Конспект занятия познавательному развитию «Путешествие по Югории»
план-конспект занятия (старшая группа)

Кудрина Наталья Владимировна

Конспект занятия по познавательному развитию «Путешествие по Югории» для детей старшей группы компенсирующей направленности с детьми с ТНР (Номинация «Окружающий мир Югры»)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Улыбка» п.Малиновский»

Конспект

занятия познавательному развитию

«Путешествие по Югории»

для детей старшей группы компенсирующего вида с детьми с ТНР

(Номинация «Окружающий мир Югры»)

Авторы:

воспитатель Лелюхина Лидия Фаритовна,

учитель-логопед Кудрина Наталья Владимировна

п. Малиновский, 2019 г.

Цель: Расширять представление детей об окружающем мире Югры: природе родного края, его животном мире.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • Расширять представления о природе  родногокрая, коренном населении ХМАО;
  • знакомить детей с традициями и обычаями коренных народов Ханты-Мансийского автономного округа.

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать логическое мышление, делать выводы, правильно строить предложения;
  • Развивать у детей интерес к проблемно-поисковой деятельности;
  • Развивать воображение детей;
  • Развивать и активизировать словарный запас по теме;

Коррекционно-воспитательные:

  • Воспитывать любовь к малой Родине;
  • Воспитывать желание изучать свою малую Родину;
  • Воспитывать желание активно работать на занятии.

Интеграция образовательных областей:Речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, Познавательное развитие, Художественно-эстетическое развитие.

Виды детской деятельности и формы работы:игровая, коммуникативная, проблемно-поисковая, исследовательская.

Формы организации детей: подгрупповая

Место проведения: музыкальный зал.

Количество детей: подгруппа 6-8 человек.

Демонстрационный материал: презентация «Путешествие по Югре», картинки деревьев, мешочек с кубиками (на них фото с достопримечательностями п. Таёжный),«Дерево желаний», ленточки.

Раздаточный материал: корзинки для сбора грибов и ягод,

Оборудование: деревья, проектор, экран, ноутбук, колонки, указка.

Предварительная работа:заучивание с детьми стихотворений, рассматривание альбомов с иллюстрациями быта коренного населения  ХМАО, чтение детям легенд из сказок.

Словарная работа:шаманы, урманы, коренное население

Ход занятия

Слайд № 1. Титульный слайд

Дети входят в музыкальный зал с воспитателем, их встречает учитель-логопед.

  1. Организационный момент.

Учитель-логопед: Здравствуйте ребята! Вуща Вула! Я поздоровалась с вами на хантыйском языке. Поздоровайтесь и вы со мной так же.

(Дети здороваются на хантыйском языке)

Дети: Здравствуйте! ВущаВула!

Воспитатель: 10 декабря Югре исполняется 85 лет! Хотите с нами отправиться в интересное и увлекательное путешествие по удивительному природному краю, где живут коренные жители: ханты и манси, и где живем мы с вами, по Югорскому краю.Для нашего путешествия необходимо одно важное условие: с собой в путешествие нужно взять …воображение.

Дети: Да, хотим.

  1. Основная часть.

Воспитатель: На чем можно путешествовать по нашему краю?

Дети: На поезде, самолете, вертолете, лодке, корабле, на оленьих упряжках, велосипеде, машине, пешком.

Воспитатель:Итак, путешествие начинается, и мы отправляемся с вами пешком. Смотрите, дорожка, пойдемте по ней.

По дорожке дети шли,

Мешочек по пути нашли,

А мешок - то не простой,

Он волшебный — вот такой!

Воспитатель: Давайте посмотрим, что же в мешочке?

Проводится дидактическая игра «Волшебный мешочек» (сидя на ковре).

Воспитатель предлагает определить на ощупь, что находится в мешочке. Дети определяют и говорят, что это кубики.

Воспитатель:Давайте посмотрим! Это волшебные кубики, помогите мне, пожалуйста, их расколдовать.

Проводится дидактическая игра «Отгадай по фото» (на гранях кубиков - достопримечательности п. Таёжный) (сидя на ковре).

Слайд № 2. (фото на кубиках с достопримечательностями Таёжного)

Воспитатель:Да, это наш с вами поселок. Для многих из вас он является малой родиной. Как называется поселок, в котором мы живем?

Дети: поселок Таёжный.

Воспитатель:        Вы на карту посмотрите

И поселок наш найдите,

Потому что здесь наш дом.

Мы в Сибири живем.

(Дети показывают на карте п. Таёжный)

Слайд № 3. Карта Советского района

Воспитатель:Поселок Таёжный стоит на границе Тюменской и Свердловской областей, это западный рубеж Ханты-Мансийского автономного округа и Советского района.

Через топи болот и урманы,

С рюкзаками да шуткой веселой

По тропе, где ходили шаманы,

Шел отряд строить новый поселок.

Поселок был основан в 1961 году. Раньше поселок был маленький, а потом вырос и поменял свой облик.

Ребенок: Мы в Таёжном родились и гордимся этим,

Нет красивей и родней Таёжного на свете.

Слайд № 4(Картинка автобуса)

Учитель-логопед:А дальше мы с вами отправимся наавтобусе до живописного места на берегу реки Эсс около г. Югорска. Здесь находится замечательный музей под открытым небом «Суеватпауль». Название «Суеватпауль», в переводе с мансийского, означает «поселок, стоящий на краю бора, продуваемый северными ветрами».

Слайд № 5 -6 (фото из музея под открытым небом «Суеватпауль»)

Учитель-логопед:Посмотрите, сколько интересных экспонатов находится в музее: жилой дом манси с внутренним убранством, священныесумьяхи, так называемый домик для родовых духов- фигурок из дерева, металла, фарфора или тряпичных, которые охраняли людей ханты и манси от невзгод. Здесь же хранилась ритуальная атрибутика, и складывались подарки для духов (монетки, платки, шкурки животных), хозяйственные лабазы и навесы, хлебная печь, будки для собак, ловушки. У северных народов березу считают кусочком небесной жизни. Это дерево святое. Священное дерево. Они повязывают на березы разноцветные красивые ленточки и загадывают желания. Эти желания обязательно сбываются.Давайте мы с вами загадаем желание и по хантыйскому национальному обряду «Дерево желаний», привяжем к веточке яркую ленточку к березе.

Слайд № 7. (картинка с «Деревом желаний»)

Проводится национальный обряд «Дерево желаний»

Дети подходят к дереву, привязывают к веточке яркую ленточку, загадывая при этом своё желание.

В музее«Суеватпауль» проводятся различные мероприятия, фольклорные праздники.Мы думаем, что посещение этого места никого из вас не оставило равнодушным. Вам понравилось в музее?

Дети: Да, понравилось.

Слайд № 8.(Картинка автобуса)

Учитель-логопед:Дальше путешествие продолжим на автобусе до районного центра.

Учитель-логопед:Как называется наш район?

Слайд № 9 - 10. (фото г. Советский)

Дети: Советский район.

Как хорошо, что есть на карте мира

Родной район по имени Советский.

Учитель-логопед:Как называется город районного центра?

Дети: город Советский.

Воспитатель: Как называется округ, в котором мы с вами живем?

Дети: Ханты-Мансийский автономный округ.

Слайд № 11. (Карта Ханты-Мансийского автономного округа)

Воспитатель: Да, но наш край можно назвать и по-другому: Югра (как её все сейчас называют) или ласково – Югория. Для каждого из вас Югория стала «малой» Родиной, местом, где мы живём. Коренные народы, которые жили с давних пор и живут до сих пор - это ханты и манси. Поэтому округ, в котором мы живём, называется Ханты – Мансийский.

Учитель-логопед: Дальше наше путешествие мы предлагаем совершить на вертолете. Вы согласны?

Дети: Да, согласны!

Слайд № 12. (Картинка тайги и вертолета).

Учитель-логопед: Перед тем, как сесть в вертолет, нужно глубоко вздохнуть, набрать побольше воздуха и выдохнуть. (3 раза)

(Дети садятся в вертолет)

Итак, в путь! Быстро лопасти крути!Вертолет, лети, лети!

Пальцы обеих рук (кроме указательных и больших) – в положении плетеной корзинки. Указательные пальцы выдвинуть вперед и соединить их подушечками (это – «хвост вертолета»). Большими пальцами выполнять совместные, быстрые круговые движения, как лопасти вертолета.

Учитель-логопед: Мы летим высоко над землей, а под нами бескрайние лесные просторы, словно море, разлилась тайга, и не видно ее берегов.Могучая, величественная, непроходимая, богатая и суровая. Стоят сосны-великаны, как стражи, охраняющие несметные богатства. Давно это было, когда в этот старинный суровый край пришли жители ханты и манси, когда еще олени с людьми не дружили, когда люди не ездили, не летали, а по болотам ходили, себе пищу добывали. Леса здесь были непроходимые, топкие. В тайге растут разные породы деревьев.Давайте спустимся на полянку и рассмотрим деревья, которые растут в тайге.

Дети подходят к доске, на которой деревья разных пород.

Отбирают те деревья, которые растут в тайге (кедр, сосна, ель, лиственница, пихта, береза ….)

Слайд № 13. (Картинкидеревьев тайги)

Учитель-логопед: Молодцы! А вы знаете, что кедр — священное дерево ханты и манси, которому приносят дары. Леса в Югре называют — тайга. Лес из сосен — сосняк. Из кедра — кедрач, из елей — ельник, из пихты — пихтач, из березы - березняк. Вот такие интересные названия.

Воспитатель:Продолжаем путь! Посмотрите, перед нами великая сибирская река – Иртыш! Давайте по тропинке спустимся к реке.

Слайд № 14.(берег реки Иртыш)

  1. Физкультминутка:

К речке быстро мы спустились,

Наклонились и умылись.

Раз, два, три, четыре, пять,

Вот так славно освежились.

Вместе дружно мы пойдем

И все вместе отдохнем.

Воспитатель: Вы проголодались? Надо бы нам подкрепиться! Разведем костер, наловим рыбы, сварим ухи.

Я предлагаю вам отправиться на рыбалку.

Ты, рыбак, не зевай,

Рыбку нам скорей поймай!

Проводится игра: «Поймай рыбку»

(Дети ловят рыбу магнитной удочкой и называют ее, кладя в «озеро», а рыб южных морей кладут в «море»).

Слайд № 15. (костер и уха)

Воспитатель:Молодцы!Выбрали только ту рыбу, которая есть в наших озёрах и реках.Подкрепились ухой?Суров наш край, но природа Югры богата своими дарами. Чем ещё богат наш край?

Дети: ягодами, грибами, орехами.

Воспитатель: Малина, черника, голубика, клюква – это…(ягоды)

Опенок, сыроежка, подберезовик, мухомор – это…(грибы).

Учитель-логопед: В лес пойдем мы по тропинке мимо сосен и берез,

А в руках у нас корзинки для морошки и грибов.

Проводится игра «Собери грибы и ягоды»

(2 команды: первая собирает грибы, вторая собирает ягоды)

Слайд № 16. (картинка с грибами)

Учитель-логопед: А почему вы не собрали мухоморы, поганки?

Дети: Они не съедобные.

Учитель-логопед: Для кого они пригодятся?

Дети: Для оленей.

Учитель-логопед: Что мы можем сделать из собранных грибов?

Дети: сварить суп, пожарить, сделать грибную икру, посолить, заморозить, чтобы есть зимой…

Учитель-логопед: А что делают из ягод?

Дети: морс, варенье, сок, желе…

Слайд № 17. (картинка с ягодами)

Проводится игра «Из чего сок?»

Сок из клюквы– клюквенный;

Сок из брусники - брусничный;

Сок из черники - черничный;

Сок из голубики - голубичный;

Сок из костяники – костяничный;

Сок из малины – малиновый.

Воспитатель:Молодцы!Наигрались, отдохнули! Пора и дальше в путь! Я вижу, к берегу причаливает метеор. Предлагаю дальше отправиться на нем!

Слайд № 18. (картинка с метеор)

Воспитатель: Мы плывём по реке, волны плещутся о борт теплохода. Над нами летают белокрылые чайки. А каких птиц нашего края вы знаете?

Слайд № 19. (картинка птицы тайги)

Дети:(называют птиц):ворона, сорока, снегирь, глухарь, тетерев, свиристель, кукушка, куропатка, клест и др.

Учитель-логопед:Посмотрите в бинокли (руки поднести к глазам, пальцы сложить вместе, скруглить),вы ничего не заметили в лесу? Увидеть могут только очень внимательные и зоркие ребята. Да это же зверь какой-то прячется в кустах! Как вы думаете, какие звери могут жить в наших лесах?

Слайд № 20. (картинка звери тайги)

Дети:(называют зверей тайги): медведь, волк, лиса, куница, рысь, олень, лось, заяц и др.

Учитель-логопед: Внимание! Мы проплываемпод мостом, который называется Красный дракон!

Слайд № 21. (картинка моста Красный дракон)

Учитель-логопед:Наш метеор причаливает к городу, который является центром нашего округа. Как он называется?

Дети: Это город Ханты–Мансийск.

Учитель-логопед:Город Ханты-Мансийск расположен в самом сердце России в Западной Сибири на берегу реки Иртыш. Ханты–Мансийск – древний город, ему 378 лет.

Слайд № 22. Флаг и герб Югры

Флаг Югры сине-зеленого цвета с орнаментом народов ханты и манси – «оленьи рожки», а герб Югры украшен орнаментом «Медведь» - символом власти, силы, ума. Медведь – священное животное ханты и манси.

Слайд № 23. (картинка достопримечательности г. Ханты-Мансийска)

В городе много достопримечательностей: памятник «Первооткрывателям земли Югорской», «Археопарк»,в котором можно увидеть мамонтов, волков, бизонов, шерстистых носорогов, пещерных медведей, львов, древних лошадей, большерогих оленей и первобытных людей.Много в Ханты-Мансийске красивых и необычных фонтанов:фонтан-ротонда, расположенный на главной площади города; необычный фонтан «Обь и Иртыш», состоящий из скульптур птиц, волков, медведей, лосей, оленей и других животных; фонтан «Фаберже», выполненный в виде драгоценного яйца, и другие. Есть этнографический парк-музей «Торум-маа»- это музей традиционной культуры народов ханты и манси, расположенный под открытым небом, памятник «Золотой бубен», биатлонный центр и др.

Слайд № 24. Метеор

Учитель-логопед: Будьте внимательны при выходе с теплохода, спускаясь по трапу.

1-2 – вот река,

3-4 – мы приплыли,

5-6 – сходим здесь,

Потому что причал есть.

Учитель-логопед:Вот мы и прибыли в конечную точку нашего путешествия. Здесь мы с вами посетим мастерскую, где хантыйские женщины умеют красиво шить, вышивать бисером, делать поделки из бересты.

(Воспитательвстречает их у трапа теплохода в национальной одежде ханты) и приглашает в мастерскую.

Воспитатель:ВущаВула! Здравствуйте! Я приветствую вас на нашей гостеприимной хантыйской земле, в главном городе Югории – г. Ханты-Мансийске! Я расскажу вам о наших умельцах-мастерицах.Ханты очень талантливые. Они делают красивые изделия из меха, бересты, дерева. В зимние вечера женщины расшивают одежду из оленьего меха, рукавицы, пояса и т.д. Обратите внимание на выставку изделий коренных жителей Югры. Глядя на них, можно многое узнать о жизни, обычаях, условиях жизни коренных народов. Даже удивляешься, что все это сделано руками мастеров.

Слайд №25 - 28. (на слайде украшенная одежда, обувь, предметы быта)

Воспитатель:У северных народов орнамент имеет большое значение. У каждой семьи свой неповторимый орнамент. Он используется для украшения одежды, обуви, предметов быта, оживляет вещи, делает их более заметными, красивыми и оригинальными. Орнамент — как сказка, может рассказать любую историю мастерицы. Основным материалом служит береста, мех, сукно, кожа, бисер, ткань. Для орнамента ханты и манси характерны геометрические формы, которые наполнены определенным содержанием. Это звери, птицы, растения и сам человек. Символы солнца, луны, Звезды и многое другое. Самые главные — это оленьи рожки, символ медведя, беличьи и заячьи ушки, голова щуки и налима. Названия узорам давали по сходству и подобию предмета.А еще ханты и манси большие мастерицы плести обереги, бусы, серьги и браслеты из бисера, чтобы злые духи не трогали людей, а добрые духи оберегали. На память о вашем посещении музея я хочу подарить вам обереги.

Детям дарятся обереги.

Дети: Спасибо.

Воспитатель: А теперь я говорю вам Осемасолум, что в переводе с хантыйского означает – до свидания.

Дети:Осемасолум!

Учитель-логопед: Вот и закончилось наше увлекательное путешествие по суровому краю, которому так нужны наше тепло и забота.

Ребенок: Край Югорский - ты мой,

Я частичка твоя!

Мы пока что малыши,

Вот скорей бы подрасти!

Обещаем край родной

Не расстанемся с тобой!

Учитель-логопед: А теперь пора отправляться домой! Чтобы быстрее вернуться обратно в свой родной детский сад -  полетим на вертолете.

Слайд №29. (на слайде картинка вертолета над тайгой)

Быстро лопасти крути!

Вертолет, домой лети!

Учитель-логопед: Вот и наш родной п. Таёжный, наш любимый детский сад!

Слайд №30. (на слайде картинка вертолета над детским садом)

Воспитатель: Вот мы с вами и совершили путешествие по Югорскому краю. Надеюсь, вы полюбите землю, на которой вы живете, еще сильнее.

Я хочу, чтоб край мой милый

Стал еще прекрасней.

Я хочу, чтоб люди жили

В радости и счастье.

  1. Итог занятия:

Воспитатель: Понравилось вам путешествие по Югории? Что вы узнали нового из путешествия? Что вам понравилось? Нам тоже понравилось с вами путешествовать. Мы думаем, что и вам это путешествие запомнится надолго, и вы будете делиться своими впечатлениями и знаниями с другими детьми. До свидания!

Использованная литература.

  1. Мой адрес - Советский район. Научно-художественное издание. Редакторский совет: Шишмаков В.Н., Безносиков В.П., Швец Г.И., Цыганов А.В. г. Екатеринбург, издательство «У – Фактория», 2003г.
  2. Таежному – 50. Люди, события, факты. Информационное издание. Редакционный совет: З.А. Клюева, З.А. Кузнецова, А.В. Орлов, Е.И. Соколова.п. Таежный, ООО «Советская типография», 2011г.
  3. Конькова А.М. Сказки бабушки Аннэ: Сказки, легенды. – ГИСТЕЛ ДРУГ, А – 1031 Вена, Мюнцгассе 6, Австрия, 1993г.
  4. Земное тепло. Мансийские сказы. Запись и обработка М. Анисимковой. Ленинград, издательство «Детская литература», 1979г.
  5. Огонь-камень. Сказки народов Тюменского Севера. Под ред. Н.И.Трубникова. Свердловск,1980г.
  6. Сподина В.И. Коротенькие сказки с верховий «Белого озера». – Ханты-Мансийск, 2010г.
  7. Дорогами наших побед: историко-краеведческое издание. – Тюмень: ОЛМАРПРЕСС, 2013г.

Материалы интернет-сайтов:

  1. http://nsportal.ru
  2. http://ped-kopilka.ru

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия - познавательное развитие, средняя группа. Тема: «Путешествие в сказку»

Занятие напрвленно на формирование элементарных математических представлений у детей в совместной игровой деятельности....

НОД (Интегрированное занятие). Познавательное развитие "Путешествие по пустыне". Рисование "Гирлянда из кактусов".

В данной рабочей программе предложенно интегрированное занятие: познавательное развите и рисование с элементами аппликации. Дополнительное использование презентации: фото пустыни, флоры и фауны сделае...

Конспект НОД: «Познавательное развитие». «Путешествие на ракете» (занятие по ФЭМП 1 старшая группа).

Ведущая образовательная область: «Познавательное развитие» (Формирование элементарных математических представлений).Цель: развитие математических способностей у детей....

Конспект занятия Познавательное развитие ФЭМП в средней группе "Космическое путешествие на станцию "Мир""

Познавательное развитие ФЭМП в средней группе. Основные образовательные задачи: учить детей находить закономенности в расположении фигур; закреплять счет в пределах 5, соотношение цифры  с коллич...

Конспект занятия познавательное развитие на тему: «Путешествие в страну Сказок» старшая группа

Цель: Расширять представления детей о богатстве устного народного творчества – сказках....

Открытое занятие. Познавательное развитие "Путешествие в страну Математика"

План – конспект по формированию элементарных математических представлений в средней группе   Тема: «Путешествие в страну «Математика»»....

Конспект занятия. Познавательное развитие. Формирование элементарных математических представлений "Путешествие в зимний лес

Путешествие в зимний лес.Цель: закреплять знания  детей  дошкольного возраста с 3-х до 4-х лет о  свойствах  предметов – цвет, форма,  величина и количество, длина.Задач...