Консультация «Гиперактивный ребенок в детском саду и школе»
консультация (подготовительная группа)

Павлуткина Наталья Николаевна

Синдром дефицита внимания и гиперактивности – психоневрологическое расстройство с нарушением структуры, метаболизма и процессов обработки информации в центральной нервной системе.

 

Наличие гиперактивности у дошкольников установить непросто, поскольку здоровым детям в этом возрасте также свойственна повышенная подвижность. Диагностику СДВГ облегчают дополнительные симптомы: приступы ярости, агрессивные или отчаянные (без оглядки на риск) действия.

Все дети иногда могут быть невнимательными или гиперактивными, так чем же отличаются дети с СДВГ? Заболевание выявляется, если поведение ребенка контрастирует с поведением других детей того же возраста и уровня развития в течение достаточно длительного времени, как минимум шести месяцев. Эти особенности поведения возникают до 7 лет, в дальнейшем проявляются в различных социальных ситуациях и отрицательно сказываются на внутрисемейных отношениях. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл giperaktivnyy_rebenok.docx33.65 КБ

Предварительный просмотр:

                                              Консультация

             «Гиперактивный ребенок в детском саду и школе»

По данным статистики, синдром дефицита внимания и гиперактивности (далее - СДВГ) - распространенное расстройство, которое встречается у 3-7% детей. С недавнего времени расширены возрастные рамки для этого диагноза: если ранее он мог быть установлен с 7 лет, то в настоящее время возраст понижен до 3 лет.

Проблемами СДВГ занимаются детские психиатры, неврологи и педиатры. Симптомы заболевания могут сохраняться в течение всей жизни больного, в связи с этим СДВГ рассматривается как расстройство развития (дизонтогенетическое расстройство).

Синдром дефицита внимания и гиперактивности – психоневрологическое расстройство с нарушением структуры, метаболизма и процессов обработки информации в центральной нервной системе.

Клиническая картина

Дети с СДВГ испытывают трудности с концентрацией внимания, поэтому не всегда могут справляться с учебными заданиями. Они делают ошибки по невнимательности, не обращают внимания и не слушают объяснений. Иногда они могут проявлять чрезмерную подвижность, вертеться, вставать, совершать много ненужных действий вместо того, чтобы сидеть спокойно и сосредоточиться на занятиях.

Подобное поведение бывает неприемлемым и создает проблемы как в ДОУ, дома, так и впоследствии в школе, где дети с СДВГ зачастую плохо успевают, считаются  озорными, непослушными, терроризирующими семью и сверстников. При этом они сами могут страдать от низкой самооценки, им бывает трудно заводить друзей и  общаться с другими детьми.

У мальчиков СДВГ встречается в девять раз чаще, чем у девочек.

Симптомы поведения детей при СДВГ делятся на три категории:

- невнимательность: дети легко отвлекаются, забывчивы, с трудом сосредотачивают внимание. У них возникают проблемы с выполнением заданий, организацией и соблюдением инструкций. У взрослых складывается впечатление, что они не слушают, когда им что-то говорят. Они часто делают ошибки из-за невнимательности, теряют принадлежности, свои вещи;

- гиперактивность: дети кажутся нетерпеливыми, избыточно общительными, суетливыми, не могут долго усидеть на месте. В классе они стремятся сорваться с места в неподходящее время. Иными словами, они все время в движении, как будто заведенные;

- импульсивность: на занятиях дети с СДВГ зачастую выкрикивают ответ до того, как педагог закончит свой вопрос, постоянно перебивают, когда говорят другие, им трудно дождаться своей очереди. Они не в состоянии отложить получение удовольствия. Если они чего-то хотят, то должны получить желаемое в тот же момент, на разнообразные уговоры такие дети не поддаются.

Диагностика СДВГ

Наличие гиперактивности у дошкольников установить непросто, поскольку здоровым детям в этом возрасте также свойственна повышенная подвижность. Диагностику СДВГ облегчают дополнительные симптомы: приступы ярости, агрессивные или отчаянные (без оглядки на риск) действия.

Все дети иногда могут быть невнимательными или гиперактивными, так чем же отличаются дети с СДВГ? Заболевание выявляется, если поведение ребенка контрастирует с поведением других детей того же возраста и уровня развития в течение достаточно длительного времени, как минимум шести месяцев. Эти особенности поведения возникают до 7 лет, в дальнейшем проявляются в различных социальных ситуациях и отрицательно сказываются на внутрисемейных отношениях.

Если симптомы СДВГ выражены значительно, это приводит к социальной дезадаптации ребенка. Такой ребенок должен быть тщательно обследован врачом для исключения других заболеваний, которые также могут обуславливать подобные нарушения поведения.

В зависимости от основных нарушений врачи могут диагностировать СДВГ с преобладанием невнимательности, гиперактивности и импульсивности или СДВГ комбинированного типа. В постановке диагноза помогает вопросник для родителей (приложение).

Для того чтобы избежать ложнопозитивной и ложнонегативной диагностики СДВГ, обследование должно включать в себя:

-тщательный опрос родителей, родственников и педагогов, участвующих в воспитании ребенка, с акцентом на основных симптомах СДВГ;

-получение подробной информации об особенностях развития, психологических характеристиках ребенка, перенесенных заболеваниях, взаимоотношениях в семье, социальных условиях;

- беседу с ребенком, учитывающую уровень его развития, с оценкой симптомов СДВГ, а также тревожных и депрессивных проявлений, психотических симптомов;

-физикальный осмотр с выявлением патологии органов чувств (например, нарушения слуха и зрения) и очаговой неврологической симптоматики;

- нейропсихологическое тестирование с выявлением слабых и сильных когнитивных функций;

- применение общих и специфических шкал для оценки СДВГ;

- оценку развития речи, языка, общей и тонкой моторики.

Заболевания, сопровождающие СДВГ

У двух третей детей с СДВГ выявляется, по меньшей мере, одно психическое расстройство, например:

*вызывающее оппозиционное расстройство, которое проявляется умышленным непослушанием, враждебным и даже буйным поведением (такой ребенок должен находиться под наблюдением психиатра);

*эмоциональное расстройство, когда ребенок чувствует упадок сил, становится нервным, плаксивым. У беспокойного ребенка может пропадать желание играть с другими детьми; он может быть слишком несамостоятельным (исключаются инфекционные заболевания, железодефицитная анемия, глистная инвазия, синдром обструктивного апное во сне);

*тики*, проявляющиеся подергиванием мышц лица, длительным сопением или подергиванием головой и т. д. Иногда при сильных тиках могут возникать внезапные выкрикивания, что нарушает социальную адаптацию ребенка;

*нарушение сна. Сон беспокойный, дети просыпаются рано, засыпают с трудом;

*расстройство развития учебных навыков (у младших школьников), которое приводит к тому, что успеваемость ребенка значительно ниже по сравнению со сверстниками (разрабатывается когнитивная терапия, исключаются заболевания щитовидной железы).

Причины СДВГ

Точная причина СДВГ до настоящего времени не ясна. По мнению специалистов, симптомы СДВГ могут быть обусловлены комплексом факторов. Перечислим некоторые из них:

заболевание имеет тенденцию передаваться по наследству, что указывает на его генетическую природу;

употребление алкоголя и курение во время беременности матери, преждевременные роды и недоношенность могут также повысить вероятность развития у ребенка СДВГ;

травмы головного мозга и инфекционные заболевания мозга в раннем детстве создают предрасположенность к развитию СДВГ.

Основу механизма развития СДВГ составляет дефицит определенных химических веществ (дофамина и норадреналина) в некоторых областях головного мозга. Эти данные подтверждают тот факт, что СДВГ -заболевание, требующее соответствующей диагностики и правильного лечения.

Прогноз СДВГ

Симптомы гиперактивности и импульсивности у взрослых отходят на второй план. Во взрослом возрасте СДВГ может проявляться отсутствием рационального планирования своего времени, плохой памятью, низкой академической успеваемостью и, как следствие, невысоким уровнем достижений в профессиональной сфере.

Взрослые с СДВГ могут также страдать зависимостью от психоактивных веществ, наркоманией, депрессией.

Описаны три возможных варианта развития СДВГ:

- у 30% больных симптомы по мере взросления уменьшаются;

- 40% больных симптомы сохраняются в зрелом возрасте;

- в 30% случаев к симптомам СДВГ присоединяются более серьезные психопатологические проявления, например, наркомания или антисоциальное расстройство личности.

Лечение СДВГ

Оптимальным лечением СДВГ является комбинированное, сочетающее лекарственную терапию и психологическую коррекцию. Из лекарственных средств можно выделить Страттеру - единственный препарат для лечения СДВГ, не являющийся психостимулятором. Страттера помогает компенсировать в тканях головного мозга нехватку двух важных веществ - норадреналина и дофамина, которые обеспечивают передачу нервных сигналов от одной нервной клетки к другой. В структурах головного мозга, ответственных за развитие СДВГ, интенсивность сигналов, передаваемых с помощью норадреналина и дофамина, ниже нормы. Страттера позволяет лечить проявления СДВГ, воздействуя на основной механизм развития заболевания.

Существуют различные немедикаментозные методы, в т. ч. предусматривающие коррекцию поведения, которые применяются в домашних условиях. Разработаны методики для тренинга родителей, обучающие, например, как реагировать на непредвиденные ситуации. Большое значение имеют ведение ежедневного дневника, отражающего поведение ребенка в ДОУ и дома, а также применение специальной символической системы оценки поведения. Тренинг помогает укрепить уверенность родителей в себе, ослабить проявление деструктивного поведения ребенка в домашних условиях, уменьшить напряженность в семье.

Поведение детей с СДВГ улучшается в том случае, когда оно четко регламентируется известными им правилами. Поощрения, замечания, перерывы в занятиях следует использовать как в ДОУ, так и дома. Во время занятий ребенок должен сидеть в непосредственной близости к педагогу, чтобы меньше отвлекаться и концентрироваться на выполнении занятий.

Оценка и коррекция психопатологических черт родителей, дисгармоничных семейных отношений усиливают действенность лечения.

Поведение ребенка при СДВГ может быть невыносимым, поскольку нередко заставляет родителей испытывать чувства вины и стыда. Наличие у ребенка СДВГ не означает, что родители плохо его воспитали. СДВГ - это заболевание, требующее надлежащей диагностики и правильного лечения. При эффективном лечении можно нормализовать поведение, повысить самооценку ребенка, облегчить ему социальное взаимодействие с другими детьми и взрослыми, т. е. вернуть его к полноценной жизни.

Необходимо вооружиться знаниями и пониманием СДВГ. Из многих источников родители (и воспитатели) могут почерпнуть полезную информацию. Ребенок с СДВГ нуждается в соответствующем наблюдении врача. Одним из направлений лечения должна быть психологическая помощь и поддержка ребенка. Родителям необходимо поговорить с сотрудниками ДОУ о поведении ребенка и убедиться, что они понимают: в данном случае речь идет о заболевании.

Не все люди понимают, что СДВГ - это заболевание, некоторые его расценивают как необоснованный ярлык. Временами и родителям трудно принять, что их ребенок болен, они бывают возмущены поставленным диагнозом. Иногда родители, напротив, полагают, что они сами виноваты в этом диагнозе, т. к. были "плохими" или невнимательными. С помощью лечения можно улучшить поведение, учебу, социальную адаптацию ребенка, развить способность заводить друзей и поддерживать дружбу. Эффективное лечение ребенка с СДВГ повышает его шансы на здоровое, счастливое и плодотворное будущее.

Дети с СДВГ болезненно реагируют на критику. Вместо того чтобы критиковать ребенка и говорить ему, что он не должен делать, нужно придать замечанию более позитивную форму и сказать, что ему следует делать. Например, вместо фразы "Не бросай свою одежду на пол" сказать: "Давай я помогу тебе убрать одежду". Важно чаще хвалить малыша и правильно реагировать на его плохое поведение. Ему нужно объяснять, что именно вас рассердило в его поведении, следует избегать обобщений. Вместо фразы "Ты никогда меня не слушаешь" лучше сказать: "Я сержусь, потому что ты сейчас меня не слушал". Наказание должно быть справедливым и по строгости соответствовать совершенному проступку.

 Гиперактивные дети в детских садах

Психологи рекомендуют воспитателям в детских садах строить индивидуальный подход к гиперактивным детям:

  • Нужно поставить такого ребёнка в центр коллектива, если речь идёт о младшем учебном заведении. Таким образом, удовлетворяется одна из основных потребностей такого малыша – желание быть у всех на виду.
  • Также рекомендуется в детских садах при групповых занятиях не настаивать на выполнении его до конца. При 20-минутных заданиях ребёнок может спокойно усидеть только 10 минут. В этом случае нужно переключить его на другое занятие, например, полить цветы, протереть стол и так далее. После этого он, возможно, будет в состоянии вернуться к групповому занятию. В противном случае малыш весь издёргается и будет отвлекать внимание других.
  • Воспитателю необходимо узнать, что нравится ребёнку. Для этого проводятся специальные задания, когда педагоги просят нарисовать на листе бумаги рисунок «Когда я счастлив». И далее стараться более углублённо привлекать малыша к задачам, которые ему наиболее интересны.
  • Также воспитателям в детских садах рекомендуется акцентировать внимание на тех развивающих занятиях, которые будут тренировать слабые функции у детей. Занятия должны проходить в форме игры. Но это необходимо делать поэтапно, то есть одна игра должна тренировать только одну слабую функцию. Например, игры на концентрацию внимания, на контроль двигательной активности, на контроль импульсивности.
  • В дошкольных заведениях, при наличии достаточно большого количества гиперактивных детей, их объединяют в отдельные специализированные группы. Такие группы не должны содержать более 10 детей. Необходим индивидуальный контроль за каждым из детей со стороны психологов, неврологов. Даже если детский сад не обладает возможностью объединить детей, всё равно необходимо проводить коррекционные занятия с каждым ребёнком, иначе может проявиться отсалось в развитии.

            Сверхактивные дети в школе, рекомендации

  • В школе в течение 45 минут гиперактивным детям и подавно невозможно усидеть на месте. Это приводит к многочисленным жалобам и выговорам со стороны преподавателей. Грамотные педагоги в таких случаях обязаны найти индивидуальный подход. Например, устраивать 2-минутные перерывы на зарядку. Пойдёт на пользу не только сверхактивному ребёнку, но и всем детям в классе.
  • Необходимо умело направлять энергию таких детей в нужно русло. К примеру, если педагог видит, что ребёнок проявляет свои таланты и интерес на уроках пения или ИЗО, то необходимо сообщить это родителям, чтобы те отправили его на дополнительные занятия в музыкальную школу либо в школу искусств.
  • Программы обучения в школах усложняются с каждым годом. Нагрузка, соответственно, вырастает. И порой объем материала, даваемый детям, слишком большой и приходится проявлять мультизадачность. Для детей с синдромом гиперактивности это даётся крайне тяжело. Поэтому родителям стоит заранее их готовить. Учителям необходимо предупреждать об исходе времени на какое-либо задание за несколько минут.
  • Преподавательскому составу крайне не рекомендуется давать ученику что-то выше его сил. Необходимо предоставить задание, с которым он бы успешно справился. Если возникла необходимость в чем-то упрекнуть ребёнка, то нельзя выражать недовольство им самим в целом, нужно сконцентрировать внимание на отдельном действии.
  • Также нужно понимать, что ученику под силу, а с чем он справиться не сможет. Потому что при его обращении за помощью нужно взять на себя только ту работу и задания, которые не под силу ему, остальное он должен выполнить сам.
  • Настоятельно рекомендуется педагогам не брать на себя все эмоциональные проблемы ученика, иначе это отвлечёт от рационального подхода к обучению гиперактивных детей.

Итак, самые основные моменты подхода к гиперактивным детям:

  • Для выявления конкретных аспектов синдрома, лучше обратиться к соответствующему специалисту, который специализируется на подобного рода работе с детьми. Каждый ребёнок — личность, несмотря на визуальную схожесть общих симптомов, свой характер, свои врождённые особенности, неправильный подход к воспитанию гиперактивного ребёнка у родителей. Ведь такие моменты, как постоянное отрицание и непослушание, может быть просто плохим воспитанием.
  • С такими детьми необходимо начинать занятия в начале дня.
  • Для оптимальной организации рекомендуется использовать визуализацию: схемы, рисунки.
  • Необходимо проявлять последовательность. Нельзя от ребёнка требовать мультизадачности. На каждое задание, даваемое последовательно, отводится определённая часть времени.
  • Не требуйте от детей выше их возможностей. По необходимости снижайте требования к аккуратности, ведь гиперактивные дети очень часто проявляют неряшливость.
  • Необходимо завести дневник, в котором будет оцениваться поведения и успехи ребёнка. За положительные отметки его можно поощрять, но в меру.
  • Давайте ему возможность передохнуть. Если ученик смог спокойно усидеть на месте только половину времени на задание, то дайте ему передохнуть, переключите его на другое занятие. Если занятия проходят в школе, то устраивайте физкультминутки, позволяя детям размяться и отдохнуть от мозговой деятельности.
  • Создавайте ситуации, где ребёнок смог бы проявить свои способности и отличиться от других, показать свои сильные стороны. Зная свои сильные стороны и побеждая в соревнования, гиперактивный ребёнок никогда себя не будет чувствовать обделённым.

Все эти простые рекомендации позволят педагогам обучить «сложных» детей и уметь адекватно отвечать на их поведение, а также усмирять их энергию или переводить её в правильном направлении.

Вопросник для родителей

Особенности поведения        

0 Редко либо никогда        

1 Время от времени        

2 Достаточно часто        

3 Очень часто

А. Нарушения внимания

1. Не может сосредоточить внимание на деталях, допускает ошибки по невнимательности                

2. Не может поддерживать внимание в течение достаточно длительного времени, даже когда играет или чем-то увлечен        

3. Складывается впечатление, что не слушает, когда к нему обращаются        

4. Не может довести до конца выполнение заданий, даже если понимает необходимость этого        

5. Не может самостоятельно организовать свои занятия        

6. Старается избегать занятий, связанных с умственной нагрузкой, таких как выполнение классных и домашних заданий        

7. Теряет часто используемые предметы, например, игрушки, книги, карандаши и другие школьные принадлежности        

8. Часто отвлекается от начатого занятия        

9. Забывает выполнять регулярные требования        

В. Проявления гиперактивности

10. Не может сидеть спокойно, перебирает руками или ногами        

11. Не может высидеть требуемое количество времени, например в течение занятия или обеда        

12. Вопреки запретам слишком много бегает и залезает туда, куда нельзя        

13. С трудом может играть самостоятельно или занять себя спокойным делом

14. Складывается впечатление, что он все время пребывает в движении, как заведенный        

15. Избыточно общителен        

С. Проявления импульсивности

16. Не отвечает, а выкрикивает ответы еще до того, как вопрос закончен        

17. С трудом дожидается своей очереди        

18. Перебивает других во время разговора, игры либо вмешивается        

Обработка результатов. Норма - 25 баллов. Если количество баллов превышает 30, необходимо обратиться к педиатру и неврологу.

       Ясные правила, и четкий распорядок дня облегчат соблюдение ребенком с СДВГ норм поведения.

        Если Вы чувствуете, что не справляетесь с малышом, Вам следует обратиться к врачу, который даст необходимые советы.

Литература:

1. Бегашева О.И. Тикозные гиперкинезы у дошкольников // Медицинское обслуживание и организация питания в ДОУ. 2012. № 3. С. 41. - Примеч. ред.

2. Медицинское обслуживание и организация питания в ДОУ , №10, 2012 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гиперактивный ребенок в детском саду и школе.

В консультации для родителей рассказывается о проблемах проявления гиперактивности у детей....

Консультация для родителей «Адаптация гиперактивного ребенка к детскому саду»

  Один из важнейших методов коррекции – это создание для ребенка необходимых ему внешних условий, в том числе – через правильно организованные условия пребывания его в детском ...

Консультация для родителей на тему: «Гиперактивный ребёнок в детском саду и школе»

Если говорить подробно, то в переводе с латинского языка «активный» значит деятельный, действенный, а греческое слово «гипер» указывает на превышение нормы. Гиперактивность у д...

Консультация для педагогов «Гиперактивный ребенок в детском саду»

Гиперактивные дети выделяются из среды своих сверстников неудержимой энергией. Каждый педагог, работающий с гиперактивным ребенком, знает, сколько хлопот и неприятностей он доставляет окружающим. Одна...

Консультация для родителей "Гиперактивный ребенок в детском саду и дома"

laquo;Гиперактивный ребенок в детском саду и дома».Цель: обсудить с родителями проблему гиперактивности у детей: выработать способы реагирования на проблемные ситуации; помочь родителям сформир...