Мини - музей "Чудо дерево"
проект

Светлана Юрьевна Ощерина

Мини - музей "Чудо дерево"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mini-muzey_chudo-derevo.docx909.36 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт проекта

Разделы

Содержание

Сроки, индикаторы

Название проекта

Мини – музей «Чудо - дерево»

1 год

Актуальность проекта,

проблема, на решение которой направлен проект

 Всем родителям хочется, чтобы дети выросли отзывчивыми на духовную красоту. Какая радость духовного общения заключена в гармоничном соединении взрослыми своего свободного времени со свободным временем своих детей, своего досуга с их досугом! Но, в отличие от «идеальной», реальная семья вправе рассчитывать сегодня на помощь специалистов в том, чтобы научиться объединять свои духовные интересы с интересами детей. Опыт показывает, что таким объединяющим средством становится музей.

Расширение кругозора – одна из сложных задач, стоящих перед педагогом. Широкий кругозор не только облегчает процесс познания, но и активизирует мыслительные процессы, воображение, фантазию, а также развивает творческое отношение к миру. Ни кругозор, ни эстетический вкус не являются врождёнными качествами человека, они складываются и развиваются в процессе воспитания, под влиянием той среды, в которой растёт ребёнок, а также целенаправленной работы педагогов и родителей.

Эти задачи можно успешно решать в рамках музейной педагогики. Это такая педагогика, которая позволяет использовать дополнительные помещения, пространства, ресурсы, новые методы для всестороннего развития дошкольников, для расширения кругозора об окружающем мире.

Важная особенность мини-музеев — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, проводить экскурсии для младших, пополнять их своими рисунками.

В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини – музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок – лишь пассивный созерцатель, а здесь он соавтор, творец  экспозиции. Каждый мини – музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

Музейная педагогика в условиях детского сада:

  • позволяет реализовывать комплексные и дополнительные образовательные программы;
  • является действительным модулем развивающей предметной среды, средством индивидуализации образовательного процесса;
  • способствует воспитанию у дошкольников основ музейной культуры, расширяет их кругозор, открывает возможности для самостоятельной исследовательской деятельности;
  • помогает наладить сотрудничество педагогического коллектива дошкольного учреждения с родителями и представителями социума за пределами детского сада.

Мини-музей предназначен для формирования первичных представлений о музеях, для познавательного развития детей, развития художественных, изобразительных, игровых навыков.

Причины затруднений (риски)

При создании мини – музея могут возникнуть следующие риски:

- пассивность родителей;

- отсутствие интересных предметов – «свидетелей» разных эпох.

Цель проекта:

Содействовать в развитии экологического сознания дошкольников и формирование осознанно правильного отношения к деревьям через различные виды деятельности, формирование у дошкольников элементарных представлений о жизни деревьев, их взаимосвязи в природе, их использование в жизни человека. Познакомить детей со свойствами дерева с помощью экспериментальных действий, так же расширять представления детей о разнообразии деревянных изделий, их назначении. Дать ребёнку возможность реально, самостоятельно открыть для себя волшебный мир дерева. Формирование познавательных интересов дошкольников путем использования различных видов наглядности (рассматривания экспонатов музея).

Задачи:

  • Дать представления о многообразии видов деревьев;
  • Познакомить детей со свойствами, особенностями возможностями использования дерева в быту, его ценностью для жизни людей;
  • Дать элементарное представление о разнообразии видов деревянных изделий их значением в нашей жизни;
  • Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, учить делать выводы;
  • Воспитывать интерес и бережное отношение к деревьям, развивать любознательность;
  • Активизировать совместную деятельность родителей и детей.

В основу решения этих задач положены следующие принципы:

  • принцип учёта возрастных особенностей дошкольников;
  • принцип опоры на интересы ребёнка;
  • принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;
  • принцип наглядности;
  • принцип последовательности;
  • принцип сотрудничества и взаимоуважения.

Участники проекта

Педагоги, дети, родители

Этапы проекта

  1. этап – подготовительный.

- Обсуждение с родителями и воспитанниками идеи создания мини-музея в группе.

- Определение темы и названия музея.

- Разработка модели и определение места для музея.

- Подбор справочной и методической литературы по теме музея.

- Подбор детской литературы по теме музея.

  1. этап — основной.  

- Сбор экспонатов для музея

- Изготовление альбомов: «Чудо роспись - хохлома», «Крестьянская мебель и утварь», «Народная игрушка – деревянная игрушка», «Деревья»

- Создание базы для самостоятельной деятельности воспитанников.

- Чтение стихов о дереве и отгадывание загадок. Чтение произведений художественной литературы.

Беседы с детьми на тему

«Богатство растительного мира»

«Крестьянская мебель и утварь»

«Золотая Хохлома»;

«Русская народная игрушка»

НОД

Познавательно-исследовательская деятельность:

1. «Культура и традиции русского народа»

2. «Деревья нашего города»

3. «Золотые руки мастеров»

4. «Краеведческий музей»

5. «Как люди помогают лесным обитателям»

6. «Народная игрушка – деревянная игрушка»

Экспериментальная деятельность:

1. «Мир дерева»

2. «Мир бумаги»

Речевое развитие:

1. «Расскажем медвежонку, что такое лес»

2. Составление детьми рассказов по иллюстрациям «Как изготавливают мебель»

Изобразительная деятельность - Лепка:

1. «Русская матрёшка»

Изобразительная деятельность - Аппликация:

1. «Наши матрешки»

Изобразительная деятельность - Рисование:

1. «Деревья в нашем парке»

2. «Осенние листочки»

3. «Белая березка»

4. «Городецкие узоры»

5. «Золотая хохлома»

6. «Хохломские чудеса»

7. «Зимний лес»

  1. этап — итоговый.

- Выставка экспонатов мини - музея

Планируемые результаты

- Создание мини – музея экологического содержания, а не просто коллекции в группе, позволит сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей, обогатит средства формирования экологической культуры дошкольников;

- приобщит маленького ребенка к миру общечеловеческих ценностей и экологической этики;

- будет способствовать развитию сенсорного опыта дошкольников и формированию у них осознанно – правильного отношения к явлениям и объектам живой и неживой природы;

- поможет выработать правильные формы взаимодействия дошкольников с окружающим миром;

- обогатит предметно – развивающую среду в детском саду.

Критерии реализации проекта

- Мини - экскурсии.

- Рассматривание объектов;

- Рассматривание альбомов;

- Интегрированная образовательная деятельность;

- Экспериментирование;

- Конструирование.

- Деятельность по лепке;

- Деятельность по рисованию;

- Деятельность по аппликации;

- Самостоятельная продуктивная деятельность;

Взаимодействие с родителями:

- Участие в сборе экспонатов;

- Изготовление экспонатов своими руками;

- Изготовление альбомов;

- Открытие мини-музея.

Продукты проекта

 Мини – музей «Чудо – дерево»

Альбомы: 

«Чудо роспись - хохлома»

«Крестьянская мебель и утварь»

«Народная игрушка – деревянная игрушка»   «Деревья»

Рисунки детей

«Деревья в нашем парке»

«Осенние листочки»

«Белая березка»

«Городецкие узоры»

«Золотая хохлома»

«Хохломские чудеса»

«Зимний лес»

Аппликация

«Наши матрешки»

Лепка         

«Русская матрешка»

C:\Users\Пользователь\Desktop\фото 22-23\мини музеи\20221128_113501.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Мини - музей "Чудо-дерево"

Выставка в мини-музее деревянных поделок, предметов, игрушек и экспонатов....

Обогащение предметно-развивающей среды посредством создания мини-музея в группе. Наш мини- музей "Чудо-дерево"

Каждое посещение нашего мини-музея – это деятельность, имеющая учебную, воспитательную, развивающую цель. В мини-музее  в условиях группы происходит развитие познавательных интересов и познавател...

Мини-музей "Чудо-дерево"

Целью создания музея было знакомство детей с разнообразием деревьев, с изделиями из древесины, с ремеслами. В музее были представлены изделия из дерева – игрушки, посуда, шкатулки, домашняя утварь, а ...

Мини-парк хвойных деревьев

В статье   "Мини-парк хвойных деревьев" описан опыт работы в мини-парке  МБДОУ "Дульдургинский детский сад "Теремок"....

Мини- музей " Дерево расскажи о себе"

Цели.Совершенствование познавательно-речевого развития дошкольников через создание и использование музеев  в дошкольном отделении....

Мини-проект "Деревья нашего детского сада"

В статье представлен конспект мини-проекта "Деревья", в ходе которого дошкольники знакомятся с деревьями, растущими на территории детского сада....

"Мини-музей Дерева"

Проект в средней группе ДОУ...