Проект "Удивительный мир насекомых"
проект (старшая группа)

Проект "Удивительный мир насекомых"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnyy_mir_tkaney.docx957.75 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА –  ДЕТСКИЙ САД № 27 «РОДНИЧОК»detsadrodnichok

633010 Россия, Новосибирская область, г. Бердск, ул. Ленина 33 А т. (241) 2-25-56 ИНН 5445116506 КПП

544501001

ПРОЕКТ

«Удивительный мир насекомых»

Старшая группа № 5 «Лесная полянка»

D:\Downloads\1644239132_26-phonoteka-org-p-fon-nasekomie-28.jpg

Подготовили воспитатели высшей квалификационной категории:

Никитина Е.А. Губина Ю.В. Учитель-логопед Автушенко П.А.

г. Бердск

2022г.

Тема: «Удивительный мир насекомых»

Вид проекта: познавательно – речевой, исследовательский.

Продолжительность: с 25 апреля по 30 мая (средне - срочный).

Участники проекта: дети, воспитатели, учитель-логопед, родители.

Цель: изучить многообразие насекомых и их роль в природе.

Задачи:

  • уточнить и обобщить знание детей о насекомых (образ жизни насекомых, внешний вид, строение, среда обитания, питание);
  • пополнить        и        активизировать        словарный        запас        по        теме

«Насекомые»;

  • развивать навыки монологической и диалогической речи детей;
  • активизировать        совместную        познавательную,        творческую деятельность детей и родителей;
  • воспитывать бережное и экологически грамотное отношение к природе, закреплять правила поведения в природе;
  • воспитывать эмоциональную отзывчивость, коммуникативные навыки.

Участие родителей в реализации проекта: создать атмосферу эмоционального комфорта, взаимопонимания и поддержки. Совместное с детьми разучивание стихотворений, пословиц, поговорок о насекомых, беседы.

Формы и методы работы: игры, беседы, исследование, моделирование ситуаций, рассматривание, раскрашивание, заучивание, чтение художественной литературы.

Ожидаемый результат:

  • дети узнают и смогут называть насекомых по внешнему признаку;
  • овладеют общим понятием «насекомые», узнают о пользе или вреде, которую приносят людям и растениям;
  • дети смогут составить краткий описательный рассказ о насекомых;
  • дети        приобретут        новый        опыт        поисково-исследовательской деятельности;
  • научатся бережно относиться к природе.

Актуальность проекта

Большинство современных детей редко общаются с природой. Отсюда незнание ее законов, взаимосвязей. Часто, во время прогулок, дети давят насекомых, не осознавая, какой вред они приносят окружающему миру.

Дошкольники не всегда понимают, что насекомые – это живые существа. Реализация данного проекта позволит сформировать более глубокие представления о насекомых, их пользе или вреде.

Проблема проекта: прочитав с детьми сказку К. Чуковского «Муха- Цокотуха», обсуждали характеры героев-насекомых, о которых говорилось в сказке. Кто-то из детей сказал, что мухи, жуки и комары - противные и неприятные, очень вредные, их нужно убивать. Потребовалось объяснить дошкольникам, что каждое насекомое - это живое существо и независимо от того красивое оно или нет, каждое из них приносит какую либо пользу и все они хотят жить.

Этапы работы по проекту

I. Подготовительный

  • определение        актуальности        и        проблемы проекта
  • постановка цели, задач;
  • определение форм и методов работы;
  • создать        необходимые        условия        для реализации проекта;
  • подобрать        методический        материал, развивающие игры;
  • подобрать        материал        для экспериментирования;
  • подобрать художественную литературу;
  • создать        развивающую        среду        в        группе, атрибуты для сюжетно ролевых игр.

II. Основной

Социально – коммуникативное развитие:

  • беседа: «О пчеле»;
  • беседа: «Чудо в паутине»;
  • беседа «Домики насекомых»;
  • беседа «Насекомые – кто они такие?»
  • беседа «Пчелы – самые близкие друзья человека»
  • сюжетно-ролевые игры: «Поход в музей

«Мир бабочек», «Мы-насекомые»,

«Муравьишкина семья». «Путешествие в мир насекомых».

  • Д/И: «Подскажи словечко», «Четвертый лишний», «Игра в слова», «Узнай по описанию», «Летает, жужжит, стрекочет»,

«Кто лишний?», «Найди части насекомого», «Узнай, чьё крылышко»

  • физминутки по теме проекта.

Развитие речи:

  • пословицы и поговорки;
  • заучивание стихотворений;
  • загадки;
  • разучивание пальчиковой гимнастики;
  • Составление        описательных        и сравнительно-описательных рассказов, рассказов по серии сюжетных картинок

«Муравьишки строят дом», «Бабочки и пчелы», «Стрекоза на охоте»

  • Составление   творческих   рассказов

«Если бы я был бабочкой», «Если бы я был пчелкой».

  • Объяснение   крылатых   выражений

типа «Комар носа не подточит», «Какая муха тебя укусила?», «Тружусь как пчела», «Сделать из мухи слона», «Он мухи не обидит», «Порхает, как бабочка», «Бабочки в животе», «Как пчёлы на мёд»

Познание:

  • «Эти удивительные насекомые»;
  • рассматривание насекомых на прогулке;
  • разглядывание        насекомых        с        помощью лупы;
  • решение проблемной ситуации «Что было бы, если бы не было насекомых?»

Художественно-эстетическое развитие:

  • рисование: «Бабочки летают над лугом»;
  • лепка «мы на луг ходили, насекомых на лепили»;
  • аппликация «Божья коровка»;
  • обводка и раскрашивание насекомых по трафаретам;
  • Конструирование:        из        счётных        палочек

«Жук», «Стрекоза».

ЧХЛ:

  • Чтение сказок: «Сказочка про Козявочку», «Сказка про Комара Комаровича - длинный нос и про Мишу - короткий хвост» Д. Н.

Мамин-Сибиряк. «Как Муравьишко домой спешил» или Приключения Муравьишки; «Зеленый пруд»;

«Хвосты» (как Муха себе хвост искала). В.В. Бианки

Чтение стихов: Нищева «На ромашке две букашки», В. Митько «Я кузнечика ловил», В. Степанова «Стрекоза», В. Татарников «Зажужжала тут оса».

Музыка:

  •         Прослушивание песен из мультфильмов про насекомых; Звуки насекомых, звуки природы; Прослушивание музыкального произведения        Римского-Корсакова

«Полет шмеля»

  • Прослушивание и пение песен «В траве

сидел        кузнечик»,        «Гном        и        бабочка»,

«Добрый жук»

Учитель-логопед

  • Уточнение и расширение предметного словаря по теме.
  • Расширение словаря антонимов.
  • Активизация словаря признаков и действий.
  • Совершенствование грамматического строя речи:
  • образование и употребление существительных в форме родительного падежа множественного числа существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами; существительных В. п. в ед. ч. без предлога;
  • согласование глаголов прошедшего времени с существительными в роде и числе;

согласование имен прилагательных с именами существительными в роде и числе;

  • образование сложных слов;
  • составление предложений со значением противопоставления и со сложным союзом

«потому что».

Дидактическая игра «Где живет?».

Игра «А что делают насекомые? Чем они занимаются сегодня? Чем занимались вчера?». Игра «Один-много».

Игра «Назови ласково».

Упражнение «Скажи одним словом» (образование сложных слов, согласование имен прилагательных с именами существительными в роде и числе.

Игра «Подбери признак».

Работа с родителями

  • Наглядная информация для родителей о проведении проекта;
  • Консультация        для        родителей:

«Расскажите детям о насекомых», «Укусы насекомых»

  • Записанная        родителями        история        или

рассказ        о        насекомом        с        детскими иллюстрациями

III. Заключительный

  • Детский конкурс чтецов «Разноцветные крылышки»;
  • Итоговое мероприятие викторина

«Удивительные насекомые»

Заключение

В ходе реализации проекта дети научились сравнивать, анализировать, делать выводы. Дошкольники приобрели новый опыт поисково- исследовательской деятельности.

В процессе работы над проектом дети рассматривали насекомых, изучали их строение, развитие и особенности. Они познакомились с загадочным миром насекомых.

У детей сформировалось бережное отношение к насекомым: не обижать, не убивать, не трогать насекомых просто так. Сформировался устойчивый интерес детей к природе. Повысился уровень экологической грамотности воспитанников. У детей воспиталось чувство сопереживания и желания помочь маленьким обитателям.

Список литературы

  1. Т.А. Шорыгина «Насекомые. Какие они?». М., 2003.
  2. О.А. Скоролупова «Весна. Насекомые. Перелётные птицы». М., 2008.
  3. О.А. Новиковская «Конспекты комплексных занятий с детьми 5-6 лет», Сп-б: «Паритет», 2006 г.
  4. Интернет-ресурсы

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА –  ДЕТСКИЙ САД № 27 «РОДНИЧОК»

633010 Россия, Новосибирская область, г. Бердск, ул. Ленина 33 А т. (241) 2-25-56 ИНН 5445116506 КПП

544501001Описание: detsadrodnichok

Конспект игры-викторины

«Удивительные насекомые»

старшая группа № 5 «Лесная полянка»

Подготовил учитель-логопед высшей квалификационной категории:

Автушенко П.А.

г. Бердск 2022г.

Цель: уточнение и закрепление знаний детей о насекомых, их строении, образе жизни и значении в природе.

Задачи:

Образовательные: углублять, расширять и обобщать представления о насекомых, как живых организмах, об их среде обитания; уточнять и расширять знания об особенностях приспособления к условиям существования, способах размножения ,пище.

Развивающие: развивать внимание, логическое мышление, воображение, память.

Воспитательные: воспитывать интерес к изучению объектов живой природы, воспитывать осознанно- бережное отношение к природе.

Материал: карточки с изображением насекомых, фишки, жетоны с изображением названия команд, медали.

Ход викторины:

Ведущая:

Когда в душистом сосняке Присядешь летом на пеньке, Внимательно вглядись вокруг – Там многое заметишь, друг!

Личинку тащит муравей, Спешит куда-то меж корней Большой сосны на толстый сук Уселся золотистый жук.

Порхает легкий мотылек,

Пьет хоботком душистый сок, И собирает мед пчела,

Все заняты, у всех дела!

Мой друг, внимательно вглядись, Волшебную увидишь жизнь. Сегодня я предлагаю вам проверить, насколько хорошо вы знакомы с насекомыми. Итак, команды, займите свои места. Наша викторина начинается!

У нас с вами 2 команды: Бабочка и Муравей

  1. Викторина «Удивительные насекомые»

Конкурс загадок (правильные ответы оценивается медалями)

  1. В ярком платье модница – Погулять охотница. От цветка к цветку порхает, Утомиться – отдыхает. (Бабочка)
  2. Красненькие крылышки – Черные горошки. Кто это гуляет По моей ладошке? (Божья коровка)
  3. На ромашку у ворот Опустился вертолет – Золотистые глаза. Кто же это? (Стрекоза)
  4. С ветки на тропинку, С травинки на травинку, Прыгает пружинка – Зелененькая спинка. (Кузнечик)
  5. Мастерица золотая С песней по полям летает. Над подсолнухом звенит, В домике пыльцу хранит. (Пчела)
  6. Он из веточек и хвои Настоящий дом построит. Без пилы и без гвоздей, Кто строитель? (Муравей)

Конкурс «Кого не стало?»

(Дети в течение некоторого времени запоминают насекомых)

Конкурс «Угадай-ка» (поочередно открывая часть фигуры, нужно правильно отгадать спрятанное насекомое).

  1. Викторина Конкурс «Собери картинку» (каждая команда собирает разрезную картинку с изображением насекомого).
  2. Викторина «По страницам сказок».

Какое насекомое прозвали Цокотухой? (муху)

Кто унес Дюймовочку на дерево? (майский жук)

Какое насекомое спасло «Муху –Цокотуху» (комар) Медоносное насекомое? (пчела)

Вдруг из подворотни страшный великан, Рыжий и усатый… (таракан)

Нос острый да тонкий, А голос звонкий (комар)

  1. Викторина «Чей домик»

Пчела –улей. Муравей-муравейник Бабочка-цветок.

Кузнечик- трава

5.Блиц-опрос (для команд)

  1. Где живут пчелы? (в улье)
  2. Чем полезна божья коровка? (поедает тлю, спасает урожай)
  3. Что насекомые делают зимой? (спят)
  4. Как пчелы-разведчики сообщают, что рядом есть мед? (танцуют)
  5. Самое назойливое насекомое? (муха)
  6. Сколько частей тела у насекомых? (3 части: голова, грудь, брюшко)
  7. Есть ли дом у бабочки? (нет)
  8. Почему насекомых называют насекомыми? (на брюшке есть насечки)
  9. Как называется жук – вредитель картофеля? (колорадский)
  10. Где у кузнечиков уши? (на ногах)
  11. Самое прожорливое насекомое? (стрекоза: 40 мух за 2 часа)
  12. Для чего пчелам нужно жало? (защищать жилище)
  13. Какое насекомое опасное? (комар, муха – разносчики инфекций)
  14. Сколько ног у насекомых? (6 ног)
  15. Где живут муравьи? (в муравейнике)
  16. Чем питаются бабочки? (нектаром)

Викторина «Что не так?»: Послушайте предложения, скажите, верные ли утверждения, которые я произнесу?

Комар живёт в муравейнике. (Не верно, комар не живёт в муравейнике) Пчела живёт в улье. (Верно, пчела живёт в улье)

Паук собирает нектар с цветов. (Не верно, паук не собирает нектар с цветов) Бабочка живет в улье. (Не верно, бабочка не живёт в улье)

Муравей стрекочет. (Не верно, муравей не стрекочет)

Пчела плетет паутину. (Не верно, пчела не плетет паутину) Кузнечик ловит птиц. (Не верно, кузнечик не ловит птиц)

Муравьи строят муравейники (Верно, муравьи строят муравейники) Молодцы! (подводятся итоги викторины)

В лесу летают мотыльки, Ползут козявки и жуки. Природа-мать им жизнь дала, У них у всех свои дела.

Ты их увидишь на пути – Не обижай, а отойди!

Без насекомых лес, друг мой, И одинокий, и пустой!

Ведущий: Ребята, вы большие молодцы! Справились со всеми заданиями викторины, сейчас мы посчитаем, полученные вами жетоны и узнаем, кто победил. Дети, сегодня у нас победила дружба, все набрали одинаковое количество жетонов.

Награждение. Общий танец «Добрый жук».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРЕЗЕНТАЦИЯ БАЛ НАСЕКОМЫХ "ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЦАРСТВУ НАСЕКОМЫХ С ПЧЕЛОЙ МАЙЕЙ"

Целью презентации проекта было обобщение знаний о насекомых, где с помощью перевоплощения дошкольники продемонстрировали свои знания о пользе и значении живого существа в природе. Также был представле...

Конспект занятия для детей средней группы «Насекомые нужны, насекомые важны».

Расширять представление детей о разнообразии насекомых, выделяя их отличительные признаки (наличие шести ног, разделенного на три части туловища, усиков)....

Экологический проект "Не обижайте насекомых" из цикла "Насекомые - лесные лекари"

Формирование представлений о животном мире, в том числе и насекомых, падает на первые семь лет жизни ребенка. Мир живой природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития ребенка. Набл...

Каких насекомых можно встретить осенью? С приходом осени природа готовится постепенно к зиме, некоторые животные впадают в спячку. Также и насекомые с приходом холодов ищут местечко потеплее, дабы пережить зиму и опять встретить солнышко. Сентябрь, пожалу

Каких насекомых можно встретить осенью?С приходом осени природа готовится постепенно к зиме, некоторые животные впадают в спячку. Также и насекомые с приходом холодов ищут местечко потеплее, дабы пере...

НОД с использованием ИКТ» «Мир насекомых» «Мир насекомых»

НОД  с использованием ИКТ» «Мир насекомых» «Мир насекомых»Задачи:• Расширять и закреплять знания детей о насекомых, вводить в активный словарь детей обобща...