Она возникла в нашей стране в 50-х годах усилиями выдающегося российского учёного, изобретателя, писателя – фантаста Генриха Сауловича Альтшуллера и представляет собой уникальный универсальный инструмент для поиска оригинальных идей, развития творческой личности, доказательством того, что творчеству можно и нужно обучать.

Мы рассмотрим возможность использования данной технологии для формирования экологического сознания дошкольников.

Цель: создание условий для экологического воспитания дошкольников средствами ТРИЗ.

Задачи:

1. Формировать экологическую культуру дошкольников.

2. Развивать фантазию детей, научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов в окружающем мире

3. Воспитание у детей интереса и любви к родной природе, способности понимать и чувствовать ее красоту.

          Технология ТРИЗ включает в себя огромное количество чудесных методов и приёмов, которые помогают в решении задач экологического воспитания.

Основные методы ТРИЗ, которые можно использовать  в работе с детьми:

  • Мозговой штурм
  • Прием эмпатии
  • Противоречия
  • Системный анализ
  • Круги Луллия
  • Метод маленьких человечков.

          1.Мозговой штурм.

Предложен американским учёным А. Осборном. Это метод коллективного поиска оригинальных идей, который помогает решать задачи по формированию умения обсуждать проблемы и находить пути выхода из проблемных ситуаций.

Суть мозгового штурма – дать свободный выход мыслям из подсознания, создавать условия расковывающие ребенка.

Темами мозгового штурма могут быть: как не промокнуть под дождем; как выгнать лису из заячьей избушки; как сделать разноцветную льдинку и т. д. Что будем делать, чтобы воздух был чище?», «Что нужно сделать, чтобы на участке было красиво?» и т. д.

Одной из разновидностей мозгового штурма, его усовершенствованной формой является - синектика. В его основе лежит использование различных аналогий: прямой, функциональной, фантастической.

Прямая аналогия учит детей сравнивать животное с различными объектами. Игры «Кто на что похож?»«Узнай меня» (по внешнему виду):на что похож еж? (на щетку, игольницу, клубок) и т. д.

Функциональная аналогия: Игра «На что похоже солнце?» (солнце светит, греет, радует и т. д. Похоже на лампочку, печку, игрушку и т. д.)

Фантастическая аналогия: сравнение объекта живого мира с его сего игрушечным, рисованным, сплетенным, глиняным и т. д. прототипом: «что общего и чем отличается кошка настоящая и игрушечная?»

Также можно использовать игры: «Да –нет», «Кто в домике живет», «Что у кого», «Детективные истории» и др.

         Таким образом, дети ищут схожести и различия по функциям, по составным частям, по месту обитания. Можно использовать варежковый театр, фланелеграф, настольный театр, маски.

Для интереса и привлечения внимания используем смайлики (веселый, грустный).

           2.Прием эмпатии.

Используем с младшего возраста. В основе этого метода лежит отождествление самого себя с кем - либо или чем - либо, и как следствие - умение сопереживать этому объекту.

           Ребенку трех лет проще почувствовать себя живым объектом и показать несложные действия и рассказать, что чувствует объект. (заяц, медведь и т.д.)

Детям среднего возраста предлагают отождествить себя с рукотворным объектом и найти выход из проблемной ситуации. «Ты комнатный цветок. Тебя посадили в красивый горшочек и забыли полить. Что ты чувствуешь?».

Во время игр, обсуждая ситуацию, мы можем помочь дошкольнику решить проблему, развивать фантазию и воображение.

         3.Метод противоречия (проблемные ситуации).

Этот метод помогает увидеть в окружающей действительности противоречия, научиться их формулировать и решать, начиная уже с детьми младшего возраста, используя для этого варианты игры «Хорошо –плохо»: «Мороз –это хорошо, потому -что снег не тает, можно кататься на санках, коньках. Мороз -это плохо, потому –что руки мерзнут, нельзя долго гулять, можно заболеть и т. д.» Использовала игры «Наоборот», как сопоставление и умение строить сложные предложения. На примере животных: Волк злой, а лиса хитрая (повадки). Волк серый, а лиса рыжая (внешность). Олень большой, а заяц маленький (размер).Собака живет в будке, а медведь в лесу (среда обитания).Петух -птица, а кошка -животное (вид).В старших группах этот вариант игры используется для того, чтобы наделять животных обратными качествами. «Заяц был трусливым, а стал храбрым; был маленьким, а стал большим». Игра «Опасно - не опасно», например, собака опасна, когда её дразнишь. Игра «Нравиться - не нравиться»: нравится, что лось высокий, не нравится, что нельзя сесть и покататься.

         4.Круги Луллия

Идеи Раймонда Луллия используем при проведении игровых обучающих ситуаций и в процессе совместной игровой деятельности, где необходимо получить ответы на имеющиеся вопросы.

Со второй младшей группы используются два круга разного диаметра состоящие из четырех или 7 секторов. Можно использовать круг со съемными прищепками.

С использованием кругов Луллия мы проводим следующие серии игр.

 Игра «Помоги детёнышу найти свою маму» (Объект-объект)

Ход игры.

1.Установливаем пособие, где на секторах расположены объекты:

малый круг – картинки с изображением взрослых животных;

большой круг – картинки с изображением детёнышей.

3.Поставим перед детьми задачу: найти маму детёнышу.

4.Раскручиваем с детьми малый круг и предлагаем найти соответствие на кругах, затем объясняем закономерность соотнесения объектов.

  • можно проводить и другие виды игр «Кто, где живет?» (Объект-место) «Чей хвост», «Найди пару», «Заплатки»(определить цвет и форму) «Определи цвет», «Домашние и дикие животные», «Кто чем питается», «Чей хвост».

Сначала правильно подбираем хвосты животным, а затем предлагаем животному поставить чужой хвост и решить проблем . Сможет ли животное существовать с таким хвостом и почему?

 

         5.Системный анализ

Метод «Системный анализ». Метод помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой определенным образом элементов, удобно функционирующих между собой. Его цель – определить роль и место объектов, и их взаимодействие по каждому элементу. Очень важно при ознакомлении детей с окружающим миром показать: все, что нас окружает, взаимосвязано, состоит из частей и частью чего - то является. Этот метод используют с младшей группы. Для знакомства с детенышами животных можно использовать системный анализ по горизонтали:  игра «Семья»

Лис-лиса-лисенок;

Волк-волчица-волчонок.

По вертикали, знакомить с частями тела животных и средой обитания.

В старших группах используются все 9 экранов.

В своей работе мы используем такие игры: «Природный и рукотворный мир», «Природный мир бывает разный», «Где живет». «Что будет если», «Времена года», «Ромашка признаков», «Что из чего», «Мир вокруг нас» , «Кто кем был» и др. настольные и дидактические игры.

          6. Метод маленьких человечков заключается в использовании ассоциативных рисунков для объяснения изучаемых объектов. Знакомить с этим методом детей рекомендуется со среднего возраста. С помощью этого метода дети составляют схемы воды в жидком, твердом, газообразном состоянии или сами становились этими человечками. С помощью метода маленьких человечков дети отображают переход объекта из одного состояния в другое, например: «сосулька или лед превращаются в воду, вода в пар».

После изучения и внедрения методов ТРИЗ мы реализовали экологический проект «Чудо -вода»

Через опытно-экспериментальную деятельность узнают о свойствах воды, о ее формах, о видах, о роли в жизни человека и живых организмов. В повседневном общении с детьми используют познавательные упражнения. Учатся проводить опыты и эксперименты с неживой природой, самостоятельно добывают информацию через поисковую деятельность, делают выводы. Например опыт: «Вода и ее превращения », где дети наблюдают переход воды из одного состояния в другое ( твердое-жидкое, газообразное-жидкое) и с помощью метода маленьких человечков составляют схемы воды.

Освоение методов и приемов технологии ТРИЗ должно проходить с помощью сказок, игр, проблемных ситуаций, которые лежат в основе технологии ТРИЗ.

Игры ТРИЗ позволяют активизировать познавательный интерес к окружающей природе, воспитывать осознанное бережное отношение к ней, развивать мыслительные процессы.

Наряду с положительными сторонами данных технологий есть и трудности в подборе материала. Готовых игр мало.

Для реализации данной технологии ТРИЗ помогает фантазия, желание, целеустремленность педагога.

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

использование метода моделирования в экологическом воспитании дошкольников

моделирование как эффективный метод в экологическом воспитании дошкольников...

Использование метода мнемотехники в экологическом воспитании дошкольников

Для успешного решения задач экологического воспитания, я в своей работе использую метод мнемотехники. Цель которой- обеспечение успешного усвоения дошкольниками знаний об особенностях объектов природы...

Использование метода мнемотехники в экологическом воспитании дошкольника

Для успешного решения задач экологического воспитания, я в своей работе использую метод мнемотехника. Цель которой - обеспечение успешного усвоения дошкольниками знаний об особенностях объектов природ...

Использование метода проектов в экологическом воспитании дошкольников (из опыта работы)

В статье раскрыты этапы реализации проекта. Описана работа над проектом "Поможем пернатым перезимовать"...

использование метода проектов в экологическом воспитании дошкольников (из опыта работы)

....Технология проектирования - одна из педагогических инновационных технологий, применяемых в детских садах. .....Проектирование - это тот метод , который позволит процесс познания детьми окружающего...

Использование метода проектов в экологическом воспитании дошкольников ( из опыта работы воспитателя)

               Одной из основных задач воспитания и образования является фор­мирование экологической культуры и природоохранного сознания, фундамент ...