Методическая карта образовательной практики в ДОУ
материал (средняя группа)

Бирюкова Оксана Ярославовна

Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников. Сотрудничество педагогов и родителей. Равенство позиций партнеров. Уважительное отношение взаимодействующих сторон. Учет индивидуальных возможностей и потребности каждой семьи. Взаимопонимание, взаимоуважение, взаимовлияние, взаимодоверие. Объединение кого – либо, основанное на дружбе,  единстве взглядов, интересов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_soiro_1.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая карта образовательной практики

Наименование образовательной организации (ссылка на сайт)

МДОУ «Детский сад55» https://ds55-engels-r64.gosweb.gosuslugi.ru/

Авторы разработчики

(ФИО, должности, контакты)

Опыт работы представлен  – Бирюковой  Оксаной Ярославовной, воспитателем высшей категории.  Контактный телефон :89271351625

Название образовательной практики

«Эффективные формы сотрудничества с семьями воспитанников в ДОУ» Клуб «Школа молодой семьи»

Направление

Здоровье и благополучие семьи

Основные понятия практики

Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников. Сотрудничество педагогов и родителей. Равенство позиций партнеров. Уважительное отношение взаимодействующих сторон. Учет индивидуальных возможностей и потребности каждой семьи. Взаимопонимание, взаимоуважение, взаимовлияние, взаимодоверие. Объединение кого – либо, основанное на дружбе,  единстве взглядов, интересов.

Возраст воспитанников

Дошкольный возраст с 1,6 – 7лет.

Категория воспитанников

Воспитанники общеразвивающих групп

Проблема, которую призвана решить практика

Поиск действенных путей сотрудничества, в равной степени необходимого, как педагогам, так и родителям.

Цель

Установление сотрудничества детского сада и семьи по вопросам воспитания, развития детей дошкольного возраста. Оптимизация и гармонизация детско –родительских отношений в молодой семье.

Задачи

- выявить и использовать эффективные организованные формы взаимодействия с семьей;

- оказать консультативно – методическую помощь молодым родителям;

- повысить уровень педагогических знаний молодых родителей в вопросах воспитания и развития детей;

-способствовать профилактике социально – опасного положения семьи;

- приобщение родителей к участию в жизни детского сада;

- пропаганда положительного опыта семейного воспитания детей дошкольного возраста.

Решение каких задач ФОП ДО/ФАОП ДО, обеспечивает (расширяет, дополняет) практика  

-приобщение детей, развития способностей и(в соответствии с возрастными особенностями)к базовым ценностям российского народа – жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России; создание условий для формирования ценностного отношения к миру, становление опыта действий и поступков на основе осмысления ценностей;

- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка, как субъекта отношений с самим с собой, другими детьми, взрослыми и миром;

- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи. общества;

- формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, обеспечение развития физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребенка, его инициативности, самостоятельности и ответственности, формирование предпосылок учебной деятельности;

Результаты практики/планируемые результаты, включающие планируемые результаты ФОП ДО/ФАОП ДО

Предоставление воспитанникам возможности проявить свои интересы, способности и дарования, реализовать личностные запросы. Оптимизация и гармонизация детско-родительских отношений в молодой семье. Поиск и нахождение действенных путей сотрудничества с семьей.

Способы измерения результатов

Победы и участия воспитанников в конкурсах различного уровня. Совместное активное участие родителей и детей  в жизни детского сада. Улучшение предметно- пространственной среды в группе и в детском саду. Участие в акциях и субботниках по благоустройству территории детского сада и группы.    Наблюдения в совместной деятельности с детьми.

В чем новизна метода/методики/подхода/средства… комбинации средств, используемых в образовательной практике

Новизна данной образовательной практики заключается в том, что для родителей , педагогов и детей, данные нетрадиционные формы сотрудничества  помогают создать комфортные условия для успешного воспитания и развития  подрастающего поколения. Для достижения успехов в воспитании необходимо тесное сотрудничество семьи и детского сада. Проведение совместных мероприятий помогает развивать искреннюю заинтересованность в них, поднимает авторитет семьи, сплачивает детей, родителей, педагогов. Соответственно родители участвуют в тех мероприятиях, которые считают наиболее значимыми и полезными для себя. 

Условия и ресурсы необходимые для повторения образовательной практики

Предметно-пространственные условия: педагогами совместно с детьми и родителями   создаются творческие выставки, лэпбуки; встречи с «интересными» людьми; готовится и подбирается различный материал по выбранной теме; создается  игровой центр, который оборудован макетами, атрибутами, костюмами, разными декорациями, аудиозаписями и видео. Выбирается и обсуждается место проведения. Проводится анкетирование родителей.  Временные условия: для реализации данной образовательной практики выделяется  1-2 недели каждого месяца; Кадровые условия: от педагогов требуется особый уровень  профессиональной  компетентности, в состав которой входят организаторские, проектировочные,  коммуникативные умения, наличие личностных качеств - эмоциональности, энтузиазма, артистических способностей.

Риски реализации практики

Для реализации практики  от педагогов требуется особый уровень  профессиональной  компетентности, в состав которой входят организаторские, проектировочные,  коммуникативные умения. Но высокий уровень профессиональной компетентности педагога не всегда достаточен для успеха реализации практики. Анализ совместной  деятельности педагогов с детьми показал необходимость наличия у педагога личностных качеств - эмоциональности, энтузиазма, артистических способностей. Очень важна активность педагога, его эмоциональная включенность, творчество в речевых монологах и диалогах, ведение линии сюжета, именно педагог показывает образцы выполнения и решения тех или иных задач и проблем.  Как показал опыт, это очень сложно осуществимо на практике.

Вместе с тем следует отметить, что многие формы работы не считаются родителями эффективными. Не все охотно делятся проблемами в воспитании детей; низкая активность наблюдается у родителей при обсуждении некоторых ситуаций. Причины этого чаще всего кроются в недостаточности педагогических знаний, отсутствии свободного времени для общения, нежелании заниматься своими детьми. Нужно чаще приглашать таких родителей в группу для посещения занятий, проводить с ними индивидуальные беседы и рекомендации.

Краткое описание/аннотация практики (не более 1500 знаков без пробелов)

Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом дошкольного образования. Один из аспектов этого вопроса – поиск действенных путей сотрудничества, в равной степени необходимого, как педагогам, так и родителям. Родителям для того, чтобы научиться понимать удивительный мир детства и собственного ребенка, педагогам – чтобы эффективнее в этом оказать помощь родителям. Только вместе воспитатели и родители могут лучше узнать ребенка, а узнав направить общие усилия на его развитие. Педагогический коллектив дошкольного образовательного учреждения выступил инициатором в обеспечении конструктивного взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников. В 2017 году было принято решение создать Клуб «Школа молодой семьи», который эффективно работает и сейчас. Целью функционирования клуба  «Школы молодой мамы» является оптимизация и гармонизация детско-родительских отношений в молодой семье. Темы заседаний клуба могут быть выбраны самими родителями по волнующим их  проблемам  воспитания и развития детей, учитывая возраст и особенности  детей. На протяжении нескольких лет работы Клуба  создалась своя традиция по завершению заседания за круглым столом устраивать чаепитие с угощениями. Важно отметить в гарантированном эффективном сотрудничестве – искреннее доброжелательное отношение педагога к воспитанникам  и родителям; заинтересованность педагога в решении проблем детей; системный характер работы. Педагогическая правильная организация взаимодействия семьи и ДОУ позволяет эффективно координировать усилия родителей и педагогов следовать по индивидуальной  образовательной траектории развития дошкольника. Благодаря новым формам работы, мы отметили большую заинтересованность родителей к тому, чем занимается их ребенок. В результате такого взаимодействия установились более тесные отношения между педагогами и родителями, появилась потребность делиться совместно решать проблемы в области воспитания и развития ребенка. Чем грамотнее налажено социально – педагогическое взаимодействие педагогического коллектива с семьей, тем эффективнее будет социальное развитие ребенка, прочнее будут усваиваться им нормы и ценности, принятые в обществе.

Ссылки на готовые материалы, которыми можно пользоваться (видео, сценарии, схемы, модели, шаблоны, конструкторы, чек-листы, опросники, продукты детской деятельности, фотографии и др.)

  1. Дошкольное образование. Словарь терминов / Сост. Виноградова Н.А. и др. - М.: Айрис - пресс, 2005.
  2. Агавелян М.Г., Данилова Е.Ю., Чечулина О.Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. – М., 2009.
  3. Акентьева Т. «Качественное время» семьи. - Дошкольное воспитание: ежемесячный научно-методический журнал № 5 – М., 2009.
  4.  Арнаутова Е.П. «В гостях у директора: Беседы с руководителем дошкольного учреждения о сотрудничестве с семьей». - М., 2004.
  5. Башлакова-Ласминская Л.Н., Брыскина С.АСотрудничество детского сада и семьи в условиях открытой образовательной системы. Методические рекомендации. — Мн., 2001.
  6. Воспитателю о работе с семьей: Пособие для воспитателя детского сада / Под ред. Н.Ф.Виноградовой. — М.: Просвещение, 1989.
  7. Т.Н.Зенина Родительские собрания в детском саду. Педагогическое общество России Москва 2006
  8. Данилина ТСовременные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей // Дошкольное воспитание. — 2000. — № 1. — С. 41—48; № 2. — С. 44-49.
  9.  Лидия Свирская  Работа с семьей: необязательные инструкции Линка – Пресс Москва 2007
  10.  Детский сад и семья — рука об руку / Под ред. А.П. Халиповой, Н.Ф.
  11.  Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход. – М., 2005.
  12. https://nsportal.ru/biryukova-oksana-yaroslavovna 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка образовательных практик с детьми второй младшей группы "Спички детям не игрушка"

Методическая разработка "Спички детям не игрушка" познакомит малышей                                  ...

Технологическая карта образовательных практик (КОП) "Путешествие в космос"

КОП LEGO-конструирование "Путешествие в космос" для детей подготовительной группы...

Технологическая карта образовательных практик «Путешествие в космос»

КОП LEGO - конструирование в подготовительной группе...

Технологическая карта образовательных практик "Путешествие в космос"

КОП LEGO - конструирование "Путешествие в космос" для детей подготовительной группы...

Методическая разработка образовательных практик с детьми среднего дошкольного возраста по теме «Ягодки - Рябинки!»

Методическая разработка образовательных практик с детьми среднего дошкольного возраста по теме «Ягодки - Рябинки!»Возраст детейДети – 4 -5 лет / средняя группа  общеразвива...