«Познавательно-речевое развитие при проведении игр развивающего характера»
консультация

Курносова Светлана

Неоценимую роль при речевом развитии ребёнка играют познавательно-речевые игры . Очень важно родителям, как можно больше включать такие игры при занятиях с ребёнком .. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Познавательно-речевое развитие при проведении игр развивающего характера»

Управление образования Администрации г. о. Саранск.

МДОУ «Детский сад №116 комбинированного вида»

Тема: «Познавательно-речевое развитие при проведении игр развивающего характера»

(Консультация для родителей)

Подготовил: воспитатель Курносова С. А.

Саранск, 2024

Неоценимую роль в развитии словесно- логического мышления детей занимают загадки. Как говорит К. Д. Ушинский «Они доставляют уму ребёнка полезные упражнения». Разгадывание загадок является для ребёнка своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей его умственные силы. Отгадывание загадок приучает детей к чёткой логике, к рассуждению и доказательству. В то же время, отгадывание загадок способствует активному развитию речи детей. Загадки обогащают их словарь, помогают увидеть вторичные значения слов. Например, помимо основного значения глагола идти (“передвигаться”, ребёнок осознаёт и другие: действует механизм («идут часы», льёт дождь («идёт дождь»).

Идут круглые сутки, не стоят ни минутки, а всё на одном месте. (Часы)

Шумел он в поле и в саду, а в дом не попадает, и никуда я не пойду, покуда он идёт. (Дождь)

Таким образом, под влиянием загадок у ребёнка складывается привычка рассматривать слово, как живое и многогранное речевое средство, а также успешно развиваются его мыслительные способности.

Уметь доказывать - это не только уметь правильно логически мыслить, но и правильно выражать свою мысль, обличать ее в точную словесную форму.

При отгадывании загадок, содержание которых можно трактовать по- разному, особенно приветствуется самостоятельность и оригинальность мышления. В таких случаях необходимо не добиваться от детей традиционной отгадки, а видя правильный ход их рассуждений, подчёркивать возможность получения разных ответов.

Например, такая загадка «Что вниз вершиной растёт?» имеет традиционную отгадку- сосулька. Дети же дают разные ответы: и сосулька, и морковь, и репа, и коса у девочки.

Неоценимую роль в развитии мышления детей играет загадка- описание. Она заключает в себе много возможностей для обогащения словаря детей новыми словами, словосочетаниями, образными выражениями. К такой загадке можно обращаться при обучении ребёнка умению кратко и образно выражать свои наблюдения при описании игрушек, картинок, предметов. При этом, загадка может служить образцом описательной характеристики. Первые детские загадки- описания это простое перечисление признаков предмета. Например, «Относится к посуде, круглая, мелкая, ставят на стол» (Тарелка). Сначала идёт рассматривание картинок или предметов. Дети выделяют признаки, называя их, сравнивают одни предметы с другими, устанавливают связи между ними. Затем, как обобщение сказанного, загадывают загадки об этих предметах.

Подобная работа проводится при рассматривании овощей, фруктов, предметов домашнего обихода, одежды, игрушек и картинок, из обобщающих - транспорт, домашних и диких животных. При этом они применяют различные приёмы обследования предметов: глядят, нюхают, надавливают, разрезают, разламывают, пробуют на вкус. Вслед за этим дети описывают овощи и фрукты,

загадывая о них загадки. Следует отметить, что используя загадки в качестве развития словесно - логического мышления мы помогаем ребёнку овладеть ещё и образной системой языка.

В своей работе я широко использую картины с проблемным сюжетом, серия этих картин выпущена под редакцией Т.А.Ткаченко, часть картин подобраны мной. Сюжет одной картины может разбираться воспитателем на протяжении нескольких занятий. Данные картины побуждают ребёнка анализировать, рассуждать, отыскивать причинно - следственные взаимосвязи, делать выводы. Каждый сюжет имеет различные варианты толкования, поэтому, используя одну картину, можно составить несколько рассказов. Работа над каждой картиной ведётся по нескольким направлениям:

1. Анализируем, рассуждаем.

2. Пополняем запас знаний.

3. Фантазируем, сочиняем.

4. Слушаем и пересказываем.

5. Сочиняем в рифму или учим шумливые стихи.

6. Сочиняем рассказ по опорным словам или вопросам.

Первые три направления в работе я предлагаю осуществлять воспитателям. Оставшиеся три выполняю сама. Проводимая в такой взаимосвязи работа очень эффективна, она способствует пополнению словарного запаса детей, совершенствует грамматическое оформление речи, развивает речемыслительные навыки и связную речь. Следующий вид работы, игры и упражнения на развитие мышления. Приведу несколько примеров таких игр:

• «Логический поезд»

• «Четвёртый лишний»

• «Отгадай и назови» (речевая игра) и др.

На занятиях по обучению грамоте я часто использую ребусы, кроссворды.

Детям очень нравятся эти виды работ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-речевое развитие при проведении игр развивающего характера (из опыта работы).

Ребенок, увлеченный привлекательным замыслом новой игры, как бы не замечает того, что он учится, хотя при этом он то и дело сталкивается с затруднениями, которые требуют  перестройки его представ...

Познавательно-речевое развитие при проведении игр развивающего характера (из опыта работы).

Познавательно-речевое развитие при проведении игр развивающего характера (из опыта работы)....