Проект «Зима в традициях русского народа»
проект (средняя группа)

Подолина Галина Петровна

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Большеалексеевская СОШ»

Городского округа Ступино

Московской области

                                                       

 

 

 

 

 

 

 

 

                                 Проект «Зима в традициях русского народа»

 

                              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатели: Подолина Г.П.

Правдина Н.А.

2023-2024

                                 Проект «Зима в традициях русского народа»

 

Вид проекта: познавательно – творческий.

Продолжительность: три месяца

Участники: дети разновозрастной средней/младшей  группы , воспитатели, родители.

Проблема:

отсутствие познаний о культурных традиций своего народа у детей и их родителей.

Актуальность:

Приобщение и погружение детей в русскую, культурную традицию - залог их психического здоровья. Традиции - хранители народной культуры, заветов народа.

     К сожалению, сейчас на нас и наших детей обрушился поток западной культуры. Нельзя прерывать связь времён и поколений. Чтобы не исчезла, не растворилась в неотразимой Вселенной душа русского народа, так же, как встарь, должны наши дети быть участниками традиционных на Руси православных праздников, так же, как раньше радоваться Рождеству и Святкам, петь песни, водить хороводы, играть в любимые народом игры.

Чтобы семья стала крепкой и дружной ей нужны добрые традиции, связанные с народными праздниками и обычаями русского народа.

       К народным традициям относятся праздники, обряды, обычаи, игры.

В качестве основных средств воспитания народная педагогика использует: песни, фольклор, сказки, пословицы, поговорки, праздники.

Именно они раскрывают содержание воспитания и обучения детей, основные нравственные правила и идеалы, понимание добра и зла, нормы общения и человеческих отношений, отражают мировоззрение человека через религию, предания и поверья.

Благодаря им раскрываются эстетические воззрения народа, они украшают повседневную жизнь, труд и отдых.

       Народные праздники по своей сути — духовны и педагогичны, они всегда включают в единое праздничное действие и взрослых и детей.

Русский народный праздник всегда был открыт для новизны, изобретательности, вбирал в себя светские элементы как отечественной, так и зарубежной культур, впитывал церковную, православную обрядность. Эта открытость веяниям времени и одновременно сохранность традиций прошлого, уходящего в глубину веков до языческих времён, создавали богатую духовную атмосферу, которая положительно влияла на духовно-нравственное совершенствование подрастающего и взрослого поколение.

Наша задача, суметь сохранить народную мудрость и передать её нашим детям.

 

 

Цель:

Духовно – нравственное воспитание детей, приобщение к народной культуре празднования Рождества на Руси.

Задачи:

• - Воспитывать интерес и любовь к русской и национальной культуре, народному творчеству, обычаям, обрядам, народному календарю и народным играм.

• - Знакомить с историей возникновения праздников, народных традиций.

• - Развивать познавательные интересы, любознательность, наблюдательность.

• - Воспитывать нравственные качества личности уважительное отношение к старшим, доброта, отзывчивость, справедливость, бережное отношение к природе.)

• - Развивать связную речь, активизировать словарь детей пословицами, поговорками, прибаутками, скороговорками.

• - Содействовать развитию у ребёнка памяти, логического мышления и творческого воображения, пробуждать интерес к изучению истории православной культуры.

• - Развивать диалогическую речь, использовать в речи образные слова и выражения.

Предполагаемый результат.

Воспитывать устойчивый интерес к культуре русского народа.

Закреплять знание детей о устном народном творчестве.

Использование детьми в активной речи потешек, считалок, скороговорок, загадок, стихов.

Приобщение родителей к проведению народных праздников с русскими традициями.

 

План мероприятий по проекту

декабрь

 

1

дата

тема

задачи

2

1.12.по 8.12

подготовительный этап

Составление плана основного этапа проекта.

- Подбор и анализ литературы, информации с интернет ресурсов по теме проекта.

- Подбор материалов по теме проекта.

 

 

11.12

Беседа по теме «Что такое традиция»

Знакомить детей с особенностями русских традиций. Воспитывать чувство уважения к семейным и народным традициям, толерантность по отношению к окружающим.

 

14.12

Презентация «Валенки»

Рисование « валенки расписные»

. Познакомить детей с историей традиционной русской обуви - валенок;

учить детей рисованию расписным способом по бумаге.

2. Заинтересовать детей в сохранении традиций; развивать интерес к народному быту.

3. Воспитывать интерес к народному творчеству.

 

 

18.12

Чтение р.н.с «Заюшкина избушка»

Формировать у детей понятие о жанре русского народного творчества «сказка», учить слушать внимательно произведение, понимать смысл прочитанного, отвечать на вопросы.

 

 

21.12

Беседа: «Знакомство с народными инструментами»: балалайка, дудочка, ложки, трещотка, бубен.

Д/и: «Угадай по звуку?»

 

 Познакомить детей с русскими народными инструментами. Прививать любовь и интерес к традиционной русской культуре.

Закрепить знания о русских народных инструментах. Прививать любовь и интерес к традиционной русской культуре.

 

 

25.12

Аппликация «Варежки для деда Мороза»

Познакомить детей с историей варежки;

учить детей самостоятельно придумывать узоры и выкладывать их из геометрических фигур;

 Воспитывать интерес к народному творчеству.

 

 

28.12

Хороводные игры:

«Каравай», «Вышел Ваня погулять»

.

 

 приобщать детей к истокам русской народной культуры; знакомить с народными играми; развивать двигательную активность

                                                             

 

Январь

10.01

Презентация «Рождественские забавы»

Воспитывать интерес и любовь к русским народным обычаям

 

12.01

Развлечение «Рождественские колядки»

Расширять знания детей о русских народных традициях.

16.01

Беседа на тему: «Святочные дни»

 

18.01.

Конструирование из бумаги: «Рождественская свеча»

 

Вос  Развивать интерес и любовь к русскому              н       народному   творчеству       

 

19.01

Презентация «Крещение»

 

П/и «Гори, гори ясно…»

Расширять знания детей о русских народных традициях.

Упражнять в быстром беге , умении действовать по сигналу.

24.01

Чтение р.н.с. «Морозко»

Продолжать знакомить с русскими народными сказками

30.01

Рисование на тему «Зимний пейзаж»

Продолжать знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования; развивать творческие способности

февраль

05.02

Беседа на тему «Что зима нам принесла»  (рассматривание картинок с зимними пейзажами, чтение стихов о зиме, отгадывание загадок о зиме)

Формировать умение составлять небольшой рассказ по картине, закреплять умение отгадывать загадки, познакомить  со стихотворениями о русской зиме.

08.02

Рисование на тему «Зимние узоры»

Развивать композиционные умения,

12.02

Прослушивание русских народных мелодий и песен..

Приобщение детей к русскому музыкальному фольклору

15.02

 Раскрашивание «Ложки»

 Расширение представлений детей о народных промыслах (городецкая роспись).

19.02

Беседа на тему «Зимние виды спорта»

Познакомить детей с зимними видами спорта

26.02

Русские народные подвижные игры. 

Приобщение детей к игровому фольклору русского народа.

 

29.02

Оформление выставки «Русская народная игрушка».

 

      

 

 

Взаимодействие с родителями.

Консультация «Приобщаем детей к народным традициям», наглядно – текстовая информация для родителей о народных праздниках.

Как мы отмечаем Старый-новый год (фотоколлаж).

Ныряние в прорубь (фотоотчёт).

(папки – передвижки, объявления, информация на сайте группы).

 

Заключительная часть.

Предполагаемые итоги реализации проекта.

Мы стали применять народные традиции в повседневной жизни детей.

Дети стали чаще использовать в активной речи: потешки, считалки, скороговорки, загадки.

Результаты проекта.

Сформированы устойчивые знания и интерес к истории русского народа. Установились партнёрские взаимоотношения между детьми и родителями, благодаря совместной деятельности.

Литература:

1.Блинова Г.П. «Русские народные праздники». М.: Вузовская книга, 2000.

2.Гаврилова И.Г. «Истоки русской народной культуры в детском саду». СПб.: Детство-Пресс, 2008.

3.Дайн Г. «Детский народный календарь». М.: Детская литература, 2001.

4.Доронова Т.Н.А « Играем в театр». М.: Просвещние, 2005.

5.Зацепина М.Б., Антонова Т.В. «Народные праздники в детском саду». М.: Мозаика-Синтез, 2008

6.Истомин С.В. Энциклопедия « Я познаю мир. Русский народ: традиции и обычаи». М.: АСТ: Астрель: Хранитель, 2007.

7.Капранова Л.Н. «Бабушкины забавушки». Ростов на Дону: Феникс, 2008.

8.Лялина Л.А. «Народные игры в детском саду». М.: ТЦ Сфера, 2009.

9.Харлицкий М.С., Хромов С.С. «Русские праздники, народные обычаи, традиции, обряды». М.: Издательство Российского университета дружбы народов, 1996.

10.Щеткин А.В. «Театральная деятельность в детском саду». М.: Мозаика-Синтез, 2008

11. Журналы «Свечечка» 2007, 2008, 2009 гг

12. Левкодимов  Г. Е. «Рождественская елка», АОЗТ РИФМЭ, Москва, 1996г

                Фотоотчёт по проекту

            

            

           

            

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zima.docx47.18 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Большеалексеевская СОШ»

Городского округа Ступино

Московской области

                                                       

                                 Проект «Зима в традициях русского народа»

Воспитатели: Подолина Г.П.

Правдина Н.А.

2023-2024

                                 Проект «Зима в традициях русского народа»

Вид проекта: познавательно – творческий.

Продолжительность: три месяца

Участники: дети разновозрастной средней/младшей  группы , воспитатели, родители.

Проблема:

отсутствие познаний о культурных традиций своего народа у детей и их родителей.

Актуальность:

Приобщение и погружение детей в русскую, культурную традицию - залог их психического здоровья. Традиции - хранители народной культуры, заветов народа.

     К сожалению, сейчас на нас и наших детей обрушился поток западной культуры. Нельзя прерывать связь времён и поколений. Чтобы не исчезла, не растворилась в неотразимой Вселенной душа русского народа, так же, как встарь, должны наши дети быть участниками традиционных на Руси православных праздников, так же, как раньше радоваться Рождеству и Святкам, петь песни, водить хороводы, играть в любимые народом игры.

Чтобы семья стала крепкой и дружной ей нужны добрые традиции, связанные с народными праздниками и обычаями русского народа.

       К народным традициям относятся праздники, обряды, обычаи, игры.

В качестве основных средств воспитания народная педагогика использует: песни, фольклор, сказки, пословицы, поговорки, праздники.

Именно они раскрывают содержание воспитания и обучения детей, основные нравственные правила и идеалы, понимание добра и зла, нормы общения и человеческих отношений, отражают мировоззрение человека через религию, предания и поверья.

Благодаря им раскрываются эстетические воззрения народа, они украшают повседневную жизнь, труд и отдых.

       Народные праздники по своей сути — духовны и педагогичны, они всегда включают в единое праздничное действие и взрослых и детей.

Русский народный праздник всегда был открыт для новизны, изобретательности, вбирал в себя светские элементы как отечественной, так и зарубежной культур, впитывал церковную, православную обрядность. Эта открытость веяниям времени и одновременно сохранность традиций прошлого, уходящего в глубину веков до языческих времён, создавали богатую духовную атмосферу, которая положительно влияла на духовно-нравственное совершенствование подрастающего и взрослого поколение.

Наша задача, суметь сохранить народную мудрость и передать её нашим детям.

Цель:

Духовно – нравственное воспитание детей, приобщение к народной культуре празднования Рождества на Руси.

Задачи:

• - Воспитывать интерес и любовь к русской и национальной культуре, народному творчеству, обычаям, обрядам, народному календарю и народным играм.

• - Знакомить с историей возникновения праздников, народных традиций.

• - Развивать познавательные интересы, любознательность, наблюдательность.

• - Воспитывать нравственные качества личности уважительное отношение к старшим, доброта, отзывчивость, справедливость, бережное отношение к природе.)

• - Развивать связную речь, активизировать словарь детей пословицами, поговорками, прибаутками, скороговорками.

• - Содействовать развитию у ребёнка памяти, логического мышления и творческого воображения, пробуждать интерес к изучению истории православной культуры.

• - Развивать диалогическую речь, использовать в речи образные слова и выражения.

Предполагаемый результат.

Воспитывать устойчивый интерес к культуре русского народа.

Закреплять знание детей о устном народном творчестве.

Использование детьми в активной речи потешек, считалок, скороговорок, загадок, стихов.

Приобщение родителей к проведению народных праздников с русскими традициями.

 

План мероприятий по проекту

декабрь

1

дата

тема

задачи

2

1.12.по 8.12

подготовительный этап

Составление плана основного этапа проекта.

- Подбор и анализ литературы, информации с интернет ресурсов по теме проекта.

- Подбор материалов по теме проекта.

11.12

Беседа по теме «Что такое традиция»

Знакомить детей с особенностями русских традиций. Воспитывать чувство уважения к семейным и народным традициям, толерантность по отношению к окружающим.

14.12

Презентация «Валенки»

Рисование « валенки расписные»

. Познакомить детей с историей традиционной русской обуви - валенок;

учить детей рисованию расписным способом по бумаге.

2. Заинтересовать детей в сохранении традиций; развивать интерес к народному быту.

3. Воспитывать интерес к народному творчеству.

18.12

Чтение р.н.с «Заюшкина избушка»

Формировать у детей понятие о жанре русского народного творчества «сказка», учить слушать внимательно произведение, понимать смысл прочитанного, отвечать на вопросы.

21.12

Беседа: «Знакомство с народными инструментами»: балалайка, дудочка, ложки, трещотка, бубен.

Д/и: «Угадай по звуку?»

 Познакомить детей с русскими народными инструментами. Прививать любовь и интерес к традиционной русской культуре.

Закрепить знания о русских народных инструментах. Прививать любовь и интерес к традиционной русской культуре.

25.12

Аппликация «Варежки для деда Мороза»

Познакомить детей с историей варежки;

учить детей самостоятельно придумывать узоры и выкладывать их из геометрических фигур;

 Воспитывать интерес к народному творчеству.

28.12

Хороводные игры:

«Каравай», «Вышел Ваня погулять»

.

 приобщать детей к истокам русской народной культуры; знакомить с народными играми; развивать двигательную активность

                                                             

Январь

10.01

Презентация «Рождественские забавы»

Воспитывать интерес и любовь к русским народным обычаям

12.01

Развлечение «Рождественские колядки»

Расширять знания детей о русских народных традициях.

16.01

Беседа на тему: «Святочные дни»

18.01.

Конструирование из бумаги: «Рождественская свеча»

Вос  Развивать интерес и любовь к русскому              н       народному   творчеству        

19.01

Презентация «Крещение»

П/и «Гори, гори ясно…»

Расширять знания детей о русских народных традициях.

Упражнять в быстром беге , умении действовать по сигналу.

24.01

Чтение р.н.с. «Морозко»

Продолжать знакомить с русскими народными сказками

30.01

Рисование на тему «Зимний пейзаж»

Продолжать знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования; развивать творческие способности

февраль

05.02

Беседа на тему «Что зима нам принесла»  (рассматривание картинок с зимними пейзажами, чтение стихов о зиме, отгадывание загадок о зиме)

Формировать умение составлять небольшой рассказ по картине, закреплять умение отгадывать загадки, познакомить  со стихотворениями о русской зиме.

08.02

Рисование на тему «Зимние узоры»

Развивать композиционные умения,

12.02

Прослушивание русских народных мелодий и песен..

Приобщение детей к русскому музыкальному фольклору

15.02

 Раскрашивание «Ложки»

 Расширение представлений детей о народных промыслах (городецкая роспись).

19.02

Беседа на тему «Зимние виды спорта»

Познакомить детей с зимними видами спорта

26.02

Русские народные подвижные игры. 

Приобщение детей к игровому фольклору русского народа.

29.02

Оформление выставки «Русская народная игрушка».

Взаимодействие с родителями.

Консультация «Приобщаем детей к народным традициям», наглядно – текстовая информация для родителей о народных праздниках.

Как мы отмечаем Старый-новый год (фотоколлаж).

Ныряние в прорубь (фотоотчёт).

(папки – передвижки, объявления, информация на сайте группы).

 

Заключительная часть.

Предполагаемые итоги реализации проекта.

Мы стали применять народные традиции в повседневной жизни детей.

Дети стали чаще использовать в активной речи: потешки, считалки, скороговорки, загадки.

Результаты проекта.

Сформированы устойчивые знания и интерес к истории русского народа. Установились партнёрские взаимоотношения между детьми и родителями, благодаря совместной деятельности.

Литература:

1.Блинова Г.П. «Русские народные праздники». М.: Вузовская книга, 2000.

2.Гаврилова И.Г. «Истоки русской народной культуры в детском саду». СПб.: Детство-Пресс, 2008.

3.Дайн Г. «Детский народный календарь». М.: Детская литература, 2001.

4.Доронова Т.Н.А « Играем в театр». М.: Просвещние, 2005.

5.Зацепина М.Б., Антонова Т.В. «Народные праздники в детском саду». М.: Мозаика-Синтез, 2008

6.Истомин С.В. Энциклопедия « Я познаю мир. Русский народ: традиции и обычаи». М.: АСТ: Астрель: Хранитель, 2007.

7.Капранова Л.Н. «Бабушкины забавушки». Ростов на Дону: Феникс, 2008.

8.Лялина Л.А. «Народные игры в детском саду». М.: ТЦ Сфера, 2009.

9.Харлицкий М.С., Хромов С.С. «Русские праздники, народные обычаи, традиции, обряды». М.: Издательство Российского университета дружбы народов, 1996.

10.Щеткин А.В. «Театральная деятельность в детском саду». М.: Мозаика-Синтез, 2008

11. Журналы «Свечечка» 2007, 2008, 2009 гг

12. Левкодимов  Г. Е. «Рождественская елка», АОЗТ РИФМЭ, Москва, 1996г

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Быт и традиции русского народа"

Сформированность нравственных ценностей является важнейшим показателем целостной личности, подлинно самостоятельной и ответственной, способной создать собственное представление о своем будущем жизненн...

Проект "Быт и традиции русского народа"

Формирование основ народной культуры, должно пронизывать все виды деятельности дошкольников....

Проект "Культура и традиции русского народа"

Краткорочный проект о культуре, традициях, промыслах России....

Проект "Культура и традиции русского народа"

       Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений – одна из серьезных проблем нашего времени.  Развивать...

Зима в традициях русского народа

Зима в традициях русского народа...

Педагогический проект на тему: «Зимушка-зима в традициях русского народа»

Данный проект позволяет познакомить детей с традиционными народными праздниками, развлечениями в зимний период; развивать коммуникативные качества детей посредством народных игр, забав; прививать любо...