«Сюжетно-ролевая игра как один из способов ранней профориентации детей дошкольного возраста»
методическая разработка (подготовительная группа)
Вхождение ребенка в социальный мир невозможно вне освоения им первоначальных представлений социального характера, в том числе и ознакомлением с профессиями. Поэтому ознакомлением с трудом взрослых необходимо начинать уже в дошкольном возрасте, когда дети через доступные формы познания узнают о разных профессиях.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методическая разработка «Сюжетно-ролевая игра как один из способов ранней профориентации детей дошкольного возраста»
Савкович Светлана Геннадьевна
воспитатель
ГБДОУ детский сад № 4
Кировского района Санкт – Петербурга
Новое качество образования дошкольников проявляется в формировании у них таких личностных качеств, как ответственность, инициатива, адаптивность к динамично меняющимся условиям, способность работы в условиях выбора, коммуникативность, наличие опыта практической деятельности во всех сферах своего развития.
Система дошкольного образования ставит перед современными педагогами задачу воспитания у дошкольников предпосылок «нового человека», конкурентоспособной личности, успешно реализующей себя в профессиональной среде, обладающей чертами: исследователей, изобретателей, предпринимателей, новаторов.
Вхождение ребенка в социальный мир невозможно вне освоения им первоначальных представлений социального характера, в том числе и ознакомлением с профессиями. Поэтому ознакомлением с трудом взрослых необходимо начинать уже в дошкольном возрасте, когда дети через доступные формы познания узнают о разных профессиях.
Организация работы по ранней профориентации детей дошкольного возраста
Этапы работы:
I этап (организационный):
- разработка плана мероприятий,
- подбор методического сопровождения,
- подготовка наглядного материала,
- организации экскурсий на место работы родителей,
- налаживание контактов с ближайшими социальными организациями.
II этап (практический):
- посещение социальных структур,
- организация совместной и самостоятельной деятельности детей,
- «погружение» воспитанников в реальные практические ситуации,
- изготовление презентаций «Профессии моих родителей», тематические выставки.
III этап (итоговый):
- анализ и обобщение опыта.
Профессиональная ориентация дошкольника — это мероприятия, направленные на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям. Подготовка - это знакомство ребенка с различными видами труда, чтобы самостоятельный выбор в дальнейшем был проще и осознанней. Необходимо развивать и поддерживать у него веру в свои силы в любых начинаниях, будь то в творчестве, спорте, технике и т.д. Чем больше различных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет оценивать свои возможности в старшем возрасте, тем легче ему буде определиться с профессией.
Профориентация формирует у детей:
- понимание, что труд – это основа жизни;
- уважение ко всем, кто трудится и ценность их труда;
- знания о разных профессиях, орудиях и машинах, результате труда;
- желание трудиться;
- необходимые навыки.
Работа по ранней профориентации дошкольников осуществляется через совместную деятельность педагога с детьми и самостоятельную деятельность детей, которая проходит через познавательную, продуктивную и игровую деятельность. Знакомство детей с трудом взрослых - это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми. В этом помогают сюжетно-ролевые игры, которые лучше всего знакомят детей с профессиями, с трудовой деятельностью взрослых, дают понять тонкости той или иной профессии.
Информацию о профессиях дети получают во время проведения экскурсий, виртуальных экскурсий, путешествий, наблюдений, оформления выставок, чтения литературы, обсуждения, рассматривания картинок, проведения театрализованных представлений, дидактических, подвижных игр, занятий по овладению элементарными умениями и навыками трудовой деятельности. При организации разного вида труда: труд в природе, дежурство, хозяйственно-бытовой – дети видят результат своего труда, его значимость для других.
Таким образом, формирование представлений детей дошкольного возраста о мире профессий, о значимости труда – это необходимый процесс, который координирует педагог, используя в своей профессиональной деятельности все возможности образовательно – воспитательного процесса
Сюжетно-ролевая игра «Доктор»
Цель: Формирование представлений о труде взрослых (работников поликлиники), его роли в обществе и жизни каждого человека.
Задачи:
* Формировать представление о цели труда медицинского персонала, о специализации врачей (окулист, отоларинголог, хирург, педиатр, регистратор, стоматолог, невропатолог), о содержании труда медицинских работников.
* Способствовать освоению ребёнком социальных ролей: врач, пациент, медицинский регистратор.
* Формировать умение творчески развивать сюжет игры: самостоятельно и разнообразно комбинировать в играх знания из наблюдений, книг, рассказов взрослых
* Воспитывать уважение к различным профессиям
Предполагаемая игра: «В поликлинике»
Игровые ситуации: «Регистратура», «На приеме у окулиста», «На приеме у педиатра», «На приеме у отоларинголога», «Забор крови», «На приеме у невролога», «На приеме у стоматолога», «На приеме у хирурга».
Игровые действия: Ребенок идет в регистратуру, берет медицинскую карточку, идет на медосмотр. Врач принимает пациента, внимательно выслушивает их жалобы, задает вопросы, измеряет температуру, смотрит горло, и т.д. После прохождения всех специалистов отдает карточку в регистратуру.
Предварительная работа: Просмотр видеоролика «В поликлинике». Наблюдение за работой врача (прослушивает фонендоскопом, смотрит горло, задает вопросы). Слушание аудиосказки К. Чуковского «Доктор Айболит». Рассматривание медицинских инструментов (фонендоскоп, шпатель, термометр, тонометр, пинцет и др.) Беседа с детьми о работе врача, медсестры. Рассматривание иллюстраций о враче, медицинской сестре.
Изготовление с детьми атрибутов к игре с привлечением родителей (халаты, шапки, рецепты, мед. карточки и т. д.)
Оборудование: столы, стулья в кабинетах для врачей, белые халаты, медицинские принадлежности: шприцы, градусник, таблица, фонендоскопы, микроскопы, лекарства, справки – бумаги, карты – картон, ручки, печати, лампа, пробирки, вата, бинты, аптечки, грелки, молоточки, весы, ростомер, медицинские карты, телефон, компьютер.
Роли:
Педиатр, окулист, стоматолог, отоларинголог, невропатолог, хирург, медицинский регистратор, медсестра в кабинете «Забор крови», медицинские работники в лаборатории.
Ход игры
Воспитатель: - Сегодня мы с вами будем играть в сюжетно-ролевую игру «В поликлинике», будем проходить медосмотр перед школой. Скажите мне, пожалуйста, какие врачи проводят медосмотр?
Дети: Ответы детей
Воспитатель: - Правильно. Давайте разделим роли. Кто будет медицинским регистратором?
Ответы детей: -Я хочу!
Воспитатель: Хорошо. А кто будет отоларингологом?
Ответы детей: - Можно я?
Воспитатель: Конечно. Кто хочет быть в роли окулиста?
Ответы детей: - Я!
Воспитатель: - Кто будет невропатологом?
Ответы детей: - Я хочу быть им!
Ответы детей: - Зубным врачом можно мне быть?
Воспитатель: Хорошо, стоматологом будет у на с Алина.
Ответы детей: - Можно я кровь из пальца на анализы буду брать?
Воспитатель: конечно можно! Тогда тебе понадобятся помощники в лабораторию, есть желающие?
Ответы детей: - Мы!
Воспитатель: И кто будет хирургом?
Самир: Я хочу!
Воспитатель: вот и набрали мы медицинский персонал. Пора отправляться в поликлинику. Скажите, мне, пожалуйста, на чем можно добраться до поликлинике, ведь в обычный автомобиль мы все не влезем, нас много очень?
Дети: На автобусе
Воспитатель: Тогда нам нужен еще и водитель автобуса?
Ответы детей: - Я буду водителем!
Воспитатель: Давайте займем свои места в автобусе и отправимся в путь!
Дети поют песню «Мы едем, едем, едем…»
Воспитатель: Вот мы и добрались до поликлиники, чтобы начать медосмотр, что нам нужно взять и где?
Дети: медицинские карты в регистратуре.
Воспитатель: Правильно, вставайте в очередь за своими карточками.
Дети по одному подходят к регистратуре, берут карточки и начинают проходить медосмотр.
Ответы детей: - Здравствуйте.
Регистратор: Здравствуйте, как вас зовут?
Регистратор: Вот ваша карта, на обратной стороне есть список врачей, вам нужно всех пройти. Проходите в первый кабинет. Следующий…
Дети по одному подходят
Воспитатель: А теперь все на медосмотр. Стоматолог: Здравствуйте, на что жалуетесь? Рената: здравствуйте, я прохожу медосмотр перед школой.
Стоматолог: Давайте проверим ваши зубки. Откройте рот пошире. (Стоматолог с помощью медицинских инструментов проверяет зубы пациента) Стоматолог: у вас все хорошо. Кариеса нет. Давайте вашу карту, поставлю печать и напишу, что вы здоровы. (Стоматолог заполняет карту пациента) Стоматолог: Все, держите ваш карту, вы здоровы. Всего доброго, до свидания. Рустам сдает кровь. Рустам: Здравствуйте. Настя-медсестра: здравствуйте. Дайте мне, пожалуйста, вашу карту. Приготовьте безымянный палец. (Медсестра, понарошку, прокалывает палец и берет кровь и переливает в пробирку.) Настя: вот и все, держите ватку и проходите в следующий кабинет
Дети: заходят в кабинет к отоларингологу.
Ответы детей: - Здравствуйте!
Отоларинголог: Здравствуйте. Жалобы есть?
Карина: Жалоб нет, я прохожу медосмотр перед школой.
О-г: Понятно, тогда давайте Вас проверим, следите за молоточком.
(Водит молоточком, Карина следит за ним.)
О-г. Поставьте ногу на ногу, проверим ваши рефлексы. (Стучит молоточком по коленке)
Все прекрасно. Вы здоровы. (заполняет карту, ставит печать) Всего доброго!
Ответы детей: - Спасибо, до свидания!
Ребенок приходит на прием к окулисту.
Ответы детей: - Добрый день!
Окулист: Здравствуйте!
Настя: Я прохожу медосмотр, проверьте меня, пожалуйста.
Окулист: Давайте посмотрим. Закройте правый глаз и назовите, что видите на таблице. (Настя называет какие рисунки она видит на доске). Хорошо, а теперь на зовите, мне, пожалуйста какие фрукты спрятаны в рисунке.
Ответы детей: - Апельсин, ананас, яблоко…
Окулист: Все верно! Вы здоровы. (Заполняет карту, ставит печать и отдает карту) До свидания!
Ответы детей: - Спасибо, до свидания!
На приеме у хирурга
Ответы детей: - Здравствуйте!
Ответы детей: - Здравствуйте! Заболели?
Ответы детей: - Нет, я медосмотр прохожу, в школу скоро пойду.
Ребенок открывает карту с рентгеновским снимком.
Хирург: У вас был ушиб?
Ответы детей: - Да!
Хирург: сейчас не беспокоит?
Ответы детей: - Нет!
Хирург: Тогда проверим вашу осанку, встаньте, пожалуйста. (Самир проверяет позвоночник и стопу на выявление плоскостопии) Все хорошо, теперь измерим давление. (Измеряют давление)У вас все в норме, Вы здоровы.(Заполняет карту, ставит печать)
На приеме у отоларинголога.
Лор: Здравствуйте. Вы тоже медосмотр проходите?
Хирург: Здравствуйте, да.
Лор: где ваша карта?
Хирург: отдает карту врачу.
Лор: Проверим ваши ушки, горло и нос (Камиль включает лампу и с помощью инструмента проверяет). Все чисто- вы здоровы! (заполняет карту и ставит печать)
Хирург: Спасибо большое. До свидания!
Лор: До свидания! Не болейте!
На приеме у педиатра.
Ответы детей: Здравствуйте, я прохожу медосмотр.
Ответы детей: Здравствуйте. Хорошо. Вставайте на весы (Записывает вес). Теперь измерим рост, подойдите к ростомеру и выпрямите спинку.
(Записывает данные и смотрит список прошедших врачей)
Ответы детей: - Вы здоровы, прошли медосмотр, можете идти в школу.
Ответы детей: - Спасибо большое. До свидания!
Ответы детей: - До свидания!
После того, как все пациенты сдали кровь из пальца, медсестра Настя относит пробирки на анализ в лабораторию к Милене М. и Рустаму.
Воспитатель: Ну что, все прошли медосмотр?
Дети: Да
Воспитатель: Понравилось вам?
Дети: Да
Воспитатель: Что нужно сделать с картами?
Дети: отдать в регистратуру.
Воспитатель: Вот мы и поиграли с вами в сюжетно-ролевую игру «В поликлинике». Врачи, вам сложно было играть в своих ролях?
Врачи: Нет
Воспитатель: Вам понравилось?
Врачи: Да
Воспитатель: И нам очень понравилось, как вы все играли вместе. И пациенты остались довольны. Всем большое спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста как один из секретов их успешного личностного самоопределения в будущем»
Цель: повышение уровня теоретической и практической подготовки воспитателей, совершенствование практических навыков, необходимых в работе по ознакомлению детей дошкольного возраста с профессиями ...

Сюжетно – ролевая игра как средство ранней профориентации детей дошкольного возраста
Сюжетно – ролевая игра как средство ранней профориентации детей дошкольного возраста...

Сюжетно-ролевая игра - средство ранней профориентации детей дошкольного возраста.
В данных тезисах раскрывается тема ранней профориентации детей дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры. Делается акцент на том, что сюжетно-ролевая игра является связующим звеном между д...

Сюжетно - ролевая игра "Школа искусств", как средство ранней профориентации детей дошкольного возраста
Представлен материал музыкальной сюжетно - ролевой игры по художественно - эстетическому направлению "Школа искусств". Детям даётся представление о профессиях искусства через сюжетно - ролев...

Фотоотчет по проекту «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста». Сюжетно-ролевая игра совместно с родителями «Больница» во 2-ой младшей группе.
Цель: Расширять у детей представления о труде врача; формирование умения применять в игре полученные ранее знания об окружающей жизни....

Сюжетно - ролевая игра- средство ранней профориентации детей дошкольного возраста
В консультации говорится о том, какие методы надо применять при знакомстве детей с трудом. По возрастам расписано в какие игры можно играть детям самостоятельно или с педагогом....

Сюжетно-ролевая игра как средство ранней профориентации детей дошкольного возраста
вторая младшая группа...
