«Современная развивающая среда ДОО: из опыта работы детских садов Красноярского края (ранний и дошкольный возраст)»
методическая разработка

Глушкова Тамара Борисовна

Роль РППС в развитии ребенка раннего возраста от 1,5 до 3-х лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennaya_razvivayushchaya_sreda_doo.docx633.65 КБ

Предварительный просмотр:

«Современная развивающая среда ДОО: из опыта работы детских садов Красноярского края (ранний и дошкольный возраст)»

                 Глушкова Тамара Борисовна, воспитатель, МДОБУ Ирбейский детский сад № 2    «Солнышко», Красноярский край, Ирбейский район, с.Ирбейское

                e-mail: glushkova_tamara_1972@mail.ru  cот: 89504192312

В статье отражена роль развивающей предметно-пространственной среды ДОО в развитии ребенка раннего возраста от 1,5 до 3-х лет. Особенностью целостного педагогического процесса в дошкольном учреждении является то, что в отличие от других образовательных учреждений важным компонентом является создание предметно-развивающей среды. И в дошкольной педагогике это педагогическая проблема является отдельным направлением разработки теории организации педагогического процесса в ДОУ. Данной проблеме уделялось достаточно много внимания, выделены требования, определены зоны, необходимые для организации педагогического процесса.

Ключевые слова: предметно-пространственная среда, ранний возраст, формирование, развитие.                                                                                                                                    

                Тема:  «Преобразование РППС для формирования ПИД в раннем возрасте»

Главная задача дошкольных образовательных учреждений состоит в том, чтобы создать благоприятные условия для интеллектуального, духовного, творческого, социального, эмоционального и физического развития ребенка, т.е. способствовать всестороннему развитию его личности. В соответствии с  ФГОС ДО и с требованиями к результатам усвоения образовательной программы, представленных в виде целевых ориентиров на этапе завершения уровня дошкольного образования: одним из ориентиров является любознательность.

В основной образовательной программе дошкольного учреждения, разработанной на основе программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой по образовательной области «Познавательное развитие» перед педагогами поставлены следующие задачи :

-развитие любознательности и познавательной мотивации;

- формирование познавательных действий;

- становление сознания;

- развитие воображения и творческой активности;

- формирование первичных представлений: о себе, других людях, об   объектах окружающего мира.

 Одним из условий решения задач по развитию познавательной деятельности в детском саду является организация развивающей среды. Предметная среда окружает и оказывает влияние на ребенка уже с первых минут его жизни. Основными требованиями, предъявляемыми к среде как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности.

Для выполнения данной задачи Развивающая Предметно -Пространственная Среда должна быть:

содержательно-насыщенной;

трансформируемой;

полифункциональной;

безопасной;

доступной.

В свете требований Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования предметная деятельность и экспериментирование с различными материалами являются приоритетными и значимыми в решении образовательных и воспитательных задач.

В сентябре 2022 года был объявлен муниципальный смотр- конкурс центров познавательно-исследовательской деятельности «Первые шаги в познании окружающего мира», в котором приняли участие дети группы раннего возраста «Почемучки». С начала учебного года, мы вместе с родителями и детьми, начали работу по преобразованию РППС в приемной нашей группы. Было объявлено о сборе материалов для познавательно-исследовательской деятельности.

Родители приносили природные материалы: фантики, камни, листья, ракушки и др. Оборудование: ситечки, воронки, стаканчики, ложечки и др.

На участке ДОУ, мы вместе с детьми, собирали природный материал, тем самым исследуя его и создавая  небольшие коллекции. Во время сбора природного материала, дети задавали вопросы, интересовались объектами природы. В ходе происходящего, мы проводили не запланированные эксперименты.

Основное содержание опытно- экспериментальной деятельности включает в себя знакомство с

• Материалами (песок, глина, бумага, ткань, дерево).

• Природные явлениями (ветер, снегопад, солнце, вода).

• Миром растений (способы выращивания из семян, луковицы).

• Предметным миром.

• Изучение способов исследования объекта.

В нашей группе для детей 2-3 лет центр опытно- экспериментальной деятельности включает в себя :

Центр «Вода-песок»

Игры для развития чувственного аппарата

Природный и бросовый материал

Уголок природы, созданный весной «Огород на подоконнике», где дети могли самостоятельно рассматривать семена различных растений, изучать размер, форму, цвет; знакомиться с условиями и временем произрастания семян. Сами садили лук, семена огурцов, гороха, редиса, петрушки и др. Использовали при этом простейшие приборы и приспособления.                        Самые первые опыты мы проводили с песком, исследовали свойства песка (сыпется - не сыпется, мокрый - лепится, лепили из песка пирожки, делали куличики, пересыпали в разные ёмкости).                                                            Такого рода деятельность очень благотворно влияет на развитие тактильной чувствительности - ребенок учится прислушиваться к своим ощущениям и проговаривать их.                                                                                                    К. Д. Ушинский писал: «дети не любят игрушек неподвижных, законченных, хорошо сделанных, которых они не могут изменить по своему желанию… лучшая игрушка для ребенка та, которую он может заставить измениться самым разнообразным образом… для детей лучшая игрушка – куча песка».              Мы проводили опыты по изучению свойств и состояний воды (теплая-холодная, чистая-грязная и т. д., экспериментирование (окрашивание в разные цвета, переливание разными способами, наливание в разные емкости, тонет-не тонет и т. д., - «рыбалка» (вылавливание предметов разными способами и предметами, - познавательные игры (кто живет в воде и т. д.).Детям нравиться трогать воду, бросать в неё разные предметы, лить, поливать, брызгать… Таким образом, в этих играх происходит стабилизация эмоционального состояния, развитие предметной деятельности, коммуникативных навыков.                                                                                 Для игр с сыпучими материалами использовали: соль, песок, манную крупу, рис, гречневую крупу, муку, из оборудования-ситечки, ведёрки, миски, чашки, подносы, мелкие игрушки.                                                                            Мы проводили такие игры«Накорми петушка»«Найди игрушку»«Кто спрятался», рисовали на манке и песке. В этих играх развивается: мелкая моторика рук, образное мышление, осязание.                                                      Игры с мыльными пузырями - (взбивание пены, поймай пузырь на ладошку и т. д.) Они способствуют созданию благоприятного эмоционального состояния у детей, развитию интереса к экспериментальной деятельности.   Уголок живой природы имеет огромное значение для осуществления идей экологического воспитания детей. Во-первых, постоянное присутствие растений формирует у детей чувство их необходимости. Во-вторых, систематические наблюдения в уголке природы и доступность объектов способствуют развитию конкретных представлений о растениях. В-третьих, привлечение детей к уходу за растениями закладывает основы заботливого, ответственного и бережного отношения к живым существам, воспитывает любовь к природе.

При организации опытно - экспериментальной деятельности детей раннего возраста я стараюсь учитывать возрастные особенности детей поэтому :

- Все предлагаемые мероприятия эмоционально окрашены и вызывают у детей положительные эмоции и желание действовать.

- Для детей раннего дошкольного возраста актуален принцип повтора, поэтому ко многим опытам и экспериментам мы постоянно возвращаемся. За один раз предлагаю рассмотреть одно из свойств в разных его сочетаниях, или один предмет с разными свойствами.

Для систематизации работы по опытно-экспериментальной разработана была картотека игр - экспериментов для детей раннего возраста по месяцам.

Эффективность и результативность:

– дети проявляют интерес к окружающим предметам и явлениям;

– у них развита познавательная активность, самостоятельность, инициативность;

– они осмысливают задания, точно выполняют их с небольшой помощью взрослого;

– умеют легко устанавливать простейшие причинно-следственные связи;

– многие очень бережно относятся к природе, владеют основными нормами поведения в ней;

– ухаживают за растениями ближайшего окружения.                                     Таким образом, создавая условия для опытно-экспериментальной деятельности в группе раннего возраста мы :

- развиваем детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких “почемучек”, направляем их активную двигательную деятельность,

                - способствуем развитию познавательной активности,

- обогащаем представления детей об окружающем.

Знания, полученные в результате собственного исследовательского поиска, значительно прочнее и надёжнее тех, что получены репродуктивным путём.                                                                                                                  Участвуя в экспериментах, дети делают открытия, познают окружающий их мир и гармонично развиваются.

                                             Список литературы: 

1.А.И. Савенков «Методика проведения учебных исследований в детском саду», г.Самара: издательство «Учебная литература», 2007г.

2.А.И. Иванова «Исследовательская активность ребенка», журнал «Управление ДОУ», № 4, 2017 г.

3. А. И. Иванова  «Организация детской исследовательской деятельности», издательство «ТЦ Сфера», 2017 г.

D:\ASER\Documents\пид\Октябрь\IMG_20221020_103654.jpgD:\ASER\Documents\пид\Октябрь\IMG_20221018_101606.jpgD:\ASER\Documents\пид\январь-февраль\IMG_20230220_093654.jpgD:\ASER\Documents\пид\март\IMG_20230328_154053.jpg

D:\ASER\Documents\пид\март\IMG_20230331_102325.jpgD:\ASER\Documents\пид\апрель\IMG_20230411_104416.jpgD:\ASER\Documents\пид\сентябрь\IMG_20221215_130734.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающая среда в уголке ручного труда детского сада.

Этот материал поможет воспитателям создать условия длясамостоятельной продуктивной деятельности детей....

Предметно - развивающая среда логопедического кабинета и группы детского сада

Предметно - развивающая среда логопедического кабинета и группы детского сада служит для закрепления полученных произносительных навыков, самостоятельной деятельности детей и развития творческих спосо...

Публикация. Создание предметно – развивающей среды театрального уголка старшей группы детского сада.

Публикация. Создание предметно – развивающей среды театрального уголка старшей группы детского сада....

Из опыта работы детского сада «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста».

Проблема  развития  детского  творчества  в  настоящее  время   является  одной  из   наиболее  актуальных,  как  в  теоретическом...

Культурные практики в ранней профориентации дошкольников (Из опыта работы детского сада)

Профориентацию, как актуальное направление развития дошкольников в свете требований ФГОС ДО, эффективно развиваю в формате культурных практик, обеспечивающих условия для применения культурного опыта, ...