«СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗВУКОВОЙ АНАЛИТИКО-СИНТЕТИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ПРЕДПОСЫЛКИ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ»
учебно-методический материал по развитию речи (подготовительная группа) на тему

С 01.09.2013 года с учетом вступления в силу нового закона «Об образовании» детский сад становится первой обязательной ступенью образовательного процесса. Государство теперь гарантирует не только доступность, но и качество образования на этой ступени. Вводится Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, что означает «совокупность обязательных требований к дошкольному образованию, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования».[1] Согласно  Федеральному государственному образовательному стандарту содержание программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (образовательные области). Одной из образовательных областей является речевое развитие. Речевое развитие включает в себя формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. [2]

      Согласно целевым ориентирам, указанным в Федеральном государственном образовательном стандарте, ребенок на этапе завершения дошкольного образования должен достаточно хорошо владеть устной речью, выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.

    Анализ реальной ситуации в настоящее время показывает, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Среди них значительную часть составляют дети подготовительного дошкольного возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной языка. Из-за недостаточной сформированности звуковой аналитико-синтетической активности, дети в дальнейшем испытывают значительные трудности в овладении грамотой. Формирование правильного произношения зависит от способности ребёнка к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. от определённого уровня развития фонематического слуха, обеспечивающего восприятие фонем данного языка. С пяти лет начинает формироваться  осознанное ориентирование в звуковом составе  слова, внимание  ребёнка переключается с привычной ему смысловой стороны речи на звуковую, речь становится объектом осознания и изучения, что является необходимой предпосылкой обучения грамоте.

 

Таким образом, подготовка к обучению грамоте - это формирование навыков звукового анализа и синтеза. От способности ребёнка к анализу и синтезу речевых звуков зависит и формирование правильного произношения.

   Для того, чтобы понять, как выстроить систему работы по формированию звуковой аналитико-синтетической активности у дошкольников, нужно разобраться в основных понятиях.



[1] Статья 2 пункт 6 закона «Об образовании в РФ» 273-ФЗ

 

[2] Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 31.doc101 КБ

Предварительный просмотр:

«СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗВУКОВОЙ АНАЛИТИКО-СИНТЕТИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ПРЕДПОСЫЛКИ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ»

С 01.09.2013 года с учетом вступления в силу нового закона «Об образовании» детский сад становится первой обязательной ступенью образовательного процесса. Государство теперь гарантирует не только доступность, но и качество образования на этой ступени. Вводится Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, что означает «совокупность обязательных требований к дошкольному образованию, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования».[1] Согласно  Федеральному государственному образовательному стандарту содержание программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (образовательные области). Одной из образовательных областей является речевое развитие. Речевое развитие включает в себя формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. [2]

      Согласно целевым ориентирам, указанным в Федеральном государственном образовательном стандарте, ребенок на этапе завершения дошкольного образования должен достаточно хорошо владеть устной речью, выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.

    Анализ реальной ситуации в настоящее время показывает, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Среди них значительную часть составляют дети подготовительного дошкольного возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной языка. Из-за недостаточной сформированности звуковой аналитико-синтетической активности, дети в дальнейшем испытывают значительные трудности в овладении грамотой. Формирование правильного произношения зависит от способности ребёнка к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. от определённого уровня развития фонематического слуха, обеспечивающего восприятие фонем данного языка. С пяти лет начинает формироваться  осознанное ориентирование в звуковом составе  слова, внимание  ребёнка переключается с привычной ему смысловой стороны речи на звуковую, речь становится объектом осознания и изучения, что является необходимой предпосылкой обучения грамоте.

Таким образом, подготовка к обучению грамоте - это формирование навыков звукового анализа и синтеза. От способности ребёнка к анализу и синтезу речевых звуков зависит и формирование правильного произношения.

   Для того, чтобы понять, как выстроить систему работы по формированию звуковой аналитико-синтетической активности у дошкольников, нужно разобраться в основных понятиях.

Система (в педагогике)– совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного педагогического влияния на формирование личности с заданными качествами.[3]

Формирование (от лат formo - образую) - становление человека как личности, которое происходит в результате развития и воспитания и имеет определенные признаки завершенности.[4]

Активность  — деятельное состояние личности, которое характеризуется стремлением к учению, умственному напряжению и проявлению волевых усилий в процессе овладения знаниями. [5]

Анализ (аналитическая деятельность) – это способность организма разлагать, расчленять действующие на организм раздражители (образы внешнего мира) на простейшие составляющие элементы, свойства и признаки.

Синтез (синтетическая деятельность) – это процесс, противоположный анализу, заключающийся в выделении среди разложенных при анализе простейших элементов, свойств и признаков наиболее важных, существенных в данный момент и объединении их в сложные комплексы и системы.

Единство аналитико-синтетической  деятельности заключается в том, что организм с помощью сенсорных систем  различает (анализирует) все действующие внешние и внутренние раздражители и на основании этого анализа формирует представление о них.

Звуковой анализ – разделение слова на звуки, из которых оно состоит.

Звуковой синтез - соединение звуков в слова.

Таким образом, формирование звуковой аналитико-синтетической активности – это становление стремления к изучению процессов различения звуков и соединения их в слова.

Предпосылка – предварительное условие.[6]

Обучение – 1) специально организованный, управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений и навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, выработку и закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями; 2) пробуждение и удовлетворение познавательной активности человека путем его приобщения к общим и профессиональным знаниям, способам их получения, сохранения и применения в личной практике; 3) целенаправленное влияние на развитие информационно-операционной сферы человека; 4) двусторонний процесс, осуществляемый учителем (преподавание) и учащимся (учение).[7]

Грамота - а) Умение читать и писать, знание правил грамматики. б) перен. Элементарные, начальные сведения, знания в какой-л. области.[8]

 Проанализировав понятия, можно сделать следующий вывод:

прежде, чем приступить к обучению ребенка чтению и письму, т.е. грамоте, у него должны быть сформированы навыки звукового анализа и синтеза. Для этого нужно сформировать стремление (активность)  у дошкольников к аналитико-синтетической деятельности. Для формирования звуковой аналитико-синтетической активности необходимо продумать систему работы по данному направлению.

     Для выявления уровня сформированности звуковой аналитико-синтетической активности необходимо провести анализ недостатков в результатах, в основном процессе и профессиональной деятельности педагогов.

  1. Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.

Анализ недостатков в результатах

Анализ недостатков в основном процессе

Анализ недостатков в условиях профессиональной деятельности

Недостаточное развитие фонематического слуха у дошкольников подготовительного возраста

Низкая компетентность в вопросе формирования звуковой аналитико-синтетической активности у педагогов

Недостаточное количество оборудования, технических средств

Затруднения у дошкольников делить слова на слоги

Недостаточное использование методов формирования звуковой аналитико-синтетической активности

Нехватка специалистов (логопедов)

Затруднения в выделении звуков в словах

Недостаточное планирование работы по формированию звуковой аналитико-синтетической активности

Недостаточное наполнение развивающей среды

Затруднения в назывании звука

Недостаточное использование приемов работы по формированию звуковой активности

Затруднения в назывании ударного звука, слога

Проблема «незнания» документов и неумения их применять, из-за которой педагоги зачастую не могут аргументировать основные направления своей деятельности с детьми: на какие основные документы необходимо ориентироваться при организации образовательного процесса, какие документы являются обязательными для исполнения, а какие – рекомендательными и т.д.

Затруднения в образовании слога из звуков

Затруднения в подборе схем к словам

Затруднение в образовании слова из слогов

Недостаточное развитие связной речи

  1. Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа.

    На основе проведенного анализа недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности была выявлена проблема: согласно федеральному государственному образовательному стандарту ребенок  на этапе завершения дошкольного образования должен достаточно хорошо владеть устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, может выделять звуки в словах, однако на практике дети подготовительного дошкольного возраста испытывают затруднения в звуковой аналитико-синтетической деятельности.

Для решения данной проблемы необходимо дополнить систему работы по формированию звуковой аналитико-синтетической активности.

 

  1. Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся.

Целевые ориентиры

Конкретизация с возрастом (согласно программе[9])

Пример проявления

Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью

Развитие инициативности с целью получения новых знаний

Дети рассказывают, что хотели бы увидеть своими глазами, о чем хотели узнать, в какие настольные и интеллектуальные игры хотели бы научиться играть, какие рассказы предпочитают слушать и т.п.

Освоение форм речевого этикета

Дети умеют вести диалог между воспитателем и ребенком,

между детьми; быть доброжелательными и корректными собеседниками

Может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения

Формирование умения отстаивать свою точку зрения

Дети отстаивают свою точку зрения в высказываниях

Развитие стремления детей к самостоятельности суждений

Дети начинают активно употреблять

обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т. д.

Совершенствование монологической и диалогической форм речи

В высказываниях

детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений,

формирующихся в этом возрасте

Развитие умения составлять рассказы из личного опыта

Дети умеют составлять рассказы, опираясь на личный опыт

Может выделять звуки в словах

Совершенствование умения различать на

слух и в произношении все звуки родного языка.

Дети различают на слух и произносят все звуки родного языка

Совершенствование фонематического слуха: учить называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове.

Дети находят слова с определенным звуком, называют слова с этим звуком в предложении, определяют место звука в слове

Обрабатывание дикции:

учить детей внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественными интонациями

Дети внятно и отчетливо произносят слова

У ребенка складываются предпосылки грамотности

Формирование представлений о предложении

(без грамматического определения)

Дети используют предложения в речи

Упражнение в составлении предложений, членении простых предложений (без союзов и предлогов) на слова с указанием их последовательности

Дети составляют предложения, расчленяют их на слова

Формирование умения делить двусложные и трехсложные слова с открытыми

слогами на части

Дети делят слова на слоги

Формирование умения составлять слова из слогов (устно)

Дети составляют слова из слогов

Формирование умения выделять последовательность звуков в простых словах

Дети определяют последовательность звуков в словах

  1. Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля).

Для решения проблемы предлагается следующая система работы:

   Для работы по данным направлениям было создано мультимедийное пособие, состоящее из упражнений. Пособие предназначено для работы с детьми подготовительного дошкольного возраста.

  1. Развитие  фонематического  восприятия: узнавание звуков речи. Различные высоты, силы, тембра голоса  на материале звуков, слов и фраз. Различение слов, близких по звучанию. Дифференциация  фонем и слогов. Развитие навыков элементарного звукового анализа.

Упражнение «Подбери картинку»

Цель: формирование умения подбирать слова, похожие по звучанию.

Слайд 2 (мультимедийное пособие)

  1. Работа над звукопроизношением. Прежде всего, необходимо устранить все недостатки в произношении  фонем (искажения, замены, отсутствия звука).

Упражнение «Найди цветок»

Цель: развитие умения выделять на слух определенный звук в слове.

Слайд 3 (мультимедийное пособие)

   3. Развитие навыков звукового анализа и синтеза: выделение из предложения слов, из слов слогов, из слогов звуков. Различать между собой любые звуки речи, как гласные, так и согласные. Согласные: звонкие и глухие, твёрдые и мягкие. Выделять любые  звуки из состава слова. Уметь объединять звуки в слоги, слоги в слова. Уметь определять последовательность звуков  в слове и количество слогов. Придумывать слова на заданный звук или слог.

Упражнение «Найди согласные»

Цель: развитие умения находить и выделять в слове согласные звуки.

Слайд 4 (мультимедийное пособие)

Упражнение «Найди картинки, в названии которых есть слог «па»

 Слайд 5 (мультимедийное пособие)

    4.  Обогащение  словарного  запаса  и  развитие практического   умения пользоваться им. 

    5. Развитие грамматических навыков - составление  предложений   по   картинкам, сериям картинок, распространение и сокращение предложений.

Упражнение  «Найди нужное предложение»

Цель: формирование умение вычленять слова из предложения, соотносить предложение со схемой.

Слайд 6 (мультимедийное пособие)

  1. Развитие связной речи.

Работа с родителями

- Изготовление  пособий и консультаций для родителей.

- Проведение мастер – классов.

Для контроля предлагается методика исследования состояния фонематического анализа и синтеза у дошкольников подготовительного возраста. Обследование детей проводит логопед.

(приложение)

  1. Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов (кадровые, научно-методические, материально-технические, нормативно-правовые, информационные, организационные).

Условия

Характеристика изменений

Кадровые

Привлечение логопеда в воспитательный процесс

Научно-методические

Формирование методической «копилки» с теоретическими, иллюстрационными, презентационными, аудио- и видео материалами по данной теме

Материально-технические

Техническое обеспечение воспитательного процесса мультимедийными средствами (проектор, экран, компьютер с выходом в интернет и т.п.) для создания мультимедийных пособий, повышения самообразования педагогов

Обогащение предметно-развивающей среды в группе: настольные печатные игры; настольно-дидактические игры

Нормативно-правовые

Знание и соблюдение нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность педагога при организации воспитания и обучения детей: ФГОС, образовательная программа, СанПиН, закон «Об образовании»

Информационные

Использование современных информационных технологий (компьютерных, мультимедийных)

Организационные

Создание оптимальных условий для полноценного речевого развития: обеспечение развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ; целенаправленную работу воспитателей и узких специалистов над речевым развитием детей во всех видах детской деятельности; повышение профессионального роста педагогов в вопросах речевого развития дошкольников; создание платных дополнительных услуг по развитию речи детей; изучение состояния устной речи детей; участие родителей в речевом воспитании детей.


[1] Статья 2 пункт 6 закона «Об образовании в РФ» 273-ФЗ

[2] Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

[3] Педагогический словарь. Авторы: Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю.

[4] Педагогика в вопросах и ответах - Кузьминский А.И.

[5] Педагогический словарь. Авторы: Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю.

[6] Малый академический словарь

[7] Педагогический словарь. Авторы: Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю.

[8] Новый толково-словообразовательный словарь русского языкаТ. Ф. Ефремова. 

[9] Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой