«Познавательно – речевое развитие при проведении игр развивающего характера»
материал по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Ремыга Екатерина Николаевна

Сообщение из опыта работы на педсовете в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedsovete.docx22.43 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление

«Познавательно – речевое развитие при проведении игр развивающего характера»

                            Подготовила  воспитатель:  Ремыга Е.Н.

    Развитие познавательно-речевой деятельности является одним из важнейших разделов дошкольной педагогики и направлен он на умственное развитие ребенка. Чем лучше будет организована познавательно-речевая деятельность детей, тем выше гарантии успешности школьного обучения. В домашних условиях дети много времени проводят около телевизора, компьютера, часто свободное время старших дошкольников отведено посещению различных кружков и студий. Чаще всего родители отмахиваются от детских вопросов, художественная и энциклопедическая литература если даже и читается, то очень редко обсуждается. И поэтому формирование познавательно-речевой деятельности в основном ложится на плечи воспитателей. Известны случаи, когда бедный словарный запас ведет к агрессивному поведению по отношению к окружающим, т.к. ребенок не может выразить словами то, что видит, что знает, что чувствует, а достижения ребенка в познании окружающего мира не будут заметны, если они не выражаются в его активной речи. Одним из самых действенных средств познавательно-речевого развития дошкольников является игра. И если во время организованной образовательной деятельности ребёнок получает знания, то во время игры он имеет возможность отразить знания об окружающем мире, поделиться с этими знаниями с товарищами, найти единомышленников по интересам. Отдельные виды игр по-разному действуют на познавательно-речевое развитие.

     Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

Эльконин Д.Б. подчеркивал, что игра - это сложное психологическое явление, которое дает эффект общего психического развития. По утверждению Ушинского К.Д., в игре ребенок «живет» и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни. В игре ребенок учиться подчинять свое поведение правилам игры, познает правила общения с людьми, развивает свои умственные способности и познавательные интересы, которые особенно важны для успешного обучения в школе. Игра для ребенка – это серьезное занятие.

«Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным – вот задача первоначального обучения» - К.Д. Ушинский.

Обучение в  нашем дошкольном учреждении имеет  развивающее направление через игровую деятельность, при котором сохраняются и синтезируются элементы познавательного, учебного и игрового общения. Такое направление  подготавливает детей к диалогу, к интеллектуально- познавательному общению с взрослыми и сверстниками, а педагог, обладая мастерством, без видимой опеки выполняя определенную игровую роль, направляет поисковую деятельность детей, избегает авторитарного давления на них. 

                В современной педагогике дошкольного возраста выделяются разные виды игр, передающие детям определённые знания и умения: дидактические, сюжетно-дидактические, подвижные, игры-драматизации, музыкально-коммуникативные, игры-забавы и др.

Организовывая сюжетно-дидактическую игру, необходимо наладить эмоциональный контакт и деловое сотрудничество с ребёнком, продумать подбор игрушек так, чтобы ребёнку было удобно с ними действовать; в процессе совместной деятельности провоцировать ребёнка на речевое взаимодействие или придумывать доступные для него поводы для общения. Так, например, в сюжетно-дидактической игре «Научим куклу раздеваться» можно побудить детей к произношению названий предметов одежды, их частей, а также действий (снять, повесить, положить, поставить).

Побуждая детей к игровой деятельности, можно использовать чтение различных стихов и потешек, поскольку игры-потешки, забавы, песенки и стишки, сопровождающиеся разнообразными движениями и звуками, обладают огромным развивающим потенциалом, способствуют эмоциональному раскрепощению ребёнка, развитию пассивной и активной речи, обогащению словаря. При укладывании куклы спать, поем: «Баю-бай, баю-бай, ты собачка не лай…», во время причёсывания куклы Кати читаем потешку: «Расти, коса, до пояса» и т.д.

Дидактическая игра – это обучающая игра, в ней обязательно будут образовательные задачи, но она должна оставаться игрой. Необходимо использовать в игре правильную интонацию, продумать, как заинтересовать игрой детей, можно использовать песни, хороводы. В конце игры итог не подводится, но для себя воспитатель записывает полученные результаты. В старших группах игра проводится как часть занятия, в младших группах может проводиться как целое занятие. В начале игры необходимо заинтересовать детей, далее идет объяснение, а затем идет выполнение необходимых действий детьми. Воспитатель должен контролировать, чтобы в игре  выполнялись поставленные задачи.

Словесные игры в старшей и подготовительной группах проводятся 5 минут – это конец занятий. Воспитатель не дает объяснения уже известной детям игры. Водящими могут быть сами дети.

Систематически проводится работа по развитию мелкой моторики рук. Используем пальчиковые игры, такие как «Сорока-ворона», «Коза рогатая», «Ладушки», «Этот пальчик дедушка» и т.д., игры и упражнения в центре песка, различные мозаики, дидактические кубы, игрушки-шнуровки, разнообразные конструкторы, так как считаем, что уровень речевого развития детей нашей группы находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Исходя из того, что дошкольный возраст благоприятен для формирования звуковой культуры речи  в процессе игр и совместной деятельности с ребёнком осуществляется поэтапно отработка произношения звуков (согласно методике): проговаривание изолированного звука (во время игры «Дочки-матери» предлагается убаюкать куклу: «а-а-а», «м-м-м», послушать на прогулке и повторить песенку ветра: «у-у-у», вовремя мытья рук услышать и спеть песенку водички: «с-с-с» и т.д.); произнесение несложных звукосочетаний «му-у», «пи-пи-пи», «ав-ав», «ме-е» в дидактической игре «Кто как кричит?», повторить песенку молоточка: «тук-тук» в процессе строительных игр и т.п.); отработка звука в составе слова с простой слоговой структурой, в словах с открытым слогом, односложных; закрепление произношения звука во фразовой речи.

Так как в формировании правильного произношения звуков важную роль играет чёткая, точная, координированная работа артикуляционного аппарата, не следует забывать и об артикуляционной гимнастике. Например, во время проведения подвижной игры «Лошадки» предлагается детям показать, как лошадка цокает копытцами, остановить лошадку, сказав при этом:  «Тпру-у» и т.д.

Дети в группе часто говорят или тихо, или, наоборот, очень громко, не умеют разговаривать шёпотом. С целью развития голосового аппарата применяются игровые упражнения, в которых одни и те же звуки или звукосочетания произносятся с различной громкостью, например «Тихо-громко», «Узнай и назови, кто позвал тебя», «Эхо», «Мама и детки» и др.

Для выработки относительно плавного и продолжительного выдоха во время игры в центре песка и воды предлагаем подуть на кораблики, чтобы они поплыли быстрее

 В группе  созданы условия для работы по познавательно – речевому развитию дошкольников: картотеки по артикуляционной гимнастики, пальчиковых игр, физминуток,  дидактические игры, пособия, способствующие развитию речи детей. Собраны материалы для рассказывания (сюжетные картины, художественная литература,  разнообразные дидактические, настольно-печатные игры – лото, домино, «Детеныши и их животные» и мн. др.), позволяющие детям продолжать то, что они делали на занятиях и в совместной деятельности с воспитателем, игры для развития мелкой моторики рук.

            В группе имеются настольные театры, это позволяет детям брать на себя роль персонажей сказок, что способствует развитию диалогической речи воспитанников.  Для воспитанников созданы необходимые условия для организации сюжетно – ролевых игр: «Больница», «Семья», «Парикмахерская», «Автобус», что способствует развитию ролевой речи детей, умению вести диалог с партнёром – сверстником, партнёром – взрослым.

Я используют в своей работе игры, способствующие умственному воспитанию дошкольников: «Мозаика», «Разрезные картинки», «Нанизывания бусинок», «Съедобное – несъедобное», «Времена года» и т.д.

Игры на повышения внимания, развития переключения внимания и навыков самоконтроля: «Тёмный лабиринт»,  «Муха» и т.д.

Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Игра - есть, своего рода, средством познания ребенком действительности.

Речь – яркий показатель развития ребенка. Учеными доказано, что речь ребенка, не подготовленного к школе, обычно сохраняет черты речи, свойственные детям более раннего возраста и содержит много погрешностей:

-обедненный словарь;

-часто неверная конструкция предложений;

-неспособность связно и последовательно изложить события;

-дефекты произношения;

-сбивчивый темп речи.

Чем лучше будет развита речь ребенка в дошкольные годы, тем выше гарантия успешного его школьного обучения. Не всегда мы добиваемся высокого уровня развития речи детей, используя традиционные методы и формы организации работы. Бедная речь ведет к агрессии, так как ребенок не всегда может выразить словами то, что он хочет сказать. Отсюда проблема словаря, проблема произношения, проблема выразительности речи. И нельзя не учитывать культурный кризис общества и, как его следствие, низкий уровень культуры отдельного человека, семьи, воспитательного пространства в целом. Безграмотные выражения, небрежная речь, сокращение словаря, утрата самого понятия – культура речи.

Воспитатели всегда стремятся к развитию осознанной и активной речи детей. Именно речевая активность, ее объём и характер становятся главными показателями  успешности учебно-познавательной, игровой, коммуникативной, трудовой и других видов деятельности. Все достижения ребенка в ознакомлении с миром природы и социума, в математике, изодеятельности и т.д. не будут заметны, если они не выражаются в его активной речи.

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте.

Используемая литература:

• М.Н Алексеева. «Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников»

• А.Г.Арушанова. «Речь и речевое общение»

• А.К.Бондаренко. «Дидактические игры в детском саду»

• С.В.Никитин. «Сенсорное воспитание в детском саду»

• Ж.Пиаже. «Ребенок и мышление ребенка»

• Ф.А. Сохина. «Развитие речи детей дошкольного возраста».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-речевое развитие при проведении игр развивающего характера (из опыта работы).

Ребенок, увлеченный привлекательным замыслом новой игры, как бы не замечает того, что он учится, хотя при этом он то и дело сталкивается с затруднениями, которые требуют  перестройки его представ...

Познавательно-речевое развитие при проведении игр развивающего характера (из опыта работы).

Познавательно-речевое развитие при проведении игр развивающего характера (из опыта работы)....

«Познавательно-речевое развитие при проведении игр развивающего характера»

Неоценимую роль при речевом развитии ребёнка играют познавательно-речевые игры . Очень важно родителям, как можно больше включать такие игры при занятиях с ребёнком .....