"Творческое развитие дошкольников в процессе музыкальной деятельности
статья на тему

Прохоренко Алла Дмитриевна

Развитие детей в дошкольный период во многом определяет их дальнейшую жизнь, именно поэтому ему следует уделять большое внимание и использовать каждую свободную минуту для игр и занятий со своим ребёнком.

Развитие творческих способностей ребёнка на музыкальных занятиях было и остаётся одной из актуальных задач музыкального воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_3.odt14.03 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Творческое развитие дошкольников в процессе музыкальной деятельности.

А. Д. Прохоренко

Музыкальный руководитель  

АНО ДО «Планета детства «Лада»

д/с № 68 «Серебряное копытце» г. о. Тольятти

        Развитие детей в дошкольный период во многом определяет их дальнейшую жизнь, именно поэтому ему следует уделять большое внимание и использовать каждую свободную минуту для игр и занятий со своим ребёнком.

Развитие творческих способностей ребёнка на музыкальных занятиях было и остаётся одной из актуальных задач музыкального воспитания.

Однако родителям это, к сожалению, не всегда удаётся, так как значительную часть своего времени взрослые заняты работой, которая позволяет обеспечить их семью необходимыми в современности благами. Но ведь духовная пища ничуть не менее важна, чем еда и одежда. Как сделать выбор в такой ситуации и можно ли        его        совершить        вообще?
Нет повода драматизировать! Несмотря на то, что темп жизни стал более ускоренным и требует от нас больше сил, прогресс на рынке товаров и услуг всё же успевает за ним. Даже если вы практически не можете уделять необходимое количество времени на развитие и занятия со своим ребёнком, вы можете найти профессионалов, которые вам в этом помогут.
Именно дошкольный возраст в большей степени является наиболее продуктивным в жизни человека. Воображение ребёнка буйно фонтанирует, изобразительное искусство, танцы, азы театрального искусства создают благодатную почву для творчества. Ребёнок сможет самостоятельно с помощью них выражать свои мысли, чувства, такие как радость, счастье и напротив, волнующие их переживания, обиды и т.д. 
Например, изобразительное искусство является едва ли не самым первым творческим увлечением дошкольника. В этом ему помогает 
пластилин, глина, цветная бумага, карандаши, фломастеры и т.д. Малыш начинает с простых форм, но постепенно развивается, экспериментирует, выражает своё видение мира посредством средств, которые находятся в зоне         его        досягаемости. 
Музыка также является возможностью самовыражения ребёнка. Обычно дети дошкольного возраста любят простые незатейливые мелодии с частым повторением одних и тех же строк, в этом возрасте им проще запомнить именно такие песенки. Нередко малыш дополняет их своими выдуманными четверостишиями, вставляет другие имена, слова, выступая своеобразным соавтором.

Музыкально – творческими способностями называют способности, связанные с творческой деятельностью ребёнка в области музыки.

Импровизация - это особый вид художественного творчества, при котором произведение создаётся непосредственно в процессе исполнения. Существуют

следующие виды импровизаций: речевые, пластические, инструментальные, изобразительные и вокальные.

К речевым импровизациям относятся: поиск эмоционально-образных определений характера и настроения музыки и передача их смыслового значения в соответствующем выразительном тоне: радостно, светло, тревожно, сумрачно и т.п., а также интонационно-осмысленное чтение текста песен при их исполнении и разучивании, ритмизованное чтение стихов (в ритме, заложенном в самом тексте), подбор рифм к словам и стихотворным строчкам.        Театральное искусство также играет большую роль в развитии дошкольника. С помощью театра у малыша развивается артистизм, фантазия, чувство сопереживания, а также умение переключаться с одного действия на другое.
Пластические импровизации продолжают линию развития эмоционального отклика детей на музыку. Чаще всего для пластических импровизаций и этюдов взрослыми  подбираются музыкальные сочинения, имеющие программное содержание, или такие, в которых ярко и наглядно раскрывается музыкальный образ. Возможные виды пластических импровизаций: игра на воображаемых инструментах, «пластическое интонирование» (свободные движения рук, корпуса, головы в характере музыки), передача музыкального образа в характерных движениях, инсценирование песни или музыкального произведения и т.д. Танец позволяет детям чувствовать своё тело и управлять им. Часто в качестве партнёра по танцу ребёнок использует подручные предметы, например, стул, шарф и т.д. Через своеобразные движения малыш может выразить собственные переживания, также в танце дети порой копируют поведение        различных        животных. Танцы позволяют ребятам чувствовать ритм и управлять своим телом. Если ребенок просит Вас потанцевать с ним, не отказывайте - ведь общее дело сближает! Посредством танца ребенок выражает свои переживания, эмоции.

Инструментальные импровизации зависят от того, к какой группе относится инструмент. Ударные инструменты можно использовать при подборе «ритмического остинато» (ритмоформулы, повторяющейся в неизменном виде на протяжении всего произведения), свободного ритмического сопровождения к пьесам, песням, музыкальным сказкам, речевым импровизациям. На инструментах со звуковысотной основой – металлофоны, триолы и др., дети могут подбирать знакомые песни, подголоски к исполняемым мелодиям песен, находить «остинатные» повторяющие звуки основных гармонических функций – тоники, субдоминанты, доминанты для сопровождения некоторых произведений.

Музыкальные впечатления детей могут подкрепляться детским изобразительным творчеством – изобразительные импровизации: рисованием на сюжеты музыкальных произведений, лепкой из глины, пластилина персонажей музыкальных сказок, пьес, песен, оформлением афиш и программ концертов, созданием эскизов костюмов для действующих лиц.

Вокальные импровизации. В практике вокальной импровизации сложился

стереотип, в основе которого выработка у детей  умения продолжить начатую педагогом мелодию и завершить её, как правило, на тонике заданной тональности. «Наряду с этим достаточно широко распространённым приёмом не следует отказываться и от другого – импровизирования мелодии с выходом за пределы привычных мажорно-минорных ладовых отношений, когда мелодия вовсе не обязательно должна завершаться тоникой, а может уходить во всевозможные «вопросительные», «незавершённые» интонации», - говорил Д.Б. Кабалевский. К вокальным импровизациям относят: пропевание имен (при этом, важно осознание учащимися метро-ритмической организации имени, как полного, так и краткого), музыкальные диалоги (учитывать правило: количество долей в ответе должно соответствовать количеству долей в вопросе), завершение мелодии (также с опорой на ее ритмическую основу), сочинение мелодии с опорой на заданную интонацию (например, терцовая интонация предполагает возможные варианты движения мелодии по терции и с ее заполнением), свободное сочинение мелодии на заданный текст и др.

К вокальным импровизациям тесно примыкает разыгрывание народных песен. Для разыгрывания детям предлагаются русские народные песни «Жили у бабуси, два веселых гуся», “Пошла млада за водой”, «Во кузнице» и другие, в которых есть определенный сюжет и развитие. Дети выразительно повторяют текст песни, определяют характер, настроение действующих лиц. Обсуждается какими интонациями (песенными, танцевальными или маршевыми) можно передать характер песни и каждого действующего лица. Запев каждый герой исполняет на свою мелодию, а припев поют все вместе на разученную мелодию.

Пение, инструментальное музицирование, музыкально-ритмические движения являются, на наш взгляд, ведущими видами исполнительской деятельности при развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Учеными было доказано, что развитие творческих способностей играет такую же важную роль, как и развитие интеллекта или физических данных, поэтому не пренебрегайте подобными занятиями  общением с музыкой.

Используемая литература

  1. Басин Е.Я. Психология художественного творчества. – М.: Знание, 1985. – 64 с.
  2. Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 304 с.
  3. Моисеева Е. Воспитание художественно-образного воображения у детей// Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. – 2005. - №3. – С. 132 – 136.
  4. Радынова О.П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. фак-ов дошк. воспит. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 240 с.
  5. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей// Избр. труды: В 2 т. Т.1. – М.: Педагогика, 1985. – 329 с.
  6. Шацкая В.Н. Воспитание музыкального вкуса. – М.: АПН СССР, 1947. – 75 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ТВОРЧЕСКИХ ЗАМЫСЛОВ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье описываются условия успешного развития детского творчества в процессе изобразительной деятельности....

Творческое развитие дошкольников в процессе театрализованной деятельности

Ценность и польза театрализованных игр при развитии творческих способностей дошкольников очевидна, поэтому их следует использовать в самых разнообразных формах работы с детьми....

Статья на тему: "Творческое развитие дошкольников в процессе театрализованной деятельности"

Статья на тему: "Творческое развитие дошкольников в процессе театрализованной деятельности"...

Развитие творческих способностей детей в процессе музыкальной деятельности

Методическая разработка       Развитие творческих способностей детей  в процессе музыкальной деятельности...

Развитие творческой активности дошкольников в процессе музыкально-игровой деятельности

В статье раскрывается сущность музыкально-игровой деятельности дошкольников. Творчество на занятии....