Доклад на педагогическом совете на тему: «Трудовое воспитание и ранняя профориентация детей дошкольного возраста.»
материал

Черезова Елена Павловна

Основы трудовых умений, ответственность по отношению к своей работе, здравый выбор будущей профессии закладываются в процессе трудового воспитания средствами совместной деятельности дошкольников и взрослых.  В нашем детском саду я уделяю много внимания организации 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл доклад23.28 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №1 «Теремок»

Доклад

на педагогическом совете на тему:

«Трудовое воспитание и ранняя профориентация

детей дошкольного возраста.»

Подготовила: воспитатель

Черезова Е.П.

Тонкино

2023

Труд - основное условие всей

человеческой жизни – и при том,

в такой степени, что мы в

известном смысле должны,

сказать: ТРУД создал самого

человека» Ф.Энгельс

Для успешности в обществе необходимо уметь трудиться. К сожалению, этот навык не заложен в человеке от природы, поэтому нуждается в формировании.

Основы трудовых умений, ответственность по отношению к своей работе, здравый выбор будущей профессии закладываются в процессе трудового воспитания средствами совместной деятельности дошкольников и взрослых. В нашем детском саду я уделяю много внимания организации индивидуального и совместного труда детей: с детьми организовываю развивающую предметно-пространственную среду, которая соответствует основным отличиям трудового воспитания в разных возрастных группах.

Одна из главных задач трудового воспитания дошкольников – ознакомление с трудом взрослых, воспитание уважения к нему.

Начиная с детского сада, я учу детей обращаться с простейшими инструментами, изучать свойства различных материалов, приобретать навыки самообслуживания, следят за чистотой и порядком в группе, ухаживать за цветами, помогать накрывать на стол, убирать на своё место игрушки.

Дома дети помогают родителям, выполняя как постоянные, так и временные посильные поручения. Важную роль в трудовом воспитании детей играет семья, сила примера родителей. Благоприятные условия трудового воспитания создаются в тех семьях, где родители успешно трудятся по своей специальности, любят свою профессию, рассказывают детям о работе. Родители должны осознать, что их собственное добросовестное отношение к трудовым обязанностям, подчеркнуто уважительное отношение к труду окружающих оказывают на детей огромное влияние. Бодрая трудовая атмосфера, личный пример взрослых - это для ребенка очень важный стимул.

Ранняя профориентация в настоящее время является важным направлением работы в нашем детском саду.

Профессиональная ориентация - это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям. .

К выбору своей будущей профессии я помогаю ребенку узнать и изучить

кем работают его родители или работали бабушки и дедушки, познакомить со спецификой различных профессий, прежде всего, с профессиями, связанными в родном посёлке, требованиями, а также интересоваться, кем он хочет стать, когда вырастет. Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь. У человека все закладывается с детства, и профессиональная направленность в том числе.

Алгоритм ознакомления с профессией составила из следующих моментов:

  • название профессии,
  • место работы,
  • материал для труда,
  • форменная одежда,
  • орудия труда,
  • трудовые действия,
  • личностные качества,
  • результат труда,
  • польза труда для общества.

Система знаний о труде взрослых предполагаю познакомиться с трудовыми процессами, а именно:

  • цель и мотив труда,
  • предмет (материал)
  • орудия труда (трудовое оборудование, инструменты),
  • трудовые действия,
  • промежуточные результаты труда,
  • итоговый результат труда.

Организовываю с детьми циклы игровых упражнений.

  • Беседа на тему «Кем быть?».
  • Рассматривания тематического словаря «Профессии», «Современные профессии».
  • Беседы «Работа моих родителей», «Профессия папы и мамы».
  • Беседы с разрешением проблемных ситуаций,
  • Чтение художественной литературы о профессиях и труде взрослых с использованием медиатехнологий
  • «Что такое хорошо, что такое плохо» В. Маяковского,
  • «Федорино горе» К. Чуковского,
  • Дж. Родари «Чем пахнут ремесла»;
  • Сюжетно-ролевые игры: «Больница», «Аптека», «Шоферы», «Летчики», «Любимые профессии»,
  • Дидактические игры «Кто где работает», «Кто это знает и умеет», «Кто что делает?», «Кому это нужно», «Исправь ошибку»,
  • игры-викторины и многие другие.

В рамках взаимодействия с родителями планирую организовать:

  • создание анкеты данных о профессиях родителей, бабушек и дедушек по данной теме,
  • проводятся совместные мероприятия детей и родителей: развлечения «В мире профессий», «Чья профессия нужней, интересней и важней»;
  • экскурсии в социальные учреждения и предприятия, где трудятся мамы и папы (опыт подобного общения может оставить неизгладимое впечатление у ребенка на выбор его профессии),
  • Практикуется оформление и постоянное обновление информационного блока «Профессии моих родителей», которые учат наших воспитанников гордиться профессией родителей;
  • совместное пополнение атрибутов для организации сюжетно - ролевых и театрализованных игр с профориентационной тематикой;
  • собрания видеоматериалов: «Профессии», «Предприятия родного поселка.

Вопросы ранней профориентации планирую рассмотреть на родительских собраниях;

  • совместная образовательная деятельность с активным участием родителей,
  • оформляются папки – передвижки для родителей «Что рассказывать детям о профессиях»;
  • выставки детских работ по ИЗО деятельности: «Моя любимая профессия», «Профессии моих родителей», «Ремесла на Руси».
  • Реализация самоиздание мини-книг «Все профессии нужны, все профессии важны» родителей и воспитанников старших групп, где родители рассказывают о своих профессиях, помещают свои фотографии на рабочем месте, делают подборку стихов и песен о профессии.

Очень важно выстроить рефлексивную деятельность (изобразительную, речевую, игровую), направить представление детей, полученных в результате ознакомления с профессиями в таких видах детской активности, как :

  • сюжетное рисование после проведенных наблюдений, экскурсий;
  • конструирование,
  • лепка,
  • аппликация орудий труда, инструментов, оборудования;
  • изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр;
  • составление рассказов из опыта иллюстрированных детскими рисунками, оформленных в детские книжки;
  • выстраивание макетов предприятий после серии экскурсий,
  • конкурсы рисунков и фотографий;
  • КВН с детьми и родителями «Моя будущая профессия» и т. д.

Перспектива на будущее:

  • совершенствования профориентационной работы в детском саду с использованием современных педагогических технологий (ИКТ-технологий,
  • экскурсии по организациям посёлка
  • создания предметно-развивающей среды, способствующей освоению знаний о профессиях
  • открытие в детском саду различных центров, где дети будут не только знакомиться с профессиями, но и постигать азы мастерства: «Кулинария», «Центр строительства», «Центр природы и естествознания»
  • организации работы мини-музеев или уголков профориентации и трудового воспитания, где проводятся циклы познавательных занятий.
  • развлечения, встречи с родителями, с наличием наглядных пособий, атрибутов для игр в профессии, рабочих инструментов и форм разных специальностей.

Вывод:

Подробно рассмотреть содержание профориентационной работы дошкольного возраста отметить, что «профессиональная ориентация» - это многогранная проблема, которую необходимо решать сейчас.

«Правильное воспитание – это обязательно трудовое воспитание, так как труд всегда был основой жизни», отмечал А.С. Макаренко.

"Свободный труд нужен человеку сам по себе для развития и поддержания человеческого достоинства"

К. Ушинский.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий педагогического Совета по теме "Организация и руководство игровой деятельностью детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО"

Педагогический Совет по данной теме проводится с целью систематизации знаний педагогов по организации игровой деятельности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО....

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ НА ТЕМУ: Формирование звуковой аналитико-синтетической активности детей дошкольного возраста как предпосылки обучения грамоте

Педагогический советна тему: Формирование звуковой аналитико-синтетической активности детей дошкольного возраста как предпосылки обучения грамоте...

Доклад на педагогическом совете.«Использование ИКТ в формировании математических представлений у детей дошкольного возраста» 20.01.2020г.

laquo;Использование ИКТ в формировании математических представлений у детей дошкольного возраста»  20.01.2020г....

Выступление на тему: «Проблемы и перспективы ранней профориентации детей дошкольного возраста»

Профориентация – в настоящее время является важным направлением работы образовательных учреждений. Деятельность по профориентации школьников начинает проводиться в старших классах, когда у подро...

Выступление на педагогическом совете «Организация работы в ДОО по ранней профориентации детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО» на тему «Технология исследовательской деятельности»

В данном проекте для педагогов ДОО представлена технология исследовательской деятельности в рамках ранней профориентации детей дошкольного возраста....