Конспект занятия. Тема: «Эх, лапти мои, лапти липовые…»
план-конспект занятия (старшая группа)

Дегонская Анна Григорьевна
Конспект занятия в старшей  группе.
Тема: «Эх, лапти мои, лапти липовые…»
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_eh_lapti_moi_lapti_lykovye.docx16.21 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в старшей группе.

Тема: «Эх, лапти мои, лапти липовые…»

Программные задачи:

  1. Продолжать формировать потребность в познании рукотворного мира.
  2. Совершенствовать знания о предметах народного быта (их цвете, форме, величине, материале, назначении), о родовидовых понятиях.
  3. Развивать связную речь.
  4. Упражнять в нахождении вещественно-полевых ресурсов в играх по системе ТРИЗ.

Словарная работа:

Лапти, лапоточки, лапотки, плести лапти, плетеная, лыко, лыко драть, лыченица, щеголять.

Предварительная работа:

Посещение выставки русской народной одежды.Чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам (по выбору воспитателя), рассматривание иллюстраций о старинной обуви и об изготовлении лаптей. Работа над частушками.

Материал:

Круги Эйлера, картинки с изображением разных видов обуви; лапти; силуэты лаптей, вырезанные из бумаги; тесьма на каждого ребенка.

Ход занятия:

- Посмотрите на картинки. Что изображено на них?

- Подумайте, на какие группы можно разделить обувь? (Для холодного времени года и для теплого).

- Положим картинки с обувью для лета в один круг, а картинки с обувью для зимы – в другой.

Дети называют вид обуви, воспитатель раскладывает картинки по кругам Эйлера.

- Какая обувь была распространенная на Руси?

- В древние времена самой распространенной обувью на Руси были лапти (показ).

- Как вы думаете, куда – в круг с обувью, которую носят в теплое время года, или в круг с обувью, которую носят в холодное время года, следует положить лапти? (Предположения детей).

- Чтобы ответить на этот непростой вопрос, рассмотрим лапти, возьмем их в руки, примерим, попробуем походить в этой необычной обуви. (Дети примеряют лапти.)

- Как вы почувствовали, лапти очень … какие?

- Лапти очень мягкие, легкие, ноги в них «дышат», потому что через дырочки плетения проходит воздух.

Можно лапти сплести любого размера и носить их с теплыми шерстяными носками.

- А как вы думаете, зачем вот эти веревочки сзади у лаптя?

- Правильно, чтобы лапти не сваливались с ног, к ним приделаны завязки.

- Вот загадка про лапти: «Два котика, четыре хвостика». Как можно догадаться, что эта загадка про лапти? (Рассуждения детей.)

- Как еще можно назвать лапти? (Лапоточки, лапотки.)

- Из чего же плели лапти?

- Попробуйте отгадать загадку:

С моего цветка берет

Пчелка самый вкусный мед.

А меня все обижают –

Шкурку тонкую сдирают. (Липа.)

- Как же не грустить липке, ведь с ее ствола снимали кору или, как говорили в народе, «драли лыко». Поэтому в старину лапти называли еще по-другому: лыченица. Еще лапти плели из бересты.

- Вспомните, что такое береста? (Ответы детей.)

- Лапти из бересты считались праздничными.

- Посмотрите, как красиво сплетены лапти, аккуратно, со своим рисунком (показывает образцы плетения.)

- Секреты, умения, необходимые для плетения лаптей, передавались из поколения в поколение, от деда к внуку.

- Одно плохо – лапти быстро снашивались: летом за три дня, зимой за десять.

- Как вы думаете, почему летом лапти снашивались быстрее? (Летом много работали, далеко ходили.)

- Но зато материал для лаптей был доступен всем. Если не полениться и сходить в лесок, то будешь в новой обуви щеголять.

В народном календаре есть день, когда начинали плести лапти – это 22 февраля («на Никифора лапти плетут»).

Пока лапти плетут, частушки про них придумывают:

Ох, лапти мои,

Лапоточки мои!

Огороды вы пахали,

Танцевать сюда попали.

Гуляй, Матвей,

Не жалей лаптей!

До субботы доживем –

Новы лапти наживем.

- Посмотрите еще раз на круги с картинками, на которых изображена обувь.

- Куда мы поместим лапти? (На пересечение кругов.)

- Почему именно сюда?

- Правильно, лапти носили и зимой, и летом.

- Сегодня мы попробуем сплести лапти, но не из лыка и бересты, а из тесьмы.

- Чтобы они получились красивыми, возьмем цветную тесьму. Сначала наложим несколько кусочков тесьмы одного цвета на бумажный силуэт вертикально, прикрепим их булавками, а затем будем вплетать тесьму другого цвета горизонтально – то сверху, то снизу. Чтобы лапти получились как настоящие, приделаем к ним завязки. Получится хороший подарок для бабушек и мам. (Показывает процесс плетения. Дети выполняют задание с помощью воспитателя.)

- С давних времен до нас дошла веселая русская игра «Лапти». Давайте поиграем!

Игру можно провести на прогулке или на занятии. Большой круг вычерчивается на асфальте (на земле) или выкладывается на полу из веревки. Водящий встает в центр круга, участники игры – за кругом, спиной к центру. Каждый перебрасывает через голову какой-либо предмет – «лапоть». Повернувшись к водящему, спрашивают: «Сплели лапти?». Водящий отвечает: «Нет!». Играющие еще раз задают вопрос. Водящий отвечает «Да!» Дети вбегают в круг, чтобы взять свой предмет. Водящий «караулит» «лапти» и старается «запятнать» играющих (только в кругу). Кто не успел взять свой предмет, выбывает из игры.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия. Тема занятия: «Знакомство с понятиями гласные и согласные звуки».

Подгрупповое логопедическое занятие в старшей группе для детей с диагнозом: Тяжелое нарушение речи, общее недоразвитие речи 3 уровень речевого развития.Тема занятия: «Знакомство с понятиями гласные и ...

Конспект занятия тема: «Инновации в проведении подгруппового логопедического занятия»

Каждому логопеду известно - основой всей логопедической деятельности являются: артикуляционная гимнастика, массаж, самомассаж язычка и мел-кая моторика. Всё что необходимо для подвижности уздечки, губ...

Конспект занятия . Тема занятия: «Витамины А и В».

Конспект занятия .Тема занятия:«Витамины А и В»....

Конспект занятия. Тема: «ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ПРЕДЛОГИ» (на материале темы «Дикие животные»)

Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми с ОНР....

Конспект занятия. Тема занятия: «Свойства муки»

Ознакомления детей со свойствами муки через детское  экспериментирование....

Конспект занятия Тема занятия: «Сложные слова в гостях у детей»

По развитию лексико-грамматической стороны речи я разработала занятие с использованием технических средств. Так как образование сложных слов, путём сложения двух слов для дошкольника является очень тр...

Модель организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста (старшая группа)» «ЭХ, ЛАПТИ МОИ, ЛАПТИ ЛИПОВЫЕ…»

формировать потребность в познании рукотворного мира; совершенствовать знания о предметах народного быта; развивать связную речь детей....