"Использование малых форм фольклора при формировании представлений о традиционных ценностях российского народа в рамках ФПВ"
учебно-методический материал

Михайлова Лариса Александровна

Опыт работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx27.17 КБ

Предварительный просмотр:

     Управление образования администрации Тайшетского района

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение              

        детский сад «Белочка»

             Муниципальная стажировочная площадка «Юный патриот»

l сессия муниципальной стажировочной площадки «Современные подходы к     организации нравственно – патриотического воспитания дошкольников в условиях реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования»

Опыт работы по теме «Использование малых фольклорных форм при формировании первоначальных представлений о традиционных ценностях российского народа в рамках Федеральной программы воспитания»                

                                         Подготовила: Михайлова Лариса Александровна

                                                            Воспитатель l кв. категории МКДОУ «Белочка»

                                                   г. Тайшет

                                                       2024г.

 Использование малых фольклорных форм при формировании первоначальных представлений о традиционных ценностях российского народа в рамках Федеральной программы воспитания.

                                                     «Без памяти нет традиций, без традиции нет  воспитания,

                                                       Без воспитания нет культуры, без культуры нет духов-

                                                       ности, без духовности нет личности, без личности нет

                                                       народа!»

                                                                                 Г.Н. Волков - доктор педагогических наук.

       Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... Понимание чувства Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Оно начинается  с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и окружением.  Основу воспитания на всех уровнях, начиная с дошкольного, составляют традиционные ценности российского общества.

      Что такое традиционные ценности нам подробно описывает Федеральная программа воспитания. Это нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России, передаваемые от поколения к поколению, лежащие в основе общероссийской гражданской идентичности и единого культурного пространства страны, укрепляющие гражданское единство, нашедшие своё уникальное, самобытное проявление в духовном, историческом и культурном развитии многонационального народа России.

      Первым этапом знакомства малыша с традициями начинается с семейных традиций: перед сном спеть колыбельную или прочитать сказку, с бабушкиных присказок во время одевания, умывания ребёнка. Ведь, как писал К.Д. Ушинский : "Это — первые и блестящие попытки русской народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа". Не случайно он подчеркивал, что "... воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным". Он ввел в русскую педагогическую литературу термин "народная педагогика", видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине. Ведь русский фольклор – кладезь народной мудрости. Его притягательную, магическую силу чувствует каждый, кто соприкасается с народным творчеством. Фольклор духовно обогащает среду, в которой растет ребенок, закладывает предпосылки высоких человеческих качеств. Фольклорные произведения оказывают благотворное влияние на общение с ребенком, на развитие его речи, помогают ему ориентироваться в окружающем мире. В нем нет никаких назиданий, но между строк читается многое: народная дидактика, школа материнства. В нем заложена мудрость, проявляющаяся в умении несложными средствами решать сложные задачи. Особое значение для формирования духовно - нравственных и патриотических чувств у детей, представлений о традиционных ценностях российского народа, имеют фольклорные произведения. Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в тоже время оказывают на него свое воспитательное воздействие.

        Общеизвестно, что дошкольники очень эмоциональны. Это эмоционально-образное восприятие окружающего мира может стать основой формирования  патриотизма и нравственности.

Что же такое нравственное воспитание дошкольников и в чем оно проявляется?  Это сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

Задачами нравственно - патриотического воспитания дошкольников, согласно ФОП ДО являются:
-воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, стране;
-формирование бережного отношения к природе и всему живому;
-воспитание уважения к труду;
- развитие интереса к русским традициям и промыслам;
- формирование элементарных знаний о правах человека;
- расширение представлений о городах России;
- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
-формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

        Эту работу невозможно полноценно реализовать, не привлекая в неё устное народное творчество. Именно фольклор отражает индивидуальные особенности народа, его отличия от других. Благодаря народным песням, сказкам и другим жанрам фольклора, дети могут узнать, как жили наши предки, какие проблемы их волновали, что их радовало, как они проводили время. 

         Цель патриотического направления воспитания, согласно Федеральной образовательной программы – содействовать формированию у ребёнка личностной позиции наследника традиций и культуры, защитника Отечества и творца (созидателя) ответственного за будущее своей страны. И этой цели мы можем добиться с помощью фольклорных средств.

  • Познакомить  детей с традициями и образами русского народа;
  • развить эмоциональное восприятие народной музыки в различных видах музыкальной деятельности;
  • расширить  представление детей о народных праздниках, обычаях и традициях русского народа;
  • воспитать эстетические, патриотические чувства, устойчивый интерес и любовь к народному искусству.

    Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками мы приобщаем их к общечеловеческим нравственно-эстетическим ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность. Вслушиваясь в слова потешек «Петушок – петушок», «Водичка – водичка», «Кисонька – мурлысонька», закличек  «Ветер, ветрецо не дуй нам в лицо, а дуй нам в спину, чтоб идти было в силу» или «Ветер, ветер прилети, серые тучки разгони», пословиц, поговорок, под их ритм, малыши играют в ладушки, притопывают, приплясывают, двигаясь в такт произносимому тексту. Это не только забавляет, радует малышей, но позволяет с помощью потешек организовывать их поведение. Малые фольклорные формы являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок. У детей снижается агрессивность, когда они слышат потешки, прибаутки, заклички, которые  звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее.  Поэтому мы ежедневно, в различных видах деятельности, используем их в своей работе с детьми. Маленькие дети учатся общаться друг с другом. Бывает, что это общение заканчивается не очень хорошо (ссорой, обидой за отнятую игрушку)  и здесь на помощь приходят пословицы и поговорки  о дружбе, о том, что всегда можно договориться, не прибегая к силе. Например: «Чего себе не хочешь, того и другому не делай», «Любят того, кто не обидит никого», «Человек человеку друг и брат». Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Часто звучат у нас пословицы и поговорки побуждающие детей не лениться, а трудиться: «Авось да как – нибудь до добра не доведут» или «Глазам страшно, а руки сделают», «Больше дела – меньше слов», «Сделал дело – гуляй смело», а мы говорим своим малышам «сделал дело – играй смело».  Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Таким образом, если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с родной культурой, произведениями устного народного творчества, родной речью, это будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников. И в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины. В ходе знакомства с народной культурой обогащается и актуализируется словарный запас, грамматический строй речи, благодаря поэтичности и образности, характерных для устного народного творчества, развивается образная речь и воображение детей. А так же мышление, умение анализировать и сравнивать, обобщать, делать предположения и выводы в ходе знакомства детей с предметами быта, вышедшими из употребления. У детей появляется интерес к изучению народной культуры, они знакомятся с заложенными в ней нравственными понятиями: добро всегда побеждает, трудолюбие открывает путь к счастью, только то надежно, что заработано честным трудом, и др.
       У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие.  В фольклорных произведениях кроется национальная самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине.

     В этом году я работаю с детьми 3-4 летнего возраста. Это самый любопытный возраст, на мой взгляд. Детям интересно всё. Они с удовольствием запоминают  потешки, их мы используем в различных моментах. Например, при умывании: «Ой, лады- лады – лады, не боимся мы воды! Чисто умываемся, маме улыбаемся!», «Водичка, водичка, умой моё личико. Чтобы глазки блестели, чтобы щёчки горели. Чтоб смеялся роток. Чтоб кусался зубок». Во время одевания: «У нас Ванечка один, никому не отдадим. Мы пальто ему сошьём, погулять его пошлём», « Валенки, валенки, невелички, маленьки! Опушка бобровая, девчонка чернобровая». С радостью  слушают народные песни, выполняют под музыку элементы русского народного танца. Ещё мы разучиваем с детьми русские народные игры, которые находят отклик в их душе и ребята впоследствии сами предлагают в них поиграть. Им очень нравятся игры, в которых слова нужно не просто проговаривать, а напевать. Например: «Колпачок», «Золотые ворота», «Заря - заряница». Практически каждый день, перед дневным сном мы включаем для прослушивания колыбельные песенки, мелодии. Перед обедом обязательно читаем сказки. У нас в группе есть традиция – с каждой новой народной сказкой нас знакомит сказочница. Она приносит сказку в своем волшебном сундучке. Рассказывает её или показывает, используя различные формы театра (пальчиковый, настольный, теневой). А порой дети сами превращаются в героев сказки. Сказочница рассказывает ребятам о старинных предметах быта. Дети были в гостях у сказочницы, где  узнали, что такое самовар,  веретено, прялка, какими ложками ели в старину, в какой обуви ходили. И здесь же они познакомились с новой сказкой «Пузырь, соломинка и лапоть».

    Приобщать детей к культуре своего народа необходимо, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь.

Список используемой литературы:

1. Нравственно-патриотическое и духовное воспитание дошкольников / под ред. Н.В. Микляевой – М:ТЦ Сфера, 2013

2. Приобщение детей к истокам русской народной культуры / О.Л.Князева, М.Д. Маханева – СПб, 1999

3. Фольклорно-физкультурные занятия и досуги с детьми 3-7 лет / М.П. Асташина-Волгоград: Учитель, 2013

4. Знакомство с русским народным декоративно-прикладным искусством и декоративным рисованием, лепкой, аппликацией москвичей дошкольников. / Грибовская А.А.

5. Ознакомление детей младшего и среднего дошкольного возраста с русским народным творчеством / И.А. Бойчук, Т.Н. Попушина – СПб: Издательство «Детство – Пресс», 2013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с родителями по теме: "Использование малых форм фольклора в формировании культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста"

Перспективное  планирование  работы  с  рдителями  на   учебный  год  по  теме:  "Использование  малых  форм  фольклора  в...

Использование малых форм фольклора татарского народа в речевом развитии детей

Детство - то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры.Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве...

статья «Использование малых форм фольклора в формировании речевой компетенции детей раннего и старшего дошкольного возраста»

Фольклор — это коллективное художественное творчество народа. Именно фольклорные произведения характеризуются богатством, наполненностью, яркостью речи, интонационной выразительностью. Чем раньш...

Методические рекомендации для педагогов «Использование малых форм фольклора в формировании речевой компетенции детей раннего дошкольного возраста

Методические рекомендации для педагогов  «Использование малых форм фольклора в формировании речевой компетенции детей раннего дошкольного возраста...