«Сюжетно-ролевая игра как один из способов ранней профориентации детей дошкольного возраста»
методическая разработка (подготовительная группа)

Савкович Светлана Геннадьевна

Вхождение ребенка в социальный мир невозможно вне освоения им первоначальных представлений социального характера, в том числе и ознакомлением с профессиями. Поэтому ознакомлением с трудом взрослых необходимо начинать уже в дошкольном возрасте, когда дети через доступные формы познания узнают о разных профессиях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка «Сюжетно-ролевая игра как один из способов ранней профориентации детей дошкольного возраста»

Савкович Светлана Геннадьевна

воспитатель

ГБДОУ детский сад № 4

Кировского района Санкт – Петербурга

Новое качество образования дошкольников проявляется в формировании у них таких личностных качеств, как ответственность, инициатива, адаптивность к динамично меняющимся условиям, способность работы в условиях выбора, коммуникативность, наличие опыта практической деятельности во всех сферах своего развития.

Система дошкольного образования ставит перед современными педагогами задачу воспитания у дошкольников предпосылок «нового человека», конкурентоспособной личности, успешно реализующей себя в профессиональной среде, обладающей чертами: исследователей, изобретателей, предпринимателей, новаторов.

Вхождение ребенка в социальный мир невозможно вне освоения им первоначальных представлений социального характера, в том числе и ознакомлением с профессиями. Поэтому ознакомлением с трудом взрослых необходимо начинать уже в дошкольном возрасте, когда дети через доступные формы познания узнают о разных профессиях.

Организация работы по ранней профориентации детей дошкольного возраста

Этапы работы:

I этап (организационный):

  • разработка плана мероприятий,
  • подбор методического сопровождения,
  • подготовка наглядного материала,
  • организации экскурсий на место работы родителей,
  • налаживание контактов с ближайшими социальными организациями.

II этап (практический):

  • посещение социальных структур,
  • организация совместной и самостоятельной деятельности детей,
  • «погружение» воспитанников в реальные практические ситуации,
  • изготовление презентаций «Профессии моих родителей», тематические выставки.

III этап (итоговый):

  • анализ и обобщение опыта.

Профессиональная ориентация дошкольника — это мероприятия, направленные на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям. Подготовка - это знакомство ребенка с различными видами труда, чтобы самостоятельный выбор в дальнейшем был проще и осознанней. Необходимо развивать и поддерживать у него веру в свои силы в любых начинаниях, будь то в творчестве, спорте, технике и т.д. Чем больше различных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет оценивать свои возможности в старшем возрасте, тем легче ему буде определиться с профессией.

Профориентация формирует у детей:

- понимание, что труд – это основа жизни;

- уважение ко всем, кто трудится и ценность их труда;

- знания о разных профессиях, орудиях и машинах, результате труда;

- желание трудиться;

- необходимые навыки.

Работа по ранней профориентации дошкольников осуществляется через совместную деятельность педагога с детьми и самостоятельную деятельность детей, которая проходит через познавательную, продуктивную и игровую деятельность. Знакомство детей с трудом взрослых - это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми. В этом помогают сюжетно-ролевые игры, которые лучше всего знакомят детей с профессиями, с трудовой деятельностью взрослых, дают понять тонкости той или иной профессии.

Информацию о профессиях дети получают во время проведения экскурсий, виртуальных экскурсий, путешествий, наблюдений, оформления выставок, чтения литературы, обсуждения, рассматривания картинок, проведения театрализованных представлений, дидактических, подвижных игр, занятий по овладению элементарными умениями и навыками трудовой деятельности. При организации разного вида труда: труд в природе, дежурство, хозяйственно-бытовой – дети видят результат своего труда, его значимость для других.

Таким образом, формирование представлений детей дошкольного возраста о мире профессий, о значимости труда – это необходимый процесс, который координирует педагог, используя в своей профессиональной деятельности все возможности образовательно – воспитательного процесса

Сюжетно-ролевая игра «Доктор»

Цель: Формирование представлений о труде взрослых (работников поликлиники), его роли в обществе и жизни каждого человека.

Задачи:

* Формировать представление о цели труда медицинского персонала, о специализации врачей (окулист, отоларинголог, хирург, педиатр, регистратор, стоматолог, невропатолог), о содержании труда медицинских работников.

* Способствовать освоению ребёнком социальных ролей: врач, пациент, медицинский регистратор.

* Формировать умение творчески развивать сюжет игры: самостоятельно и разнообразно комбинировать в играх знания из наблюдений, книг, рассказов взрослых

* Воспитывать уважение к различным профессиям

Предполагаемая игра: «В поликлинике»

Игровые ситуации: «Регистратура», «На приеме у окулиста», «На приеме у педиатра», «На приеме у отоларинголога», «Забор крови», «На приеме у невролога», «На приеме у стоматолога», «На приеме у хирурга».

Игровые действия: Ребенок идет в регистратуру, берет медицинскую карточку, идет на медосмотр. Врач принимает пациента, внимательно выслушивает их жалобы, задает вопросы, измеряет температуру, смотрит горло, и т.д. После прохождения всех специалистов отдает карточку в регистратуру.

Предварительная работа: Просмотр видеоролика «В поликлинике». Наблюдение за работой врача (прослушивает фонендоскопом, смотрит горло, задает вопросы). Слушание аудиосказки К. Чуковского «Доктор Айболит». Рассматривание медицинских инструментов (фонендоскоп, шпатель, термометр, тонометр, пинцет и др.) Беседа с детьми о работе врача, медсестры. Рассматривание иллюстраций о враче, медицинской сестре.

Изготовление с детьми атрибутов к игре с привлечением родителей (халаты, шапки, рецепты, мед. карточки и т. д.)

Оборудование: столы, стулья в кабинетах для врачей, белые халаты, медицинские принадлежности: шприцы, градусник, таблица, фонендоскопы, микроскопы, лекарства, справки – бумаги, карты – картон, ручки, печати, лампа, пробирки, вата, бинты, аптечки, грелки, молоточки, весы, ростомер, медицинские карты, телефон, компьютер.

Роли:

Педиатр, окулист, стоматолог, отоларинголог, невропатолог, хирург, медицинский регистратор, медсестра в кабинете «Забор крови», медицинские работники в лаборатории.

Ход игры

Воспитатель: - Сегодня мы с вами будем играть в сюжетно-ролевую игру «В поликлинике», будем проходить медосмотр перед школой. Скажите мне, пожалуйста, какие врачи проводят медосмотр?

Дети: Ответы детей

Воспитатель: - Правильно. Давайте разделим роли. Кто будет медицинским регистратором?

Ответы детей: -Я хочу!

Воспитатель: Хорошо. А кто будет отоларингологом?

Ответы детей: - Можно я?

Воспитатель: Конечно. Кто хочет быть в роли окулиста?

Ответы детей: - Я!

Воспитатель: - Кто будет невропатологом?

Ответы детей: - Я хочу быть им!

Ответы детей: - Зубным врачом можно мне быть?

Воспитатель: Хорошо, стоматологом будет у на с Алина.

Ответы детей: - Можно я кровь из пальца на анализы буду брать?

Воспитатель: конечно можно! Тогда тебе понадобятся помощники в лабораторию, есть желающие?

Ответы детей: - Мы!

Воспитатель: И кто будет хирургом?

Самир: Я хочу!

Воспитатель: вот и набрали мы медицинский персонал. Пора отправляться в поликлинику. Скажите, мне, пожалуйста, на чем можно добраться до поликлинике, ведь в обычный автомобиль мы все не влезем, нас много очень?

Дети: На автобусе

Воспитатель: Тогда нам нужен еще и водитель автобуса?

Ответы детей: - Я буду водителем!

Воспитатель: Давайте займем свои места в автобусе и отправимся в путь!

Дети поют песню «Мы едем, едем, едем…»

Воспитатель: Вот мы и добрались до поликлиники, чтобы начать медосмотр, что нам нужно взять и где?

Дети: медицинские карты в регистратуре.

Воспитатель: Правильно, вставайте в очередь за своими карточками.

Дети по одному подходят к регистратуре, берут карточки и начинают проходить медосмотр.

Ответы детей: - Здравствуйте.

Регистратор: Здравствуйте, как вас зовут?

Регистратор: Вот ваша карта, на обратной стороне есть список врачей, вам нужно всех пройти. Проходите в первый кабинет. Следующий…

Дети по одному подходят

Воспитатель: А теперь все на медосмотр. Стоматолог: Здравствуйте, на что жалуетесь? Рената: здравствуйте, я прохожу медосмотр перед школой.

Стоматолог: Давайте проверим ваши зубки. Откройте рот пошире. (Стоматолог с помощью медицинских инструментов проверяет зубы пациента) Стоматолог: у вас все хорошо. Кариеса нет. Давайте вашу карту, поставлю печать и напишу, что вы здоровы. (Стоматолог заполняет карту пациента) Стоматолог: Все, держите ваш карту, вы здоровы. Всего доброго, до свидания. Рустам сдает кровь. Рустам: Здравствуйте. Настя-медсестра: здравствуйте. Дайте мне, пожалуйста, вашу карту. Приготовьте безымянный палец. (Медсестра, понарошку, прокалывает палец и берет кровь и переливает в пробирку.) Настя: вот и все, держите ватку и проходите в следующий кабинет

Дети: заходят в кабинет к отоларингологу.

Ответы детей: - Здравствуйте!

Отоларинголог: Здравствуйте. Жалобы есть?

Карина: Жалоб нет, я прохожу медосмотр перед школой.

О-г: Понятно, тогда давайте Вас проверим, следите за молоточком.

(Водит молоточком, Карина следит за ним.)

О-г. Поставьте ногу на ногу, проверим ваши рефлексы. (Стучит молоточком по коленке)

Все прекрасно. Вы здоровы. (заполняет карту, ставит печать) Всего доброго!

Ответы детей: - Спасибо, до свидания!

Ребенок приходит на прием к окулисту.

Ответы детей: - Добрый день!

Окулист: Здравствуйте!

Настя: Я прохожу медосмотр, проверьте меня, пожалуйста.

Окулист: Давайте посмотрим. Закройте правый глаз и назовите, что видите на таблице. (Настя называет какие рисунки она видит на доске). Хорошо, а теперь на зовите, мне, пожалуйста какие фрукты спрятаны в рисунке.

Ответы детей: - Апельсин, ананас, яблоко…

Окулист: Все верно! Вы здоровы. (Заполняет карту, ставит печать и отдает карту) До свидания!

Ответы детей: - Спасибо, до свидания!

На приеме у хирурга

Ответы детей: - Здравствуйте!

Ответы детей: - Здравствуйте! Заболели?

Ответы детей: - Нет, я медосмотр прохожу, в школу скоро пойду.

Ребенок открывает карту с рентгеновским снимком.

Хирург: У вас был ушиб?

Ответы детей: - Да!

Хирург: сейчас не беспокоит?

Ответы детей: - Нет!

Хирург: Тогда проверим вашу осанку, встаньте, пожалуйста. (Самир проверяет позвоночник и стопу на выявление плоскостопии) Все хорошо, теперь измерим давление. (Измеряют давление)У вас все в норме, Вы здоровы.(Заполняет карту, ставит печать)

На приеме у отоларинголога.

Лор: Здравствуйте. Вы тоже медосмотр проходите?

Хирург: Здравствуйте, да.

Лор: где ваша карта?

Хирург: отдает карту врачу.

Лор: Проверим ваши ушки, горло и нос (Камиль включает лампу и с помощью инструмента проверяет). Все чисто- вы здоровы! (заполняет карту и ставит печать)

Хирург: Спасибо большое. До свидания!

Лор: До свидания! Не болейте!

На приеме у педиатра.

Ответы детей: Здравствуйте, я прохожу медосмотр.

Ответы детей: Здравствуйте. Хорошо. Вставайте на весы (Записывает вес). Теперь измерим рост, подойдите к ростомеру и выпрямите спинку.

(Записывает данные и смотрит список прошедших врачей)

Ответы детей: - Вы здоровы, прошли медосмотр, можете идти в школу.

Ответы детей: - Спасибо большое. До свидания!

Ответы детей: - До свидания!

После того, как все пациенты сдали кровь из пальца, медсестра Настя относит пробирки на анализ в лабораторию к Милене М. и Рустаму.

Воспитатель: Ну что, все прошли медосмотр?

Дети: Да

Воспитатель: Понравилось вам?

Дети: Да

Воспитатель: Что нужно сделать с картами?

Дети: отдать в регистратуру.

Воспитатель: Вот мы и поиграли с вами в сюжетно-ролевую игру «В поликлинике». Врачи, вам сложно было играть в своих ролях?

Врачи: Нет

Воспитатель: Вам понравилось?

Врачи: Да

Воспитатель: И нам очень понравилось, как вы все играли вместе. И пациенты остались довольны. Всем большое спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста как один из секретов их успешного личностного самоопределения в будущем»

Цель: повышение уровня теоретической и практической подготовки воспитателей, совершенствование практических навыков, необходимых в работе по ознакомлению детей дошкольного возраста с профессиями ...

Сюжетно – ролевая игра как средство ранней профориентации детей дошкольного возраста

Сюжетно – ролевая игра как средство ранней профориентации детей дошкольного возраста...

Сюжетно-ролевая игра - средство ранней профориентации детей дошкольного возраста.

В данных тезисах раскрывается тема ранней профориентации детей дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры. Делается акцент на том, что сюжетно-ролевая игра является связующим звеном между д...

Сюжетно - ролевая игра "Школа искусств", как средство ранней профориентации детей дошкольного возраста

Представлен материал музыкальной сюжетно - ролевой игры по художественно - эстетическому направлению "Школа искусств". Детям даётся представление о профессиях искусства через сюжетно - ролев...

Фотоотчет по проекту «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста». Сюжетно-ролевая игра совместно с родителями «Больница» во 2-ой младшей группе.

Цель: Расширять у детей представления о труде врача; формирование умения применять в игре полученные ранее знания об окружающей жизни....

Сюжетно - ролевая игра- средство ранней профориентации детей дошкольного возраста

В консультации говорится о том, какие методы надо применять при знакомстве детей с трудом. По возрастам расписано в какие игры можно играть детям самостоятельно или с педагогом....