Использование универсального дидактического пособия «Фланелеграф» в познавательном развитии детей младшего дошкольного возраста
материал (младшая группа)

Махольт Юлия Анатольевна

Использование универсального

дидактического пособия

 «Фланелеграф»

 в познавательном развитии детей младшего дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА   «ДЕТСКИЙ САД № 303»

Использование универсального

дидактического пособия

 «Фланелеграф»

 в познавательном развитии детей младшего дошкольного возраста

Разработали:

воспитатели группы №9

Махольт Ю.А.,

Феофилова Т.Н.

2023г.

 Паспорт универсального дидактического пособия

«Фланелеграф»

Название:  «Фланелеграф»

Разработали воспитатели 2-ой младшей группы:  Ю.А. Махольт; Т.Н. Феофилова

Возрастная категория: рекомендуемый возраст от 3 лет.

Актуальность:

Фланелеграф – универсальное игровое пособие.  Игры на фланелеграфе развивает у детей мелкую моторику рук и сенсорное восприятие, развивает внимание, память, речь, воображение. Занимаясь на фланелеграфе, мы стараемся не просто перемещать фигурки или картинки, а даем детям возможность подумать о своих действиях, порассуждать, поэкспериментировать.

Фланелеграф делает каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным, просто и ненавязчиво можно рассказать ему о самом главном – о красоте и многообразии нашего мира.

Цель: Обогащение сенсорного опыта детей, развитие тактильных ощущений, мелкой моторики рук, развитие познавательной и эмоциональной сфер, пространственного восприятия.

Задачи: Развивать внимание, память, речь, воображение, слуховое восприятие, тактильные ощущения, умение соотносить вербальную и визуальную информации.

Фланелеграф — учебное наглядное пособие, которое состоит из игровой панели (это доска  обтянутая фланелью, на которую крепятся вырезанные фигурки, с одной стороны которых,  тоже кусочки фланели).

Описание универсального дидактического пособия «Фланелеграф».

Можно использовать для индивидуальной работы с детьми. Фланелеграф позволяет на глазах у детей разыгрывать различные сюжеты. Диапазон игр, в которые можно играть на фланелеграфе, достаточно широк.

Материалы и инструменты  для  изготовления фланелеграфа 

Ткань,  фланель белого цвета, фанерная доска  85см *80 см – это основа фланелеграфа. Ткань прикрепляется на скобы к фанерной доске, далее доска прикрепляется к стене.

Распечатанные цветные картинки персонажей сказок и наглядные картинки для образовательной деятельности:

-распечатанные цветные картинки ламинируются ламинированной бумагой, вырезаются и к ним приклеиваются кусочки фланели, за счет чего они будут держаться на фланелеграфе;

- для сохранности и удобства картинки и фигурки сложены в оформленные коробки по темам.

Использование универсального дидактического пособия «Фланелеграф» в познавательном развитии детей младшего дошкольного возраста

Образовательная деятельность «Петушок с семьей» 

Цель: приобщение детей к истокам русской народной культуры.

Задачи:

- знакомить детей с семьёй Петушка;

- знакомить детей с рассказом К.Д. Ушинского «Петушок с семьёй»; 

- расширять представления детей о домашних птицах и их характерных особенностях;

- продолжать знакомить детей с понятием «семья» на примере семьи Петушка;

- показать, что члены семьи любят друг друга, мама и папа заботятся о своих детях;

- формировать желание проявлять заботу о домашних птицах.

Материалы: картина «Петушок с семьёй» (курица, петух, цыплята),  фланелеграф с картинками семьи Петушка, зёрнышки,

Ход занятия

Хозяйка встречает детей и предлагает сесть на стульчики, которые стоят в полукруг. Посередине стоит стол с атрибутами.

Воспитатель (хозяйка): Ребята, отгадайте, кто пришёл к нам в гости? У нашего гостя есть гребешок, бородка, клюв и красивый хвост. А ещё он по утрам всех будит, громко голосит: «Ку-ка-реку!» Догадались? Это петушок.  Показывает картинку петушка.

Воспитатель (хозяйка): Какой красивый петушок! Недаром про него сочинили такую песенку.

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Шелкова бородушка.

Петух зёрнышки клюёт,

К себе курочек зовёт.

Ку-ка-ре-ку! Ку-ка-ре-ку!

Всех курочек напою!

В процессе чтения показываем детям гребешок, бородку, головку петушка.

Воспитатель (хозяйка): Дети, потрогайте зёрнышки, которые клюет петушок? Зёрнышки маленькие, он их клюёт клювом. Клюв петушка острый. А как петушок поёт? (Ку-ка-ре-ку)

Воспитатель (хозяйка): Покажи, Андрей, как петушок ходит. Петушок важно держит голову, высоко поднимает ноги, широко расставляет крылья и машет ими. Вот какой красивый петушок.

Воспитатель (хозяйка): Ребята, а он не один живёт. Кого он зовёт? (Курочку).

Давайте поможем ему, позовём громко: «Курочка, иди к нам! Ку-ка-ре-ку! Ко-ко-ко!»

Показ картинки  курочки.

Воспитатель (хозяйка): Внимательно посмотрите на петушка и на курочку. Чем они отличаются?

Воспитатель (хозяйка): Хвост у петушка большой, а у курочки? (Маленький)

Петушок по размеру больше чем курочка. Как петушок кричит? (Ку-ка-ре-ку). А курочка? Ко-ко-ко.

Воспитатель (хозяйка): А что одинаковое и у петушка, и у курочки? Чем они похожи?

У курочки и петушка есть туловище, голова, хвост и ноги. На голове есть глаза, клюв, гребешок и бородушка.

Воспитатель (хозяйка): Петушок – это папа, а курочка? (Мама).А вместе они – дружная семья. Кто же их детки? (Цыплята)

Показ картинок нескольких жёлтеньких, маленьких цыплят.

Воспитатель (хозяйка): Посмотрите, какие цыплята у мамы-курочки? Маленькие, пушистые, жёлтенькие. Какие у них маленькие клювики? Крылышки, лапки.

Воспитатель (хозяйка): Петушок, курочка и цыплята – это домашние птицы. Они живут на дворе рядом с человеком. Люди ухаживают за ними. Курочка несёт яички.

Воспитатель (хозяйка): Ребята, а как пищат цыплята? Пи-пи-пи. Почему же они так громко пищат? Да они есть хотят. А мама-курочка заботливая. Она очень любит своих деток. Вот она зовёт их за собой. Давайте и мы пойдём вместе с цыплятами.

Игра-инсценировка русской народной песенки  «Вышла курочка гулять…»

Дети встают с мест, ходят по группе за Хозяйкой, проговаривая строки песенки и выполняя движения, соответствующие тексту.

Вышла курочка гулять,

Свежей травки пощипать.

А за ней ребятки –

Жёлтые цыплятки.

Съели чёрного жука,

Дождевого червяка,

Выпили водицы

Полное корытце.

Ко-ко-ко, ко-ко-ко!

Не ходите далеко!

Лапками гребите,

Зёрнышки ищите.

 Образовательная деятельность «Знакомство со сказкой Заюшкина избушка»

Цель: приобщение детей к истокам русской народной культуры.

Задачи:

- знакомить детей со сказкой «Заюшкина  избушка»;

-  учить детей понимать содержание сказки, сопереживать героям произведения;

- формировать умение внимательно слушать сказку;

- привлекать детей к посильному участию в драматизации отдельных отрывков сказки, узнавать и называть героев.

Материалы: Фланелеграф, картинки для фланелеграфа по сказке «Заюшкина избушка», пластиковая игрушка Петушок и Заяц.

Ход занятия

Хозяйка встречает детей и предлагает присесть на стульчики.

Воспитатель (хозяйка): Ребята, к нам сегодня опять пришел в гости Петушок, но не один, а со своим другом Зайцем.  Заяц хочет рассказать нам историю, которая с ним произошла.

Хозяйка от имени Зайца рассказывает сказку «Заюшкина избушка» используя при этом фланелеграф и картинки по сказке для фланелеграфа.

Беседа по содержанию сказки.

Воспитатель (хозяйка): Как называется сказка, которую нам сейчас рассказал Заяц?

Дети: Заюшкина избушка.

Воспитатель (хозяйка): Какая избушка была у лисы?

Дети: Ледяная 

Воспитатель (хозяйка): Давайте все вместе скажем ЛЕДЯНАЯ. Скажи Саша, Радмир и т.д. Молодцы!

Воспитатель (хозяйка): А у зайчика избушка какая была?

Дети: Лубяная.

Воспитатель (хозяйка): Повтори Настя, Света и т.д. Что случилось с избушкой лисы?

Дети: Она растаяла.

Воспитатель (хозяйка): Правильно. Пришло лето, у лисы избушка растаяла. Почему? Ответы детей. Потому что настало лето, солнышко ярко светило, лед и растаял. Что случилось дальше? Воспитатель рассказывает дальше сказку.

Воспитатель (хозяйка): Кто пришел на помощь зайчику?

Дети: Собака

Воспитатель (хозяйка): Кто потом пришел на помощь зайчику?

Дети: Волк

Воспитатель (хозяйка): Кто пришел на помощь после волка?

Дети: Медведь

Воспитатель (хозяйка): И кто сумел выгнать лису?

Дети: Петух

Вопросы задаются с показом героев на фланелеграфе.

Воспитатель (хозяйка): Вот какой Петушок молодец. Спас зайчика. Спасибо тебе большое Петушок.

Дети говорят спасибо Петушку.

Самостоятельная деятельность «Закрепление сказки «Курочка Ряба»

Цель: приобщение детей к истокам русской народной культуры.

Задачи:

- закрепление сказки  «Курочка Ряба»;

- учить повторять отдельные слова и фразы из текста;

- воспитывать чувство доброты, отзывчивости, любви к сказкам как народному творчеству.

 Материалы: Фланелеграф, картинки по сюжету сказки «Курочка Ряба» для фланелеграфа.

Предполагаемый результат:

- развитие у детей мелкой моторики рук (сенсорного развития);

- формирование театрализованной, самостоятельной игровой деятельности у детей;

- дети будут увлечены  и заинтересованы каждым занятием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

1.Первые игры Воскобовича появились в начале 90-х. "Геоконт", "Игровой квадрат" (сейчас это "Квадрат Воскобовича"), "Складушки", "Цветовые часы" сразу привлекли к себе внимание. С каждым годом их стан...

Использование сказки как средства познавательного развития детей младшего дошкольного возраста

В работе представлены как теоретические аспекты работы над текстом, так и представлен опыт работы по данному направлению....