проект Путешествие по солнечной системе
проект (старшая группа)

Сорокина Лидия Александровна

Актуальность проекта: В жизни каждого ребёнка наступает пора, когда из него, словно горох из мешка, так и сыплются бесконечные, порой сильно докучающие взрослым «почему», «отчего», «как»… Нередко под внешней неуклюжестью, наивностью, а иногда и кажущейся глупостью детского вопроса таится нечто весьма важное, серьёзное. В очередной раз, удовлетворяя любопытство ребёнка, мы тем самым наталкиваем его на новые и новые «почему», давая ему понять, что вполне одобряем эту цепную реакцию вопросов. Надо всегда помнить: именно из таких побед в деле познания мира, неизменно доставляющих малышу радость, как дом из кирпичиков, строится, формируется натура, личность, интеллект.

Дошкольный возраст – важный период в жизни человека. Именно в этом возрасте закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки умственного, нравственного и физического развития ребёнка. Данный проект позволяет детям научиться различать планеты Солнечной системы по их внешнему виду, умению определять их место расположения во Вселенной. Также, проект позволяет развивать у детей творческие способности, их фантазию. Проект побуждает к бережному отношению к природе, которая нас окружает. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_puteshestvie_po_solnechnoy_sisteme.docx63.22 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Сказка»

Проект

«Путешествие по солнечной системе»

Выполнила:

Сорокина Лидия Александровна

 

                                                         г. Горняк

Тип проекта: обучающий, игровой.

Продолжительность: Среднесрочный –3 недели.

Участники проекта: воспитатель, дети группы «Светлячок», родители.

Проблема:  Современные дошкольники задают много вопросов о космосе, звездах, космонавтах, так как данная тема, как все неведомое, непонятное, недоступное глазу, будоражит детскую фантазию.

Актуальность проекта: В жизни каждого ребёнка наступает пора, когда из него, словно горох из мешка, так и сыплются бесконечные, порой сильно докучающие взрослым «почему», «отчего», «как»… Нередко под внешней неуклюжестью, наивностью, а иногда и кажущейся глупостью детского вопроса таится нечто весьма важное, серьёзное. В очередной раз, удовлетворяя любопытство ребёнка, мы тем самым наталкиваем его на новые и новые «почему», давая ему понять, что вполне одобряем эту цепную реакцию вопросов. Надо всегда помнить: именно из таких побед в деле познания мира, неизменно доставляющих малышу радость, как дом из кирпичиков, строится, формируется натура, личность, интеллект.

Дошкольный возраст – важный период в жизни человека. Именно в этом возрасте закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки умственного, нравственного и физического развития ребёнка. Данный проект позволяет детям научиться различать планеты Солнечной системы по их внешнему виду, умению определять их место расположения во Вселенной. Также, проект позволяет развивать у детей творческие способности, их фантазию. Проект побуждает к бережному отношению к природе, которая нас окружает.  

Цель проекта: расширять представления детей об окружающем мире, пополнить кругозор детей новыми знаниями о планетах солнечной системы.

Задачи: расширять знания и представления детей о строении Солнечной системы, побуждать интерес к познанию окружающего мира, космоса, развивать любознательность, а также память, внимание, творческое воображение, активизировать словарь детей, воспитывать дружеские отношения.  

Предполагаемые результаты: 

Дети

Родители

Педагог

- Обоготятся и расширятся знания детей о космосе и солнечной системе, планетах галактики.

-активный и заинтересованный участник педагогического процесса.

- повышение профессиональной компетентности через поисково - аналитическую деятельность по теме проекта.

Планирование образовательных областей по проекту

«Путешествие по солнечной системе»

                                                 Первая неделя

                     

Понедельник

      Вторник

       Среда

       Четверг

       Пятница

                                                                  Первая половина дня

                                                                  Утренняя гимнастика

1.Беседа «солнечная система».

 

2. НОД (познание) «Плнеты солнечной системы»

3. Д/и «правильно раставь планеты»,

1. НОД (познание) «Хочу быть космонавтом»

2. Д/и «Собери планету» (пазлы).

3. П/и «».ракетодром

1. Беседа «»«Почему происходит смена дня и ночи, времён года?

2. Д/и «»найди пару

3. П/и «»невесомость

1. Беседа «неизвестная вселенная»

2. Д/и «»мое совездие

3. П/и «»

Солнце чемпион

1. Беседа «что мы знаем о космосе».

2. НОД (рисование) «Путь к звёздам»

                                                               Вторая половина дня

                                                          Закаливающие процедуры

1.Чтение книги            «».

2. Д/и «»найди ракету пришельцу

1. С/р игра «».

2.Д/и

«Угадай-ка» (Отгадывание загадок).

1.Просмотр мультфильмов

2. С/р игра «Путешествие в космосе».

 

 

1. С/р игра «».

2. Свободная изодеятельнсть детей по теме

1.

1. Рассматривание плакатов и иллюстраций на космические темы, знакомство с глобусом

Вторая неделя

Понедельник

      Вторник

       Среда

       Четверг

       Пятница

                                                                  Первая половина дня

                                                                  Утренняя гимнастика

1. НОД (апликац) «»

 Космический  пейзаж

2. Д/и «»,найди лишнее

3. П/и «»космическая эстафета

1. НОД (лепка) «»Звезды и комета

2. Д/и «»планеты солнечной системы

3. П/и «».маленький луноход

1. Беседа «животные в космосе»

2. Д/и «»космос

1. Беседа «первй космонавт на земле

2. Д/и «»собери созвездие

1. НОД (ФЭМП) «Космическое путешествие»

2. Д/и «»подбери словечко

                                                               Вторая половина дня

                                                          Закаливающие процедуры

1.Чтение книг.

2. Д/и «».разложи планеты

1. С/р игра «Мой город».

2.Д/и «»космос

1. С/р игра «».

Ди дент ночь

 

1. С/р игра «»

2. Наблюдение на тему:        

• «Что мы видим вечером на небе».

1. заучивание стихов

2.Д/и

«Угадай-ка» (Отгадывание загадок).

                     

Третья неделя

Понедельник

      Вторник

       Среда

       Четверг

       Пятница

                                                                  Первая половина дня

                                                                  Утренняя гимнастика

1

 

2. НОД (рисование) Загадочный мир космоса

Пальчиковая игра     «Мы ладони вместе сложим..».

3. П/игра «Невесомость»

1. НОД (познание) путешествие в космос

2.Д/игра «Подбери созвездие».

3.П/и «Космонавты».

1. Беседа «земля -планета на которой мы живем

2. Д/игра «Куда летят ракеты».

3. П/игра «Кто дальше прыгнет».

1. Беседа «из истории ракеты

2.. Игровое упражнение «Перегрузка и невесомость» 

3. П/игра «Ждут нас быстрые ракеты»

1.

2. НОД (аппликац) «»Космическое путешествие

2. Пальчиковая гимнастика «Луноход».

3. П/игра «Космическая эстафета».

                                                               Вторая половина дня

                                                          Закаливающие процедуры

1. С/р игра «Строим космодром»

2.Предложить родителям сделать поделки на выставку «День космонавтики»

1. Чтение художественной литературы Н. Носов «Незнайка на луне»

2. Консультация для родителей «История развития космонавтики».

1.Просмотр мультфильмов

 

2. Д/и «Восстанови порядок в солнечной системе»

 

 

1. . С/р игра «Путешествие на Луну»

 

2. Чтение и заучивание стихов о космосе

1. выставка

1. С/р игра «Космонавты».

2.Выставка рисунков и поделок «День космонавтики ».

 

Литература:

 1. «Занятия с детьми дошкольного возраста. Покорение космоса». О. А. Скоролупова,  Изд-во  «Скрипторий», 2003

2. Куропаткина Т., «Первые шаги в космосе», «Ребенок в детском саду», 2002г

3. Гонтарук  Т.,  “Я познаю мир”,  М., АСТ: Транзиткнига

4. Майорова Г., “Игры и рассказы о космосе”, “Лист” М.

5. Левитан Е. П. «Малышам о звездах и планетах». Москва, Педагогика-Пресс

6. Интернет- ресурсы.

 

Приложение

Познавательные беседы о космосе

Беседа «Солнечная система»

Цель: Знакомство с космосом, с солнечной системой.

Задачи: Познакомить детей с солнечной системой. Выучить названия планет. Познакомить с историей узнавания человеком космоса.

Вокруг нашей звезды – Солнца– вращаются девять планет, входящих в солнечную систему. Она включает в себя Солнце, все планеты и их спутники, кометы и куски горной породы, космическую пыль и лед.

Звезды состоят из раскалённых газов, а планеты – из твёрдых, жидких частиц и газов. Планеты не занимают отдельного места как звезда, а двигаются по своей орбите. По размеру планеты меньше, чем звезды.

В солнечной системе девять планет:

1) Меркурий – самая близкая к Солнцу планета.

2) Венера – вторая от Солнца планета.

3) Земля – третья от Солнца планета.

4) Марс – четвертая планета Солнечной системы.

5) Юпитер – пятая планета от Солнца.

6) Сатурн – шестая планета Солнечной системы.

7) Уран – седьмая планета Солнечной системы.

8) Нептун – восьмая планета от Солнца.

9) Плутон – девятая планета от Солнца.

Согласно данным современной астрономии, в 2006 году 26 августа, 2500 участников конгресса Международного астрономического союза приняли сенсационное решение и фактически вычеркнули Плутон из перечня планет Солнечной системы, так как через 76 лет после открытия он перестал удовлетворять требованиям, предъявляемым учеными к планетам.

В Солнечной системе есть еще астероиды и кометы.

Астероид – небольшое планетообразное небесное тело, движущееся по орбите вокруг Солнца.

Комета- небольшое небесное тело, имеющее туманный вид. Оно состоит из каменных пород, льда и пыли. Когда комета приближается к Солнцу, у нее образуется светящийся хвост.

Метеоры – явление, возникающее при сгорании в атмосфере Земли мелких космических частиц (например, осколков комет или астероидов). Метеоры еще называют падающими звездами.

Древние Египтяне хорошо знали о том, что солнце – это «источник жизни для множества стран и народов». Его свет и тепло дают жизнь всему на Земле.

Тысячелетиями Солнце представлялось чем-то совершенным, могущественным и на ранних стадиях развития человечества было скорее предметом поклонения, чем исследования.

Но уже в культуре первых цивилизаций Солнце стало не просто предметом поклонения. Люди внимательно следили за светилом и понимали, что смена года и урожаи на полях зависят от Солнца. По солнцу путешественники находили свой путь среди бескрайних просторов на суше и на море.

Беседа «Смена дня и ночи».

Цели: Показать зависимость наступления дня, вечера, ночи, утра от положения Земли по отношению к Солнцу. Закрепить понятие «Солнечная система».

Воспитатель: Смена дня и ночи. Днем светло, а ночью темно. Почему так происходит? Почему день сменяется ночью?

Дети: Земля, вращаясь, отворачивается от Солнца.

Воспитатель: Но прежде чем начать новую тему, нужно вспомнить нашу предыдущую беседу, на которой мы говорили о Солнечной системе. Рассмотрим изображение Солнечной системы. Кто знает названия этих планет?

Дети: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.

Воспитатель: А запомнить названия и очередность планет вам лучше поможет «астрономическая считалка»:

На Луне жил звездочет,

Он планетам вел подсчет.

Меркурий - раз, Венера - два-с,

Три - Земля, четыре - Марс.

Пять - Юпитер, шесть - Сатурн,

Семь - Уран, восьмой - Нептун,

Девять - дальше всех - Плутон.

Кто не видит - выйди вон.

Воспитатель: А на какой из планет Солнечной системы живем мы? Какую из девяти мы (люди) знаем лучше всех?

Дети: Земля.

Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю отгадать загадку:

Ни начала, ни конца;

Ни затылка, ни лица;

Знают все, и млад и стар,

Что она большущий шар.

Дети: Земля.

Воспитатель: А как вы думаете, влияет ли Солнце на нашу жизнь на земле?

Дети: Влияет.

Воспитатель: Как влияет?

Дети: Оно греет Землю.

Воспитатель: Солнце когда-нибудь отдыхает?

Дети: Не отдыхает.

Воспитатель: Что делает Солнце ночью? (ведь мы его невидим)

Дети: Оно также греет Землю, но с другой стороны, с той которую мы не видим.

Воспитатель: Люди часто говорят про Солнце«Просыпается Солнышко», «Солнце под гору скатилось, за лес село. А вы как думаете, Солнце движется?

Дети: Нет.

Воспитатель: Когда Солнце просыпается, какая часть суток наступает?

Дети: Утро.

Воспитатель: На самом деле Солнце никогда ни движется, оно находится на одном месте, и это видно на схематических изображениях Солнечной Системы. Оно как огромный, раскаленный шар излучает тепло и свет. Солнце никогда не отдыхает, оно вечный труженик. Всегда светит и всегда греет. На самом Солнце нет жизни, но оно дает жизнь людям, растениям, животным.

А вот наша планета Земля не стоит на месте, а все время вертится (демонстрируется глобус).

Воспитатель: Земля имеет форму шара. Она постоянно вращается вокруг своей оси, как волчок, только очень медленно. А осью вокруг, которой вращается наша планета, называется воображаемая линия, проходящая от Северного полюса через центр Земли к Южному полюсу (показывает на глобусе). А вообще осью называется стержень, вокруг которого вращается тело. Вы можете увидеть ось в колесе велосипеда, в детской коляске, в игрушечном волчке и других предметах. А ось земли – это воображаемая линия. А у глобуса сделана настоящая металлическая ось.

Воспитатель: Земля вращается, но мы этого не замечаем, потому что, она вращается очень плавно, а вместе с ней вращаемся и мы, и все земные тела – моря, океаны, горы, леса и даже воздух окружающий землю. Полный оборот Земли вокруг своей оси происходит за сутки, или за 24 часа. Когда та часть Земли, на которой мы живем, повернута от света Солнца, у нас ночь. В то же время у людей, живущих на другой стороне Земного шара, день. И так день сменяет ночь, а ночь – день, потому что Земля вертится, поворачиваясь к Солнцу то одной, то другой стороной.

Воспитатель: Солнце восходит утром, когда твоя сторона Земли поворачивается к нему. И Солнце заходит вечером, когда твоя сторона Земли отворачивается от него.

Беседа «Неизвестная Вселенная»

Цели: сформировать у детей понятия "космос", "вселенная"; выяснить, что представляет собой Вселенная; ввести понятия "звезды", "галактика"; воспитывать убеждение в ценности коллективного труда для достижения общей цели.

Содержание беседы: Что мы можем увидеть ночью и днем на небе? (Солнце, звезды, луну.) Все это находится в космическом пространстве. Слово "космос" означает "все на свете", "Вселенная" - это все, что существует. Земля - часть Вселенной, так же как Солнце, Луна и все другие планеты. Звезды, облака газа и пыли - это тоже Вселенная. Ученые используют телескопы и космические автоматические станции для изучения Вселенной. Они считают, что она образовалась в результате огромной вспышки, названной Большим Взрывом. Вселенная непрерывно расширяется, громадные скопления звезд, называемые галактиками, постепенно отдаляются друг от друга. В лунную ночь можно увидеть белую полосу, проходящую через все небо. Это Млечный путь - наша галактика - одна из миллиона галактик, имеющая форму спирали, похожую на пропеллер. Галактики бывают разной формы и размеров (иллюстрации с видами галактик). На ночном небе мы видим звезды. Они очень разные и по размеру и температуре. Звезды - огненные шары, одни более горячие, другие - менее, поэтому и цвет у звезд разный. Самые горячие - белые, чуть менее горячие - голубые, потом желтые и красные. А какая звезда к нам ближе всего? Солнце - это звезда. Она считается самой близкой к нам звездой во Вселенной. Солнце - шар, состоящий из раскаленных ярко светящихся газов. Оно дает нашей планете свет и тепло, без него не было бы жизни на Земле. Коллективная работа "Создание Вселенной" Детям раздаются листы бумаги черного цвета. Воспитатель помогает детям нарисовать клеем разные формы галактик (спиральную, круглую и неопределенной формы). Поверх клеевого слоя насыпаются блестки. Чтобы открыть изображения, дети берут бумагу за края и стряхивают лишние блестки. Полученные виды галактик объединяются в "часть Вселенной".

 Беседа "Животные в Космосе"

Цели: расширить представления детей о космических полетах; познакомить детей с первыми "космонавтами" Белкой и Стрелкой.

 Ход беседы: А вы знаете, что собаки полетели в космос вслед за мышами. Не каждая из собак подходит для полёта. Она должна быть чуть больше кошки, весить 4-6 килограммов, ей должно быть 2-3 года, шерсть должна быть светлой. Породистые собаки для трудных испытаний не годились. Ласковые, спокойные дворняжки лучше всего подходили для космических опытов. В собачьем отряде проходили каждый день тренировки. Собак учили не бояться тряски и шума, переносить жару и холод, по сигналу лампочки - есть. Лучше всех была умная и смелая собака Лайка. Для неё построили ракету, и 3 ноября 1959 года отважная разведчица умчалась в космос (показать картинку с изображением Лайки). А 9 августа 1960 с космодрома Байконур в космос полетели собаки Белка и Стрелка (показать картинки с изображением Белки и Стрелки). Собаки прошли все виды испытаний. Они могли довольно длительно находиться в кабине без движения, переносить большие перегрузки, вибрации. Животные не пугались звуков, сидели в своем экспериментальном снаряжении, давая возможность записывать биотоки сердца, мышц, мозга, артериальное давление, характер дыхания. По телевидению показали кадры полета Белки и Стрелки. Было хорошо видно, как они кувыркались в невесомости. И, если Стрелка относилась ко всему настороженно, то Белка радостно бесилась и даже лаяла. 20 августа было объявлено, что совершил мягкую посадку спускаемый аппарат, и на землю благополучно возвратились собаки Белка и Стрелка.

Беседа: "Первый космонавт на Земле"

Цели: познакомить детей с первым человеком, полетевшим в космос; воспитывать интерес к профессии космонавта; подвести детей к пониманию того, что космонавтом может быть только здоровый, образованный, настойчивый и бесстрашный человек; воспитывать в детях гордость за свою страну, любовь к своей Родине.

Ход беседы: 12 апреля наша стана отмечает День Космонавтики. Этот праздник, прежде всего для космонавтов. Космонавты - люди, которые летают в космическое пространство на ракетах. А кто знает, кто был первым космонавтом, полетевшим в космос? (Ответы детей.) Юрий Алексеевич Гагарин родился 9 марта 1934 года. Детство Юрия прошло в деревне Клушино. Юрий Гагарин закончил с отличием училище летчиков. 12 апреля 1961 года с космодрома Байконур стартовал космический корабль «Восток». Когда Юрий Гагарин полетел впервые в космос, вся страна следила за его полетом, все люди волновались. И когда он приземлился, то все радовались. Люди выходили на улицы городов и устраивали праздник. Все гордились, что именно российский гражданин первым в мире полетел в космос. За этот подвиг Ю. А. Гагарину присвоено звание Героя Советского Союза. День полета 12 апреля был объявлен праздником - Днём космонавтики. После полета Ю. А. Гагарина в космосе побывало очень много космонавтов, среди них были и женщины. Первая в мире женщина – космонавт – Валентина Терешкова (показывается портрет). Многие космонавты летали в космос не один раз. Сейчас совершаются совместные полеты космонавтов разных стран. Работа космонавтов, очень опасна. Труд их по достоинству оценила наша страна: все космонавты удостоены высоких наград. Ребята, я вам расскажу об испытаниях, которые космонавты должны пройти на Земле: Представьте, если бы вас посадили в большой шар, и огромный великан стал бы перебрасывать его из одной руки в другую. Чтобы вы почувствовали при этом? А вот еще одно испытание – представьте, что вас посадили в кресло, пристегнули ремнями и машина со страшной силой закружила бы это кресло: вверх, вниз, туда-сюда. А еще ребята, когда ракета взлетает, она очень дрожит. Чтобы привыкнуть к этому, космонавта сажают в вибромашину, и начинается такая тряска, что зуб на зуб не попадает. Испытания серьезные. А почему же все космонавты справляются с ними, как вы думаете? (тренированные, занимаются спортом). Космонавт должен быть бесстрашным, почему? (люди не знают с чем они могут столкнуться в космосе, исправна ли ракета). Чем занимаются космонавты в космосе? (проводят научные эксперименты, изучают поверхность Земли, уточняют прогноз погоды, обеспечивают радиотелевизионную связь).

Беседа "Земля - планета, на которой мы живем"

Цели: Закрепить понятие "Солнечная система", уточнить знания о планетах Солнечной системы, их особенностях, последовательности расположения по отношению к Солнцу; закрепить представления детей об океанах и материках планеты Земля; учить применять свои знания о растительном и животном мире для поиска объекта, извлекать нужные сведения из имеющихся данных; развивать логическое мышление, фантазию, воображение детей; воспитывать чувство сопереживания, желание помочь.

 Ход беседы: Воспитатель объявляет детям, что учеными получены и расшифрованы сигналы из космоса. В первом сигнале, инопланетяне сообщают, что отправили свои космические корабли к разным планетам в поисках друзей и просят помочь своим посланникам, если понадобится. Во втором сигнале кто-то просит о помощи. Они сбились с пути и просят определить, где находятся их космические корабли. Ребятам зачитывают расшифрованные сигналы и кто догадывается, о какой планете идет речь, отправляется туда и устанавливает табличку с ее названием (используется модель Солнечной системы и магниты с названием планет). Когда речь заходит о планете Земля, воспитатель предлагает рассмотреть глобус и обращает внимание на то, что на нем больше синего цвета. Выясняют, что же обозначено на глобусе синим и голубым цветом. Воспитатель объясняет детям, что жить без воды невозможно, а также без воздуха и солнечного света. Дети садятся в импровизированный пароход и начинают путешествие сначала по реке, затем по морю и, наконец, по океану, выясняют, почему на Земле много воды, а ее нужно беречь. Все высаживаются на остров. Дидактическая игра с мячом "Хорошо - плохо" Воспитатель показывает детям бутылку с посланием, которую волной прибило к берегу: "Тому, кто найдет наше послание! Мы, существа с другой планеты, совершили посадку в разных местах планеты Земля. Помогите нам собраться вместе, иначе наши корабли не смогут вернуться на родную планету. Для этого определите, пожалуйста ,где мы находимся." Подсказка 1: "Мы оказались на огромном куске суши, со всех сторон окруженном жидкостью, нам очень, очень жарко. Здесь живут диковинные существа. Одно огромное, с большими ушами и длинным, как шланг, носом (Слон). Другое - похоже на веревку, шипит и ползает по земле (Змея). Третье - высокое, с длинной шеей, копытами и пятнистой шкурой (Жираф). А еще грозный зверь, с длинной шерстью вокруг головы, ходит как царь и рычит (Лев). Где находятся эти инопланетяне? (В Африке) Подсказка 2: В этом сообщении одни лишь фотографии. На них изображены кенгуру, страус эму, коала, утконос, хамелеон. Можем ли мы сказать, на каком материке находятся эти путешественники? (В Австралии) Подсказка 3: "Мы замерзли, кругом лед, снег, холодная вода. Помогите понять, где мы находимся. Видим большого, лохматого белого зверя, он с удовольствием плавает в этой холодной воде, ныряет за рыбой (Белый медведь). Здесь ходит странный зверь, на голове растут как будто ветки, он разгребает копытом снег и, достав что-то из-под снега, жует (Северный олень). А у этого толстого животного вместо ног ласты, а из пасти торчат два длинных клыка. Несмотря на свою неповоротливость, он очень быстр и ловок в воде (Морж). Где находятся эти инопланетяне (В Арктике). Подсказка 4: "Вокруг нас очень много растительности. Есть высокие растения с белыми стволами, есть колючие: одни с короткими, а другие с длинными иголками. Помогите понять, где мы находимся: Что за зверь лесной Встал, как столбик, под сосной? И стоит среди травы - Уши больше головы (Заяц). Возле дуба острым рылом Деловито землю рыл он. Видно, желуди искал. Я пугать его не стал (Кабан). Хоть верь, хоть не верь, Пробегал по лесу зверь. Нес на лбу он не спроста Два развесистых куста (Олень). Он как елка - весь в иголках, Ловит смело страшных змей И малюсеньких мышей (Еж). Где находятся эти инопланетяне (В лесу). Воспитатель: Молодцы, ребята! Теперь наши космические гости получили информацию и смогут встретиться и вместе отправиться на родную планету.

Позновательное занятие «Планеты солнечной системы»

Задачи: расширить представление детей о космосе, планетах; формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, индивидуальности; побуждать детей включаться в совместную с взрослыми игровую ситуацию.

Материалы и оборудование: глобус, иллюстрации по теме «Космос», , пластилин, макет солнечной системы.

Ход занятия:

Дети играют, входит воспитатель, а в руке волшебный ящик, в этом ящике находится глобус.

Воспитатель: Ребята, смотрите, что я вам принесла, как вы думаете, что находится в ящике? Дети предлагают варианты.

Воспитатель: А, давайте посмотрим, что там находится? Что это!

Дети предлагают варианты (глобус, шар, земля)

Воспитатель: это модель земли – глобус. А вы знаете, что мы живем на одной из планет под названием Земля, а хотите узнать какие планеты существуют в космосе? Все космическое пространство бесконечно. Там находится много различных галактик. Наша галактика называется млечный путь.

Воспитатель: - в центре нашей галактике находится солнечная система.

Воспитатель: - самая большая звезда это солнце. Вокруг солнца вращаются 9 планет. Теперь рассмотрим солнце. Что дает нам солнце? (тепло, свет.)

Воспитатель: Солнце излучает свет и тепло как электрическая лампочка.

Первая планета, самая маленькая во всей солнечной системе. Это Меркурий, он расположен ближе всех к солнцу, а значить она самая раскаленная и горячая.

Вторая планета, сплошь затянута облаками - это Венера. На ней тоже очень жарко.

А, вы как думаете что эта за планета? (земля)

Следующая планета выглядит красной и видна на небе как красноватая звезда. Раньше люди думали, что на этой планете есть живые существа, но они ошибались. Это планета Марс. Пятая планета самая большая – это Юпитер. Она состоит из жидкости и газа.

На следующей планете видны кольца, которые окружают ее. Это Сатурн. Кольца – это заледенелые частицы пыли и газов.

А это самые удаленные от Солнца планеты, а, значит, на них очень холодно. Людям очень малоизвестно об этих планетах. Уран седьмая от Солнца и самая холодная планета. Это первая планета, которую удалось найти с помощью телескопа, а также единственная планета в Солнечной системе, которая оборачивается вокруг Солнца, «лежа на боку».

Нептун это восьмая и самая удаленная от центра планета Солнечной системы Нептун - тёмно-голубой, потому что его окружает газ – метан. А над планетой плывут белые облака, и самый далекий Плутон. Плутон не является полноценной планетой, а относится к группе карликовых планет. Солнечных лучей там практически нет, поэтому на Плутоне очень холодно.

Сейчас мы с вами рассмотрели строение Солнечной системы. Подумайте и скажите что же такое Солнечная система

Воспитатель: Солнечная система это наш дом, в которой расположены планеты.

Давайте, поиграем в солнечную систему, вместе со мной повторяйте…

Воспитатель берет шапки сделанные в виде планет и раздает детям.

 По порядку все планеты назовёт любой из нас:

Раз — Меркурий,  Два — Венера, Три — Земля,

Четыре — Марс, Пять — Юпитер,  Шесть — Сатурн,

Семь—Уран.   За ним — Нептун,  он восьмым идёт по счёту.

А за ним уже, потом,  и девятая планета  под названием Плутон.

Воспитатель:  Я буду Солнцем а вы соответственно планеты.  Давайте построим Солнечную систему на раз, два три. Вот эти линии они будут ваши орбиты по которым вы будите двигаться, если не будите следовать по этим линиям то можете столкнуться друг с другом.  Проводится игра «Планеты, стройся!»  -  дети под музыку становятся на места.

Занятие по рисованию «Путь к звездам».
Программное содержание: прививать у детей интерес к теме космоса; учить приему набрызга (изображение звездного неба); учить изображать ракету в полете, передавать в рисунке характерные особенности космического корабля; продумывать композицию и содержание рисунка; развивать навыки работы с кистью и красками. 
Материалы, инструменты, оборудование.
У воспитателя картинка с изображением космической ракеты. . 
У старших дошкольников тонированные альбомные листы, гуашь, кисти, расчески, зубные щетки. 
Предварительная работа. Рассмотреть на картинках строение ракеты – кабину космического корабля, ступени, топливные баки, сопла. 
Ход. Воспитатель говорит всем детям: 
- Ребята, я вас приглашаю в удивительное и интересное путешествие, в которое мы отправляемся не на машине и не на поезде. Мы полетим, но только не на самолете. Полетим мы высоко-высоко в небо, к далеким звездам – на ракете!
Показать картинку с изображением космической ракеты. 
Я ракету нарисую
И отправлюсь на ней в путь.
Ярким звездам улыбнусь,
На Луну взгляну.
- Чтобы отправиться в космос, нам нужна ракета, и её надо нарисовать. 
Сначала нарисуем корпус ракеты. (Воспитатель рисует удлиненный прямоугольник.) Аккуратно его раскрасим, не выходя за контурную линию. Нарисуем нос ракеты. (Показать.) Не забудем нарисовать круглые окна – иллюминаторы. Через них мы будем любоваться звездами. (Один из детей может нарисовать иллюминаторы.) Вот и готова наша ракета. Старт! Полетели. Нарисуем красными линиями огненный хвост из ракетных двигателей. (Прямыми линиями рисуется огонь.) 
Для изображения звездного неба дети используют прием набрызга. Над листом нужно расположить расческу, предварительно нанести на неё краску. Провести по расческе зубной щеткой, разбрызгивая на бумагу капли краски. После того, как краска немного просохнет, можно приступить к изображению ракеты. Уточнить с детьми порядок изображения космической ракеты, её основных частей: ступеней, носовой части и сопел. 
Когда рисование окончено, работы детей размещаются на выставке. Воспитатель просит детей рассказать об их рисунках.

Занятие по лепке «Звёзды и кометы».

Задачи: Продолжать освоение техники рельефной лепки. Вызвать интерес к созданию рельефной картины со звёздами, созвездиями и кометами. Инициировать самостоятельный поиск средств и приёмов изображения (скручивание и свивание удлинённых жгутиков для хвоста кометы, наложение одного цветового слоя на другой). Познакомить со способом смешивания цветов пластилина, пластилиновой растяжкой. Развивать чувство формы и композиции.

Содержание занятия:

Пригласить детей полюбоваться ночным небом. Достать подзорную трубу, свёрнутую из бумаги. Всматриваясь через неё в картину, комментирую:

“Окрашен космос в чёрный цвет,

Поскольку атмосферы нет,

Ни ночи нет, ни дня.

Здесь нет земной голубизны,

Здесь виды странны и чудны:

И звёзды сразу все видны,

И Солнце, и Луна.

Дети тоже рассматривают небо через подзорную трубу.Спросить детей, что им удалось увидеть в ночном небе. Выслушать ответы детей.

“ Дети, посмотрите, кто это там! Какой-то зелёный человечек, машет нам. Ой–ёй, да это же. ино - пла-не-тянин, гость с другой планеты! Какой забавный” Гость приглашает детей в космическое путешествие на космических кораблях, полетать меж звёзд наперегонки с кометами.

“Ребята, а вы хотите стать космонавтами?” Дети соглашаются, но сначала нужно каждому нарисовать звёздное небо и “достроить” свою ракету. Уточняем, что рисовать будем пластилином. “Он такой яркий и разноцветный. И наши звёзды получатся фантастически красивыми”

Сначала рисуем звёзды:

• готовим три кусочка пластилина разного цвета и размера (жёлтый, оранжевый, красный); раскатываем шарики; прикрепляем их к фону сначала самый большой – прижимаем, чтобы получилась лепёшка; на эту лепёшку кладём средний и тоже сплющиваем, сверху кладём самый маленький и прижимаем лишь слегка – получилась трёхцветная звезда, которая светит нам из далёкого-далёкого космоса;

• отщипываем кусочек пластилина жёлтого цвета, раскатываем в шар и прижимаем к фону; затем раскатываем жгутики и прикрепляем их так, будто это лучики моей звезды;

соединяем вместе два кусочка пластилина разного цвета, смешиваем, чтобы получились красивые узорные разводы, из этого пластилина скатываем шарик – прижимаем к фону, чтобы получилась планета;

Затем уточнить с детьми, как лепить комету, по ходу показа в доступной форме пояснить что такое

Раскинув свой огнистый хвост,

Комета мчится между звёзд.

— Послушайте, созвездья,

Последние известия,

Чудесные известия,

Небесные известия!

• “голова” - одноцветный шар, “хвост” - шлейф из разноцветных жгутиков, одинарных или скрученных между собой, разного цвета.

• Луна. Чтобы её сделать – скатываем колбаску из пластилина жёлтого цвета, сгибаем её в дугу и прижимаем к фону.

Верный спутник, ночей украшенье,

Дополнительное освещенье.

Мы, конечно, признаться должны:

Было б скучно Земле без Луны!

Какая красота получилась! Ура. В путь нам, друзья, отправляться пора.

ПОООЕХАЛИ!

Занятие по аппликации «Космическое путешествие»

Цель : Развивать мелкую моторику рук. Активизировать лексику. Развивать творческое мышление, воображение, слуховое и зрительное внимание. Упражнять в аккуратном наклеивании. Учить задумывать изображение, подчинять замыслу последующую работу.

Материалы: иллюстрации планет, ракеты, звёзд, кометы, портреты космонавтов, картон черного цвета, заготовка из простой бумаги для аппликации, цветные карандаши, клей, салфетки, клеёнки.

Ход занятия.

В начале занятия побеседовать с детьми о том, что скоро наступит праздник "День космонавтики". Рассмотреть иллюстрации планет, звёзд, ракет, портреты космонавтов Ю. Гагарина, Г. Титова, В. Терешковой.

- Сегодня мы с вами заглянем в космическое пространство как когда-то это сделали наши доблестные космонавты. Для этого нам нужно подобрать бумагу темного цвета. Вырезать силуэты ракеты, планет, звезды, космического корабля.

Предложить каждому ребёнку подумать, что он вырежет и наклеит на свой лист картона. Разложить заготовки не приклеивая их.После того, как вы приклеили свои заготовки дадим им несколько минут чтобы они подсохли. А пока проведём космическую физкультминутку.

А сейчас мы с вами дети,

Улетаем на ракете,

На носки поднимись

А потом руки вниз

Раз, два, три, четыре -

Вот летит ракета ввысь! (1-2 - стойка на носках, руки вверх, ладони образуют "купол ракеты", 3-4 основная стойка)

Ну вот, ваши работы 

Занятие по математике «Путешествие в космос».

Программное  содержание:

- закрепить знания о  составе  числа 5 из двух меньших чисел;

- закрепить знания о геометрических фигурах, упражнять в определении их на ощупь;

- упражнять в прямом и обратном счете в пределах 10;

- закрепить понятия: «предыдущее», «последующее», «соседи» названного числа;

- упражнять в умении различать и называть цифры по порядку;

- упражнять в сравнении двух групп предметов;   

- развивать внимание, логическое мышление, память, общую и мелкую моторику, самостоятельность.

 Материал: трафарет «ракета»; геометрические фигуры: квадраты, прямоугольник, круг, треугольники; карточки с изображением предметов, картина с изображением орбиты, спутников; куб с изображением цифр на гранях; карточки со знаками «+» и «-» звездочки - раздаточный материал; дорожка с изображением геометрических фигур; «летающие тарелки»; сундучок с кодовым замком; картина «Вселенная»; звездочки.

 Ход занятия

1. Организационный момент

- Ребята, вы любите путешествовать? Почему вы любите путешествовать? Сейчас я предлагаю отправиться в космическое путешествие. На чем можно полететь в космос?

На мольберте – трафарет «ракета».

- Но ракета не готова к полету. Мы должны собрать ее из геометрических  фигур. Воспитатель раздает геометрические фигуры.

- С закрытыми глазами  определите, какая геометрическая фигура у вас в  руках и назовите ее. Встаньте по порядку в соответствии с цифрой на вашей геометрической фигуре.

- Соберите ракету из геометрических фигур, начиная с цифры 1.

Ракета готова к полету. Осталось дать команду. Посчитайте от 10 в обратном порядке. Пуск!

 2. Планета «Цифровая»

- Ребята, посмотрите,  мы прилетели на необычную планету. Это планета «Цифровая». Вокруг этой планеты летают спутники. Каждый  спутник  имеет свой порядковый номер.

Выведите спутники на орбиту в соответствии с их порядковым номером.

 - Чтобы перелететь на следующую планету ответьте на вопросы:

Назовите соседей числа 5. Назовите число, последующее за числом 3. Назовите число, предыдущее числу 2. Назовите пятый день недели. Назовите четыре дня подряд, не пользуясь названиями дней недели и числами.

 3. Вот планета «Математических знаков»

- Как  называются эти знаки? Посчитайте  предметы, изображенные на карточке. Выберете нужный знак и поставьте его между предметами. Почему выбрали знак «+»? Почему выбрали знак «-»?

 4.Физкультминутка. Ходьба по «магнитной дорожке.

Чтобы перейти на другую планету, мы должны пройти по «магнитной   дорожке»

 (Дети имитируют ходьбу по «магнитной дорожке», с трудом отрывая ноги от пола).

 5. Планета «Игровая»

Воспитатель показывает цифру на грани куба.

- Прохлопайте в ладоши столько раз, сколько не хватает до 5. Сделайте столько прыжков, сколько не хватает до 4. Сделайте столько приседаний, сколько не хватает до 3.

 6. Работа с раздаточным материалом

Вот «Звездная» планета. На ней происходит настоящее волшебство. Разноцветные звездочки загораются  каждый раз по-разному. Посчитайте сколько звездочек на вашей карточке. Добавьте столько звездочек, чтобы их стало 5. Как получили число 5?

 7. Пальчиковая гимнастика

Пальчики уснули, в кулачок свернулись

1, 2, 3, 4, 5, захотели  поиграть

Разбудили дом соседей, там проснулись 6 и 7

8, 9, 10  -  Веселятся все.

Но пора обратно всем: 10, 9, 8, 7

6 калачиком свернулся,

5 зевнул и отвернулся,

4, 3, 2, 1

Снова в домиках мы спим.

 8. Игра «Летающие тарелки»

- Посмотрите, какие необычные «летающие тарелки». Заштрихуйте такие два кружка, чтобы сумма чисел в них составляла число 5. Из каких чисел состоит число 5?

 9. Игра «Фигурная дорожка»

- На следующую планету мы попадем тогда, когда пройдем по дорожке,  наступая только на пятиугольники.

 10. Планета «Сюрпризная»

- Посмотрите сундучок, но на нем  кодовый замок. Подберите нужную карточку к замку, чтобы открыть сундучок.

Сундучок открывается. Детям  раздают звездочки на память о полете.

 11. Игра «Исправь ошибки художника»

- Какие ошибки допустил художник, изображая на картине Вселенную? Где мы можем  увидеть птиц, насекомых, деревья? Значит, нам пора возвращаться на планету Земля.

Приготовить ракету к полету. Даем команду к запуску. Пуск!

Дидактические и подвижные игры.

«Правильно расставь планеты»

Цель: учить детей называть и запоминать расположение планет Солнечной системы по мере их удаления от Солнца. Закрепить представление об их размерах и количестве в солнечной системе.

Материал: карточки с изображением Солнца (1) и планет Солнечной системы (2-9) по типу паззлов. На обратной стороне карточек указаны их порядковые номера от 1 до 9.

Ход игры. На первом этапе игры ребенок, с помощью взрослого, находит начальную картинку (Солнце), а затем из остальных картинок составляет целую полоску. Ребята помладше делают это, подбирая картинки, контуры которых совпадают (по типу паззлов). Ребята постарше последовательность расположения планет устанавливают по памяти. Чтобы проверить результаты, картинки переворачиваются.    

«Найди пару»

Цель: развивать умение соотносить схематическое изображение созвездий с картинками, символизирующими эти созвездия.

Материал: 12 карточек с изображением созвездий, 12 карточек с картинками, символизирующими эти созвездия (Лев, Кит, Рыбы, Большая Медведица, Орел, Лебедь, Дракон, Геркулес, Персей, Волопас, Кассиопея, Пегас).

Ход игры. Детям раздаются карточки с картинками, символизирующими созвездия. Необходимо подобрать к ним соответствующие созвездия. Затем можно усложнить задачу – ребенку нужно найти созвездие по памяти. Показываем картинку, потом ее прячем. Ребенок по памяти находит нужное созвездие.

«Подбери пришельцу ракету»

Цель: продолжать формировать устойчивое представление о форме, цвете, размере, геометрических фигурах.

Материал: картинки с изображением пришельцев и ракет из геометрических фигур.

Ход игры. На листе бумаги изображены пришельцы из геометрических фигур и ракеты в форме этих же фигур. Нужно соеденить линией изображения ракеты и пришельца, состоящих из одинаковых геометрических фигур.

«Мое созвездие»

Цель: знакомить детей с созвездиями, их названиями, формой. Развивать абстрактное мышление.

Материал: карта звездного неба, схемы 12 созвездий + Большая и Малая Медведица.

Ход игры. Детям раздаются схемы созвездий. Для начала они рассматривают карту звездного неба, находят необходимое созвездие по количеству и форме расположения ярких звезд. Затем ребята с помощью маркера прорисовывают создездия на своих схемах.

С помощью этой игры дети решают самые разные задачи: совершенствуют графические навыки, ориентируются на пространстве листа, изображают фигуры созвездий.

 «Найди лишнее»

Цель: развивать логическое мышление. Развивать умение проводить классификацию, объединять предметы по какому-либо основному признаку. Развивать память.

Материал: наборы картинок с изображением различных предметов.

Ход игры.

Воспитатель: «Мы – космонвты, собираемся сесть в космический корабль для полета к дальним планетам. Перед тем, как отправиться в полет, космонавты долго тренируются на Земле, проходят разные испытания. Среди них есть испытания на сообразительность.Сейчас я хочу устроить такое истытание вам. У меня есть несколько  наборов картинок (слов). Подумайте хорошо, что в данных наборах лишнее. Нужно быстро ответить и обосновать свой ответ.»

1 вариант (с опорой на наглядность). Воспитатель показывает детям набор из четырех картинок. Перед детьми ставится задача – найти лишний предмет, не укладывающийся в общую схему.

 2 вариант (без опоры на наглядность). Воспитатель зачитывает детям наборы слов. Задача детей – найти в этом наборе лишнее слово, не укладывающееся в общую схему.

Предполагаемые наборы картинок (слов):

1.Солнце, Юпитер, Венера, Африка

2.Ракета, спутник, лодка, луноход

3.Комета, метеорит, звезда, глобус

4.Астронавт, астроном, астролог, космонавт

5.Меркурий, Венера, Большая Медведица, Марс

6.Звезда, галактика, созвездия, телескоп

7.Большая Медведица, Юпитер, Малая Медведица, Кассипея

8.Море, пустыня, океан, река

9.Овен, Близнецы, астролог, Рак

10.Равнины, горы, пустыня, океан

11.Смелый, храбрый, злой, отважный.

«Планеты Солнечной системы»

Цель: уточнить названия планет Солнечеой Системы. Упражнять в назывании и запоминании планет: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон. Развивать внимание и память.

Материал: набор карточек с изображением планет – по две карточки на одно изображение.

Ход игры. Игрок открывает сначала одну карточку, называет, что на ней нарисовано и показывает остальным. Затем открывает вторую карточку, тоже называет и показывает. Если карточки не совпадают – игрок кладет их на прежние места изображением вниз, а право хода переходит к следующему участнику. Если игрок откроет две одинаковые карточки, он забирает их себе, но прежде называет, какую планету выбрал,  и делает еще один ход.  Если игрок не назвал планету, он лишается хода. Когда непарные картинки возвращаются на место, все играющие стараются запомнить, где какая картинка лежит. В конце игры каждый игрок считает картинки парами. Ребенок, собравший больше всех картинок-парочек, выиграл.

«Космос»

Цель: учить детей плоскостному моделированию по образцу. Развивать мышление, творческое воображение, память.

Материал: 12 карточек с изображением какого-нибудь предмета (ракета, солнце, инопланетянин и др.), геометрические фигуры разного цвета.

Ход игры.

1 вариант. Дети накладывают детали на образец.

2 вариант. Дети конструируют, глядя на образец.

3 вариант. Дети конструируют по памяти.

4 варант. Дети придумывают свои космичесике объекты.  

«Собери созвездие»

Цель: знакомить детей с созвездиями, их названиями, формой. Развивать абстрактное мышление.

Материал: кусочки фетра, карточки с рисунками созвездий (12 зодиакальных созвездий, Большая и Малая Медведица), маленькие звездочки.

Ход игры. Ребенок выбирает в качестве образца карточку и самостоятельно выкладывает на фетре созвездие из звездочек. Он сам определяет количество созвездий, которые будет выкладывать. Опыт показывает, что с особым удовольствием дети составляют со созвездие, под которым каждый из них родился.

«Подбери словечко»

Цель: активизировать и расширить словать по теме «Космос». Развивать восприятие, память, логическое мышление.

Ход игры. У детей по одной звездочке и воспитатель просит подобрать к слову «звезда» родственное слово. Если дети затрудняются, допускаются наводящие фразы:

-человек, который считает звезды – звездочет,

-космический корабль, летящий к звездам – звездолет,

-скопление звезд на небе- созвездие,

-момент, когда звезды «падают» - звездопад,

-небо, на котором много звезд – звездное,

-небо, на котором нет звезд – беззвездное,

-бывает большая звезда, а бывает маленькая – звездочка.

«Ждут нас быстрые ракеты»

По залу раскладываются обручи-ракеты. По количеству их на несколько штук меньше, чем играющих. Дети берутся за руки и идут по кругу со словами:

- Ждут нас быстрые ракеты

Для полёта на планеты.

На какую захотим,

На такую полетим!

Но в игре один секрет:

Опоздавшим места нет!

После последних слов дети разбегаются и занимают места в «ракетах» (если детей много, то можно усаживаться в одну ракету по два-три человека) и принимают разные космические позы. Те, кому не досталось места в ракете, выбирают самые интересные и красивые позы космонавтов. Затем все становятся опять вкруг, и игра начинается сначала.

«Космонавты»

Игра проводится под сопровождение музыкального руководителя.

Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение звука «У».

- Запускаем мы ракету «У-У-У!»: Руки над головой в форме конуса,

- Завели моторы «Р – р – р»: движение по кругу друг за другом

- Загудели: «У-у-у!»: Руки расставили в стороны.

- На заправку полетели: присели –руки вперёд, заправились – руки опустили.

Игра повторяется несколько раз по желанию детей.

 «Ракетодром»

Дети раскладывают обручи по кругу, свободно бегают вокруг обручей и произносят слова:

Ждут нас быстрые ракеты

Для полётов по планетам.

На какую захотим,

На такую полетим!

Но в игре один секрет –

Опоздавшим места нет!

Воспитатель убирает несколько обручей. Игра повторяется, пока не останется один обруч.

 «Невесомость»

Дети свободно располагаются в зале, делают «ласточку» и стоят как можно дольше. Дети, вставшие на вторую ногу, садятся на места. Выигрывает ребенок, простоявший на одной ноге дольше всех.

 «Солнце – чемпион»

Выбранный ведущий-ребенок проговаривает «космическую» считалку, в ходе которой дети становятся одной из планет:

На Луне жил звездочет.

Он планетам вел учет:

Раз – Меркурий,

Два – Венера,

Три – Земля,

Четыре – Марс,

Пять – Юпитер,

Шесть – Сатурн,

Семь – Уран,

Восьмой – Нептун. Дети надевают шапочки с изображением выпавшей им по считалке планеты, под музыку начинают движение, по звуковому сигналу выстраиваются в нужной последовательности относительно солнца, которое изображает один из дошкольников.

Для родителей: «Это интересно!»

История развития космонавтики

Космонавтика как наука, а затем и как практическая отрасль, сформировалась в середине XX века. Но этому предшествовала увлекательная история рождения и развития идеи полета в космос, начало которой положила фантазия, и только затем появились первые теоретические работы и эксперименты. Так, первоначально в мечтах человека полет в космические просторы осуществлялся с помощью сказочных средств или сил природы (смерчей, ураганов). Ближе к XX веку для этих целей в описаниях фантастов уже присутствовали технические средства - воздушные шары, сверхмощные пушки и, наконец, ракетные двигатели и собственно ракеты. Не одно поколение молодых романтиков выросло на произведениях Ж. Верна, Г. Уэллса, А. Толстого, А. Казанцева, основой которых было описание космических путешествий.

Надо сказать, что идея соединить космическое и земное направления человеческой деятельности принадлежит основателю теоретической космонавтики К.Э. Циолковскому.

В СССР начало практических работ по космическим программам связано с именами С.П. Королева и М.К. Тихонравова. В начале 1945 г. М.К. Тихонравов организовал группу специалистов РНИИ по разработке проекта пилотируемого высотного ракетного аппарата (кабины с двумя космонавтами) для исследования верхних слоев атмосферы. Проект было решено создавать на базе одноступенчатой жидкостной ракеты, рассчитанной для вертикального полета на высоту до 200 км.

Развернулись работы по подготовке запуска первого ИСЗ ПС-1. Был создан первый Совет главных конструкторов во главе с С.П. Королевым, который в дальнейшем и осуществлял руководство космической программой СССР, ставшего мировым лидером в освоении космоса.

Космонавтика уникальна тем, что многое предсказанное сначала фантастами, а затем учеными свершилось воистину с космической скоростью. Всего 56 лет прошло со дня запуска первого искусственного спутника Земли, 4 октября 1957 г., а история космонавтики уже содержит серии замечательных достижений, полученных первоначально СССР и США, а затем и другими космическими державами.

Уже многие тысячи спутников летают на орбитах вокруг Земли, аппараты достигли поверхности Луны, Венеры, Марса; научная аппаратура посылалась к Юпитеру, Меркурию, Сатурну для получения знаний об этих удаленных планетах Солнечной системы.

Триумфом космонавтики стал запуск 12 апреля 1961 г. первого человека в космос - Ю.А. Гагарина. Затем - групповой полет, выход человека в космос, создание орбитальных станций "Салют", "Мир"... СССР на долгое время стал ведущей страной в мире по пилотируемым программам.

Показательной является тенденция перехода от запуска одиночных космических аппаратов для решения в первую очередь военных задач к созданию крупномасштабных космических систем в интересах решения широкого спектра задач (в том числе социально-экономических и научных) и к интеграции космических отраслей различных стран.

Задачи, которые возникали при подготовке и реализации космических полетов, послужили толчком для интенсивного развития и таких общенаучных дисциплин, как небесная и теоретическая механика. Широкое использование новых математических методов и создание совершенных вычислительных машин позволило решать самые сложные задачи проектирования орбит космических аппаратов и управления ими в процессе полета, и в результате возникла новая научная дисциплина - динамика космического полета.

Большая работа по созданию ракет-носителей на базе баллистических ракет была выполнена в КБ "Южное", возглавлявшимся М.К. Янгелем. Надежность этих ракет-носителей легкого класса не знает аналогов в мировой космонавтике. В этом же КБ под руководством В.Ф. Уткина была создана ракета-носитель среднего класса "Зенит" - представитель второго поколения ракет-носителей.

Создаются спутниковые системы связи, охватывающие практически все страны мира и обеспечивающие двустороннюю оперативную связь с любыми абонентами. Этот вид связи оказался самым надежным и становится все более выгодным. Системы ретрансляции позволяют осуществлять управление космическими группировками с одного пункта на Земле. Созданы и эксплуатируются спутниковые навигационные системы. Без этих систем уже не мыслится сегодня использование современных транспортных средств - торговых судов, самолетов гражданской авиации, военной техники и др.

Произошли качественные изменения и в области пилотируемых полетов. Способность успешно работать вне космического корабля впервые была доказана советскими космонавтами в 1960-1970-х гг., а в 1980-1990-х гг. была продемонстрирована способность человека жить и работать в условиях невесомости в течение года. Во время полетов было проведено также большое число экспериментов - технических, геофизических и астрономических.

Важнейшими являются исследования в области космической медицины и систем жизнеобеспечения. Необходимо глубоко изучить человека и средства жизнеобеспечения тем, чтобы определить, что можно поручить человеку в космосе, особенно при продолжительном космическом полете.

Одним из первых космических экспериментов было фотографирование Земли, показавшее, как много могут дать наблюдения из космоса для открытия и разумного использования природных ресурсов.

В 1967 году в ходе автоматической стыковки двух беспилотных искусственных спутников Земли "Космос-186" и "Космос-188" была решена крупнейшая научно-техническая проблема встречи и стыковки космических аппаратов в космосе, позволившая в сравнительно короткие сроки создать первую орбитальную станцию (СССР) и выбрать наиболее рациональную схему полета космических кораблей к Луне с высадкой землян на ее поверхность (США). В 1981 году был совершен первый полет многоразовой транспортной космической системы "Спейс Шаттл" (США), а в 1991 году стартовала отечественная система "Энергия" - "Буран".

В целом решение разнообразных задач исследования космоса - от запусков искусственных спутников Земли до запусков межпланетных космических аппаратов и пилотируемых кораблей и станций - дало много бесценной научной информации о Вселенной и планетах Солнечной системы и значительно способствовало техническому прогрессу человечества. Спутники Земли совместно с зондирующими ракетами позволили получить детальные данные об околоземном космическом пространстве. Так, при помощи первых искусственных спутников были обнаружены радиационные пояса, в ходе их исследования было глубже изучено взаимодействие Земли с заряженными частицами, испускаемыми Солнцем. Межпланетные космические полеты помогли нам глубже понять природу многих планетарных явлений - солнечного ветра, солнечных бурь, метеоритных дождей и др.

Космические аппараты, запущенные к Луне, передали снимки ее поверхности, сфотографировали в том числе и ее невидимую с Земли сторону с разрешающей способностью, значительно превосходящей возможности земных средств. Были взяты пробы лунного грунта, а также доставлены на лунную поверхность автоматические самоходные аппараты "Луноход-1" и "Луноход-2".

Автоматические космические аппараты дали возможность получить дополнительную информацию о форме и гравитационном поле Земли, уточнить тонкие детали формы Земли и ее магнитного поля. Искусственные спутники помогли получить более точные данные о массе, форме и орбите Луны. Массы Венеры и Марса также были уточнены с помощью наблюдений траекторий полетов космических аппаратов.

Требования космонавтики обусловили необходимость конструирования комплексных автоматических устройств при жестких ограничениях, вызванных грузоподъемностью ракет-носителей и условиями космического пространства, что явилось дополнительным стимулом для быстрого совершенствования автоматики и микроэлектроники.

Результаты, получаемые в области спутниковой геодезии, особенно важны для решения военных задач, картирования природных ресурсов, повышения точности траекторных измерений, а также для изучения Земли. С использованием космических средств появляется уникальная возможность решения задач экологического мониторинга Земли и глобального контроля природных ресурсов. Результаты космических съемок оказались эффективным средством наблюдения за развитием посевов сельскохозяйственных культур, выявления заболеваний растительности, измерения некоторых почвенных факторов, состояния водной среды и т.д. Совокупность различных методов космической съемки обеспечивает практически достоверную, полную и детальную информацию о природных ресурсах и состоянии окружающей среды.

Помимо уже определившихся направлений, очевидно, будут развиваться и новые направления использования космической техники, например организация технологических производств, невозможных в земных условиях. Так, невесомость можно использовать для получения кристаллов полупроводниковых соединений. Такие кристаллы найдут применение в электронной промышленности для создания нового класса полупроводниковых приборов. В условиях невесомости свободно парящий жидкий металл и другие материалы легко деформировать слабыми магнитными полями. Это открывает путь для получения слитков любой наперед заданной формы без их кристаллизации в изложницах, как это делается на Земле. Особенность таких слитков - почти полное отсутствие внутренних напряжений и высокая чистота.

Возможность осуществления таких замыслов неразрывно связана с решением задач по созданию новых двигателей для полетов в космическом пространстве не требующих значительных запасов топлива, например ионных, фотонных, а также использующих природные силы - силу гравитации, торсионные поля и др.

Создание новых уникальных образцов ракетно-космической техники, а также методов космических исследований, проведение космических экспериментов на автоматических и пилотируемых кораблях и станциях в околоземном космосе, а также на орбитах планет Солнечной системы - благодатная почва объединения усилий ученых и конструкторов разных стран.

В начале XXI века в космическом полете находятся десятки тысяч объектов искусственного происхождения. В их число входят космические аппараты и фрагменты (последние ступени ракет-носителей, обтекатели, переходники и отделяющиеся детали).

Поэтому наряду с остро стоящей проблемой борьбы с загрязнением нашей планеты встанет вопрос борьбы с засорением околоземного космического пространства. Уже в настоящее время одной из проблем является распределение частотного ресурса геостационарной орбиты вследствие ее насыщения космическими аппаратами различного назначения.

Несомненным успехом мировой космонавтики было осуществление программы ЭПАС, заключительный этап которой - запуск и стыковка на орбите космических кораблей "Союз" и "Аполлон" - был осуществлен в июле 1975 г. Этот полет ознаменовал собой начало международных программ, которые успешно развивались в последнюю четверть XX века и несомненным успехом которых явились изготовление, запуск и сборка на орбите Международной космической станции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Путешествие по Солнечной системе"

В презентации использованы изображения планет Солнечной системы с соответствующим описанием и художественным словом...

Конспект занятия "Путешествие по Солнечной системе"

Программное содержание: ©   Расширить представления детей о космосе.©   Закрепить знания детей о том, что первым космонавтом Земли был гражданин России Юрий Гагарин....

Спортивно- познавательный праздник "Путешествие по солнечной системе"

Интеграция образовательных областей: Физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие.Цель: Расширение кругозора ...

Игра - путешествие "Космос. Солнечная система"

Хочу  представить  вашему  вниманию  фотоотчёт  о  проведении  НОД Игра-путешествие  "Космос. Солнечная  система"  и  презентацию,  использу...

Проект в старшей группе "Путешествие по солнечной системе"

Любое исследование, любое наблюдение, будь то наблюдение физика за тем, как раскалывается ядро атома, ребёнка за кошкой или астронома, ведущего наблюдения за далёкой-далёкой вселенной, — всё это...

Познавательно-исследовательский проект "Космос. Путешествие по солнечной системе".

Познавательно-исследовательский проект. " Космос. Путешествие по солнечной системе."...

Познавательно-исследовательский проект ТЕМА: «Космос. Путешествие по солнечной системе»

Познавательно-исследовательский проект ТЕМА:  «Космос. Путешествие по солнечной системе»...