Парциальная программа "Весёлый Рюкзачок"
статья
разработана в соответствии с требованиями ФГОС ДО. В ней представлены современные организационно-методические подходы к использованию средств рекреационного туризма для развития детей старшего дошкольного возраста (5–7 лет).
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 28.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1 «Полюс» НГО
Доклад
Использование парциальной программы рекрециональнного туризма для детей старшего дошкольного возраста «Весёлый рюкзачок» в ДОО, А.А. Чеменева, А.Ф. Мельникова,
В.С. Волкова
Парциальная программа "Весёлый Рюкзачок" разработана в соответствии с требованиями ФГОС ДО. В ней представлены современные организационно-методические подходы к использованию средств рекреационного туризма для развития детей старшего дошкольного возраста (5–7 лет).
Туристическая деятельность представлена, как средство оздоровления, развития двигательной сферы и познания ребёнком окружающего мира, воспитания ответственного отношения к природной и социальной среде и формирования личности ребёнка.
В программе дано тематическое планирование для двух возрастных групп:
раскрыто содержание образовательной деятельности в соответствии с разделами и темами, заявленными в программе;
описаны средства и методы реализации программы;
даны рекомендации по организации предметно-пространственной среды.
Обозначено содержание и формы взаимодействия с родителями воспитанников.
Предложены: список художественной и специальной литературы, наборов моделей, макетов, атласов и туристического снаряжения.
Новизна: заключается в том, что дети в непринужденной обстановке, с помощью выходов в природу, музейных и мультимедийных средств расширяется кругозор, дополняет и развивает комплекс знаний, умений и навыков приобретенных в основной системе образования.
Программа включает следующие разделы:
С которыми вы можете ознакомиться.
1. Рюкзачок открывает мир;
2. Рюкзачок готовится в поход;
3. Здоровье в рюкзачке;
4. Весёлый Рюкзачок занимается физкультурой.
Авторы программы ставят акцент на рекреационном, эколого-оздоровительном и краеведческом туризме.
Как вы думаете, что такое туризм?
Это - особый вид социальной деятельности человека, направленный на укрепление здоровья, повышение физической тренированности, выносливости организма, познание и общение.
Туризм – это отдых и общение с природой.
Туризм – это здоровье.
Туризм – это воспитание чувства коллективизма.
Туризм – это поиск новых и применение накопленных знаний.
Туризм – это школа жизни.
Авторы программы обращают особое внимание на следующие
подходы к использованию туристской деятельности в ДОО:
- краеведческий - это дети на основе местного материала знакомятся с явлениями, объектами природы родного края, с его экологическими и социальными проблемами, историей и культурой;
- осваивают нормы и правила рекреационного туризма, отражающие физико-географические и социокультурные особенности своей местности;
-личностно-деятельностный - благодаря интересно составленной познавательной и двигательной деятельности в природных и социокультурных условиях у детей формируется интерес к занятиям туризмом и физической культурой, к здоровому образу жизни;
- здоровье формирующий – прогулки, походы, наполненные двигательной активностью, природные факторы (солнце, воздух и вода) оказывают на организм ни с чем не сравнимый оздоровительный эффект.
Доказано, что продолжительное выполнение умеренной нагрузки в виде циклических упражнений (ходьба, передвижение на лыжах, велосипедах) способствует развитию такого ценного в оздоровительном плане физического качества, как выносливость.
Культурологический - средствами туризма ребёнок приобщается к отечественной культурной традиции, воспитывается как личность. Ценности родной культуры становятся для него личностно значимыми.
Рекреационный туризм в ДОО содержательно и организационно строится с учётом следующих принципов:
С которыми вы сможете ознакомиться.
- внимание к рекреационной деятельности как к важному средству развития личности, сохранения и улучшения здоровья;
- необходимость научного осмысления феномена «рекреационная деятельность»;
- постоянство, непрерывность в поиске эффективных форм организации рекреационной деятельности;
-тесная взаимосвязь содержания и организации туристской деятельности с сезонными изменениями природы (сезонность);
-принцип спиралевидности, то есть постепенное усложнение задач, которые ставятся перед детьми, и частичное возвращение к ранее изученному содержанию;
-непрерывность в изучении основ рекреационного туризма, в развитии познавательных интересов, коммуникативных способностей, формировании физической подготовленности
детей на разных ступенях дошкольного детства;
-принцип интегративности, то есть тесная взаимосвязь экологического, физкультурного образования и социокультурного развития детей.
В целевом разделе, в пояснительной записке, авторы в характеристике особенностей детей старшего дошкольного возраста раскрывают, чем продиктована необходимость создания данной программы.
Цели программы:
-целостное развитие личности ребёнка средствами рекреационного, эколога оздоровительного, краеведческого туризма;
- формирование мотивации к самостоятельной двигательной и эколого-познавательной деятельности;
-освоение детьми ценностей общества, природы, здоровья, физической культуры.
Задачи программы вы можете ознакомиться на экране
Оздоровительные:
-создавать условия для укрепления здоровья детей, закаливания организма, активного отдыха; расширять адаптационные и функциональные возможности детей;
Воспитательные:
- воспитывать ценностное отношение к миру природы, историко-культурному наследию, потребность в здоровом образе жизни;
- формировать позитивное отношение к окружающему миру;
-способствовать установлению межличностных, в частности, дружеских отношений, формировать готовность ребёнка к совместной деятельности со сверстниками.
Образовательные:
-способствовать формированию первичных представлений о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, устойчивого интереса к природе родного края, к окружающему миру;
- содействовать освоению знаний в области физической культуры, туризма, краеведения, необходимых для успешной социализации ребёнка;
- развивать двигательные способности, психические познавательные процессы;
- содействовать физическому развитию детей, овладению ими доступными приёмами туристской техники, освоению правил ориентирования на местности.
Программа делится на 2 возраста
Старшая группа (5—6 лет). «Первые открытия»
Подготовительная группа (6—7 лет). «Юные путешественники»
С задачами вы можете ознакомиться более подробно для каждого возраста в программе «Весёлый Рюкзачок».
Средства и методы реализации программы.
Вы можете ознакомиться
-схемы-маршруты, иллюстрации, направленные на закрепление туристских знаний и умений;
-тематические подвижные игры с элементами туристской техники «Переправа через болото», «Ловкий турист», «Уложи рюкзак»;
- дидактические игры, развивающие упражнения, загадки, кроссворды, направленные на усвоение правил безопасного поведения на природе и во время движения на улице
Ожидаемые результаты:
1. Физическое здоровье:
ребёнок приобретает хорошую физическую форму;
повышается индекс здоровья детей в ДОО;
2. Психическое здоровье:
- ребёнок не испытывает тревожности по отношению к природе;
- проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам;
- способен договариваться, учитывать интересы и чувства других,
- сопереживать неудачам и радоваться успехам других;
3. Социальное здоровье:
- ребёнок находится в гармонии с собой и с другими людьми, обретает социальную уверенность.
-овладевает нормативным поведением в разных формах туристской деятельности, подчиняется необходимым в туристическом походе правилам;
- следует социальным нормам поведения во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками, соблюдает правила безопасного поведения;
- применяет знания, полученные в туристической деятельности, в разных культурных практиках;
-обладает установкой на ценностное отношение к объектам историко-культурного наследия и природе родного края, элементарной экологической культурой.
Что мы с вами можем, получим на конец года
Для детей
-снижение уровня заболеваемости;
-повышение посещаемости;
-овладение основами здорового образа жизни, осознанного отношения к своему здоровью;
-улучшение показателей физической подготовленности;
Для педагога:
-повышение компетентности педагогов в области здоровье сбережения;
-внедрение в практику работы здоровье сберегающих технологий;
Для родителей:
-активное участие в мероприятиях, проводимых в детском саду;
-заинтересованность в укреплении здоровья детей;
-готовность к сотрудничеству.
Авторы программы подробно раскрывают подготовительный этап, обязанности педагога, какая должна быть одежда у детей, содержание рюкзаков, их вес. Что должно быть в туристической аптечке, какие средства оказания первой медицинской помощи. Широко раскрыто взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников в процессе реализации программы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Парциальная программа «ВесЁлый рюкзачок» А.А. Чеменева
Программа «Весёлый Рюкзачок» предлагает современные организационно-методические подходы к использованию средств туризма для развития детей старшего дошкольного возраста. Туристская деятел...

Парциальная программа по ознакомлению детей с туризмом "Рюкзачок"
Дополнительная программа дошкольного рекреационного эколого-оздоровительного туризма «Рюкзачок» предназначена для работы с детьми дошкольного возраста от 5 до 7 лет.В программе предс...

Применение парциальных программ разной направленности в работе с детьми раннего возраста на основе парциальной программы «От Фребеля, до робота. Растим будущих инженеров»
Цель: Обеспечить условия для развития сенсорных эталонов и возможности для реализации игровой, познавательной, исследовательской, творческой деятельности детей раннего возраст...

Реализация парциальной программы рекреационного туризма .Сценарий похода "Весёлый рюкзачок" для детей старшего дошкольного возраста
План конспект прогулки-похода «Весёлый рюкзачок»для детей старшего дошкольного возраста...

Парциальная программа рекреационного туризма для детей старшего дошкольного возраста «Весёлый Рюкзачок»
Парциальная программа рекреационного туризма для детей старшего дошкольного возраста «Весёлый Рюкзачок» А.А. Чеменева, А.Ф. Мельникова, В.С. Волкова...
- Мне нравится (2)


