ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ НА ТЕМУ: Формирование звуковой аналитико-синтетической активности детей дошкольного возраста как предпосылки обучения грамоте
материал (подготовительная группа) на тему

Педагогический совет
на тему:

 

Формирование звуковой аналитико-синтетической активности детей дошкольного возраста как предпосылки обучения грамоте

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

ШКОЛА №1568 ДОШКОЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ №7/8

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ
НА ТЕМУ:

Формирование звуковой аналитико-синтетической активности детей дошкольного возраста как предпосылки обучения грамоте

Подготовила: воспитатель

Т. Д. Хахишвили

2018 г.

Формирование звуковой аналитико-синтетической активности детей дошкольного возраста как предпосылки обучения грамоте

С 01.09.2013 года с учетом вступления в силу нового закона «Об образовании» детский сад становится первой обязательной ступенью образовательного процесса. Государство теперь гарантирует не только доступность, но и качество образования на этой ступени. Вводится Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, что означает «совокупность обязательных требований к дошкольному образованию, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования».[1]

 Согласно  Федеральному государственному образовательному стандарту содержание программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (образовательные области). Одной из образовательных областей является речевое развитие. Речевое развитие включает в себя формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. [2]

      Согласно целевым ориентирам, указанным в Федеральном государственном образовательном стандарте, ребенок на этапе завершения дошкольного образования должен достаточно хорошо владеть устной речью, выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.

    Анализ реальной ситуации в настоящее время показывает, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Среди них значительную часть составляют дети подготовительного дошкольного возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной языка. Из-за недостаточной сформированности звуковой аналитико-синтетической активности, дети в дальнейшем испытывают значительные трудности в овладении грамотой. Формирование правильного произношения зависит от способности ребёнка к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. от определённого уровня развития фонематического слуха, обеспечивающего восприятие фонем данного языка. С пяти лет начинает формироваться  осознанное ориентирование в звуковом составе  слова, внимание  ребёнка переключается с привычной ему смысловой стороны речи на звуковую, речь становится объектом осознания и изучения, что является необходимой предпосылкой обучения грамоте.

Таким образом, подготовка к обучению грамоте - это формирование навыков звукового анализа и синтеза. От способности ребёнка к анализу и синтезу речевых звуков зависит и формирование правильного произношения.

   Для того, чтобы понять, как выстроить систему работы по формированию звуковой аналитико-синтетической активности у дошкольников, нужно разобраться в основных понятиях.

Система (в педагогике)– совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного педагогического влияния на формирование личности с заданными качествами.[3]

Формирование (от лат formo - образую) - становление человека как личности, которое происходит в результате развития и воспитания и имеет определенные признаки завершенности.[4]

Активность  — деятельное состояние личности, которое характеризуется стремлением к учению, умственному напряжению и проявлению волевых усилий в процессе овладения знаниями. [5]

Анализ (аналитическая деятельность) – это способность организма разлагать, расчленять действующие на организм раздражители (образы внешнего мира) на простейшие составляющие элементы, свойства и признаки.

Синтез (синтетическая деятельность) – это процесс, противоположный анализу, заключающийся в выделении среди разложенных при анализе простейших элементов, свойств и признаков наиболее важных, существенных в данный момент и объединении их в сложные комплексы и системы.

Единство аналитико-синтетической  деятельности заключается в том, что организм с помощью сенсорных систем  различает (анализирует) все действующие внешние и внутренние раздражители и на основании этого   анализа формирует представление о них.
Звуковой анализ – разделение слова на звуки, из которых оно состоит.

Звуковой синтез - соединение звуков в слова.

Таким образом, формирование звуковой аналитико-синтетической активности – это становление стремления к изучению процессов различения звуков и соединения их в слова.

Предпосылка – предварительное условие.[6]

Обучение – 1) специально организованный, управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений и навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, выработку и закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями; 2) пробуждение и удовлетворение познавательной активности человека путем его приобщения к общим и профессиональным знаниям, способам их получения, сохранения и применения в личной практике; 3) целенаправленное влияние на развитие информационно-операционной сферы человека; 4) двусторонний процесс, осуществляемый учителем (преподавание) и учащимся (учение).[7]

Грамота

- а) Умение читать и писать, знание правил грамматики.

б)  Элементарные, начальные сведения, знания в какой-л. области.[8]

 Проанализировав понятия, можно сделать следующий вывод:

прежде, чем приступить к обучению ребенка чтению и письму, т.е. грамоте, у него должны быть сформированы навыки звукового анализа и синтеза. Для этого нужно сформировать стремление (активность)  у дошкольников к аналитико-синтетической деятельности. Для формирования звуковой аналитико-синтетической активности необходимо продумать систему работы по данному направлению.

  Для выявления уровня сформированности звуковой аналитико-синтетической активности необходимо провести анализ недостатков в результатах, в основном процессе и профессиональной деятельности педагогов.

  1. Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности

Анализ недостатков в результатах

Анализ недостатков в основном процессе

Анализ недостатков в условиях профессиональной деятельности

Недостаточное развитие фонематического слуха у дошкольников подготовительного возраста

Низкая компетентность в вопросе формирования звуковой аналитико-синтетической активности у педагогов

Недостаточное количество оборудования, технических средств

Затруднения у дошкольников делить слова на слоги

Недостаточное использование методов формирования звуковой аналитико-синтетической активности

Нехватка специалистов (логопедов)

Затруднения в выделении звуков в словах

Недостаточное планирование работы по формированию звуковой аналитико-синтетической активности

Недостаточное наполнение развивающей среды

Затруднения в назывании звука

Недостаточное использование приемов работы по формированию звуковой активности

Затруднения в назывании ударного звука, слога

Проблема «незнания» документов и неумения их применять, из-за которой педагоги зачастую не могут аргументировать основные направления своей деятельности с детьми: на какие основные документы необходимо ориентироваться при организации образовательного процесса, какие документы являются обязательными для исполнения, а какие – рекомендательными и т.д.

Затруднения в образовании слога из звуков

Затруднения в подборе схем к словам

Затруднение в образовании слова из слогов

Недостаточное развитие связной речи

  1. Формулировка профессиональной проблемы на основе             проведенного анализа

   

На основе проведенного анализа недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности была выявлена проблема: согласно федеральному государственному образовательному стандарту ребенок  на этапе завершения дошкольного образования должен достаточно хорошо владеть устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, может выделять звуки в словах, однако на практике дети подготовительного дошкольного возраста испытывают затруднения в звуковой аналитико-синтетической деятельности.

Для решения данной проблемы необходимо дополнить систему работы по формированию звуковой аналитико-синтетической активности.

 

  1. Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся

Целевые ориентиры

Конкретизация с возрастом (согласно программе[9])

Пример проявления

Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью

Развитие инициативности с целью получения новых знаний

Дети рассказывают, что хотели бы увидеть своими глазами, о чем хотели узнать, в какие настольные и интеллектуальные игры хотели бы научиться играть, какие рассказы предпочитают слушать и т.п.

Освоение форм речевого этикета

Дети умеют вести диалог между воспитателем и ребенком,

между детьми; быть доброжелательными и корректными собеседниками

Может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения

Формирование умения отстаивать свою точку зрения

Дети отстаивают свою точку зрения в высказываниях

Развитие стремления детей к самостоятельности суждений

Дети начинают активно употреблять

обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т. д.

Совершенствование монологической и диалогической форм речи

В высказываниях

детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений,

формирующихся в этом возрасте

Развитие умения составлять рассказы из личного опыта

Дети умеют составлять рассказы, опираясь на личный опыт

Может выделять звуки в словах

Совершенствование умения различать на

слух и в произношении все звуки родного языка.

Дети различают на слух и произносят все звуки родного языка

Совершенствование фонематического слуха: учить называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове.

Дети находят слова с определенным звуком, называют слова с этим звуком в предложении, определяют место звука в слове

Обрабатывание дикции:

учить детей внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественными интонациями

Дети внятно и отчетливо произносят слова

У ребенка складываются предпосылки грамотности

Формирование представлений о предложении

(без грамматического определения)

Дети используют предложения в речи

Упражнение в составлении предложений, членении простых предложений (без союзов и предлогов) на слова с указанием их последовательности

Дети составляют предложения, расчленяют их на слова

Формирование умения делить двусложные и трехсложные слова с открытыми

слогами на части

Дети делят слова на слоги

Формирование умения составлять слова из слогов (устно)

Дети составляют слова из слогов

Формирование умения выделять последовательность звуков в простых словах

Дети определяют последовательность звуков в словах

  1. Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля)

Для решения проблемы предлагается следующая система работы:

   Для работы по данным направлениям было создано мультимедийное пособие, состоящее из упражнений. Пособие предназначено для работы с детьми подготовительного дошкольного возраста.

  1. Развитие  фонематического  восприятия: узнавание звуков речи. Различные высоты, силы, тембра голоса  на материале звуков, слов и фраз. Различение слов, близких по звучанию. Дифференциация  фонем и слогов. Развитие навыков элементарного звукового анализа.

Упражнение «Подбери картинку»

Цель: формирование умения подбирать слова, похожие по звучанию.

  1. Работа над звукопроизношением. Прежде всего, необходимо устранить все недостатки в произношении  фонем (искажения, замены, отсутствия звука).

Упражнение «Найди цветок»

Цель: развитие умения выделять на слух определенный звук в слове.

  3. Развитие навыков звукового анализа и синтеза: выделение из предложения слов, из слов слогов, из слогов звуков. Различать между собой любые звуки речи, как гласные, так и согласные. Согласные: звонкие и глухие, твёрдые и мягкие. Выделять любые  звуки из состава слова. Уметь объединять звуки в слоги, слоги в слова. Уметь определять последовательность звуков  в слове и количество слогов. Придумывать слова на заданный звук или слог.

Упражнение «Найди согласные»

Цель: развитие умения находить и выделять в слове согласные звуки.

Упражнение «Найди картинки, в названии которых есть слог «па»

    4.  Обогащение  словарного  запаса  и  развитие практического   умения пользоваться им. 

    5. Развитие грамматических навыков - составление  предложений   по   картинкам, сериям картинок, распространение и сокращение предложений.

Упражнение  «Найди нужное предложение»

Цель: формирование умение вычленять слова из предложения, соотносить предложение со схемой.

  1. Развитие связной речи

Работа с родителями

- Изготовление  пособий и консультаций для родителей.

- Проведение мастер – классов.

  1. Характеристика изменений условий, обеспечивающих

достижение новых образовательных результатов

(кадровые, научно-методические, материально-технические, нормативно-правовые, информационные, организационные)

Условия

Характеристика изменений

Кадровые

Привлечение логопеда в воспитательный процесс

Научно-методические

Формирование методической «копилки» с теоретическими, иллюстрационными, презентационными, аудио- и видео материалами по данной теме

Материально-технические

Техническое обеспечение воспитательного процесса мультимедийными средствами (проектор, экран, компьютер с выходом в интернет и т.п.) для создания мультимедийных пособий, повышения самообразования педагоговОбогащение предметно-развивающей среды в группе: настольные печатные игры; настольно-дидактические игры

Нормативно-правовые

Знание и соблюдение нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность педагога при организации воспитания и обучения детей: ФГОС, образовательная программа, СанПиН, закон «Об образовании»

Информационные

Использование современных информационных технологий (компьютерных, мультимедийных)

Организационные

Создание оптимальных условий для полноценного речевого развития: обеспечение развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ; целенаправленную работу воспитателей и узких специалистов над речевым развитием детей во всех видах детской деятельности; повышение профессионального роста педагогов в вопросах речевого развития дошкольников; создание платных дополнительных услуг по развитию речи детей; изучение состояния устной речи детей; участие родителей в речевом воспитании детей.


[1] Статья 2 пункт 6 закона «Об образовании в РФ» 273-ФЗ

[2] Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

[3] Педагогический словарь. Авторы: Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю.

[4] Педагогика в вопросах и ответах - Кузьминский А.И.

[5] Педагогический словарь. Авторы: Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю.

[6] Малый академический словарь

[7] Педагогический словарь. Авторы: Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю.

[8] Новый толково-словообразовательный словарь русского языка

Т. Ф. Ефремова. 

[9] Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ШКОЛА №1568 ДОШКОЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ №7/8 ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ НА ТЕМУ: Формирование звуковой аналитико-синтетической активности детей дошкольного возраста как предпосылки обучения грамоте Подготовила: воспитатель Т. Д. Хахишвили 2018 г.

Слайд 2

« Грамота - к мудрости ступенька» русская пословица Речевое развитие включает • владение речью как средством общения и культуры; •обогащение активного словаря; •развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; •развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; •формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Слайд 3

Целевые ориентиры: Ребенок на этапе завершения дошкольного образования должен достаточно хорошо владеть устной речью, выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.

Слайд 4

«От того, как ребенку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но и все последующее усвоение языка-грамматики и связанной с ней орфографии». Д. Б. Эльконин

Слайд 5

•Звуковой анализ – разделение слова на звуки, из которых оно состоит. •Звуковой синтез - соединение звуков в слова. Таким образом, формирование звуковой аналитико-синтетической активности – это становление стремления к изучению процессов различения звуков и соединения их в слова.

Слайд 6

Процесс обучения грамоте состоит из следующих компонентов: • формирование звуковой стороны речи, т.е. ребенок должен владеть правильным, чётким произношением всех звуков • формирование фонематических процессов, т.е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка; • Готовность к звуко - буквенному анализу и синтезу, т.е. умение выделять начальный гласный из состава слова; делать анализ гласных звуков; анализ обратных слогов; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове.

Слайд 7

Основой воспитательного и обучающего процесса по подготовке дошкольников к грамоте является системность в формировании знаний и умений. Последовательность предлагаемого детям содержания и способ деятельности с языковыми единицами предусматривает переход от простого к более сложному, от близкого к далекому, от хорошо известного к мало известному и незнакомому. Задача педагога побудить детей к активной умственной деятельности: учиться думать, искать правильное решение, высказывать и отстаивать его.

Слайд 8

Задачи подготовки детей к обучению грамоте в подготовительной группе Формирование понятия «Предложение». 1. Учить выделять предложение из речи, определять на слух количество предложений в тексте. 2. Учить анализировать состав предложения из трёх-четырёх слов, с «коротким» словом (предлогом, союзом), «записывать» предложение на листе в клетку. 3.Учить различать разные типы предложений: повествовательные, вопросительные, восклицательные; определять знак в конце предложения. 4. Упражнять в составлении предложений по заданной схеме.

Слайд 9

II. Знакомство со словом. 1.Обогащать представления о словах: многозначных, родственных, противоположных и одинаковых по значению, полученных сложением двух слов, выражающих отношение к окружающему миру, неизменяемых словах. 2. Познакомить с «короткими» словами. III. Знакомство со слогом. 1. Учить понимать и употреблять термин «слог». 2. Формировать умение выполнять слоговой анализ и синтез слов разной структуры. 3. Познакомить с ударным слогом. IV. Обучение звуковому анализу слова. 1. Формировать понятия «гласный звук», «согласный звук», «ударный гласный звук». 2. Учить различать согласные звуки: мягкие и твердые, звонкие и глухие. 3. Учить выполнять звуковой анализ слов из четырех-пяти звуков разного состава, использовать различные средства: схему звукового состава, фишки, интонационное выделение звуков в слове.

Слайд 10

Для успешной реализации программы по обучению грамоте педагогу необходимо: 1. Проводить занятия с детьми в соответствии с планированием, в системе. 2. Проводить с детьми дополнительные словесные игры и упражнения вне занятий, оказывать индивидуальную помощь детям, испытывающим трудности обучения. (Как показывает опыт работы, не все дети могут усвоить те задачи, которые педагог ставит перед ними на занятии) 3. Создать условия для самостоятельной деятельности детей вне занятий (создание предметно-развивающей среды в группе). 4. Взаимодействовать с семьей по вопросам обучения грамоте ребенка дома(проведение консультаций, родительских собраний, совместных досугов, памятки для родителей). 5. Заниматься самообразованием, уточняя и совершенствуя знания, изучая положительный опыт коллег по данному направлению работы.

Слайд 11

Ведущая деятельность ребёнка – игра, а следовательно, обучение должно проходить в занимательной, игровой форме. Методы и приемы: Игровые - сюрпризность - создание игровой ситуации - воображаемая ситуация в развернутом виде. - использование в ходе образовательной деятельности игровых и литературных персонажей -дидактические игры и игровые упражнения Словесные - разговор, беседа - вопросы - использование художественного слова - напоминание, пояснение Практические - выполнение пальчиковой и артикуляционной гимнастики, - развитие мелкой моторики - моделирование - проблемные ситуации Наглядные - демонстрация пособий - иллюстрационный материал - раздаточный материал

Слайд 13

Ознакомление со звуковым строением слова: •Моделирование структуры слова в виде картинки-схемы его звукового состава; •Игра «Живые звуки»; •Игра «Найди домик для звука»; •Игра с мячом «Съедобное- несъедобное»; •Игра «Волшебный мешочек»; •Фонетическая зарядка; •Игра «Назови слова с заданным звуком»; •Игра «Магазин игрушек»; •Игра «Поймай звук»; •Игра «Кто заметил»; •Игра «Найди общий звук».

Слайд 15

Ознакомление со слоговым строением слова: • отхлопывание ладошками, •контроль правой рукой за опускаемым подбородком, • шагослогометрия . •речевая игра «Живые слоги» (по типу игры «Живые слова»); •подбор слов с заданным слогом, •дополнение слога до полного слова; •«превращение» коротких слов в длинные и наоборот; •намеренные ошибки воспитателя при слоговом произнесении слов в процессе работы со схемой и исправление ошибок детьми с соответствующими умозаключениями; •перестановка слогов в слове (трансформация слов): мышка-камыш, банка-кабан; •«Слоговая ромашка»; •Игра «Соедини картинку со слоговой схемой»; •«Телеграф»; •«Вагончики».

Слайд 17

•Придумывание предложений с заданным словом; •Придумывание предложения, которое начиналось бы с определенного слова; •Составление предложения по двум картинкам; •Составление предложения по «живым сценкам»; •Демонстрация действий с игрушками; •Перепрыгивание через скакалку, отстукивание на бубне столько раз, сколько слов в предложении; •Разные варианты игры «Живые слова»; •Пространственное моделирование слов при помощи абстрактных символов (линии, полоски, квадратики). Игры на ознакомление с предложением- выделение его как смысловой единицы речи

Слайд 18

Знакомство с буквами- распознавать и запоминать форму букв: Игра «Конструирование букв» (из различных предметов: пуговицы, счетные палочки, нитки, крупа, мозаика); Зачеркивание неправильных букв; «Узнай и дорисуй букву» или Графическая игра « Полубуковка »; «На что похожа буква»; «Обведи букву»; Изобрази букву»; «Найди ошибку в бордюре»; Пальчиковая азбука.

Слайд 20

Центр подготовки к обучению грамоте - материалы и оборудование для игр и упражнений по подготовке к грамоте: книги: разных жанров, форматов, с мелкими (для чтения взрослыми) крупными (для чтения детьми) шрифтом; журналы детские (для рассматривания, поиска нужной информации); журналы, ориентированные на взрослых читателей, но имеющее высококачественные иллюстрации, способные помочь детям перешагнуть границы ближайшего окружения, дать представления о многообразии и красоте мира (строительство домов, садоводство, кулинария, вязание и др.); буквы - на плакатах, кубиках, наборных досках; буквы и слова, урезанные из журналов, газет; буквы из различных материалов; бумага разного цвета и формата (для рисования и создания книжек механическая пишущая машинка или клавиатура от компьютера: заготовки обложек для книг (разного вида и формата); изобразительные и пишущие материалы; технические приспособления (дырокол, степлер , диктофон); шнурки, тесемки, ленточки, клей для скрепления листов. - игры и пособия по подготовке к грамоте для самостоятельной игровой деятельности детей в речевых центрах: Касса букв. Кубики деревянные с буквами. Кубики пластмассовые «Азбука». Настольно-печатные игры: «Расшифруй слово», «Слоги, слова фигуры», «Найди слово», «Эрудит», «Читаем сами» и т.п. Дидактические пособия: «Набор складовых картинок», «Звукобуквенная лента». Подготовка руки к письму Обводка фигур разной сложности разными инструментами Геометрические рамки-вкладыши. Трафареты. Тренажёры для подготовки руки к письму Линейка с буквами и цифрами для обводки. Волшебный экран с зеркальным отображением. Дидактические наборы: «Клетка линейка», «Азбука» и т.п. - картотека дополнительных игр и упражнений для использования в совместной деятельности взрослых с детьми в свободной игровой деятельности, в том числе в ходе проведения индивидуальной работы.

Слайд 22

Взаимодействие с семьей