Мастер-класс для педагогов «Сказкотерапия в работе с дошкольниками»
методическая разработка

Клочкова Светлана Владимировна

Детство каждого из нас проходило в сладком плену сказок. Удивительно простые, но в то же время поучительные истории захватывали дух, погружая в мир драконов, леших, домовых, прекрасных принцесс и злых ведьм. Так ли просты эти незамысловатые истории, как кажется на первый взгляд? Сказки передавались из уст в уста, погружая слушателя в мир удивительных историй. Через сказки каждое поколение приобретали  нравственные нормы того времени, знакомилось с различными ситуациями, которые могли встретиться им в дальнейшей жизни. Это был своеобразный обмен жизненным опытом, повышающий шансы детей выжить, столкнувшись с трудностями взрослой жизни.                                                                                   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_skazkoterapiya_v_rabote_s_doshkolnikami_.docx25.99 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №22»

Мастер-класс для педагогов

 «Сказкотерапия в работе с дошкольниками»

                                                                          Выполнила воспитатель:                          

                                                        Клочкова С.В.

г. Воронеж 2024 год

                                                                                                                                            Детство каждого из нас проходило в сладком плену сказок. Удивительно простые, но в то же время поучительные истории захватывали дух, погружая в мир драконов, леших, домовых, прекрасных принцесс и злых ведьм. Так ли просты эти незамысловатые истории, как кажется на первый взгляд? Сказки передавались из уст в уста, погружая слушателя в мир удивительных историй. Через сказки каждое поколение приобретали  нравственные нормы того времени, знакомилось с различными ситуациями, которые могли встретиться им в дальнейшей жизни. Это был своеобразный обмен жизненным опытом, повышающий шансы детей выжить, столкнувшись с трудностями взрослой жизни.                                                                                                                                  

Сегодня психологи бьют тревогу – уровень развития эмоционально-волевой сферы детей дошкольного и младшего школьного возраста очень низок. Страхи, тревоги, агрессия – это уже те понятия, которые очень близко, можно сказать, рядом  идут по жизни вместе с нашими детьми. Таким образом, задачей  ДОУ становится максимальная психологическая разгрузка ребенка, снятие агрессивности, развитие его внутреннего потенциала, пробуждение души, повышение уровня осознанности событий, приобретение знаний о законах жизни и способах социального проявления созидательной творческой силы. 
Рассмотрев возможности оптимизации психолого-педагогической работы, я пришла к заключению, что мне необходим  такой  метод, как
сказкотерапия.                                                                            

   Сказкотерапия – это метод, использующий форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром.                                                                                  

  Методом сказкотерапии можно работать с малышами от 3-х лет – в этом возрасте у них уже сформировано примерное представление о мире, ребенок умеет оживленно разговаривать и способен облекать свои фантазии в слова. Кроме того – и это важно! – малыш уже умеет четко разграничивать реальный и выдуманный мир.

Сказка даёт   возможность найти общий язык с ребенком, помочь ему преодолеть первые трудности. Вот тут и приходит на помощь сказкотерапия, ведь ребенку легче рассказать о том, что беспокоит не его, а далекого сказочного героя.

 

Сказкотерапию для детей дошкольного возраста, я провожу с использованием определенных видов сказок.                                                                                                                                                     

Народные сказки.

Авторские

Художественные сказки
Дидактические сказки

В своей работе использую следующие методы сказкотерапии:

Демонстрация. В этом методе я  предусматриваю постановку сказки в виде выступления. Подобное сочетание  помогает детям вживаться в роли сказочных персонажей, переживать их эмоции и сталкиваться с их проблемами.                                                                                                               Арт-терапия.  Тот метод использую чаще всего. Это может быть рисование, лепка или другого формата творчества. Это влияет на двигательную активность, развивает воображение и позволяет корректировать героев. Прочитав сказку, у каждого ребенка будет свое представление о герое. С точки зрения психокоррекции полезно посмотреть, как именно ребенок представит на рисунке того или иного персонажа. Это позволяет раскрывать ряд скрытых проблем. Психодиагностика через рисунок в сказкотерапии играет особую роль в данном методе работы с детьми.  

                                                                                                                                            Чтобы повлиять на двигательную активность, решить проблемы детей или отыскать ответы на важные вопросы, следует правильно построить структурный процесс  занятия           

Структура проведения занятия   по сказкотерапии

I этап — ритуал «входа» в сказку 

Цель этапа: помочь детям расслабиться, создать настрой на совместную работу. «Войти» в сказку. Этот этап может содержать упражнения на расслабление и коллективные упражнения, например, взявшись за руки в кругу, все смотрят на свечу, или передают друг другу мячик, или выполняют какое-то иное сплачивающее действие.

II этап — повторение 

Цель этапа: вспомнить то, что делали в прошлый раз и какие выводы для себя сделали, какой опыт приобрели, чему научились. На этом этапе ведущий задает детям вопрос о том, что было в прошлый раз, что они помнят, использовали ли они новый опыт в течение тех дней, пока не было занятий; как им помогло в жизни то, чему они научились в прошлый раз и пр.

 III этап — расширение

 Цель этапа: расширение представлений ребенка о чем-либо. На этом этапе ведущий рассказывает или показывает детям новую сказку. Спрашивает, хотят ли они помочь кому-либо из героев сказки, чему-то научиться, попробовать и т. д.

IV этап — закрепление

 Цель этапа: создание условий для приобретения детьми нового опыта, проявления новых качеств личности ребенка. На этом этапе ведущий проводит игры, позволяющие детям приобрести новый опыт; совершаются символические путешествия, превращения и т. п.

V этап — интеграция 

Цель этапа: связать новый опыт с реальной жизнью. Ведущий обсуждает и анализирует вместе с детьми, в каких жизненных ситуациях они могут использовать тот опыт, который приобрели сегодня на занятии.

 VI этап — резюмирование

Цель этапа: обобщить приобретенный опыт, связать его с уже имеющимся. Ведущий подводит итоги занятия. Четко проговаривает последовательность происходившего на занятии, отмечает детей за их заслуги, подчеркивает значимость приобретенного опыта, проговаривает конкретные ситуации реальной жизни, в которых дети могут использовать новый опыт.

VII этап — ритуал «выхода» из сказки

Цель этапа: закрепить новый опыт, подготовить ребенка к взаимодействию в привычной социальной среде. На этом этапе повторяется ритуал «входа» в занятие с дополнением. Ведущий может сказать: «Мы берем с собой все важное, что было сегодня с нами, все, чему мы научились». Ребята протягивают руки в круг, совершая действие, как будто что-то берут из круга, и прикладывают руки к груди.

обязательно определить, чем полезна эта сказка, и какая в ней поучительная мораль.                                                                                          

А сейчас я предлагаю перейти к практической части нашего мастер класса. 

Приветствие

Колокольчик озорной,

Ты ребят в кружок построй.

Собрались ребята в круг

Слева – друг  и справа – друг.

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Сегодня я предлагаю отправиться со мной в сказочную страну. Хотите пойти со мной?

Тогда надо сказать волшебные слова (проводится ритуал вхождения в сказку)

Ритуал вхожения в сказку.

Фея  (В роли феи может выступать сам педагог.)

 Только Фея нас коснется,

Сразу в сказку путь начнется.

Вот мы и оказались с вами в сказке.  Давайте с вами познакомимся, теперь вы не просто дети, а сказочные герои, назовите свое имя и немного расскажите какой вы герой.

Предлагаю поделиться на три группы по три человека, посмотрите внимательно, что общего у ваших героев.

Каждой группе предлагается проблемная ситуация из сказки.

Сказка ложь, да в ней намек… любая сказка решает какие-нибудь вопросы, учит  исправлять ошибки, избегать опасных ситуаций и т.д.

Вот и вам я предлагаю решить проблему сказочных героев.
Сказка «Гуси-лебеди»
Проблемный вопрос: А если бы ни печка, ни яблонька не стали помогать девочке, что бы ей пришлось делать, чтобы спастись самой и спасти братца?
Сказка «Репка»
Проблемный вопрос: Что было бы, если бы не прибежала мышка?
Сказка «Три медведя»
Маша дружила с медведем и часто ходила к нему в гости. В очередной раз, собираясь, навести своего друга, Маша напекла пирожков и положила их в узелок. Она долго шла через густой лес, случайно зацепилась узелком за куст, он порвался, и пирожки рассыпались. Как Маше донести их до места, где живет медведь?
Сказка «Красная Шапочка»
У Красной Шапочки совсем износилась ее шапка. Она попросила бабушку сшить ей новую. Бабушка выполнила просьбу любимой внучки и сшила ей ко дню рождения красивую шапку. Внучка была очень рада. Но бабушка, по рассеянности, подарила внучке такую же шапку на Новый год, на 8 марта и еще семь праздников. Девочка, чтобы не огорчать бабушку, взяла все 10 шапок. Но что ей с ними делать?
Сказка «Волк и семеро козлят»
Проблемная ситуация: Жили-были коза с козлятами. Каждый день коза ходила в лес и приносила оттуда корзинку травы. Корзина была большой и удобной, но старой. И в конце концов она продырявилась, и трава высыпалась Коза попросила козлят сплести ей новую корзину. Козлята дружно принялись за дело, но вскоре начали ссориться: не смогли разделись между собой обязанности. И тогда они решили, что каждый сплетет корзину сам. И вот вскоре коза получила семь корзин. Коза не знала, что с ними делать. Помогите ей.
Сказка «Айболит»
Животные Африки просят Айболита о помощи, но Айболит не знает на чём к ним добраться.
Сказка «Три поросенка»
Поросята хотят построить прочный дом, чтобы спрятаться от волка и не знают, из какого материала это сделать.
Сказка «Золотой ключик или приключения Буратино»
Проблемная ситуация: Буратино уронил ключ в воду, его надо достать, но прыгнув в воду, Буратино всплывает. Как ему помочь?
Дети рассуждают: «Буратино сделан из дерева, а деревянные предметы в

воде не тонут», « Дерево легче воды, поэтому Буратино не может нырнуть за ключом». В ходе рассуждений они демонстрируют имеющиеся у них знания о свойствах дерева, а затем в силу своих творческих способностей приходят к поиску ответа в данной проблемной задаче. «Можно искать ключ на дне магнитом на верёвочке, если ключ металлический», «Можно нырнуть на дно с аквалангом, как это делают водолазы», «Можно взять в руки груз, например, камень, а потом его оставить на дне и всплыть».
Сказка «Лиса и журавль»
Проблемная ситуация: Кувшин с узким горлом наполовину заполнен водой. Как лисе напиться из кувшина?

А теперь предлагаю немного отдохнуть и подвигаться

Подвижная игра «Красная шапочка» (еще с помощью сказок можно играть)

Дети стоят в кругу. Пока играет музыка передают шапку по кругу, как только музыка остановилась, ребенок одевает шапочку, выходит в круг и танцует.
«эй  ребята не зевайте, шапочку передавайте?»

Смотрите, Красная Шапочка оставила нам корзинку  корзину (корзина с карточками), хотите узнать ,что там .

Участники достают карточки с картинками. Посмотрите, что вы на них видите и объединитесь по группам , согласно вашим картинкам. Приглашаю вас пройти за столы и поработать в группах, которые у вас образовались.

Задание №1

Первой группе надо придумать и инсценировать сказку, главные герои животные.

 проблемная ситуация «Ребенок не хочет идти в детский сад».

Задание №2

Вторая группа , используя настольный театр, разыгрывает сказку «Колобок».

Цель: формировать представления у  детей об опасных ситуациях

Придумывает новый конец .

Задание №3

Используя метод арт – терапии, сочинить и нарисовать сказку на преодоление страха.

Вот и подходит наше путешествие по сказкам, но прежде, чем вернуться в детский сад предлагаю вам выбрать по волшебному яблоку, если во время нашего путешествия вам было тревожно и некомфортно, выберете красное яблоко, если вы были заинтересованы и чувствовали себя комфортно, возьмите зеленое яблоко.

Ритуал выхода из сказки

Фея (В роли феи может выступать сам педагог.) Только Фея нас коснется, из сказки  путь домой начнется.

Вот мы и вернулись в детский сад.  Как вы думаете, справились ли мы с заданиями, все выполнили?

Возьмите ваши яблочки и прикрепите их на нашем дереве желаний. (смотрим кие яблоки выбрал ребенок и исходя из того можно строить индивидуальную работу).

А я благодарю всех за внимание и активное участие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для воспитателей «Здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками»

познакомить педагогов с элементами здоровьесберегающих технологий с методикой их проведения....

Мастер-класс: Наглядно – игровые средства в логопедической работе с дошкольниками

Игровая деятельность – необходимое условие развития личности. В процессе деятельности приобретается жизненный опыт, познается окружающая деятельность, усваиваются знания, вырабатываются умения и навык...

Мастер-класс «Социо-игровые педагогические технологии в работе с дошкольниками»

Повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы по применению социо-игровой технологии в работе с дошкольниками....

Мастер - класс для педагогов "Здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками"

Великая ценность каждого человека – здоровье. Вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым – это желание родителей и одна из ведущих задач, стоящих перед дошкольным учреждением.В последние...

Мастер-класс: «Применение социо-игрового стиля в работе с дошкольниками»

Социо-игровая технология – это развитие ребёнка в игровом общении со сверстниками.Для воспитания сегодня как никогда актуально «лучшее правило политики – не слишком управлять&helli...

Мастер-класс "Использование техники Stop Motion в работе с дошкольниками для формирования познавательных и речевых способностей"

Мастер-класс "Использование техники Stop Motion в работе с дошкольниками для формирования познавательных и речевых способностей"...