Значение музыкальных занятий в деятельности дошкольных учреждений
учебно-методический материал

Исхакова Ирина Александровна

Основной      формой         музыкального воспитания         и обучения       ребенка в дошкольном        учреждении    являются музыкальные занятия.  На музыкальных занятиях  осуществляется взаимосвязь       в     решении  музыкально-эстетических и        воспитательно- образовательных задач. В ходе    активной музыкальной деятельности дети усваивают необходимые            знания,  приобретают  навыки  и   умения, обеспечивающие возможности   эмоционально-выразительного                        исполнения песен,    музыкально-ритмических движений, простейших  мелодий  на музыкальных   инструментах.   Все   это   содействует   воспитанию художественного вкуса, развитию музыкальных и творческих способностей, любви к  музыке и  формированию нравственно  эстетических  качеств личности. Все это отмечено и в ФГОС ДОО, который предполагает восприятие музыки, реализацию самостоятельной творческой музыкальной деятельности детей [Приказ…, 2013].

Музыкальные занятия играют важную роль в развитии выдержки, воли, внимания, памяти, в воспитании коллективизма, что способствует подготовке к обучению в школе. На них осуществляется планомерное воспитание каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей. Содержание занятий ориентировано на задачи, отвечающие общей цели музыкального воспитания: обучение детей умениям и навыкам в сфере музыкальной деятельности и осуществление этого  процесса в единстве с воспитанием. Они выполняются в соответствии    с требованиями    раздела программы «Музыкальное воспитание».

Содержанием  музыкальных занятий являются:  пение  песен, вокальная и инструментальная музыка для слушания, музыкально-ритмические движения  в  виде  упражнений,  игр,  плясок.  Использование  этих  видов деятельности на каждом занятии должно соответствовать характеру внимания и сосредоточенности дошкольников.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znachenie_muzykalnyh_zanyatiy_v_deyatelnosti_doshkolnyh.docx18.93 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Значение музыкальных занятий в деятельности дошкольных

учреждений

Основная форма работы с детьми по музыкальной деятельности – музыкальные занятия, в процессе которых осуществляется постоянное, целенаправленное и всестороннее воспитание дошкольников, развитие музыкальных способностей каждого ребенка.

По мнению О.П. Радыновой, основная задача, стоящая перед воспитателем на занятии – вызвать у ребят интерес к музыке и музыкальной деятельности, обогатить их чувства [Радынова, 2019].

Занятия содержат чередование разных видов деятельности (ритмики, пения, игры на детских инструментах, слушания музыки, знакомство с компонентами музыкальной грамоты) и обеспечивают разностороннее развитие музыкальных способностей детей.

Благодаря занятиям по развитию музыкальных способностей у детей совершенствуется восприятие активного слушателя, происходит знакомство с компонентами музыкального языка, у них развиваются вокально- интонационные навыки, музыкальное движение, звуковысотный слух, ладовое чувство, формируются творческие навыки [Жуйкова, 2016].

Занятия способствуют воспитанию различных положительных качеств личности ребенка. Они объединяют детей совместными эстетическими переживаниями, совместными действиями, учат культуре поведения, призывают к сосредоточенности, проявлению умственных усилий, инициативы и творчества. Занятия оказывают влияние и на другие формы организации

детей. Самостоятельная музыкальная деятельность детей будет активнее на базе знаний, умений, навыков, полученных на занятиях. Праздники, пройдут успешнее, интереснее, если разученные на занятиях танцы, песни дети исполнят выразительно и умело.

Содержание занятий обеспечивает обучение пению, слушанию музыки, элементам музыкальной грамоты, ритмике, игре на детских инструментах. По данным видам деятельности объем знаний обозначен программой и задачами музыкального воспитания для каждой возрастной группы детского сада. Как и на других занятиях, на музыкальных проводится общевоспитательная работа, происходит развитие специальных способностей, складывается творческое отношение к учебному материалу. Усложняются и повышаются требования к качеству полученных навыков от группы к группе.

На занятиях применяются следующие инструменты: трещотка, маракасы, бубенчики, бубен, ложки, коробочка, треугольник, пальчиковые тарелочки, металлофон, колокольчики. Еще используются наглядные пособия музыкальных инструментов, что, по мнению А.А. Жуйковой, дает детям возможность иметь о них образное представление [Жуйкова, 2016].

Своеобразным моментом считается то, что детей учат сразу нескольким видам музыкальной деятельности (пению, движению и т. д), что отсутствует, к примеру, на занятиях по лепке, рисованию, математике и др. Еще физкультурные занятия содержат разнообразную детскую деятельность – игры перестроения, упражнения гимнастического типа, но они нацелены лишь на развитие движений.

Трудность выстраивания занятия состоит в том, что педагогу нужно грамотно переключать внимание детей с одного вида деятельности на другой, не сбавляя эмоционального подъема, когда слышатся произведения, отличающиеся по теме, настроению. Следующая трудность – последовательность разучивания учебного материала: знакомство, усвоение навыков  в  процессе  обучения,  повторение,  закрепление,  исполнение

выученного. На каждом занятии этапы разучивания определенного произведения могут не совпадать. К примеру, из трех песен, над которыми ведется работа, одна разучена хорошо и выразительно исполняется, другая слушается в первый раз, третья только разучивается.

Похож процесс обучения ритмике – в новой пляске дети поэтапно знакомятся с отдельными ее элементами, а знакомую музыкальную игру повторяют.

Результат достижения некоторых навыков осуществляется в процессе повторения теоретико-музыкального материала. Отбор музыкального репертуара, используемого на занятиях, происходит таким образом, чтобы он соответствовал как художественным, так и педагогическим целям. Исполнение музыкальных произведений должно быть высокопрофессиональным, выразительным, ярким [Жуйкова, 2016].

На музыкальных занятиях происходит поэтапное и систематическое развитие творческих способностей у детей всех возрастных групп, складывается субъективная музыкальная культура ребенка. Осуществляется это через такие виды деятельности, как:

  • музыкально-образовательная деятельность;
  • восприятие;
  • творчество;
  • исполнительность.

Главное, чтобы дети на музыкальных занятиях чувствовали себя комфортно. Преподаватель должен выстроить отношения к детям на основе уважения личности ребенка, сотрудничества, дав ему свободу развития согласно его индивидуальным способностями. Знания и умения, выработанные в ходе обучения, дают детям возможность показать себя на праздниках и в самостоятельной деятельности. Пробуя себя в драматизации, ребенок не только примеряет на себя профессию актера, но и развивает черты своего характера, получает новый чувственный опят, учится владеть собой.

К материально-техническим условиям организации педагогического сопровождения музыкального занятия относят, в первую очередь, предметно- развивающую среду, где осуществляется воспитательный процесс. Это музыкальные инструменты, с помощью которых дети учатся определять выразительность тембров музыкальных инструментов с настроением определенной части произведения. Главное направить внимание детей на особенности тембра инструментов, рассмотреть, какой инструмент лучше отразит характер бега, танца, ходьбы – звонкий (металлофон), четкий, стучащий (барабан), нежный (колокольчик). Самостоятельная музыкальная деятельность прививает художественный вкус, заинтересованность, воображение, развивает внутренний мир, креативность, призывает к творчеству. Формы организации самостоятельной музыкальной деятельности разнообразны.

Среди форм организации выделяется сюжетно-ролевая игра, где можно самостоятельно выбрать тему игры, выбрав различные музыкальные задания («наши таланты», «весенний концерт», «музыкальные задания», «литературно- музыкальные викторины», «детский театр» и т.д.). Далее распределяем роли и обсуждаем сюжет. Еще одной формой являются – игры-упражнения, где дети тренируются играть на каком-либо детском инструменте или учатся выполнять танцевальные движения. Самостоятельная деятельность выражается в музицировании, которое включает в себя пение и музыкально-ритмические движения, игру на музыкальных инструментах. Педагог по желанию и по интересам детей направляет самостоятельную музыкальную деятельность, помогает каждому показать себя.

По мнению Т.И. Ланцовой и А.В. Логвиненко, в педагогической практике часто используются занятия интегрированного вида, частой становится ситуация, когда схемы действий, имеющиеся в одних предметах, могут находить свое место в других. И наоборот, использование музыки применимо на других не музыкальных занятиях [Ланцова, Логвиненко, 2017].

Применение музыкально-эстетических ситуаций на занятиях другой направленности достаточно известна по своему терапевтическому и аксиологическому потенциалу, например, по снятию усталости (психической и мышечной), повышение тонуса, переключению внимания или активизации его, чередуя пассивную и активную форму. Большое значение музыка занимает по воздействию на эмоциональный мир, психическое состояние, просто настроение дошкольника. Она успокаивает, веселит, бодрит, предлагает размышлять. Методическое модулирование одного материала очень ценно: для детей это «знакомая персона» (песенка, игра, стихи), которую приятно повторить. Но если после повторения последует иная работа, получается сюрприз, радость. Чтобы активизировать исполнительный опыт и фантазию воспитанников необходимо постоянно учить их импровизировать в пении, танцах, играх, предлагая им разнообразные игровые и конкурсные задания, причем первые попытки следует проводить в «сотворчестве» с педагогом, а затем предложить детям собственные самостоятельные пробы. В результате такой работы у детей начнет проявляться стойкий интерес и потребность к музыкальному творчеству.

Музыкальные занятия – основная форма организации воспитания, обучения, развития детей – базируется на обязательных программных требованиях, составленных с учетом возрастных особенностей дошкольников [Алексеева, 2019]. Эта форма учебного процесса, в котором одновременно участвуют все дети того и иного возраста. Они коллективно поют, играют, пляшут. Объединенные общими переживаниями, стремлением выполнить общее дело, ребята чувствуют, что успех и неудача каждого – успех и неудача всего коллектива. Такая форма организации детской музыкально- образовательной деятельности является наиболее эффективной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы "Методика использования музыкально-дидактических игр в различных видах музыкальной деятельности дошкольного учреждения"

Из опыта работы"Методика использования музыкально-дидактических игр в различных видах музыкальной деятельности дошкольного учреждения"Музыкально-образовательная деятельность строится по заранее ...

Организация проектной деятельности с использованием универсальной учебной компьютерной среды «ПервоЛого 3.0» на занятиях логопеда в дошкольном учреждении.

Данная статья содержит сведения об опыте работы учителя-логопеда дошкольного учреждения для детей с нарушением зрения по ведению проектной деятельности с использованием универсальной учебной компьютер...

Музыкально-ритмическое воспитание в дошкольном учреждении.

Музыкальные занятия для детей  необходимо организовать таким образом, чтобы они были не только полезными и информативными, но и интересными для ребенка, чтобы он радовался их посещению, а не плак...

Мастер-класс для музыкальных руководителей и воспитателей дошкольных учреждений "Музыкально-дидактические игры для развития творческих способностей дошкольников"

Мастер-класс подготовлен для музыкальных руководителей и воспитателей дошкольных учреждений с целью освоения и последующего применения в работе различных вариантов творческих методов и приемов для раз...

Значение работы с семьей в дошкольном учреждении.

Обновление системы дошкольного образования, процессы гуманизации и демократизации в нем обусловили необходимость активизации взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.Семья – уникальный пер...

Сценарий досуговой деятельности дошкольного учреждения квест «Буратино в Стране Музыкальных Инструментов» (старший дошкольный возраст)

Возраст: 5-7 летТема: « Буратино в Стране Музыкальных Инструментов».Форма организации: групповаяФорма проведения: квест-играЦель: способствовать развитию личностных и музыкальных компетенц...