Консультация для педагогов "Деятельность детей в организации пространства: инициатива, самостоятельность"
материал

Консультация для педагогов "Деятельность детей в организации пространства: инициатива, самостоятельность"

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ В ОРГАНИЗАЦИИ ПРОСТРАНСТВА: ИНИЦИАТИВА, САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ»

Слайд 2.

Известный советский, российский педагог и психолог, исследователь и новатор в области педагогической психологии Амонашвили Шалва Александрович сказал:

«При воспитании самостоятельности часто забывают об ответственности, а ведь это чувство необходимо формировать с самого раннего возраста! Необходимо с самых ранних лет объяснять малышу, что, если он взялся за какое-то дело, обязательно должен довести его до конца! Этот принцип должен лечь в основу воспитания»

Современный детский сад - это место, где ребёнок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни.

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, утвержденном приказом Министерства образования и науки от 17 октября 2013 г. № 1155 формирование самостоятельности детей заложено в принципах дошкольного образования. Одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в разных видах деятельности. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей.

          В соответствии с СанПиНом 2.4.3648-20 на самостоятельную деятельность детей 3-7 лет (игры, подготовка к образовательной деятельности, личная гигиена) в режиме дня должно отводиться не менее 3-4 часов.

Слайд 3.

В Федеральном государственном образовательном стандарте выделены основные линии личностного развития ребенка дошкольного возраста: самостоятельность, инициативность, творчество.

Педагоги поделены на две команды. А теперь прошу выбрать капитана и название команд (3 мин.)

Слайд 4.

             Самостоятельный ребенок – какой он?

Перед Вами листы А3 и фломастеры. Ваша задача: нарисовать ребенка, подписать все его качества.

(делятся педагоги на 2 команды и рисуют ребенка, подписывая качества его)- 5 мин.

На мольберты прикрепить листы и озвучить всем присутствующим.

Хорошо. Спасибо!

Слайд 5.

            Самостоятельность - обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение.

          Самостоятельность – ценное и очень нужное качество. Воспитывать его необходимо с раннего детства. Дети очень активны и часто стремятся выполнять действия самостоятельно. И нам, взрослым, важно поддержать детей в этом.

Слайд 6.

            Самостоятельная деятельность включает в себя такие виды деятельности как игровая, двигательная, познавательно-исследовательская, изобразительная, коммуникативная.

Посмотрите на слайд, и попробуем назвать, что входит в эти виды деятельности.

  1. Игровая деятельность входит что... режиссерская игра, ролевая игра, игры с правилами и т.д.;
  2. Двигательная входит что… подвижные игры, игровые упражнения.
  3. Изобразительная - рисование, конструирование, лепка.
  4. Познавательно-исследовательская -исследования объектов окружающего мира и экспериментирование с ними.
  5. Коммуникативная - общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками.
  6. Конструирование.
  7. Самообслуживание и элементарный бытовой труд.

         Многим сегодняшним педагогам по душе тот ребенок, который склонен согдашаться с его мнением, а кто всегда конкурирует, отстаивает свою точку зрения, попадает в категорию «неудобного ребенка».

Слайд 7.

Инициатива - частный случай самостоятельности, стремление к инициативе, изменение форм деятельности или уклада жизни. Это мотивационное качество, рассматривается и как волевая характеристика поведения человека (составить понятие из слов)

Инициативность проявляется во всех видах детской деятельности, но ярче всего в коммуникативной, познавательно-исследовательской, игровой, изобразительной. Это важнейший показатель развития детского интеллекта. Инициативность является непременным условием совершенствования всей познавательной деятельности ребенка, но особенно творческой.

Инициативны ребенок – стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию; включиться в разговор, предложить интересное дело другим детям. В дошкольном возрасте инициативность связана с проявлением….. (ответы педагогов любознательности, пытливости ума, изобразительностью).

Поэтому задача родителей и педагогов состоит главным образом в том, чтобы не дать инициативности угаснуть. Для этого ребенку необходимо создать психологически комфортные условия, обеспечивающие признание личности и интересов ребенка, следование его стремлениям и поддержку его активности и любознательности, адекватную реакцию взрослого на инициативы, создание ситуации успеха.

Слайд 8.          

          С целью создания атмосферы радостного проживания периода детства, в педагогической практике имеется определенный опыт использования технологий, направленных на создание психологического комфорта и поддержки детской инициативы. На каждой возрастной ступени развития имеется приоритетная сфера проявления детской инициативы:

- в раннем возрасте это самостоятельное передвижение в пространстве, исследование предметов на основе манипулирования;

- 2-3 года активная самостоятельная исследовательская деятельность с предметами;

- 3-4 года продуктивная деятельность;

- 4-5 лет познавательная деятельность, расширение информационного кругозора, игровая деятельность со сверстниками;

Слайд 9

- 5-6 лет внеситуативно-личностное общение со взрослым и сверстниками, а также информационная познавательная инициатива;

- 6-7 лет расширение сфер собственной компетентности в различных областях практической предметной, в том числе орудийной, деятельности, а также информационная познавательная деятельность. Каждая деятельность оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов проявления инициативы и самостоятельности.

Слайд 10.

Детская инициатива и самостоятельность выражается не в том, что ребенок захотел помочь что-либо сделать взрослому. Ребенок становится значимым тогда, когда он сделал то, что придумал сам, и именно это оказалось важным для других. В этом случае он становится и инициатором, и исполнителем, и полноправным участником, субъектом социальных отношений. 

Слайд 11.

Деловая игра «Творческий педагог – творческие дети»

Слайд 12.

          Уважаемые коллеги, меняется мир, меняются дети, в связи с этим компетенции педагога сегодня должны тоже расширяться. ФГОС предполагает необходимость наличия определенных компетентностей современного педагога. Всех их можно представить в следующей модели: основание этой модели является личность, стороны треугольника соответствуют двум другим граням «творческости» и профессиональной компетентности. Эти грани - динамичны, постоянно совершенствуются, устремлены к вершине - мастеру. Данная модель позволяет сделать вывод о необходимости развития данных характеристик каждым из педагогов. 

C:\Users\user\Desktop\Без названия (2).png

1 задание «Новая жизнь» (Сундук) (из каждой команды по очереди подходяд и вытаскивают предмет, называют применения предметов…

Все вещи рано или поздно приходят в негодность, и их приходится выбрасывать. Но есть такие люди, которые не спешат расставаться с предметами, исполнившими свое прямое назначение. Они придумывают вещам новое применение и используют их в новом качестве еще долго и долго.

Попробуйте найти не менее 10 новых применений ненужным, отслужившим свое предметам:

- пустой консервной банке

- лопнувшему воздушному шарику

- перегоревшей лампочке

- пустому стержню от ручки

- газете 

- пластиковой бутылке

- втулке от туалетной бумаги

- бумажному подарочному пакету

- фломастеру

- спичечному коробку

- коробке из-под сока

- картонной коробке

- пуговице

- флакону от духов

2 задание «Объявление»

       Для того, чтобы уметь продвигать какой-то продукт, какие-то знания, необходимо уметь презентовать его, т.е. продавать его.

Сейчас мы с вами будем учиться составлять объявление. Составьте рекламное объявление для газеты (продажа, о сдаче, о покупке, о утере, о дарении, ремонте, находке, угоне, происшествии и т.д.) так, чтобы все слова начинались на одну букву. Например, «Продается певчий пушистый попугай Паинька, пятилетний, полузеленый. Предпочитает питаться печеньем, пить пепси-колу. Пожалуйста, приходите посмотреть. Попробуйте приобрести, поторгуемся».

Педагоги к картинкам придумывают объявления и потом озвучивают всем.

- кукла

- велосипед

- радиоприемник

- сауна

- утконос

- дрова

- обувь

- ноутбук

- иволга

- обезьяна

- кирпич

- сорока

- упряжка

- кактус

Молодцы!!! А дальше ребусы…

Слайд 13

Клык, курсор, Собака

Слайд 14

История, Листопад, Хомяк

3 задание «Ребусы»

C:\Users\user\Desktop\Без названия (1).png

А теперь капитаны могут вытянуть по 2 карточки с ребусами и отгадают слово

(ответы: Два, росток, постель, подвал)

4 задание

Упражнение «Суперскрепка» ( у вас на столах есть скрепки)

Цель: решение проблем творческим подходом.

Даётся лист формата А 4. «Ваша задача – записать на листе бумаги все способы использования канцелярской скрепки».

После выполнения задания группы презентуют свои варианты. Победителем считается та группа, у которой будет максимальное количество самых оригинальных способов использования скрепки.

(3 минуты)

15 слайд

QR коды

5 задание.  «Необычные ситуации» (перечень возможных причин)

А в этом задании вам необходимо найти внешние и внутренние ресурсы, чтобы предложить оптимальный вариант разрешения  возникшей  проблемы.

Первая команда сканирует первый куар-код, вторая команда сканирует второй куар-код. Вместе совещаетесь 3 минуты. И потом зачитываете необычную ситуацию и говорите нам варианты разрешения…..

Для команды 1:  Представьте, что вы вышли из дома и увидели, что из облака спускаются прямо до земли длинные-предлинные веревки. Ваши действия? Допускаются и поощряются самые абсурдные и непредсказуемые варианты ответов.

Для команды 2: Вам подарили на день рождения слона, и вы пошли с ним в поход. Как его там можно использовать»? Допускаются и поощряются самые абсурдные и непредсказуемые варианты ответов.

(В виде транспорта, слон охраняет всех в походе, воду в хоботе слона можно использовать для купания и т. д.) 

16 слайд

Друдлы (или по-английски droodles) – это интересное изобретение американского автора-юмориста Роджера Прайса и креативного продюсера Леонарда Стерна, предложенное ими в 1950-х годах. Название droodle происходит, как комбинация трех слов "doodle" (каракули), "drawing" (рисунок) и "riddle" (загадка). Даже само название изобретения целиком отражает креативное мышление своих авторов.

Каждая картинка является маленькой игрой, в которой вам надо придумать что изображено на картинке. Вы можете предложить несколько разных интерпретаций к изображениям. Если у вас получится увидеть в картинке-друдле то, чего не видят другие – поздравляем – вы обладатель оригинального творческого мышления!

 Чем полезна техника друдлы?

—развитие образного мышления, как у взрослых, так и у детей;

—развитие креативного воображения «Я учусь видеть необычное в обычном»;

—развитие речи, когда я рисую, я думаю и проговариваю то, что рисую.

 Как видите, с помощью друдлов можно осуществлять деятельностный подход, индивидуализацию дошкольного образования, социализацию личности.

Предлагаю взять эту технику на своё вооружение и поделиться ею с семьями наших воспитанников. Так как это одна из тех игр, что объединяет детей и взрослых, помогает вместе думать, фантазировать и смеяться.

Учитесь сами видеть необычное в обычном и научите этому детей. Тогда наши воспитанники смогут стать успешными людьми в этом мире.

Слайд 17

(свеча, штопор)

Слайд 18

(парашютист летит на землю)

Слайд 19

(голодный птенец)

Слайд 20

(А теперь попробуйте сами!)

На столах у вас есть карточки, можно подписать прямо рядом, что вы увидели, а потом озвучим для всех.

Таким образом, самостоятельная деятельность имеет принципиальное значение для формирования полноценной личности с высокой самооценкой и самоуважением. Чем полнее ребенок реализовал потребность в самостоятельных действиях, тем сильнее в свое время у него возникает потребность во взаимодействии с другими.

«Что необходимо изменить в своей работе педагогу, чтобы воспитать в ребенке инициативную, творческую личность?» (сегодня мы с вами нашли множество всевозможных ответов всего на один этот вопрос)

Уважаемые педагоги, я Вам желаю находить множество нестандартных ответов на единственно возможный вопрос и научить этому своих воспитанников.                    


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое развитие детей и организация условий для самостоятельной деятельности

Мне кажется, что важнейшим показателем экологической воспитанности старших дошкольников является их участие в деятельности, имеющей экологически ориентированный характер, в процессе которой углубляютс...

Консультация «Развитие у детей ориентировки в пространстве»

Определение положения предметов по отношению к другому...

Инновационные и нетрадиционные методы и приёмы организации двигательной активности детей для развития инициативы, самостоятельности и творчества.

Инновационные и нетрадиционные методы и приёмы организации двигательной активности детей для развития инициативы, самостоятельности и творчества. ...

Консультация для педагогов "Организация и руководство самостоятельной деятельностью детей, поддержка детской инициативы"

Детская инициатива проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и прочее, в соответствии с собственными интересами.В ФГОС ук...

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста "Воспитываем самостоятельность у дошкольника"

Самостоятельность- это ценное качество, необходимое человеку.Самостоятельность – это значит сам, стоять на своих ногах, это значит уметь делать всё самому, без чьей-то помощи. Быть самостоятельн...

Консультация «Этапы обучения детей ориентировке в пространстве»

    «Ориентировка в пространстве – один из разделов программы по развитию у детей элементарных математических представлений». Но это не означает, что тема «Про...