Конспект для среднего возраста "Геолог"
план-конспект занятия (средняя группа)

Оксана Анатольевна Литвин

Познакомиться с профессией геолога на примере родителя одного из воспитанников группы.Расширить представления детей о полезных ископаемых на примере мела, минералов соли, применение их в жизни и деятельности людей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_dlya_srednego_vozrasta_geolog_1.docx25.99 КБ

Предварительный просмотр:

НОД в средней группе по теме «Знакомство с профессией геолога»

Цель: формирование представлений о профессии геолога.

Задачи:

Обучающие:

- Познакомить с профессией геолога на примере родителя одного из воспитанников группы.

- Расширить представления детей о полезных ископаемых на примере мела, минералов соли, применение их в жизни и деятельности людей.

 Развивающие:

- Развивать внимание, память, мышление, умение рассуждать, делать умозаключение; развивать связную речь, используя символы и знаки  зарисовывать  пиктограммы.

Воспитывающие:

-Воспитывать самостоятельность, инициативность, аккуратность, умение работать в группе.

Материал и оборудование: презентация «Профессия геолог», коллекция камней, мяч, коробка ощущений, пачка соды, тюбик зубной пасты, картинка с изображением строительства дома, контейнер с мелом; пластмассовые прозрачные стаканчики, ложки, мелкие тарелки, уксус, формочки, краски, вода, гипс, влажные салфетки.

Предварительная работа: беседы о разных научных профессиях, просмотр видео материалов, чтение художественной литературы.

Ход НОД

Вводная часть

Игровое упражнение «Назови профессию»

Дети передают друг другу мяч, называя профессии. Правила – говорит только тот, у кого в руках мяч, профессии не повторять.

Воспитатель: В прошлый раз Вы хотели узнать о профессии геолога. Сегодня Вам представилась такая возможность. У нас  почетный и важный гость. Это Мишин папа - он работает геологом. Познакомьтесь, пожалуйста, Андрей Николаевич.

Андрей Николаевич приветствует детей. Говорит о том, что он с большим удовольствием расскажет о профессии геолога и ответит на все интересующие детей вопросы.

Андрей Николаевич: В детстве у меня была коллекция камней, я любил их рассматривать, изучал, а когда окончил школу, то поступил в институт на геолога. Геологи – это люди, которые ищут, изучают и  исследуют полезные ископаемые - это разные камни, минералы.

Основная часть

Показ презентации

Андрей Николаевич: Работа у геологов трудная, но очень интересная. Им приходится жить в палатках, готовить пищу на костре. Сейчас им, конечно, помогают научные приборы и разные машины. Но всё равно им приходится проходить сотни километров, взбираться на горные кручи с тяжёлыми рюкзаками за спиной. В рюкзаках специальные молотки – кирки, чтобы отбивать куски горной породы; карта и компас для ориентировки на местности. Только геологи могут в любых погодных условиях провести исследование горных пород, при этом, не боясь подняться высоко в горы или спуститься на самое дно водоёма. Иногда земные сокровища таятся в глубоких пещерах – туда тоже спускаются геологи. Они должны быть сильными и смелыми. Геологи всегда работают в команде. Преодолевать препятствия и трудности легче в дружном и дисциплинированном коллективе. Есть ли у Вас вопросы? (дети задают вопросы)

Воспитатель: Дети, я приготовила для вас сюрприз – это коробка ощущений. Попробуйте отгадать, что в ней находится? Предлагаю по очереди запустить руки в коробку, ощупать камень и описать свои ощущения. Какой камень: большой или маленький, шершавый или гладкий, твердый или мягкий, округлые края или острые. Достать его, определить цвет, а Андрей Николаевич скажет нам, как он называется.

Игровое упражнение «Что изменилось» 

Андрей Николаевич называет камень, а дети определяют, какой он по счету. Затем Андрей Николаевич меняет местами камни, а дети угадывают, на каком он месте по счету.

Воспитатель: Это не просто коллекция камней, это полезные ископаемые. Почему их так называют? Потому что приходится очень много земли копать, чтобы добыть то, что для нас на земле полезно.

Дети, А кто бы хотел стать настоящими геологами и отправиться на поиски полезных ископаемых?

Дети: Я

Воспитатель: Отлично! 

Физминутка «Мы геологами станем!»

Мы геологами станем

Да? – да! (хлопок над головой).

Будут все гордится нами.

Да? – да! (хлопок над головой).

Что ждет нас впереди?

Высокая гора (показывают руками),

Бурная река (показывают руками)

Ее не обойдешь (топают ногами),

Ее не проплывешь (плывут),

Ее не пролетишь (крылья),

Надо напрямик.

Все мы сможем, все сумеем

И своей достигнем цели.

Да? – да! (хлопок над головой). 

Андрей Николаевич: Дети, а после того, как геологи нашли полезные ископаемые, их отправляют в лабораторию для исследования. Вы готовы?

Воспитатель: Давайте вспомним правила безопасности при работе в лаборатории.

Андрей Николаевич: Ваша задача - получить как можно больше новых сведений об этих полезных ископаемых. Если у Вас будут возникать вопросы, обращайтесь ко мне за помощью.

Исследование мела

Воспитатель: Уважаемые геологи, послушайте загадку и скажите, с каким материалом будем дальше работать?

Он лежит в моей руке.

Им рисуют на асфальте, пишут буквы на доске,

Белят потолки и печки. Растворяется легко:

Опусти комочек в речку - утечет как молоко.

Дети: Это мел!

Воспитатель: Ученые, найдите мел на своих подносах и рассмотрите его внимательно. Какого он цвета? Мел такой же, как и камень? Твердый или мягкий мел? Потрогайте его руками.

Ученые, мел твердый, но он мягче камня. Когда им пишут, он крошится, сыпется, значит, он - хрупкий. А давайте проверим! Попробуйте мелом провести по доске полоску. Что видите? Что сделал мел? Что осталось на руках после мела? Да, он пачкается. Вытрите руки салфеткой.

Предлагаю провести опыты с мелом.

Опыт 1. Мел растворяется в воде? Как это можно проверить? Наблюдаем. Что произошло? (появились пузырьки воздуха) Почему появились пузырьки? Какой стала вода? (ответы детей)

Воспитатель: Мел растворяется в воде или нет? 

Дети: Растворяется.

Опыт 2. Проведите мелом по дощечке. Что осталось? (след, полоска) Какой сделаем вывод? Где люди еще используют мел? (обращаемся за дополнительными подсказками к Андрею Николаевичу. Он дает пачку соды, тюбик зубной пасты, картинку со строительством дома. Дети с помощью воспитателя делают вывод: мел добавляют в зубную пасту, в соду, используют в строительстве, им можно рисовать, писать).

Опыт 3. Мы взяли полстакана уксуса, и кусочек мела, бросили в стакан кусочек мела. Когда мы проводили этот опыт, мы заметили, что уксус в стакане начал бурлить.

Воспитатель: Из мела выходят пузырьки газа. Смотрите, от него отваливались мелкие кусочки, и, в конце концов, он полностью распался. С помощью этого опыта мы узнала, что мел — это известняк и при соприкосновении с уксусной кислотой он превращается в другие вещества, одно из которых - углекислый газ, бурно выделяющийся в виде пузырьков.

Изготовление мелков

Воспитатель: Дети, когда мы рисовали в группе на доске, мы изрисовали почти все мелки. Их осталось мало. Давайте сами сделаем цветные мелки.

Взять форму, краски, воду, гипс. В пластиковом контейнере смешать гипс с водой, добавить краску. Потом наполнили формочки смесью.

Воспитатель: Здорово, а уже завтра мы с вами будем рисовать новыми самодельными мелками!

Рефлексия

Воспитатель: Дети, с какой профессией мы с вами сегодня познакомились? Какие названия природных ископаемых вы запомнили? А про какие свойства мела мы с вами узнали!

Дети: Скорей бы завтра! Будем рисовать новыми мелками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект прогулки (средняя группа)

Конспект прогулки в средней группе. ТЕМА: «Санная карусель»Программное содержание:приучать детей трансформировать движения в зависимости от образного задания. Развивать фантазию, свободу детского...

План конспект в средней группе "Федорино горе"

Физкультурное занятие в ГДОУ имеет четкую структуру, которая должна способствовать усвояемости и развитию физических навыков детей. Важным фактором является план-конспект занятия физкультур...

План-конспект занятия (средняя группа) по теме: НОД в средней группе по обучению татарскому языку. Тема: "Бабай күчтәнәче"

Бурычлар:  1. Сүз байлыгы булдыру, сөйләмдә активлаштыру.                      2.Тәрбияче ...