Педагогический совет «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста как один из секретов их успешного личностного самоопределения в будущем»
материал

Галушина Надежда Михайловна

Цель: повышение уровня теоретической и практической подготовки воспитателей, совершенствование практических навыков, необходимых в работе по ознакомлению детей дошкольного возраста с профессиями взрослых людей.

Задачи:
1. определить проблемы и перспективы ранней профориентационной работы в детском саду;

2. изучить содержание профориентационной работы в детском саду, соответствие педагогических задач с каждой возрастной группой;
3. познакомить педагогов с современными технологиями, используемыми для ознакомления дошкольников с профессией, формами и методами работы с детьми по профориентации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_pedsoveta.docx23.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №14 «Красная шапочка» г. Котовска Тамбовской области

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ №4

«Ранняя профориентация детей дошкольного возраста как один из секретов их успешного личностного самоопределения в будущем»

29.01.2021 г.

Цель: повышение уровня теоретической и практической подготовки воспитателей, совершенствование практических навыков, необходимых в работе по ознакомлению детей дошкольного возраста с профессиями взрослых людей.

Задачи:
1. определить проблемы и перспективы ранней профориентационной работы в детском саду;

2. изучить содержание профориентационной работы в детском саду, соответствие педагогических задач с каждой возрастной группой;
3. познакомить педагогов с современными технологиями, используемыми для ознакомления дошкольников с профессией, формами и методами работы с детьми по профориентации.

План проведения:

1.Вступительное слово заведующего детским садом (Л.В. Романова)
2. Деловая игра «Мир профессий» (старший воспитатель Н.М. Галушина).

3. Презентация сюжетно – ролевых игр по ознакомлению с миром профессий.

(воспитатели: Панфилова Я.Ю., Быданова А.А.)

4. Лэпбук – как средство ознакомление с профессией. (воспитатели: Орлова Т.Ю., Косенкова Т.А.)

5. Проект решения педагогического совета

Слайд 1

1.Вступительное слово заведующего детским садом (Л.В. Романова)

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Наш сегодняшний педсовет посвящён очень актуальной и серьёзной теме «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста как один из секретов их успешного личностного самоопределения в будущем».

С сентября 2020 года ранняя профориентация детей дошкольного возраста стала инновационным направлением работы нашего ДОУ. Наши педагоги готовят детей к тому, чтобы они в свое время могли смело вступить в самостоятельную жизнь. Поэтому знания о труде занимают одно из ведущих мест в образовательной работе детского сада. Кроме того, ознакомление детей с трудом взрослых и отдельными профессиями осуществляется не на уровне отдельной задачи, а как целостный органический процесс.

2. Деловая игра «Мир профессий» (старший воспитатель Н.М. Галушина).

Слайд 2

Я предлагаю продолжить наш педагогический совет  интересной игрой «Мир профессий».  Я буду говорить действие по конкретной профессии – а ваша задача передать это действие в движении и сказать, как называется эта профессия.  
Трактор водит – (тракторист, (Крутят воображаемый руль)
Электричку – (машинист (Руки на поясе, «пружинка»)
Стены выкрасил – (маляр (Имитируют движения покраски)
Доску выстрогал – (столяр (Трут ладошки друг об друга)
В доме свет провел – (монтер («Фонарики»)
В шахте трудится – (шахтер (Топают ногами)
В жаркой кузнеце – (кузнец (Перед собой ударяют кулаками)
Кто всё знает – молодец! (Хлопки)

Давайте вместе актуализируем свои знания и устроим «Мозговой штурм» (задания представлены на слайдах):

Слайд 3
1. Определи профессию по фотографии (на слайде изображена фотография с изображением человека, определенной профессии. Задача педагогов – определить профессию).

Фото 1. Резчик льда - До изобретения холодильника, для сохранения продуктов приходилось собирать лёд зимой, чтобы использовать его летом. Сбором льда и занимались специальные резчики. Они вырезали глыбы льда из замерзших озёр, рискуя умереть от переохлаждения в случае падения в прорубь. Нынче лед не переносят с места на место, а используют специальное холодильное оборудование

Слайд 4

Фото 2. Человек – будильник - Эти люди ходили по определённому маршруту, стуча в окна своих клиентов длинной палкой, кидая камешки и крича, что есть мочи, до тех пор пока они не убедятся, что разбудили людей, которые не хотят проспать работу. Человек-будильник также утратил необходимость. Просыпаться вовремя теперь нам помогают различные гаджеты.

Слайд 5

Фото 3. Установщик кеглей для боулинга - Вместо машин, для расстановки кеглей раньше использовались специальные люди. Работа была сложной, шумной и малооплачиваемой. Как правило для этой работы нанимались маленькие мальчики. Ребят, устанавливающих кегли в боулинге, заменили автоматы.

Слайд 6

Фото 4. Лектор фабричных рабочих – Слушали ли Вы, когда-нибудь музыку или аудио-книгу, выполняя монотонную работу? Работники фабрик нанимали живых "лекторов", которые читали им произведения литературы во время работы. Иногда работники скидывались для найма этого человека. В настоящее время "лекторов" заменили плееры, радио и другие пассивно-развлекательные гаджеты.

2. Назовите обязанности человека, владеющего следующей профессией (на слайде представлено название профессии. Задача педагога – назвать должностные обязанности данной профессии):

Слайд 7

Компьютер - В английском словаре Вебстера 1828 года, определение слова компьютер приводится как: "Человек, который ведет расчёты". Прежде, чем это стало вещью, это был человек, как правило молодая женщина. Как вы уже догадались, они занимались различными расчетами и вычислениями, ведь кто-то должен был выполнять эту работу. Теперь у этого слова совсем другое определение.

Слайд 8

Алхимик - Много веков назад человек полагал, что все окружающее нас, дело рук Божьих, а выяснять как что устроено – является ужасным грехом. С грешниками тогда не церемонились, их подвергали пыткам и сожжению.
Потому чтобы стать ученым в темные времена, необходимо было обладать острым умом и незаурядной храбростью. Такие люди были и назывались алхимиками. Алхимики пытались выяснить из чего состоит окружающий нас мир, принципах его функционирования и питали надежду суметь превращать одни элементы в другие, в частности, их интересовало превращение металлов в золото. Еще алхимики надеялись создать универсальное лекарство, дарующее молодость – «эликсир жизни».

Слайд 9

Цирюльник (через польск. cyrilik от лат. chirirgis) — исторически парикмахер и банщик, владеющий элементарными приёмами хирургии. Это название профессии, которой уже не существует. Смесь парикмахера, банщика, зубного хирурга. Слово «цирюльник» давно вышло из обихода. Это архаизм, современного аналога которому нет. Согласно словарю Даля, синонимы этого существительного – «бородобрей», «рудомет», «зуборвач». То есть цирюльник – это тот, кто бреет бороды, стрижет и иногда вырывает зубы.

Сегодня специалистов столь широкого профиля, к счастью, нет.
     

Слайд 10

Ответьте на вопрос: «Представитель какой профессии в послереволюционной России назывался «шкрабом»?

1. полотёр;

2. учитель;

3. посудомойка;

4. сторож.

(сокращение от словосочетания «школьный работник»)
(вопрос и варианты ответов представлены на слайде, задача педагогов – найти правильный ответ)

Слайд 11

4. Соотнесите фотографию с определением профессии, дайте название этой профессии (на слайде представлено три фотографии с изображением людей современных профессий и краткое определение рода деятельности. Задача педагогов соотнести определение с фотографией, дать название профессии):

 человек, который получает деньги за размещение скрытой рекламы в собственном блоге (авторский интернет-дневник на свободную тему) вперемешку с личными записями БЛОГЕР Фото 1

 специалист по наружной рекламе, осуществляет конструирование и монтаж деталей наружной рекламы (вывесок, макетов и пр.), необходимо знать особенности оборудования данной техники, иметь допуск к работе с высоким напряжением НЕОНЩИК Фото3

специалист по дегустации (оценке качества по виду, вкусу и запаху) чая ТИТЕСТЕР Фото 2 

Нажать слайд

- Уверена, что после этого упражнения, есть люди в нашем зале, которые не все знали о многообразии, прошлом и настоящем профессий. Думаю, что каждому есть, над чем поразмышлять, оценить собственные представления и определить перспективы саморазвития.

Слайд 12

Нередко дети идут по стопам своих родителей и наследуют их профессии. Так образуются династии врачей, учителей, артистов, ученых и т.д. Поэтому рассказ отца или матери приносит ребенку огромную пользу, вызывая живой интерес. Ознакомление детей с профессиями взрослых – одна из важных задач социализации ребенка. Представление о профессиях позволяет ребенку проникнуть глубже в мир взрослых, понять и принять его.
Ранняя профориентация детей дошкольного возраста носит информационный характер.

Слайд 13

Цель ранней профориентации – сформировать у ребёнка эмоциональное отношение к профессиональному миру.

Выделяют следующие задачи профориентации детей дошкольного возраста:
- привить любовь к трудовым усилиям;
- сформировать интерес к труду и элементарные трудовые умения в некоторых областях трудовой деятельности;
- ознакомить детей с профессиями, в соответствии с возрастными особенностями.
Анализ специализированной литературы позволяет выделить обобщенные задачи работы по формированию у детей представлений о труде взрослых для каждой возрастной группы – представлены на слайдах.

Слайд 14

Дети младшего дошкольного возраста (3-4 года)
Задачи работы:

-формировать первоначальные представления о некоторых видах труда взрослых, простейших трудовых операциях и материалах;

-обращать внимание детей на положительных сказочных героев и персонажей литературных произведений, которые трудятся.
       

Слайд 15

Дети среднего дошкольного возраста (4-5 лет)
Задачи работы:

-формировать первичные представления о мотивах труда людей;
-формировать представления о видах трудовой деятельности, приносящих пользу людям и описанных в художественной литературе;
-учить сравнивать профессии;
-учить вычленять цели, основное содержание конкретных видов труда, имеющих понятный ребенку результат;
-знакомить с наиболее распространенными видами профессиональной деятельности.

Слайд 16

Дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет)
Задачи работы с детьми 5-7 лет:

-расширять и систематизировать представления о труде взрослых, материальных и нематериальных результатах труда, его личностной и общественной значимости;
-расширять и систематизировать представления о разнообразных видах техники, облегчающей выполнение трудовых функций человека;
-формировать представления о различных сторонах трудовой деятельности детей средствами художественной литературы;
-систематизировать знания о труде людей в разное время года;
-расширять и систематизировать представления о современных профессиях.

Слайд 17

Дети дошкольного возраста способны осознавать сущность деятельности взрослых. Такие знания обеспечивают понимание задач общества и каждого человека, помогают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношение к собственному труду, труду взрослых, предметам, созданных людьми.
Таким образом, возможность работы по ранней профориентации детей дошкольного возраста обусловлена следующим фактором: дошкольный возраст детей является наиболее благоприятным периодом для формирования любознательности. Это позволяет формировать у детей активный интерес к разным профессиям. Деятельностью по формированию представлений дошкольников о мире труда и профессий управляет педагог, используя в своей работе все возможности процесса воспитания и обучения, учитывая при этом возрастные и психофизиологические особенности дошкольников.
 

Слайд 18

3. Презентация сюжетно – ролевых игр по ознакомлению с миром профессий (воспитатели: Панфилова Я.Ю., Быданова А.А.)

Слайд 19

4. Лэпбук – как средство ознакомление с профессией (воспитатели: Орлова Т.Ю., Косенкова Т.А.)

Слайд 20 Спасибо за внимание

        

5.Проект решения педагогического совета:


1. Продолжить пополнение развивающей предметно – пространственной среды групп по профессиональной ориентации с учетом возраста детей.

Срок исполнения - январь,

ответственный – старший воспитатель.

2. Использовать в работе эффективные формы и методы для ознакомления дошкольников с профессиями взрослых. Принять участие в создании альбомов «Профессия прошлого», «Современная профессия».

Срок исполнения – февраль.

Ответственные – педагоги.

3. Разработать исследовательский проект и подготовить участника от группы для городского конкурса «Юный исследователь».


Срок исполнения –см.план городских конкурсов .

Ответственный – педагоги.

4. Продолжить взаимодействие с родителями по вопросам профориентации детей, используя активные формы работы.


Срок исполнения – постоянно.

Ответственные – воспитатели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Ранняя профориентация детей дошкольного возраста в выборе будущей профессии"

Отчет о работе МКДОУ д/сад села Новогромово в выборе будущей профессии детьми старшего дошкольного возраста...

Выступление на педагогическом совете «Организация работы в ДОО по ранней профориентации детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО» на тему «Технология исследовательской деятельности»

В данном проекте для педагогов ДОО представлена технология исследовательской деятельности в рамках ранней профориентации детей дошкольного возраста....

«Ранняя профориентация детей дошкольного возраста – залог успешного будущего»

Одной из важнейших составляющих процесса социализации ребёнка является его профессиональное самоопределение - процесс сознательного и самостоятельного выбора своего профессионального пути.Профессионал...

МАСТЕР–КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ИСКУССТВО, КУЛЬТУРА» «РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ТЕАТРОВ»

Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию мастер-класс, тема которого «Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста через различные виды театров»....

Доклад на педагогическом совете на тему: «Трудовое воспитание и ранняя профориентация детей дошкольного возраста.»

Основы трудовых умений, ответственность по отношению к своей работе, здравый выбор будущей профессии закладываются в процессе трудового воспитания средствами совместной деятельности дошкольн...

«Сюжетно-ролевая игра как один из способов ранней профориентации детей дошкольного возраста»

Вхождение ребенка в социальный мир невозможно вне освоения им первоначальных представлений социального характера, в том числе и ознакомлением с профессиями. Поэтому ознакомлением с трудом взрослых нео...

«Ранняя профориентация детей дошкольного возраста как один из секретов их успешного личностного самоопределения в будущем»

1слайд; Уважаемые коллеги, позвольте вам представить свою работу по теме «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста как один из секретов их успешного личностного самоопределения в будущем...