Пальчики разминаем-речь развиваем.
материал

Варшавская Екатерина Сергеевна

Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики малыша, тем проще ему будет осваивать речь.

Конечно, развитие мелкой моторики – не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребёнка будет прекрасно развитая моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь малыша будет недостаточно развита. То есть необходимо развивать речь ребёнка в комплексе: много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо читать ребёнку, рассказывать обо всем, что его окружает, показывать картинки, которые малыши обычно с удовольствием рассматривают. И плюс к этому, развивать мелкую моторику рук.

Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями.

Крупная моторика – движения всей рукой и всем телом.  

Тонкая моторика – развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции малой амплитуды.

Все виды моторик заключаются в методике Пальчиковой гимнастики.

Пальчиковая гимнастика должна проводиться каждый день по 5 минут дома с родителями и в детских учреждениях с педагогами.

Родителям рекомендуется вместе с детьми раскладывать пуговицы в зависимости от их признаков: по цвету, по форме, по размеру; складывать из пуговиц или бусинок различные узоры. Учить ребёнка застегивать и расстёгивать пуговицы, зашнуровывать или расшнуровывать шнурки. Также рекомендуются разнообразные игры с мозаикой, кубиками, которые способствуют формированию тонкой моторики. Эффективно проводить различные виды изобразительной деятельности, лепку на разные темы в зависимости от поставленных целей.

Большое значение в мелкой моторике имеет правильное обращение с ножницами. Ребёнок должен правильно держать и вырезать как чёткие линии (геометрические фигуры) так и извилистые линии и силуэты.

Пальчиковые игры – это уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребёнка в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.

Оригами – конструирование из бумаги – это ещё один способ развития мелкой моторики рук у ребёнка, который к тому же, может стать ещё и по-настоящему интересным семейным увлечением.

Шнуровка – это следующий вид игрушек, развивающих моторику рук у детей.

Игры с песком, крупами, бусинками и другими сыпучими материалами – их можно нанизывать на тонкий шнурок или леску (макароны, бусины), пересыпать ладошками или перекладывать пальчиками из одной ёмкости в другую, насыпать в пластиковую бутылку с узким горлышком и т.д.

Кроме того, для развития мелкой моторики рук можно использовать:

– Игры с глиной, пластилином или тестом. Детские ручки усердно трудятся с такими материалами, выполняя с ними различные манипуляции – раскатывая, приминая, отщипывая, примазывая и т.д.

– Рисование карандашами. Именно карандаши, а не краски или фломастеры, «заставляют» мышцы руки напрягаться, прикладывать усилия для того, чтобы оставить на бумаге след. Ребёнок учиться регулировать силу нажима для того, чтобы провести линию той или иной толщины.

– Мозаика, пазлы, конструктор – развивающий эффект этих игрушек тоже невозможно недооценить.

 

– Застёгивание пуговиц, «Волшебные замочки» – играют немаловажную роль для пальцев рук.Систематическая работа в данном направлении позволяет достичь следующих положительных результатов: кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, меняется нажим, что в дальнейшем помогает детям легко овладеть навыком письма.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пальчиками играем - речь развиваем

Игры и упражнения для развития мелкой моторики пальцев руки. Эти игры и упражнения развивают речь, мелкую моторику, словарь ребенка. Игры с пальчиками можно использовать в работе логопедам, воспитател...

Консультация для родителей «С пальчиками играем – речь развиваем».

При изучении деятельности головного мозга и психики детей ученые отмечают большое стимулирующее влияние на них функции руки. Существует мнение, что рука человека является как бы «выходом»...

Семинар-практикум для родителей "С пальчиками играем-речь развиваем"

Семинар-практикум с родителями детей 2 младшей группы...

ПРОЕКТ «ПАЛЬЧИКИ ИГРАЮТ – ДЕТОК РАЗВИВАЮТ»

Темой моей поисково-творческой работы является «Влияние пальчиковых игр на развитие мелкой моторики рук». Внутри темы был разработан проект «Пальчики играют- деток развивают»....

Развиваем пальчики у детей, развиваем речь.

Мелкая моторика - основа развития психических процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления и речи....

Проект в подготовительной группе на тему: «Руки разминаем – Речь развиваем!»

Проект: «РУКИ РАЗМИНАЕМ – РЕЧЬ РАЗВИВАЕМ!»В ДОУ все занятия должны проходить в форме игры. Этот проект направлен на вовлечение дошкольников в  игры, через выполнение интересных ...

Памятка "Пальчики разминаем- речь развиваем -"

Памятка для родителей дошкольников...