Конспект занятия. Тема: «Сия прялка изрядна — хозяюшка обрядна».
план-конспект занятия

Дегонская Анна Григорьевна
Конспект занятия в подготовительной к школе группе.
Тема: «Сия прялка изрядна — хозяюшка обрядна». 
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия в подготовительной к школе группе.

Тема: «Сия прялка изрядна — хозяюшка обрядна».

Программные задачи:

1. Знакомство детей с народными традиционными видами женского рукоделия -

прядением и плетением.

  1. Активизировать в речи детей слова: прялка, пряслице, прядение, плетение, вышивка, свивать, шитье.
  2. Закреплять у детей полученную информацию в играх, вызвать у них чувство радости от результата своего труда.

Материал: предметы старины - пояски, вышивка, прялка, самопрядка, веретено, пряслице; нитки, пряжа, пучочки непряденой шерсти, стебельки льна, вата.

Предварительная работа: Чтение сказок «Морозко», «Мороз Иванович», «Золушка»; посещение выставки «Рукоделие», рассматривание альбомов «Русские узоры».

Словарная работа: Прялка, веретено, нитки, пряжа, плетение, «жгут», «косичка», прясть, перевить.

Ход занятия:

- Здравствуйте, дети. Мы с вами находимся в творческой мастерской. Здесь трудятся настоящие рукодельницы. Давайте внимательно рассмотрим их работы и попробуем отгадать, что же мастерицы любят делать больше всего, чем они занимаются?

Обобщая ответы детей, хозяйка называет занятия: прядение, плетение, ткачество, шитье, вышивка.

- Это древнейшие и нужные занятия всех женщин. Учились такому искусству
девочки с шести - семи лет. И мы с вами сегодня будем плести поясок в подарок кукле.

- Чтобы сплести поясок, нужны ниточки. Кто первый придумал ниточки прясть и из чего, сейчас никто не знает, давно это было. Только человек заметил, что стебли некоторых растений легко разделяются на волокна - нити, да и шерсть у животных (коз, овец) тоже похожа на коротенькие ниточки. Вот и догадался он скручивать их вместе, чтобы получились нити длинными и прочными. Это называется «прясть».

- Хозяйка разделяет льняной стебелек на части и показывает волокна детям; затем раздает каждому небольшие кусочки ваты (хлопок), пучочки непряденой шерсти, стебельки льна и показывает, как скручивать из волосков или волокон нить.

- Возьмем в левую руку кусочек ваты, зажмем ее в кулаке. Пальчиками правой руки вытянем из ваты несколько волосков и крепко их скрутим. Повторим движение несколько раз. Отложим в сторону вату, возьмем шерсть, потом лен и сделаем с ними то же самое. А теперь потяните ниточку за кончик, чтобы проверить ее прочность. Что у нас получилось?

- Какую ниточку легче было скрутить - из ваты, шерсти или льна?

- Вышли ниточки длинные или короткие, ровные или с «катышками», рыхлые или тугие?

  • Качество нити зависит от крутизны прядения, «круто спрядено».

Во время работы обращать внимание детей на то, что скручивать нужно только вытянутые петли, а не комок кудели. Система опорных вопросов, а также собственные ощущения помогут детям оценить качественную разницу между материалами, понять принцип и технологию прядения. На этом этапе дети должны почувствовать, в чем состоит сложность работы.

- Вот видите, что у нас получилось - ниточка коротенькая, и прясть неудобно, потому, что пальчики левой руки не работают, а только держат кудель. Чтобы их освободить, стали люди привязывать кудель к специальной подставке - прялке. Привязывали кудель и назвали ее бородкой (похожа на волосы). А чтобы скрученные волоски не раскручивались, чтобы нитка получилась прочной и ровной, конец ее привязывали к деревянной палочке - веретену. Верхний конец у него заострен. Садится пряха за прялку, левой рукой вытягивает волоски, правой крутит веретено, и чем дольше оно крутится, тем длиннее ниточка.

Хозяйка садится за прялку и показывает, как нужно прясть. Дети наблюдают за ее работой.

Ребенок читает стихотворение:

Уж ты, прялица, кокорица моя,

Пойду, вынесу на улицу тебя,

Буду прясть да попрядывать,

На подруженек поглядывать!

Золотая моя прялица,

Я пряду, а нитка тянется,

Я пряду, а нитка тянется,

Мне работа эта нравится.

Напряду я много пряженьки

Мне с бабусею на варежки.

Я бабусю свою слушаю:

Пирожки, оладьи кушаю.

- Теперь вы будете учиться вращать веретено. Берем карандаши (они очень похожи на маленькие веретенца), держим на весу правой рукой, вращаем слева направо, по ходу солнышка. Большой палец отталкивает карандаш, указательный и средний пальчики придерживают его. Главное не выронить. Чем быстрее веретено крутим, тем больше ниток можем напрясть.

Хозяйка помогает детям освоить вращательное движение. Практические занятия неизбежно вызывают затруднения (при «прядении» нити рвутся, при вращении «веретена» карандаши падают.)

Однако хозяйка не ставит задачу научить ребенка прясть. Дети выполняют на операционном уровне, а не на исполнительском. Важно, чтобы они почувствовали, «пропустили» весь процесс через себя. Воспроизведение технологической основы прядения на операционном уровне приводит к осознанию прядения, что вещь - результат деятельности человека по преобразованию элементов природы (растение, шерсть) в компоненты культуры (нить).

- Для того чтобы растение превратилось в нить, оно проходит длинный путь. Растение вначале нужно обмять, затем расчесать, спрясть, исткать.

- И так, ниточку человек получил с помощью кручения - вращения веретена и свивания волокон. А потом решил покрутить готовые нити, перевить их - стростить.

- Делимся на пары. У вас на столах лежат нити. Одна длинная и три коротеньких. Какой пояс для куклы можно выполнить из этой нити? (пояс жгутик»). Каждый в паре берется за свой конец нити, вращает ее вправо, пока не закрутит до середины.

- У кого ручки проворнее? Дошли до середины, перегнули «жгутик» пополам и завязали на концах узелочки. Вот и готов нарядный маленький поясок для нашей куклы!

  • Как получился? Мы его «свили». Какие действия выполняли? Вращали нить вправо, а потом перегнули пополам.
  • Сколько ниточек осталось? (три). Что можно сплести из трех нитей? (косичку). А теперь сплетем поясок из трех ниточек так, как девочки косички плетут.
  • Пока дети осваивают технику плетения, хозяйка рассказывает о значении пояса в традиционной культуре русского народа (обязательная часть костюма - пояс или кушак. Это была не просто деталь одежды, а «опознавательный знак», символ благосостояния. Знать носила золотые пояса, украшенные драгоценными камнями. Однако пояс был не только украшением, к нему подвешивались нож, ложка, иногда гребень и специальная сумочка, заменявшая карманы. Пояс был атрибутом свадебных обрядов, магическая защита человека, желанный подарок и т. д.) Анализируя видимые результаты совместных действий, ребенок сможет осознать свою способность делать нужные, полезные вещи, почувствовать себя значимым, что вызовет у него чувство радости и удовлетворения.

- Вы выполнили задание, на сколько выполнили качественно, мы посмотрим после занятия. А сейчас предлагаю игру - задание «Мастера и рукодельницы».

- Вам нужно подобрать картинки, которые обозначают работу мастера и рукодельницы.

- Сегодня мы с вами работали в подгруппах. У каждой подгруппы получился свой результат, который мы рассмотрим дополнительно.

- Мне приятно, что вы были внимательны, запомнили о разных ремеслах, правильно классифицировали картинки. Каждый из вас унесет своей кукле подарок поясок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия. Тема занятия: «Знакомство с понятиями гласные и согласные звуки».

Подгрупповое логопедическое занятие в старшей группе для детей с диагнозом: Тяжелое нарушение речи, общее недоразвитие речи 3 уровень речевого развития.Тема занятия: «Знакомство с понятиями гласные и ...

Конспект занятия тема: «Инновации в проведении подгруппового логопедического занятия»

Каждому логопеду известно - основой всей логопедической деятельности являются: артикуляционная гимнастика, массаж, самомассаж язычка и мел-кая моторика. Всё что необходимо для подвижности уздечки, губ...

Конспект занятия . Тема занятия: «Витамины А и В».

Конспект занятия .Тема занятия:«Витамины А и В»....

Конспект занятия. Тема: «ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ПРЕДЛОГИ» (на материале темы «Дикие животные»)

Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми с ОНР....

Конспект занятия. Тема занятия: «Свойства муки»

Ознакомления детей со свойствами муки через детское  экспериментирование....

Конспект занятия Тема занятия: «Сложные слова в гостях у детей»

По развитию лексико-грамматической стороны речи я разработала занятие с использованием технических средств. Так как образование сложных слов, путём сложения двух слов для дошкольника является очень тр...

Конспект занятия Тема занятия " Рассказывание сказки "Гуси-лебеди".

Развитие связной речи детей  среднего дошкольного возраста, посредством использования приемов мнемотехники...