Развитие творческих способностей старших дошкольников в самостоятельной музыкальной деятельности
методическая разработка по музыке (старшая группа)

Писарева Ирина Михайловна

Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью, уникальностью.

Актуальность темы:

Жизнь в эпоху научно – технического прогресса становится всё разнообразнее и сложнее. Она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konf.docx21.26 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха - Музыкальная академия

Теория музыки и упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей.

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад № 39»  

«Развитие творческих способностей старших дошкольников в самостоятельной музыкальной деятельности»

Подготовила: Писарева И.М.,

музыкальный руководитель

г. Усолье – Сибирское

2020г.

Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое и

                       отличающееся неповторимостью, оригинальностью,

                       уникальностью.

Актуальность темы:

Жизнь в эпоху научно – технического прогресса становится всё разнообразнее и сложнее. Она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем.

Основная цель работы с детьми: изучение особенностей развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе самостоятельной музыкальной деятельности.

 Превращение ребёнка в творческую личность зависит от технологии педагогического процесса. На смену информационно – репродуктивному процессу обучения объективно приходит проблемно – творческий.

      Только в творческой деятельности происходит развитие творческих способностей – овладение методами (способами) познания и преобразования признаков объектов. Отсюда возникает необходимость активизировать творческую познавательную и практическую деятельность детей.

Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое, отличающееся неповторимостью, оригинальностью, уникальностью.

       Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы.

Организация самостоятельной музыкальной деятельности детей дошкольного возраста самая сложная для воспитателя. Такая деятельность возникает по инициативе детей, без участия взрослого или при незначительной помощи педагога. В основе самостоятельной музыкальной деятельности ребёнка лежит побудительный мотив – огромное желание поделиться своими музыкальными впечатлениями и переживаниями, стремление продлить общение с музыкой. И не менее важный мотив самовыразиться, самореализоваться через взаимодействие с музыкальным искусством.

Условиями проявления самостоятельной музыкальной деятельности

у дошкольников становятся:

  • опыт общения с музыкой (накопленные эмоции, чувства, образы);
  • опыт музыкальной деятельности (совокупность умений восприятия музыки и умений исполнительства (пение, музыкально – ритмические умения, умения игры на детских музыкальных инструментах)).

К условиям организации педагогом самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников можно отнести:

  • учёт в музыкальной деятельности детских музыкальных интересов

и предпочтений, субъектных качеств ребёнка:

  • недоминирующий характер взаимодействия с детьми, косвенное участие взрослого в деятельности детей;
  • продуманную предметно – игровую среду (наличие музыкальных игрушек и инструментов, пособий, дидактических игр, атрибутов музыкальной деятельности) и её доступность детям.

Важным моментом в организации и развитии самостоятельной музыкальной деятельности детей становится овладение дошкольниками способами переноса музыкальных впечатлений, представлений, умений и навыков в новые условия. Решение этой задачи происходит в определённых формах совместной деятельности взрослого и детей.

Специфика данных форм заключается в определённой логике, направленной на развитие самостоятельности детей: от действий по показу или образцу педагога к инициативным непреднамеренным действиям и далее – к импровизации, творчеству. Важно помочь ребёнку осознать поставленные перед ним задачи, вникнуть в суть предложенных заданий, поддержать стремление выполнить их, подобрать нужные способы и решения. В этом и заключается формирование самостоятельной деятельности дошкольников.

От разнообразия форм организации самостоятельной музыкальной деятельности детей зависит её характер – воспроизводящая она или творческая.

Организация самостоятельной музыкальной творческой деятельности детей:

        Вид музыкальной

деятельности:

Задачи формирования

самостоятельности:

Формы, методы и приёмы

организации самостоятельной

музыкальной деятельности

детей:

Слушание

- развитие способности слушать и вслушиваться в звучание музыкальных произведений;

- развитие умений различать характер музыкального произведения, характеризовать

музыкальный образ, соотносить его с миром природы и человеческих взаимоотношений, миром чувств и переживаний;

- развитие умений определять жанр и форму музыкального произведения, автора;

- поддерживать музыкальные впечатления детей, развивать

умения эстетической оценки

музыкальных произведений,

способность эмоционально, образно высказываться о ней, рассуждать;

- обогащение музыкального опыта способами выражения музыкальных впечатлений от воспринятой музыки.

- игровые проблемные и поисковые ситуации, связанные с музыкой;

- беседы и рассказы о музыке;

- музыкальная викторина;

- игры – фантазирования;

- музыкальные игры – сопереживания;

- музыкальное рисование;

- игры – инсценировки;

- игры – настроения;

- игры – образы;

- игры – размышления.

Исполнительство:

(пение, музыкально – ритмическая деятельность,

игра на детских

музыкальных инструментах)

Пение:

- развитие восприятия вокальных произведений, умений музыкального анализа

и эстетической оценки песни;

- формирование любимого песенного репертуара;

- развитие музыкально – исполнительских умений для осуществления певческой деятельности;

- развитие песенного творчества.

- сочиняем музыку (песню) к сказке, мультфильму, истории;

- интонационные игры – импровизации и игры на звукоподражание;

- вокально – речевые игры;        

- музыкальные игры – импровизации (сочини песенку к тексту, песенный мотив, сочини музыку к своему стихотворению).

Музыкально – ритмическая деятельность:

- развитие умений подбирать

движения в соответствии с характером и образом музыкального произведения;

- развитие умений исполнительства характерных танцев;

- развитие творческого воображения.

- танцевальные игры – импровизации;

- музыкальные прогулки;

- музыкальные игры – уподобления;

- музей танца.

Игра на детских музыкальных инструментах:

- развитие умений элементарного музицирования;

- развитие умений подбирать знакомые мелодии и сочинять

несложные ритмические композиции.

- проблемные и поисковые ситуации с использованием детских музыкальных инструментов;

- музыкально – дидактические игры;

- игры «Озвучиваем стихотворение»;

- игры «Озвучиваем персонажа»;

- игры – импровизации;

- музыкальная сказка (игра – инсценировка).

        Развитию самостоятельности и творческих способностей способствуют

развлечения и праздники, вызывающие у детей яркий эмоциональный отклик и живой интерес, особенно если  включены в сценарий задания для дошкольников импровизационного характера, побуждающие их к инициативности и самостоятельным творческим действиям. Современный подход к организации музыкального досуга или праздника предполагает включённость детей наравне со взрослыми. Они выступают как сорежиссёры мероприятия, предлагают различные идеи, образы, способы их воплощения, распределяют роли, подбирают атрибуты, декорации, способы участия в празднике приглашённых гостей. При подобной организации развитие самостоятельности будет возникать у детей естественным образом, т.к.

воспитывается привычка действовать инициативно, проявлять активность.

Развитию творчества в самостоятельной музыкальной деятельности способствует также интеграция искусств, поскольку у детей проявляется широкая возможность создания художественного образа. Интеграция

даёт ребёнку возможность выбирать средства выразительности художественного образа, его воплощения на бумаге или в движении, в слове или в музыкальных звуках, а выбор – всегда следствие инициативности и самостоятельности.

Таким образом, учёт ряда важнейших условий (психофизиологические факторы развития, полихудожественная среда, целенаправленная педагогическая поддержка, опыт творческой деятельности) позволяет осуществлять реализацию индивидуальных способностей и внутренних возможностей ребёнка, сопровождающуюся повышением его личного статуса и развитием потребности в художественно - творческой самореализации.

Литература:

  1. Ветлугина Н.А.,  «Музыкальное развитие ребёнка». М. «Просвещение».1967г.
  2. Картавцева О.Д., «Духовное развитие личности на основе реализации

сущностных сил в творчестве». Ростов н/Д. 2009 г.

  1. Костина Э.П., «Музыкальная среда, как средство развития креативности ребёнка» // Дошкольное воспитание.2006. № 11,12.
  2. Радынова О.П., Катинене А.И., Палавандишвили М.Л. «Музыкальное воспитание дошкольников». М.:Академия, 1998г.
  3. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: Учеб. пособие для студентов пед.вузов и колледжей/

под редакцией Т.И. Ерофеевой. М. Академия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие творческих способностей старших дошкольников в познавательно – речевой деятельности»

Цель: развивать интеллектуально-творческие способности у старших дошкольников путём обогащения опыта в познавательно-речевой деятельности....

Сообщение музыкального руководителя на тему "Развитие творческих способностей старших дошкольников в музыкальной деятельности"

Сообщение на тему "Развитие творческих способностей старших дошкольников в музыкальной деятельности"...

Развитие творческих способностей старших дошкольников на музыкальных занятиях

Сообщение музыкального руководителя по теме "Развитие творческих способностей старших дошкольников на музыкальных занятиях"...

Развитие творческих способностей старших дошкольников посредством художественно-продуктивной деятельности

Данный материал на тему "Развитие творческих способностей старших дошкольников посредством художественно-продуктивной деятельности" использовался на методическом объединении воспитателей.Презентация с...

План самообразования музыкального руководителя ДОУ «Развитие творческих способностей старших дошкольников через театральную деятельность»

«Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет волноваться, со...

Проблема развития творческих способностей старших дошкольников средствами музыкально-игровой деятельности

В данной статье рассматривается проблема развития творческих способностей старших дошкольников средствами музыкально-игровой деятельности...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В МУЗЫКАЛЬНО – РИТМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

          Развитие творчеcких cпоcобностей ребѐнка являетcя важной задачей  воcпитательно-образовательной работы в ДОУ....