Консультация для воспитателей «Что такое нейрогимнастика и чем она полезна?»
консультация

Нейрогимнастика – это популярное название двигательной нейропсихологической коррекции (или сенсомоторной коррекции), которая состоит из универсальной системы упражнений для развития мозга и  относится к кинезиологическим упражнениям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_takoe_neyrogimnastika_i_chem_ona_polezna.docx22.59 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Что такое нейрогимнастика и чем она полезна?»

Нейрогимнастика – это популярное название двигательной нейропсихологической коррекции (или сенсомоторной коррекции), которая состоит из универсальной системы упражнений для развития мозга и  относится к кинезиологическим упражнениям.

Кинезиология (от греческого слова «кинезис» — движение, «логос» — наука) - наука о развитии головного мозга через движение. Она направлена на развитии связей ум-тело, т.е. оптимизацию деятельности мозга через физические движения.

Нейрогимнстику можно отнести к немедикаментозному виду помощи детям, имеющих различные неврологические заболевания и синдромы, такие как:

  • задержка речевого и психического развития;
  • нарушение координации движений;
  • гиподинамия
  • дефицит внимания;
  • гиперактивность;
  • агрессия;
  • общее снижение иммунитета;
  • расстройства аутического спектра;
  • алалия, дизартрия и другие.

    Также нейрогимнастика полезна нейротипичным детям для общего психофизического развития.

          Причина этих расстройств – нарушение в работе головного мозга, поэтому в период от 3до 7 лет, когда кора больших полушарий головного мозга ещё окончательно не сформирована, важно уделить внимание развитию познавательных прессов и двигательной деятельности.

Психомоторная коррекция направлена на коррекцию различных нарушений ребенка с целью восстановления у него нормального функционирования мозга.

Если у ребенка есть неврологическое заболевание – это уже значит, что какие-то структуры мозга испытывают дефицит развития, который необходимо восполнять.

Хорошее интеллектуальное развитие обеспечивается нам не размером мозга, а количеством нервных связей между структурами мозга и хорошим мозговым кровообращением. Именно с помощью движения мы создаем новую нейронную связь. Когда мы получаем сенсорный стимул и в ответ начинаем движение, происходит образование новой нервной связи. Без движения это просто невозможно. Для примера можете представить себе глаз, который не реагирует на свет или ухо, мышечная система которого не сокращается в ответ на звуковой сигнал – это будет значить, что мы ничего не видим и не слышим. Поэтому движение – это не только жизнь, но и интеллект. Нет движения – нет получения опыта и новых знаний, вместе с тем нет и новых нейронов.

Нейрогимнастика включает в себя комплексы упражнений, направленных на развитие подкорковых структур, межполушарных связей, связей между корой и подкорковыми структурами (у детей с РАС как раз и отмечается дефицитарность связей между корой и подкоркой, а также неправильное функционирование последней, что проявляется в гипер-или гипо-тонусе, утомляемости, малой концентрации внимания).

Двигательная нейропсихологическая коррекция включает в себя следующие комплексы упражнений:

  • дыхательные упражнения: насыщают мозг кислородом;
  • растяжки: работа с мышечными дистониями и гипертонусом. Напряженные мышцы при гипертонусе, например, сообщают мозгу о том, что организм находится в стрессе и к обучению (получению новых знаний) не готов. Тогда все сенсорные стимулы от ствола мозга не поднимаются к коре больших полушарий, потому что лимбическая система их не пропускает, воспринимая их как стрессовую ситуацию. Как только мышцы во время растяжки расслабились – наш мозг готов к обучению и лимбическая система воспринимает их как приключенческий и познавательный опыт и сигналы беспрепятственно поднимаются к коре мозга. Тот же эффект происходит при расслабляющем массаже;
  • упражнения на развитие межполушарных связей: для согласованной работы обеих полушарий, для развития аналитико-синтетической деятельности мозга, для развития произносительной и понимающей части речи, для улучшения скорости переработки информации;
  • упражнения на развитие мелкой моторики и зрительно-моторной координации: детям, у которых есть задержки речи, сенсомоторная коррекция необходима в первую очередь, потому что моторные центры (двигательные) и речевые находятся рядомв головном мозге. Вот почему развитие крупной и мелкой моторики стимулирует развитие речи у детей. Упражнения на зрительно-моторную координацию развивают глазодвигательные функции у детей, совершенствуют точность движений, моторную ловкость, расширяют зрительное поле, делают взгляд живым, позволяют тренировать быстрый приём информации через зрительный анализатор, подготавливают руку к письму, корректируют почерк.
  • упражнения на развитие ловкости и координации движений
  • упражнения на развитие пространственной ориентации и формирование схемы тела: на занятиях, выполняя различные упражнения, улучшаются функции сенсорной интеграции, ребенок лучше чувствует свое тело, точнее пользуется им, тем самым развивается плавность движений, ловкость, большая часть энергии мозга направляется на интеллектуальную деятельность, сенсорные стимулы начинают восприниматься адекватно.

По мере овладения упражнениями, ребенок становится более уверенным в себе, и таким естественным образом улучшается эмоциональное состояние ребёнка. Эмоции, за которые отвечает лимбическая система в головном мозге, определяют разрядку нейропередатчиков, которые усиливают или ослабляют наш иммунитет. Радость, горе, удивление – все это влияет на нашу иммунную систему.

Таким образом, нейрогимнастика способствует улучшению психического и физического развития детей.

Приступать к выполнению гимнастики для мозга необходимо в среднем дошкольном возрасте, то есть в 4-5 лет.

В 5-6 лет ребёнку можно предложить более сложные упражнения, которые учитывают специфику его возрастного развития. Это станет важнейшей частью подготовки детей к школе, ведь для успешной учебной деятельности необходимо нормальное развитие мозолистого тела, чего и позволяет добиться нейродинамическая гимнастика.

Во время выполнения упражнений должна царить доброжелательная атмосфера, заниматься нужно каждый день, не пропуская, но без принуждения. Продолжительность гимнастики – не более 5 минут.

В зависимости от индивидуальных способностей ребёнка следует постепенно усложнять задание — например, ускорить темп выполнения. Важно, чтобы каждое упражнение выполнялось точно и правильно. В одну тренировку не надо включать «всё и сразу», 4-5 качественно выполненных упражнений вполне достаточно. У ребёнка не всё получается с первого раза, нельзя нервничать, кричать, лучше всего похвалить ребенка за старание и попробовать ещё раз.

УПРАЖНЕНИЯ

  1. «Фонарики» — правая ладонь раскрыта, левая- закрыта в кулак. Поочерёдно меняем положение рук. Выполняем сначала медленно, а затем быстро.
  2. «Молоток» — правая рука ладонью вниз лежит на столе, левый кулак стучит по правой руке, затем кладём левую руку ладонью вверх и стучим правым кулаком.
  3. «Кулачок-ладошка» — так крадётся кошка – правая рука сжата в кулак, левая ладонь лежит. Поочерёдно меняем положение рук.
  4. «Змейка» — соединяем ладони и вращаем кисти рук, как змейка.
  5. «Жучок» — кладём правую ладонь на левую и выполняем круговые вращения вперед – назад только большими пальцами. Хлопком меняем руки.
  6. «Кулак-ребро-ладонь» или «Лягушка хочет в пруд». Три положения руки последовательно сменяют друг друга: а) сжатая в кулак ладонь; б) положение ладони ребром на плоскости стола; в) распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом левой, потом двумя руками вместе. Повторять 8-10 раз.
  7. «Алмаз» — соединяем пальцы в форме алмаза и поочерёдно с каждым пальцем выполняем вращение. Делаем максимально быстро, перебирая пальцами сначала в одну сторону, затем в другую.
  8. «Кулачки танцуют» — похлопываем внутренней стороной кулака и внешней.
  9. «Угол» — поднимаем правую руку прямой ладонью вверх, а левую, сжатую в кулак кладём под правый локоть. И поочерёдно меняем расположение рук. Усложнение: добавляем хлопок.
  10. «Блины» — вытянули обе руки вперёд: правая – ладонью вниз, левая – ладонью вверх. Поочерёдно меняем руки.
  11. «Стульчик» — правая ладонь открыта, левая прижата к правой ладони в кулак. Меняем по очереди максимально в быстром темпе.
  12. «Пианино» — соединяем с большим пальцем поочерёдно все пальцы до мизинца и обратно. Это упражнение выполняем правой рукой, затем левой, а потом двумя руками одновременно.
  13. «Перекрёстные шаги». Ребёнку необходимо встать прямо, поднять согнутую в колени правую ногу таким образом, как будто он планирует выполнить широкий шаг. Согнутую в локте левую руку следует потянуть к правому колену. Такие движения требуется повторять в течении 1-2 минут, меняя руку и ногу.
  14. «Вертушка» — одновременные махи назад-вперёд прямыми руками.
  15. «Ухо-нос». Левой рукой держимся за правое ухо, правой рукой – за нос, затем хлопок и меняем положение.
  16. «Молоток-пила» (упражнение выполняется либо на столе, либо руки лежат на коленях). Левой рукой как бы пилим пилой, правой в то же время «забиваем молотком гвозди».
  17. «Воздушные восьмёрки» — рисовать в воздухе перед собой восьмёрки – от центра по часовой стрелке, а потом — против. Следить за движениями только глазами, не поворачивая голову. Это упражнение активизирует мыслительные процессы, снимает лишнее напряжение, подготавливает к восприятию визуальной информации.
  18. «Путаница». Нужно положить правую ладонь на голову, левую – на живот. Затем макушку головы можно слегка постукивать, а живот поглаживать круговыми движениями. Затем поменять руки.
  19. «Лезгинка» — взрослый предлагает детям сложить левую руку в кулак, большой палец отставить в сторону, кулак развернуть пальцами к себе. Затем предлагает прикоснуться правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении к мизинцу левой руки. После этого одновременно сменить положения правой и левой рук.

20. «Зайчик — кольцо» — взрослый предлагает изобразить правой рукой зайчика (сжать пальчики в кулачок, кроме указательного и среднего), а левая рука – показывает кольцо. Хлопком меняем движения рук.

Литература

  1. Брейн Джим «Гимнастика мозга»
  2. Трясорукова Т.П. «Развитие межполушарного взаимодействия у детей: нейродинамическая гимнастика»
  3. Пол и Гейл Деннисон «Гимнастика мозга». Книга для учителей и родителей Иванова Юлия Викторовна, воспитатель МАОУ «Подберезская СОШ» дошкольные группы, Новгородский район, д. Подберезье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Что такое физическая культура"

Здесь рассказывается о методике физического воспитания и об интеграции в физическом воспитании в ДОУ...

консультация для воспитателей "Что такое ФГОС?"

консультация для воспитателей...

консультация для воспитателей "Что такое гиперактивный ребенок?"

очень часто в группы детсого сада приходят дети "гиперактивные", и воспитатель не знает как себя вести с данным ребенком. В консультации рассказывается о гиперактивности, и о том как помочь ребенку с ...

Консультация для воспитателей "Что такое Федеральный государственный стандарт дошкольного образования?"

Данный материал предназначен для педагогов, работающих в сфере дошкольного образования, и нацелен на детальное рассмотрение ФГОС ДО, на освещение проблем, связанных с внедрением стандарта в дошкол...

Консультация для родителей «Что такое нейрогимнастика?»

Консультация для родителей на тему: "Что такое нейрогимнастика?" Рекомендовано для родителей и педагогов дошкольных образовательных учреждений...