Музыкальное развитие и воспитание в условиях информационно-развивающего пространства дошкольной образовательной программе
методическая разработка

Скворцова Татьяна Александровна
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкальное развитие и воспитание в условиях информационно-развивающего пространства дошкольной образовательной программе

«Преподавание гуманитарных и социально-экономических дисциплин в современной информационной образовательной среде»

Скворцова Татьяна Александровна

музыкальный руководитель

МКДОУ Д/с № 5 Челябинкая область. Коркинский район.

П.Первомайский

Стратегия развития информационного общества, которая связана с доступностью информации для всех категорий граждан и организацией доступа к этой информации, диктует необходимость наискорейшего ознакомления с ними, начиная с ранних этапов обучения и познания. Использование информационно-коммуникационных технологий в дошкольном учреждении –  первая ступень данного направления.

Согласно Федеральным государственным требованиям, в условиях модернизации и инновационного развития дошкольного образования, каждое дошкольное учреждение должно стать «центром творчества и информации». Однако эффективность обучения в современном дошкольном образовательном учреждении невозможна без создания развитой информационно- образовательной среды, в которой должны присутствовать все компоненты для ее формирования: база знаний, информационные ресурсы, система информационных коммуникаций и информационного сервиса, техническая оснащенность и программное обеспечение, грамотные специалисты, владеющие навыками работы в области информатики и информационных технологий.

Такая педагогическая система нового уровня  выступает не только как условие, но и как средство обучения и воспитания, построенное с помощью интеграции информации на традиционных и электронных носителях, компьютерно-телекоммуникационных технологиях взаимодействия, включающие в себя виртуальные библиотеки, распределенные базы данных, учебно-методические комплексы и расширенный аппарат дидактики. Поэтому использование ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) является одним из приоритетов образования.

Под влиянием процессов глобализации, интеграции, компьютеризации, внедрения и использования сети Интернет и медиасредств заметно изменились и подходы к теории и практике музыкального воспитания дошкольников. И музыкальный руководитель, безусловно, должен чутко реагировать на все изменения, в системе образования, искать новые методы и подходы в решении задач музыкального развития детей, обновляя содержание, методы и пути достижения цели.

 Одним из таких путей является использование информационно-коммуникативных технологий, дающих возможность решить назревающую проблему одностороннего развития детей и, позволяющий совместить эстетическую нагрузку музыкального образования с неоспоримыми возможностями и преимуществами, которые дает нам современная вычислительная техника. 

Межпредметная интеграция между музыкой и информатикой привела к появлению новой образовательной области знаний – музыкально- компьютерные технологии, предъявляющие новые требования и к педагогу, и его профессиональной компетентности. Музыкальный руководитель должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности.

Опираясь на требования Государственного Стандарта образования, мы создали свою «музыкальную лабораторию», в которой дошкольники смогли бы  познакомиться  с современными  техническими средствами, при помощи которых  они научатся понимать музыку.

Распространенным направлением в данной области является применение мультимедийных презентаций для подачи  учебного материала, метод проектов и компьютерное тестирование. Особую актуальность приобретают исследования методических возможностей, открывающихся при использовании информационных технологий в музыкальном воспитании дошкольников.

Методическое обеспечение – инновационный учебно-методический комплект (ИУМК) включает поурочные планы и рекомендации для музыкального руководителя, а также рабочие тетради для воспитанников и обучающую компьютерную программу, содержащую все необходимые элементы для обеспечения полноценного учебного процесса, в том числе наглядные мультимедийные пособия, систему тестовых заданий, музыкальных викторин и игр.   По каждой теме дополнительно имеется справочно-информационный материал.

В основу нашей практики положены методы компьютерной  технологии, которые  способствуют повышению интереса дошкольников к классической музыке и фольклору. Благодаря своим конструктивным и функциональным особенностям современный персональный компьютер является уникальной по своим возможностям обучающей машиной. Технические возможности персонального компьютера, как обучающего средства, позволили:

  • активизировать воспитательно-образовательный процесс;
  • повысить наглядность в подаче музыкального материала;
  • сместить акценты от словесных представлений к практическим и наглядным действиям;
  • повысить интерес дошкольников к музыкальным занятиям.

Использование КОП (компьютерных обучающих программ) позволяет нам познакомить дошкольников с разнообразием мира искусства: дети могут виртуально бродить по залам музеев, посещать театры, знакомиться с творчеством композиторов, слушать музыку  и даже изучать нотную грамоту. Очевидно, что занятия с использованием мультимедиа-проектора и компьютера, обладают качественным преимуществом перед занятиями в рамках традиционных технологий. Мультимедиа-занятия, проводимые на основе компьютерных обучающих программ, позволяют интегрировать аудиовизуальную информацию, представленную в различной форме (видеофильм, анимация, слайды, музыка), и стимулируют непроизвольное внимание детей, благодаря возможности демонстрации явлений и объектов в динамике, вызывают у них зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым, расширяя музыкальное восприятие в целом.

Помимо всего, новые информационные и коммуникационные технологии являются катализатором перехода к личностно-ориентированному обучению. Более перспективным нам представляется подход к организации таких ИКТ-технологий, как метод проектов, который предполагает проблемное обучение и обучение в сотрудничестве. Этот подход характеризуется следующими моментами:

  • вовлеченность дошкольников в групповое обучение;
  • метапредметность, реализованная при разработке учебного плана и содержания;
  • интенсивный процесс коммуникации, общения дошкольников друг с другом;
  • широкое использование самооценки, рефлексии при оценке эффективности учебной деятельности;
  • выработка навыков критического мышления и развитие креативности.

Таким образом, в результате применения современных информационных технологий на музыкальных занятиях повышается качество обучения за счет:

  • актуализации и визуализации информации;
  • возможности проведения дискуссий на основе широкого информационного поля;
  • выполнения групповых заданий;
  • мониторинга уровня музыкального развития детей.

Опыт был обобщен на городском семинаре-практикуме музыкальных руководителей «Классическая музыка и дети» (февраль 2012 г.) и на областной научно-практической конференции по проблеме «Преподавание гуманитарных и социально-экономических дисциплин в современной информационной образовательной среде» (ноябрь 2012 г.)

Перспективу дальнейшего использования ИКТ-технологий мы видим в применении Интернета на музыкальных занятиях и интерактивного программного комплекса. Интерактивная доска позволит сделать обучение более наглядным, работать в режиме реального времени, повысит интерес детей к обучению, поможет педагогу развивать внимание, мышление и творческую самостоятельность детей. Сейчас идет подготовительная работа по открытию областной экспериментальной площадке, где мы смоем поделиться своим опытом работы с коллегами из разных городов нашего региона.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование единого информационного образовательного пространства дошкольного образовательного учреждения как условие повышения качества его функционирования

В данной статье находят отражение результаты экспериментальной деятельности дошкольного образовательного учреждения по разработке единого информационного пространства ДОУ....

Взаимодействие с родителями воспитанников в условиях информационно-образовательного пространства дошкольной образовательной организации

Информационно-коммуникационные технологии занимают на сегодняшний день все более прочные позиции во всех сферах общества. Сфера образования также не является исключением. Кроме того, необходимость реа...

Самообразование . Тема " Совершенствование профессиональных компетенций педагогов в условиях информационно-образовательного пространства дошкольной образовательной организации»

.  Повышение уровня мастерства педагогов — приоритетное направление деятельности методической работы, которая занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением и представляе...

Непосредственно образовательная деятельность (НОД) по музыкальному развитию и воспитанию для детей подготовительной группы старшего дошкольного возраста 2021года

Конспект по непосредственно образовательная деятельность (НОД) по музыкальному развитию и воспитанию для детей подготовительной группы старшего дошкольного возраста 2021года Музыкальный рук...

Материал по самообразованию на тему: "Совершенствование профессиональных компетенций педагогов в условиях информационно-образовательного пространства дошкольной образовательной организации"

Повышение уровня мастерства педагогов — приоритетное направление деятельности методической работы, которая занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением и представляет важное...

Адаптированная образовательная программа по музыкальному развитию и воспитанию детей раннего и младшего дошкольного возраста КГКУЗ ККСДР №4

Адаптированная образовательная программа по музыкальному развитию и воспитанию детей раннего и младшего дошкольного возраста  обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 2-х месяцев...