Консультация для педагогов «Игра-способ самовыражения и самореализации ребёнка»
консультация

Мусина Азалия Азатовна

Представление взрослых о счастливом детстве связывается с образом играющих детей. Почему детство всегда ассоциируется с игрой? Что значит игра для самого ребёнка и что такое детская игра для взрослых - родителей, воспитателей?

Для ребёнка игра - это его относительно независимая, самостоятельная деятельность, в которой он может реализовать свои желания и интересы, игра - способ его самореализации и самовыражения. В игре ребёнок таков, каким ему хочется быть, в игре ребёнок там - где ему хочется быть, он участник интересных и увлекательных событий. У каждого ребёнка - свой мир игры. Но когда он попадает в общество сверстников, он открывает для себя "миры" других детей. Для ребёнка бывает трудно понять и принять мир другого, раскрыть для него свой мир. По данным известного швейцарского психолога Жана Пиаже, способность передавать какое-либо новое содержание в доступной для понимания другого ребёнка форме появляется у детей лишь к семи годам. До этого возраста взаимопонимание детей основывается на уже известных им общих содержаниях. Такими общими содержаниями для малышей являются традиционные сюжеты детских игр. Дети всего мира играют в "дочки-матери", в "школу", в "больницу" и т. п. К этим традиционным сюжетам ребёнок приобщается через родителей и других взрослых, старших детей с самого раннего детства.

Вообще, игра со старшими или взрослыми или взрослыми для ребёнка гораздо легче, чем игра со сверстниками. Ведь если и нужно что-то объяснить, достаточно намёка, реплики - взрослый всё поймёт с полуслова. Для маленького ребёнка он "универсальный пониматель". Поэтому игра со старшими - необходимый этап для перехода к игре со сверстниками.

Первое время дети из-за взаимного непонимания льют море слёз, обижаются друг на друга. Совместная игра разлаживается, но играть поодиночке скучно. И дети, объединяясь вновь, уже стараются удержать друг друга, налаживают игру, пусть простую и нехитрую, но совместную. Построив сюжет, они сохраняют его, и до поры до времени он многократно повторяется. И эти повторения одной игры уже вызваны не только желанием "остановить время", повторить какое-то событие, но и стремлением повторить удовольствие от общения со сверстниками.

Дети растут, набираются опыта, и их совместная игра начинает протекать гораздо слаженнее. Она не ограничивается уже разыгрыванием традиционных, известным всем играющим сюжетов, а представляет собой конструирование новых сюжетов - построение общего мира играющих детей. Такое построение связано с использованием детьми особого языка игры - жестов, мимики, действий с предметами-игрушками, т. е. языка, который компенсирует детям недостаточное владение словесными средствами общения. Эти дополнительные средства и позволяют достигать детям взаимопонимания в игре - раскрывать свой замысел игры другому, вбирать в свою игру замысел другого.

Содержание игры представляет собой активное творческое воссоздание реального мира. Основные элементы, из которых строится игра, - персонажи, события, ситуации, - являются отражением в сознании ребёнка его реального опыта: непосредственного знакомства с окружающим, восприятия содержания прочитанных ему книг, просмотренных кинофильмов и телепередач и т. д. И в этом смысле содержание игры ограничено знаниями ребёнка. Однако, комбинируя знания из разных источников, ребёнок получает необходимую ему свободу, а чем старше он становится, тем больше содержание его игры выходит за пределы жёстких связей непосредственно воспринятого. Это одна из тенденций развития игры.

Другая существенная тенденция в развитии детской игры - всё более полное и точное воссоздание окружающей действительности, которое прежде всего обнаруживается в предпочтении детьми игрушек, наиболее точно копирующих настоящие предметы, и в отказе от условных игрушек, лишь в общей форме обозначающих предмет. Если нет игрушки - копии настоящего предмета, то ребёнок обозначит его с помощью действий и слов, чем будет использовать предмет, лишь отдалённо напоминающий настоящий.

Игровые традиции, культура игры ограничивают свободу ребёнка в игре. Ведь традиционные сюжеты детских игр, производимые игрушки определяют конкретную тематику игры, ограничивают её проигрыванием определённых сюжетных образцов, обыгрыванием имеющихся игрушек.

Игровые действия могут носить существенно различный характер. Например, куклу в игре можно кормить по-разному. Можно просто подносить ложку ко рту куклы, а можно подробно изображать этот процесс - зачерпывать еду из тарелки, подносить ложку ко рту куклы, опрокидывать её в рот и т. п. В первом случае действие носит обобщённый, свёрнутый характер по сравнению с реальным действием, во втором - оно является более подробной и точной его копией.

По форме игровое действие тоже может быть разным: это действие с предметом (игрушкой, или действие с воображаемым предметом, или действие-слово. Например, ребёнок играющий в "доктора", делает уколы по-разному. Он может использовать игрушечный шприц и копировать действия врача, может только изображать действие при отсутствии подходящего предмета,а может и вовсе сказать: "Чик" Укол сделан!"

Разумеется, чем разнообразнее способы выполнения игрового действия детей, тем более свободны они в игре.

Итак, чем больше ребёнок имеет знаний, чем раньше он приобщается к игровой традиции и овладевает способами построения игры, тем более свободен он в своей игре.

Исследование педагогов и психологов показали, что полноценная игра складывается очень медленно, если он стихийным порядком нащупывает и перенимает способы игрового поведения. Развитие игры происходит гораздо быстрее, если взрослые (родители и воспитатели) специально, целенаправленно управляют этим процессом - формируют у детей игровую деятельность.

Какие же функции выполняет игра в развитии ребёнка?

Основная функция игры заключается в том, что она является средством социализации ребёнка. Именно через игру происходит приобщение ребёнка на ранних этапах детства к культуре общества, исторически накопленному опыту деятельности, овладение им специфически человеческими формами поведения, способами действиями с предметами.

С этой наиболее широкой функцией игры связаны остальные её функции. В силу того что через игровую деятельность ребёнок овладевает общественно выработанным опытом действий и отношений, именно в ней возникают основные психические новообразования, происходит переход на новые уровни психического развития.

Таким образом, игра - не пустое занятие. Воспитатели и родители должны развивать и поддерживать детскую игру не только для того, чтобы доставить максимум удовольствия ребёнку, но и для воспитания полноценной личности.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx18.63 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Игра-способ самовыражения и самореализации ребёнка»

Мусина А.А.

Представление взрослых о счастливом детстве связывается с образом играющих детей. Почему детство всегда ассоциируется с игрой? Что значит игра для самого ребёнка и что такое детская игра для взрослых - родителей, воспитателей?

Для ребёнка игра - это его относительно независимая, самостоятельная деятельность, в которой он может реализовать свои желания и интересы, игра - способ его самореализации и самовыражения. В игре ребёнок таков, каким ему хочется быть, в игре ребёнок там - где ему хочется быть, он участник интересных и увлекательных событий. У каждого ребёнка - свой мир игры. Но когда он попадает в общество сверстников, он открывает для себя "миры" других детей. Для ребёнка бывает трудно понять и принять мир другого, раскрыть для него свой мир. По данным известного швейцарского психолога Жана Пиаже, способность передавать какое-либо новое содержание в доступной для понимания другого ребёнка форме появляется у детей лишь к семи годам. До этого возраста взаимопонимание детей основывается на уже известных им общих содержаниях. Такими общими содержаниями для малышей являются традиционные сюжеты детских игр. Дети всего мира играют в "дочки-матери", в "школу", в "больницу" и т. п. К этим традиционным сюжетам ребёнок приобщается через родителей и других взрослых, старших детей с самого раннего детства.

Вообще, игра со старшими или взрослыми или взрослыми для ребёнка гораздо легче, чем игра со сверстниками. Ведь если и нужно что-то объяснить, достаточно намёка, реплики - взрослый всё поймёт с полуслова. Для маленького ребёнка он "универсальный пониматель". Поэтому игра со старшими - необходимый этап для перехода к игре со сверстниками.

Первое время дети из-за взаимного непонимания льют море слёз, обижаются друг на друга. Совместная игра разлаживается, но играть поодиночке скучно. И дети, объединяясь вновь, уже стараются удержать друг друга, налаживают игру, пусть простую и нехитрую, но совместную. Построив сюжет, они сохраняют его, и до поры до времени он многократно повторяется. И эти повторения одной игры уже вызваны не только желанием "остановить время", повторить какое-то событие, но и стремлением повторить удовольствие от общения со сверстниками.

Дети растут, набираются опыта, и их совместная игра начинает протекать гораздо слаженнее. Она не ограничивается уже разыгрыванием традиционных, известным всем играющим сюжетов, а представляет собой конструирование новых сюжетов - построение общего мира играющих детей. Такое построение связано с использованием детьми особого языка игры - жестов, мимики, действий с предметами-игрушками, т. е. языка, который компенсирует детям недостаточное владение словесными средствами общения. Эти дополнительные средства и позволяют достигать детям взаимопонимания в игре - раскрывать свой замысел игры другому, вбирать в свою игру замысел другого.

Содержание игры представляет собой активное творческое воссоздание реального мира. Основные элементы, из которых строится игра, - персонажи, события, ситуации, - являются отражением в сознании ребёнка его реального опыта: непосредственного знакомства с окружающим, восприятия содержания прочитанных ему книг, просмотренных кинофильмов и телепередач и т. д. И в этом смысле содержание игры ограничено знаниями ребёнка. Однако, комбинируя знания из разных источников, ребёнок получает необходимую ему свободу, а чем старше он становится, тем больше содержание его игры выходит за пределы жёстких связей непосредственно воспринятого. Это одна из тенденций развития игры.

Другая существенная тенденция в развитии детской игры - всё более полное и точное воссоздание окружающей действительности, которое прежде всего обнаруживается в предпочтении детьми игрушек, наиболее точно копирующих настоящие предметы, и в отказе от условных игрушек, лишь в общей форме обозначающих предмет. Если нет игрушки - копии настоящего предмета, то ребёнок обозначит его с помощью действий и слов, чем будет использовать предмет, лишь отдалённо напоминающий настоящий.

Игровые традиции, культура игры ограничивают свободу ребёнка в игре. Ведь традиционные сюжеты детских игр, производимые игрушки определяют конкретную тематику игры, ограничивают её проигрыванием определённых сюжетных образцов, обыгрыванием имеющихся игрушек.

Игровые действия могут носить существенно различный характер. Например, куклу в игре можно кормить по-разному. Можно просто подносить ложку ко рту куклы, а можно подробно изображать этот процесс - зачерпывать еду из тарелки, подносить ложку ко рту куклы, опрокидывать её в рот и т. п. В первом случае действие носит обобщённый, свёрнутый характер по сравнению с реальным действием, во втором - оно является более подробной и точной его копией.

По форме игровое действие тоже может быть разным: это действие с предметом (игрушкой, или действие с воображаемым предметом, или действие-слово. Например, ребёнок играющий в "доктора", делает уколы по-разному. Он может использовать игрушечный шприц и копировать действия врача, может только изображать действие при отсутствии подходящего предмета,а может и вовсе сказать: "Чик" Укол сделан!"

Разумеется, чем разнообразнее способы выполнения игрового действия детей, тем более свободны они в игре.

Итак, чем больше ребёнок имеет знаний, чем раньше он приобщается к игровой традиции и овладевает способами построения игры, тем более свободен он в своей игре.

Исследование педагогов и психологов показали, что полноценная игра складывается очень медленно, если он стихийным порядком нащупывает и перенимает способы игрового поведения. Развитие игры происходит гораздо быстрее, если взрослые (родители и воспитатели) специально, целенаправленно управляют этим процессом - формируют у детей игровую деятельность.

Какие же функции выполняет игра в развитии ребёнка?

Основная функция игры заключается в том, что она является средством социализации ребёнка. Именно через игру происходит приобщение ребёнка на ранних этапах детства к культуре общества, исторически накопленному опыту деятельности, овладение им специфически человеческими формами поведения, способами действиями с предметами.

С этой наиболее широкой функцией игры связаны остальные её функции. В силу того что через игровую деятельность ребёнок овладевает общественно выработанным опытом действий и отношений, именно в ней возникают основные психические новообразования, происходит переход на новые уровни психического развития.

Таким образом, игра - не пустое занятие. Воспитатели и родители должны развивать и поддерживать детскую игру не только для того, чтобы доставить максимум удовольствия ребёнку, но и для воспитания полноценной личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сотворчество и сотрудничество педагога с детьми и родителями - условия для развития, самовыражения и социализации ребёнка с ОВЗ

Лекотека дает возможность родителям видеть, как развиваются дети, радоваться этому вместе с ними и наслаждаться общением со своим ребенком. Педагог и родитель становятся для малыша посредниками от вне...

Консультация для родителей «Влияние культуры самовыражения родителей на культуру поведения ребёнка в детском саду

Консультация для родителей«Влияние культуры самовыражения родителей на культуру поведения ребёнка в детском саду» Роль семьиВасилий Александрович Сухомлинский писал: «В дошкольные годы ребенок по...

«Создание условий для самореализации ребёнка дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую деятельность»

Методические рекомендации по организации познавательно-исследовптельской деятельности со старшими дошкольниками....

Народная подвижная игра как средство самовыражения и самореализации личности дошкольника

Подвижная игра - незаменимое средство пополнения ребёнка знаний, и представлений об окружающем мире, развитие мышления, и ценных морально-волевых качеств. При проведении подвижных игр можно использова...

Театрализованные игры как средство самовыражения и самореализации дошкольников

Театрализованная игра имеет коллективный характер, это создаёт благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия, осуществляется эмоционал...

Статья «Русская народная игра как средство самовыражения и самореализации личности дошкольника».

Игра - уникальный феномен общечеловеческой культуры. Ребёнок получает через игру разнообразную информацию о мире и о себе от взрослых и сверстников. Русская народная культура чрезвычайно богата играми...

Консультация для воспитателей на тему: "Лего-студия в образовательном пространстве ДОУ как условие самореализации ребёнка"

Консультация для воспитателей на тему: "Лего-студия в образовательном пространстве ДОУ как условие самореализации ребёнка"...