Проект для подготовительной группы "Народные традиции"
проект (подготовительная группа)

Рыжман Наталия Анатольевна

Кроткосрочный проект для подготовительной к школе группы "Народные традиции" создан для развития познавательных и творческих способностей детей. В рамках реализации проектной деятельности необходимо продолжить знакомство детей с народными традициями и обычаями, с народным творчеством и декоративно-прикладным искусством.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_podgotovitelnoy_gruppy_narodnye_traditsii.docx21.29 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                           Рыжман Наталия Анатольевна

Проект для подготовительной группы
«Народные традиции»

Вид проекта: познавательно-творческий.

Продолжительность: кроткосрочный

Участники: дети и родители подготовительной группы, воспитатели, педагоги МАДОУ.

Цель: создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки совместного проекта, продолжить знакомство детей с народными традициями и обычаями, с народным творчеством и декоративно-прикладным искусством.

Задачи проекта:

- Познакомить детей с народными промыслами;

- Содействовать развитию речи ребенка: обогащать словарь, повышать выразительность речи;

- Развивать индивидуальные эмоциональные проявления во всех видах деятельности;

- Учить понимать образный смысл загадок;

- Осуществлять нравственное и эстетическое развитие личности ребенка;

- Развивать умение видеть красоту изделий прикладного творчества, формировать эстетический вкус;

- Развивать навыки художественного творчества детей.

Актуальность проекта: Актуальность данной темы на современном этапе обусловлена необходимостью изучения произведений детского фольклора педагогами, так как народная педагогика возникла, как практика, как искусство воспитания, она древнее педагогической науки, всегда обогащала её и, в свою очередь, сама обогащалась ею. Сказки, песни, пословицы, считалки, потешки, жеребьёвки, скороговорки, всегда были неразрывно связаны с опытом народной педагогики и широко применялись в работе ДОО.

Проблема приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России, особенно актуальна, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственное содержание образования.

Русское народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало, создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях. Именно этого не хватает сейчас в наших детях. Виртуальный мир заменил общение взрослого с ребенком, ушло в прошлое чтение русских народных сказок, рассказов, дети не знают, что такое пословицы и поговорки, не умеют отгадывать и загадывать загадки. Детям не знакома исконно русская одежда, традиции.

Через знакомство с народным декоративно-прикладным искусством, которое несет в себе национальные традиции, дошкольник соприкасается с жизнью народа, с тем, чем народ живет в прошлом и настоящем. Народное творчество развивает образное мышление ребенка, фантазию, влияет на творческий процесс. Связанное с декоративным творчеством художественное слово только усиливает процесс формирования нравственно-патриотических чувств подрастающего поколения.

Традиции русской национальной культуры накапливались веками. Мы, живущие в 21 веке, имеем огромное богатейшее наследие, оставленное нам, нашими предками. Утратив духовные традиции, мы убиваем в себе человека, нравственную опору, творческие способности.

В настоящее время, в современной молодёжной среде происходит утрата интереса к своему национальному прошлому, к своей культуре. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали младшие и старшие поколения. Безжалостное обрубание своих корней, отказ от народности ведет к бездуховности, отбивает желание у человека проявлять себя творчески.

Ожидаемый результат:

Закрепление знаний и представлений детей о народном творчестве;

Развитие познавательных способностей, коммуникативных навыков;

Развитие творческого воображения, творческого мышления;

Заинтересованность и активное участие родителей в образовательном процессе детского сада;

Умение детей ориентироваться в различных видах росписи;

Умение детьми составлять узоры по мотивам народных росписей.

Предполагается, что организованная работа, направленная на приобщение детей к русскому народному творчеству (изучение промыслов, обычаев, устного творчества), будет способствовать повышению уровня творческих способностей детей:

- Приобщение подрастающего поколения к народной традиционной культуре.

- Обогащение активного и пассивного словаря.
- Активное участие родителей в проекте.

Формы реализации:

·     обучение в повседневных бытовых ситуациях;

·     коллективные занятия;

·     беседы о русских народных промыслах, устном народном творчестве, обычаях и праздниках;

·     самостоятельная игровая деятельность в развивающей среде;

·     творческая деятельность;

·     учебно-игровая деятельность (познавательные игры, занятия).

 

 

План проекта:

I этап – предварительный.

подбор методической литературы и пособий;

подбор художественный, детской литературы;

подбор загадок по данной теме;                

подбор стихов по данной теме;

подбор дидактических и настольных игр;

атрибуты к сюжетно-ролевым играм;

подбор материала для художественного творчества;

создание предметной среды;

создание условий для самостоятельной деятельности детей.

 

II этап – основной.

Беседы:

- Беседа «Матрешка-душа России;

- Беседа «Знакомство с Городецкой росписью»;

- Беседа «Весёлая Дымка и Золотая Хохлома»;

- Беседа «Праздник Жаворонки- история, обычаи, традиции»

Рассматривание: 

             альбома с образцами декоративно-прикладного творчества;

             иллюстраций в книгах о народных промыслах  России;

             иллюстраций «Как наши предки открывали мир»,

                                     «Как наши предки шили одежду»,

                                     «Как наши предки выращивали хлеб»

            иллюстраций из серии «Народное искусство детям»:

            о промыслах «Городецкая роспись», «Сказочная Гжель»,  

                                   «Полхов-майдан», «Филимоновская игрушка»,  

                                   «Золотая Хохлома», «Дымковская игрушка».

           образцов русских народных костюмов; интерьера русской избы; предметов быта; куклы  в национальном костюме; фотографий и изображения  празднования  народных праздников;

Прослушивание:                                                                                         

- аудио и видеозаписи: русской народной игры «Дударь» и танцев;

- звучания народных музыкальных инструментов; произведение Чайковского «Жаворонки»

   Просмотр  обучающих фильмов, презентаций: 

- «Масленица», «Святки», «Ивана Купала»  

- презентация «Жаворонки»                             

Занятия с детьми:

Развитие речи:

- отгадывание и составление загадок по теме «Русское народное творчество»;

- чтение пословиц;

- чтение стихотворений по теме «Народные промыслы»;

- рассматривание: тематической папки «Народное искусство», карточек образцы «Декоративно-прикладное творчество», изображений, иллюстраций по теме «Народные промыслы», образцов изделий разнообразных видов промысла.

Чтение художественной литературы:

Чтение стихотворений:

«Дымка», «Красная девица» М. Г. Смирнова,

«Весёлая дымка» А. Дьяков,

«Пёстрый хоровод» Л. Гулыга,

«Индюк», «Водоноска» В. В. Гаврилова,

«Хохломская роспись», «Гжель» П. Синявский,

«Чаша» Ю. Николаева,

«Хохлома» В. Набоков.

Чтение книги Н. Бедник «Хохлома» (об истории хохломской росписи).

Познавательное развитие. Ознакомление с предметным и социальным окружением:

 «В гости к городецким мастерам», «Русская народная игрушка», Кожевникова А.А.
Дидактические игры: «Русские узоры», лото «Народные промыслы», «Четвертый лишний», «Угадай, какая роспись», «Собери целое» (плоскостные разрезные картинки)

    Настольно-печатные игры:

  «Любимые сказки», Лото «Народные промыслы»,

   Развивающие игры: «Собери матрешку», «Русские узоры», «Обрядовые куклы»

   Разучивание: пословиц, поговорок и закличек.

   Продуктивная деятельность:  разукрашивание разукрашек

Социально – коммуникативное развитие

Сюжетно-ролевая игра «Ярмарка».

Художественно-эстетическое развитие

Рисование: «Масленица», «Блины», «Дымковская барышня», «Русские Матрёшки».

Раскраски:  «Саратовский народный костюм».
Аппликация: (с элементами рисования) «Городецкая солонка»; Обрывная аппликация «Белая берёза»
Лепка: «Солнышко на масленицу», «Филимоновская игрушка »
Мастер-класс: Изготовление из ткани - «Жаворонки»
Музыкальное развитие

- Народные подвижные игры с музыкальным сопровождением: «Вейся, вейся капустка», «Золотые ворота», «Карусель», «Шел козел по лесу…»;

- Развлечение «Масленица».

Физическое развитие

Подвижные игры: «Ловишка, бери ленту», «Горелки», Гори-гори ясно», «Воротца».

   Физминутки «Домовой», «По дрова»

III этап – заключительный:

подведение итогов о проделанной работе;

- Мастер - класс для детей и родителей «Народные художественные промыслы» - изготовление «Жаворонков»;

-Изготовление лэпбука «Масленица»

- Участие детей в конкурсах и викторинах

- Оформление тематического уголка

- Оформление фотозоны «Ласточки прилетели»
     - Выставки творческих работ для родителей
     - Участие вVII Всероссийском конкурсе «Гордость страны», в номинации «Широкая масленица»

Консультации для родителей: «Приобщение к истории, традициям и культуре России»; «Значение русских народных праздников и традиций в жизни ребенка».

Результаты проектной деятельности:

• в результате проекта у детей пополнились, систематизировались знания и представления о русском народном творчестве;

• возросла познавательная активность детей;

• работа над проектом способствовала развитию творческого мышления и воображения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект в подготовительной группе «Обычаи и традиции Китая»

Вид проекта: познавательно-творческий, групповойУчастники проектаДети подготовительной группы «Капелька», воспитатели Кумачева Н. А. и Николаева М. Э., родители воспитанников, инструктор п...

Семейный проект в подготовительной группе детского сада на тему: «Традиции моей семьи»

Семейный проект в подготовительной группе детского сада на тему:«Традиции  моей  семьи»...

Краткосрочный проект в подготовительной группе " Знакомство с русскими традициями, обычаями"

Проводился в подготовительной группе с 28.10.2018- 10.11.2018г.Фото,планирование....

Творческий проект в подготовительной группе. Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры. «Обычаи и традиции русского народа»

Творческий проект в подготовительной группе. Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры.«Обычаи и традиции русского народа»...

Познавательно - творческий проект в подготовительной группе "Народная культура и традиции"

Познавательно - творческий проект в подготовительной группе "Народная культура и традиции"...

Проект для подготовительной группы «Народная культура и традиции»

Проект для подготовительной группы «Народная культура и традиции»...

Проект для подготовительной группы "Масленица .Народные традиции"

Знакомство  с традицией  проведения  народного праздника «МАСЛЕНИЦА»....