«Развивающая образовательная среда как фактор формирования у дошкольников МДОУ «Детский сад «Родничок» г. Надыма» предпосылок функциональной грамотности»
консультация

Губова Марина Геннадьевна

Создание эффективного пространства  для формирования у дошкольников предпосылок функциональной грамотности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развивающая образовательная среда как фактор формирования у дошкольников МДОУ «Детский сад «Родничок» г. Надыма» предпосылок функциональной грамотности»

Методист Губова Марина Геннадьевна,

МДОУ «Детский сад «Родничок» г. Надыма»

Функциональная грамотность, как средство раскрытия навыков и возможностей должна быть знакома детям уже в дошкольном возрасте. Именно в 5 - 7 лет создается базовая основа чтения, письма, математики и это является той благодатной почвой, которая в последствии помогает будущему школьнику приобретать знания и учиться, быть самостоятельным, уметь жить среди людей.

Актуальность данного вопроса стимулирует постоянный поиск новых идей и технологий, форм и средств, позволяющих оптимизировать образовательную деятельность современного ребенка.

С открытием второго корпуса детского сада «Родничок» появились новые просторные и современные помещения и для ребят развернулись новые горизонты для развития и воспитания. Одним из таких объектов в нашем детском саду является Библиомедиатека, оснащенная разнообразной познавательной литературой, художественной литературой, научной литературой, интерактивной песочницей, разнообразными дидактическими развивающими играми, музыкальными центрами, ПАК «Калибри», яркой, удобной мебелью, соответствующей требованиям СанПина и многим другим, что создает прекрасную развивающую образовательную среду для воспитанников.

Библиомедиатека имеет на несколько зон:

- зона для чтения;

- зона для отдыха и релаксации;

- зона для занятий в интерактивной песочнице;

- зона для прослушивания аудиосказок;

- зона для игр в шашки и шахматы;

- зона с использованием элементов кукольного театра;

- зона для работы с ПАК «Калибри» (в соответствии с возрастом);

- зона для дидактических развивающих игр.

Начинаем выстраивать свою работу, опираясь, непосредственно, на Федеральную образовательную программу и в соответствии с нормами это программного документа. Ведь Федеральная программа позволяет реализовать три основные функции дошкольного уровня образования. Это воспитание ребенка как гражданина России, формирование основ гражданской и культурной идентичности дошкольников; создание общего ядра содержания дошкольного образования, основанного на духовно - нравственных ценностях, патриотизме российского народа, воспитание подрастающего поколения, как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины; а также создание единого образовательного пространства обучения и воспитания детей.

Важно научить детей бережно относиться к книгам, играм, технике, игрушкам, ценить все, что их окружает, правильно этим пользоваться. Для этого воспитатель должен все это знать и уметь правильно пользоваться аппаратурой и техникой. Поэтому для всех воспитателей и педагогов детского сада проведены консультации, они обучены и являются, в своей мере, проводником и наставником для ребят.

С открытия Библиомедиатеки мы планируем работу с учетом знаменательных дат, государственных праздников. В помощь воспитателям в Библиомедиатеке МДОУ постоянно готовится информационно – образовательная среда, в основном патриотической тематики (например, Блокадный Ленинград, День Защитника Отечества и др.), тематические презентации, выставки.

Насыщенный современным материалом и оборудованием кабинет Библиомедиатеки детского сада «Родничок» предполагает проведение занятий и различных мероприятий яркими, эмоциональными, с привлечением большого иллюстрированного материала, видеозаписей, музыкального сопровождения, интерактивной песочницы и дидактических игр. Эргономичность пространства позволяет полезно и эффективно познавать, и развиваться.

Что особенного в созданной нами образовательной среде и как она может помочь детям в приобретении предпосылок функциональной грамотности?

- Комфортное чтение. Книжные стеллажи – необходимый элемент развивающей среды в детской библиотеке. Книги должны располагаться так, чтобы даже самый маленький посетитель мог САМОСТОЯТЕЛЬНО дотянуться и взять ПОНРАВИВШУЮСЯ книгу. Его цель – дать возможность ребенку общаться с книгой, рассматривать иллюстрации, анализировать.

Формирование речевой активности дошкольников, как один из показателей функциональной грамотности. В системе работы с книгой особое внимание мы уделяем первому знакомству детей с литературным произведением. Для того чтобы дети слушали внимательно, с интересом, сопереживали героям, воспитатели учат произведения наизусть, работают над четкостью, выразительностью.

- Шашки и шахматы. Формирование математических представлений детей дошкольного возраста, еще один показатель функциональной грамотности. Обучение детей данной игре помогает развивать способности ориентироваться на плоскости, развивает логику, мышление, учит ребенка запоминать, сравнивать, обобщать, содействует, формированию таких ценных качеств, как внимательность, усидчивость, собранность, в школе эти качества пригодятся однозначно.

- Интерактивная песочница – стол.

Это развивающий комплекс, который объединяет в себе много возможностей. Дети строят на песке свои миры с озерами, горами, вулканами и долинами. Изучают окружающий мир, географию, строение земли, цвета и фигуры.

Режимы:

  • «Вулкан» - создает на глазах ребенка зрелище – пылающий вулкан с извергающейся лавой
  • «Топография» - с помощью данного режима ребенок знакомится с рельефом земной поверхности и наблюдает, как меняются ландшафтные высоты;
  • «Океан» - представляет собой реалистичную модель океана, наполненного жизнью: в водных глубинах плавают экзотические рыбы, растут водоросли, переливается вода.

Интерактивная песочница – это современный продукт, предназначенный для полноценного и разностороннего развития детей.

- ПАК–Калибри – безопасная образовательная комплексная среда, в которой дети могут учиться, играть, развивать полезные навыки.

Площадь поверхности программно – аппаратного комплекса «Калибри» превращает совместную деятельность с детьми в динамичную и увлекательную игру.

Программно – аппаратный комплекс «Калибри»:

  • дает возможность индивидуального и группового обучения;
  • стимулирует детей к познавательной активности;
  • повышает уровень интереса к новым знаниям;
  • способствует развитию творческих способностей, разносторонних умений;
  • образная информация понятна детям.

Главное! На занятиях дети становятся интерактивными участниками процесса «живого обучения»: используются крупные яркие изображения, передвигаются буквы и цифры, составляются слова просто движением пальца.

При посещении Библиомедиатеки воспитанники выполняют несколько ролей: они и путешественники, и пешеходы, гости, и АКТЕРЫ.

При построении развивающей образовательной среды, представляющей театральную деятельность:

  • обеспечили право и свободу выбора ребёнку;
  • имеются технические средства: аудиозаписи сказок, стихотворений, записи звукошумовых эффектов и др.;
  • доступность и вариативность среды позволяет «читать», «слушать», «смотреть» и «играть» в театр.

Дети учатся бережному отношению к куклам театра, ширме, после окончания работы (представления) аккуратно прибирают все на свои места.

Однако, нельзя рассматривать кукольный театр только как развлечение. Очень важно его воспитательное и познавательное значение. В дошкольный период у ребёнка начинают формироваться отношение к окружающему, характер, интересы. Именно в этом возрасте очень полезно показывать детям примеры дружбы, доброты, правдивости, трудолюбия. Ребенок учится применять это в жизни.

Игровое пространство содержательно – насыщенно, безопасно, трансформируемо и эстетически привлекательно. Зона игрового и дидактического сопровождения оснащена играми разной тематической направленности: фигурки животных, куклы, домино, глобус, игры на развитие внимания, памяти, мышления и многое другое.

Таким образом, гибкость планирования, умение педагога импровизировать, при этом четко придерживаясь педагогической цели, принятие ребенка в качестве субъекта воспитательно-образовательного процесса, демократический стиль общения — все это - способствует формированию функциональной грамотности дошкольников. Ребенок получает все шансы стать самостоятельным, инициативным, открытым к познанию, творчески активным, и при этом сохранить свою индивидуальность.

Желаю вам удачи в формировании предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающая образовательная среда как фактор сохранения и укрепления здоровья дошкольников

«Развивающая образовательная среда как фактор сохранения и укрепления здоровья дошкольников»В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья является как никогда ранее акту...

Психологическая безопасность образовательной среды как фактор формирования психологического здоровья воспитанников и педагогов

В буклете представлена информация по теме "Психологическая безопасность образовательной среды как фактор формирования психологического здоровья воспитанников и педагогов"...

Развивающая природная среда как фактор экологического воспитания дошкольников.

Развивающая природная среда как фактор экологического воспитания дошкольников.Цель экологического воспитания дошкольников – формирование начал экологической культуры – формирование практич...

«Развивающая образовательная среда как фактор сохранения и укрепления здоровья дошкольников»

laquo;Развивающая образовательная среда как фактор сохранения и укрепления здоровья дошкольников»...

Развивающая природная среда как фактор экологического воспитания дошкольников

В дошкольном возрасте закладывается фундамент элементарных представлений и знаний о природе. Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей.Природа – неисчерпаемый ...