Главные вкладки

    Консультация для педагогов «Развивающая образовательная среда как средство творческого развития дошкольников в самостоятельной музыкальной деятельности»
    консультация на тему

    Куликова Ольга Викторовна

    В материале представлена информация по наполняемости музыкальных уголков в группах детского сада

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

      «Развивающая  образовательная  среда как средство творческого развития дошкольников в самостоятельной музыкальной деятельности»

                                    Куликова Ольга Викторовна – музыкальный руководитель

    Художественно эстетическое направление  является важнейшим средством формирования отношения ребёнка к действительности, эстетического отношения к окружающему миру, предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.  

    Музыка как всякое искусство помогает детям познавать мир и воспитывает у них  художественный вкус и  творческое воображение. Отражает  окружающий мир в ярких образах, формирует внутренний духовный мир ребенка, побуждает к творчеству.  (Н.А. Ветлугина)

    «Музыкальное воспитание обладает  уникальными свойствами воздействовать на эмоциональную сферу и является удивительно тонким и эффективным инструментом развития внутреннего мира ребёнка, раскрытия его творческого потенциала, всестороннего воспитания и развития личности»
                                                                                                       (А.И. Буренина)

    Рассматривая музыкальную деятельность как  возможность  воспитать эмоциональный интеллект, запустить  развитие потенциальных способностей  ребёнка, дать толчок к успешному всестороннему развитию очень важно создать для самостоятельной деятельности детей  грамотно организованную предметно -  развивающую среду не только в музыкальном зале, но и в группах.

    Правильно организованная предметно – развивающая среда способствует развитию творческих способностей детей, где  материальная база, расположение оборудования, моделирование пространства позволяют детям обобщать, анализировать, вести экспериментальную деятельность, получать информацию, обогащать образное мышление и эмоциональную сферу, что является актуальным аспектом в дошкольном образовании.

    Реализация  создания образовательной среды   предполагает постановку цели.

    Цель: «Создание условий для индивидуального развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей»  Создание условий для    художественно-эстетического, познавательного развития, успешной социализации  воспитанника, развития его инициативы и творческих способностей  

     Поставленная  цель  решается  через следующие задачи:

    • Способствовать развитию коммуникативных навыков, эмоционально-ценностного восприятия, способности познавать себя через музыкальное искусство;
    • Побуждать детей к творчеству в самостоятельной музыкальной деятельности;
    • Обогащать внутренний мир, эмоциональную сферу, образное мышление музыкальными впечатлениями;
    • Создать атмосферу комфорта и доверия, в котором каждый ребёнок может почувствовать себя музыкантом.

      Что в свою очередь способствует достижению целевых ориентиров ФГОС ДО.

    В музыкальном зале нашего образовательного учреждения создана хорошая материальная база, в которой есть всё необходимое для музыкального развития детей в различных видах деятельности. В групповых помещениях также необходимо создание зоны музыкальных уголков для самостоятельной деятельности, где воспитанники могут иметь возможность закреплять полученные на занятии знания, умения и навыки, отрабатывать приёмы игры на различных музыкальных инструментах, обогащать творческое воображение  и фантазию.

      При создании музыкальных зон в ДОУ рекомендуется продумать:

    1. Целесообразность размещения зоны, доступность оборудования для детей, хранение.

    2. Разнообразие оборудования.

    3. Учет возрастных особенностей детей.

    4. Эстетическое оформление музыкальной зоны и пособий, находящихся там.

     

      Необходимо, чтобы музыкальные уголки были оснащены   оборудованием, соответствующим возрасту и тематике пройденного занятия. По мере ознакомления детей с новым материалом на музыкальном занятии, композитором, музыкальным инструментом, в уголке в группе также выставляется портрет композитора, сюжетная картинка, музыкальный инструмент, с которым ребята познакомились, выкладываются дидактические игры. Таким образом,  в зонах музыкальных уголков должно быть всё необходимое соответственно возрасту и тематике: музыкальные инструменты, дидактические игры, ноты – картинки, картинки с изображением инструментов, портреты композиторов, фонотека, магнитофон.

           Общая классификация оборудования для музыкальных зон:

    1. Материал для творческих сюжетно-ролевых игр — мягкие игрушки, иллюстрации, бутафорские музыкальные инструменты и игрушки, предназначающиеся  для создания игровой ситуации, при которой дети, фантазируя, представляют себя музыкантами.

    2.  Самодельные  инструменты из бросового материала для творческого музицирования:

    3.  Звуковысотные инструменты (пианино, ксилофон, металлофон, аккордеон, флейта, цитра, арфа)

    4. С фиксированной мелодией (шарманки, органчики) ;

    5. С одним фиксированным звуком (дудки, свистульки) :

    6.  Шумовые (бубны, бубенцы, ложки, трещотки, рубель, погремушки, барабаны, маракасы, колокольчики)

    7. Музыкально-дидактические игры и пособия:

    Нотное лото, нотный стан с нотами,  скрипичным и басовым ключами, лесенка.  Эти пособия используются для развития сенсорных музыкальных способностей, ознакомления  с элементами нотной грамоты.  

    8. Аудиовизуальные пособия:  компакт-диски, кассеты, флеш - накопители.

    Предлагаю списки необходимого оборудования для развития музыкальности дошкольников:  

    Образовательная  предметно – развивающая среда  для развития музыкальности у детей второй младшей группы.

    1. Образные музыкальные «поющие» или «танцующие» игрушки
    2. Игрушки – инструменты с фиксированным звуком – органчики, шарманки, музыкальные шкатулки
    3. Шумовые инструменты – ложки, погремушки, бубны, барабан, колокольчики, треугольники, палочки.
    4. Самодельные музыкальные инструменты из бросового материала – коробочки с мелкой крупой, скорлупки, мешочки, шуршащие пакетики, маракасы из киндеров.
    5. Набор не озвученных образных музыкальных инструментов – дудочки, гармошки, балалайки, микрофончики, гитары.
    6. Атрибуты к музыкальным подвижным играм – султанчики, флажки, платочки, ленточки, листочки, снежинки, цветы (по сезонам).
    7. Ширма настольная с перчаточными куклами.
    8. Магнитофон и набор программных аудиозаписей.
    9. Музыкальные картинки к песням, которые могут быть выполнены на кубе и в виде большого альбома с яркими красочными иллюстрациями.

    Оборудование уголка для младшего возраста включает в себя шумовые инструменты - (бубны, ложки, клавесы, погремушки, коробочки с мелкой крупой, треугольники, колокольчики, трещотки. Музыкальные  инструменты  из бросового материала – пакеты, скорлупки, маракасы из киндеров, различной формы муляжи от мороженого, коробочки с мелкой крупой, музыкальные шкатулки,  картинки с изображением инструментов, дидактические игры.

    В среднем дошкольном возрасте, кроме ударных инструментов , вводятся звуковысотные инструменты – металлофоны, ксилофоны, ноты – картинки, дидактические игры.

    Образовательная  предметно – развивающая среда  для развития музыкальности у детей средней группы.

    1. Образные музыкальные «поющие» или «танцующие» игрушки
    2. Игрушки – инструменты с фиксированным звуком – органчики, шарманки, музыкальные шкатулки
    3. Шумовые инструменты – ложки, погремушки, бубны, барабан,

     колокольчики, треугольники, палочки.

    1. Металлофон
    2. Самодельные музыкальные инструменты из бросового материала – коробочки с мелкой крупой, скорлупки, мешочки, шуршащие пакетики, маракасы из киндеров.
    3. Набор не озвученных образных музыкальных инструментов – дудочки, гармошки, балалайки, микрофончики, гитары.
    4. Атрибуты к музыкальным подвижным играм – султанчики, флажки, платочки, ленточки, листочки, снежинки, цветы (по сезонам).
    5. Ширма настольная с перчаточными куклами.
    6. Магнитофон и набор программных аудиозаписей.
    7. Музыкальные картинки к песням, сюжетные картинки, музыкальные лесенки, дидактические игры: «Три медведя», «Узнай и назови», «Наш оркестр», «Угадай колокольчик».
    8. Фланелеграф или магнитная доска

    В музыкальный уголок для детей старшего возраста добавляются струнные инструменты (арфа, цитра). Также должны быть портреты композиторов, ноты – картинки, сюжетные картинки, плакаты с изображением музыкальных инструментов, дидактические  игры на закрепление навыков и умений, наличие оформленной фонотеки в каждой группе.

    Образовательная  предметно – развивающая среда  для развития музыкальности у детей старшей группы.

    1. Шумовые инструменты – ложки, маракасы, бубны, барабан,

     колокольчики, треугольники, клавесы.

    1. Звуковысотные инструменты – металлофон, ксилофон, флейта, пианино, цитра, арфа.
    2. Самодельные музыкальные инструменты из бросового материала – коробочки с мелкой крупой, скорлупки, мешочки, шуршащие пакетики, маракасы из киндеров.
    3. Портреты композиторов, сюжетные картинки, иллюстрации по теме «Времена года», плакаты с изображением музыкальных инструментов.
    4. Музыкальная лесенка, музыкально – дидактические игры
    5. Фланелеграф или магнитная доска.
    6. Ширма настольная и ширма по росту детей с перчаточными куклами. Разноцветные перчатки для музыкальных импровизаций за ширмой.
    7. Атрибуты к музыкальным подвижным играм – султанчики, флажки, платочки, ленточки, листочки, снежинки, цветы (по сезонам).
    8. Магнитофон и набор программных аудиозаписей.

    Образовательная  предметно – развивающая среда  для развития музыкальности у детей подготовительной группы.

    1. Шумовые инструменты – ложки, маракасы, бубны, барабан,

     колокольчики, треугольники, клавесы.

    1. Звуковысотные инструменты – металлофон, ксилофон, флейта, пианино, цитра, арфа.
    2. Самодельные музыкальные инструменты из бросового материала – коробочки с мелкой крупой, скорлупки, мешочки, шуршащие пакетики, маракасы из киндеров.
    3. Портреты композиторов, сюжетные картинки, иллюстрации по теме «Времена года», плакаты с изображением музыкальных инструментов.
    4. Альбомы: «Мы рисуем песенку» или «Мы рисуем и поём» с рисунками детей, в которых они отражают свои эмоции и чувства о прослушанных музыкальных произведениях и песнях.
    5. Графическое пособие «Эмоции» (карточки, а которых изображены лица с разными эмоциями) для определения характера мелодии при слушании произведений.
    6. Музыкальная лесенка, музыкально – дидактические игры
    7. Фланелеграф или магнитная доска.
    8. Ширма настольная и ширма по росту детей с перчаточными куклами. Разноцветные перчатки для музыкальных импровизаций за ширмой.
    9. Атрибуты для детского танцевального творчества, элементы костюмов к знакомым народным танцам (косынки, веночки, шляпы), атрибуты к танцевальным импровизациям по сезону (листики, снежинки, цветы и т. д.),  разноцветные перчатки, султанчики, газовые платочки или шарфы, разноцветные ленточки, разноцветные перышки для музыкально-танцевальных импровизаций.
    10. Магнитофон и набор программных аудиозаписей.

    Музыкальные инструменты  - чудесные, необыкновенно притягательные предметы, дети с огромным удовольствием играют на них. Я веду систематическую работу и активно применяю музыкальные инструменты во всех видах  деятельности на занятии: слушании, пении, движении, игре. Мы играем в ансамбле, танцуем, поём, импровизируем, придумываем свои мелодии и фантазируем. В общем, играя, развиваемся!  

    Подводя итог,   можно сделать вывод, что создание развивающей образовательной среды играет важную роль и способствует развитию творческих способностей, инициативы и проявлению личностных качеств. Позволяет воспитанникам увидеть, услышать, передать , прожить, прочувствовать яркие образы, краски, красоту окружающего мира в звуках, рождённых музицированием и взаимодействовать, создавая музыку.

     

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Творческое развитие дошкольников в процессе музыкальной деятельности

    Развитие детей в дошкольный период во многом определяет их дальнейшую жизнь, именно поэтому ему следует уделять большое внимание и использовать каждую свободную минуту для игр и занятий со своим ребён...

    презентация для педагогов ДОУ "Музыкальные игры - импровизации как средство творческого развития дошкольников"

    Данную презентацию я показывала 21.11.2012 на консультации на педагогическом совете педагогов нашего детского сада....

    Коммуникативные танцы и музыкальные игры как средство творческого развития дошкольника.

    Коммуникативные танцы и музыкальные игры как средство творческого развития дошкольника....

    Консультация для воспитателей Нетрадиционные техники аппликации как средство творческого развития дошкольников.

    Консультация для воспитателейНетрадиционные техники аппликации как средство творческого развития дошкольников.Автор: Гордеюк Оксана Александровна МБДОУ №10 «Звездочка» г.Тейково Вид дея...

    Консультация для воспитателей " Нетрадиционные техники аппликации как средство творческого развития дошкольников".

    Консультация для воспитателейНетрадиционные техники аппликации как средство творческого развития дошкольников.Автор: Домнина Анна Евгеньевна  МБДОУ №10 «Звездочка» г.Тейково...

    Развитие творческих способностей старших дошкольников в самостоятельной музыкальной деятельности

    Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью, уникальностью.Актуальность темы:Жизнь в эпоху научно – технического прогресс...