Тренинг «Привлечение молодых педагогов в дошкольное образовательное учреждение»
методическая разработка

Порошина Ольга Николаевна

Тренинг

 «Привлечение молодых педагогов  в дошкольное образовательное учреждение»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Начальная школа – детский сад М. Монтессори»

Устьянский муниципальный район

Методическая разработка

Тренинг

 «Привлечение молодых педагогов  в дошкольное образовательное учреждение» 

                                                                                             

Авторы:

воспитатели

                                                                                   Порошина Ольга Николаевна

Сопочкина Марина Николаевна                                                                                

п. Октябрьский

Тренинг

 «Привлечение молодых педагогов  в дошкольное образовательное учреждение»

Актуальность

Одной из актуальных проблем в современной дошкольной педагогике является проблема старения существующих педагогических кадров и отсутствие вливания свежих молодых сил за счет прихода молодых специалистов в детские сады. Молодые специалисты не спешат устраиваться на такую ответственную работу, а многие из устроившихся не выдерживают и нескольких месяцев, покидают свои места и порой уходят из специальности навсегда. Одни из причин, серьезно осложняющих и без того болезненный процесс адаптации молодого педагога к работе с дошкольниками, являются трудности, связанные с взаимодействием и общением с родителями, нет помощи в помощи в методической работе, низкооплачиваемая работа, подрывают искреннее желание молодого специалиста посвятить себя воспитанию и обучению маленьких детей и формируют отвержение своего образа как педагога. В связи с этим актуальны, на наш взгляд, и просто необходимы интерактивные мероприятия с данной категорией педагогов, направленные на восполнение знаний и отработку практических навыков общения, способствующие также повышению уверенности в себе, объединяющие коллег из разных детских садов. Предлагаем вашему вниманию сценарий тренинга для молодых педагогов.

 

Условия проведения:

Приглашаются студенты – педагоги.

Продолжительность занятия: - 1.20 - 1.40ч.

Материалы и оборудование: бейджики на каждого участника, ручки, листы бумаги А4 по числу участников, доска, маркер, карточки с фразами для игры «Тренировка интонации», бланки с изображением дерева, запись спокойной музыки для релаксации.

План проведения:

1. Вступление.

(Представление организаторов тренинга, ознакомление с правилами работы

группы участников).

2. Основная часть  (Игровые упражнения)

3. Итог тренинга. (Обратная связь). 

Цели: содействовать профессиональному становлению молодых педагогов, развивать их компетентность в процессе адаптации к рабочей среде.

Задачи:

1.Помочь научиться быстро и оптимально устанавливать эмоциональный контакт.

2.Упражнять начинающих педагогов в построении эффективного общения

с родителями.

3.Повышать уверенность молодых педагогов в собственных силах.

Ход занятия

Добрый день, уважаемые студенты!

Ведущий: Нам очень приятно видеть вас сегодня в нашем детском саду. Мы надеемся на ваше сотрудничество и активную деятельность. 

Мы Вас пригласили в наш детский сад не случайно, многие педагоги после окончания учебного заведения не идут работать по профессии, причины разные, кто то не уверен в своих силах,  кого- то не устраивает маленькая зарплата,  общение с родителями, неоказание помощи в методической работе  и т.д. Поэтому мы сегодня с Вами проведем тренинг, для того чтобы Вы стали более уверены в своих силах.

В начале нашего тренинга я предлагаю вам познакомиться с правилами общения.

Основные правила общения

  1. Не принято обижать, перебивать.
  2. Обращаться друг к другу по имени, на «ты» от первого лица (например: я хочу, думаю, чувствую…).
  3. Уважительно относиться друг к другу.
  4. Если начинается какое-то дело – в нем участвуют все без исключения.
  5. Уважение к говорящему, не перебиваем.
  6. Каждый участник может отказаться от участия в задании, сказав: «Стоп!».


Ведущий: Ну а сейчас мы с Вами познакомимся и поприветствуем друг друга. Упражнение-приветствие «Здравствуйте, я сегодня…»

(участники тренинга стоят возле своих стульев, расставленных в форме круга). Каждый по очереди произносит слова: «Здравствуйте. Я (называет свое имя)! Я сегодня вот такая…» затем показывает какое-либо движение, отражающее его теперешнее физическое или душевное состояние. Например: «Здравствуйте, я….(называет имя)! Я сегодня вот такая…» (придерживая край платья, грациозно приседает.) Вся группа говорит хором: «Здравствуй, Люда! Люда сегодня вот такая». И повторяет жесты, мимику Люды. Игра заканчивается, когда все участники приветствуют окружающих. Все участники хором говорят «Здравствуйте!».

Ведущий: Ну, а для того чтобы  нам с вами установить непринужденную атмосферу, мы с вами поиграем в игру «Шанхайцы».

Игра на сплочение «Шанхайцы».

Цель: сплочение группы, формирование доверия. (4 мин). (В свободном пространстве зала.)

Инструкция: «Встаньте в шеренгу и возьмитесь за руки. Первый в шеренге осторожно закручивается вокруг своей оси и тянет за собой остальных, покане получится «спираль»». В этом положении участники должны пройти некоторое расстояние. Можно предложить группе в конце своего движения осторожно присесть на корточки.

Основная часть.

1.  «Значимые профессиональные события в прошлом и наиболее желанные в будущем». 

Каждому участнику предлагается представить свою профессиональную жизнь и найти два события, наиболее значимые в прошлом и два события, которые наиболее желанны в будущем. При обсуждении делается акцент на события, ожидаемые в будущем.
Вопросы для обсуждения:

  • От кого зависит возможность осуществления этих планов?
  • В какое время они должны произойти?
  • Что может помешать тебе, осуществить свои планы?
  • Если эти события не произойдут, что ты будешь чувствовать? и т.д. Желательно, чтобы каждый участник группы принял участие в этой процедуре.

Основной смысл данного тренингового действия – принятие каждым на себя ответственности за свое ближайшее профессиональное будущее. Когда человек вслух формулирует собственные цели, он тем самым как бы публично берет на себя обязательства выполнить их. При этом эффект будет более высоким, если профессиональные перспективы каждого участника зафиксировать еще и на бумаге.

2. Беседа о соответствии первоначальных представлений о работе.

Цель: отследить динамику представлений педагога о своей будущей  работе.

Примерные вопросы:

  • как вы представляли себе работу поначалу;
  • что вам кажется сложным;
  • что вам доставляет наибольшее удовольствие в работе;
  • хочется ли вам сейчас работать воспитателем?

3. Психотехническое упражнение «Давление».

Цель: осознание разных моделей в общении и взаимодействии с партнером (родителем) , установка на равноправное общение.(10 мин)

    Инструкция: встаньте друг против друга, поднимите руки на уровне груди и слегка прикоснитесь друг к другу ладонями. Договоритесь, кто будет ведущим. Задача ведущего – слегка надавить на ладони своего партнера. Затем, поменяйтесь ролями и повторите движение давления на ладони партнера по игре.

 Правила построения эффективного общения:

 А) «Правило трех плюсов»

Самые универсальные – это:

  1. Улыбка,
  2. Имя собеседника.
  3. Комплимент.

Б) Приёмы установления хорошего контакта с собеседником:

  • Одновременно с улыбкой необходим доброжелательный, внимательный взгляд (контакт глаз). Но, не следует «сверлить» собеседника взглядом.
  • Короткая дистанция и удобное расположение (от 50 см до 1,5 м). Такая дистанция характерна для беседы близких знакомых, друзей, поэтому собеседник подсознательно настраивается нас выслушать и помочь – благодаря этой дистанции мы воспринимаемся им «ближе». Но, непереступать «границы» личногопространствасобеседника!
  • Необходимо убрать барьеры, «увеличивающие» расстояние в нашем восприятии в общении (стол, книга, лист бумаги в руках).
  • Использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед собой руки, ноги.
  • Всем своим видом поддерживать состояние безопасности и комфорта (отсутствие напряженности в позе, резких движений, сжатых кулаков, взгляд исподлобья, вызывающая интонация в голосе).
  • Использовать прием присоединения, т.е. найти общее «Я»: «Я сам такой же, у меня то же самое!». Как можно реже употреблять местоимение «Вы…» (Вы сделайте то-то!», «Вы должны это…!») Чаще говорить; «Мы»: «Мы все заинтересованы, чтобы наши дети были здоровы, умели…, знали…!», «Нас всех беспокоит, что дети…», «Наши дети…», «Нас объединяет общее дело – это воспитание наших с вами детей!»

4. Игра «Тренировка интонации».

Цель: осознание значения интонации для достижения цели воздействия воспитателя в общении с родителями. (Участники разделены на два круга)

Произнести фразы:

  • Мне не безразличны успехи Вашего ребенка (первый круг)
  • Мне хотелось бы большей откровенности в нашем разговоре (второй круг).

Произнести эти фразы с оттенками иронии, упрёка, безразличия, требовательности, доброжелательности (интонации обозначены на карточках). По окончании произнесения участники сообщают, удалось, ли на их взгляд, достичь цели воздействия; какая интонация наиболее приемлема в общении с родителями.

5.    Создание образа идеального воспитателя

Цель: составить коллективный список качеств, присущих идеалу воспитателя.

Инструкция. Студентам предлагается ответить, на вопросы:

  • каков в вашем представлении идеальный воспитатель;
  • какими качествами он должен обладать?

Свои представления участники тезисно излагают на бумаге, после чего

проводится обсуждение индивидуальных списков и составление общего.

6. Упражнение «Зеркало»

Материал: не требуется.

Инструкция. Необходимо разделиться на две команды. Это будут внутренний и внешний круги. Участники внешнего круга - «зеркала», внутреннего - те, кого отображают. Участникам внутреннего круга дается задание изобразить свое состояние в следующих ситуациях: визит к работодателю, комплимент, неожиданный вопрос,  встреча с конфликтным родителем, желание возразить, согласие.

Время выполнения 15 мин. Обсуждение.

7. Упражнение «Чемодан»

Группе объявляется, что сейчас каждому молодому педагогу дается воображаемый чемодан и участникам предлагается «собрать» его в «дорогу» – профессиональный путь в данное учреждение. «Вещи» – пожелания, советы, качества, которые понадобятся для успешного профессионального и личностного развития.

8. Упражнение - тест «Мое место в профессии»


Участники получают бланки с изображением дерева и человечков на нем. 
Ведущий: Дерево – символ профессиональной деятельности. Человечек – педагог. Вам необходимо определить свое место на дереве.
(После обсуждение)

Итог тренинга. Обратная связь.

В конце нашей встречи мы предлагаем установить обратную связь, проанализировать опыт, полученный в ходе групповой работы.

Педагогам предлагается ответить в свободной форме на вопросы:

  1. Какие впечатления остались у вас после сегодняшней встречи, удалось ли с помощью данных упражнений улучшить настроение, взбодриться, получить эмоциональное удовлетворение от неформального общения с коллегами?
  2. Какое упражнение вам понравилось больше всего? Почему?
  3. Ваши пожелания по поводу проведения последующих тренингов.

Литература.

 

  1. Арнаутова Е.П. «В гостях у директора»: Беседы с руководителем дошкольного учреждения о сотрудничестве с семьей. – М.,2004 г.
  2. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. «Гроссмейстер общения: иллюстрированный самоучитель психологического мастерства»- М.: Смысл; Academia, 1996 г.
  3. Зверева О.Л., Кротова Т.В. «Общение педагога с родителями в ДОУ»: Методический аспект.- М.: ТЦ Сфера, 2005 г.
  4. Бабич О.И. «Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения/ авт.- сост. Бабич О.И. - Волгоград: Учитель, 2009 г.
  5. Чумакова М.И., Смирнова З.В.  «Развитие профнссиональной компетентности педагогов: программы и конспекты занятий с педагогами / авт.-сост. Чумакова М.И., Смирнова З.В. – Волгоград: Учитель, 2008 г.
  6. Семенова Е.Г. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога: Учебное

пособие. / Е.Г. Семенова. - М.: Издательство Института психотерапии, 2002

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2017/6/54678_5c3ceab3eb533862085ed41c8327394c.jpg.jpg

3. Упражнение - тест «Мое место в профессии»
Участники получают бланки с изображением дерева и человечков на нем. 
Ведущий: Дерево – символ профессиональной деятельности. Человечек – педагог. Вам необходимо определить свое место на дереве.
(После обсуждение)

1. Упражнение «Мои профессиональные планы».

Каждый участник вместе с группой имеет возможность поразмышлять над тем, чего он ожидает от своей профессиональной жизни, каковы его устремления, какие ценности для него значимы.
Начать процедуру можно следующим образом:

1. «Прошлое, настоящее и будущее».

Каждому участнику предлагается на листе бумаги нарисовать цветными карандашами три круга, символизирующих профессиональное прошлое, настоящее и будущее. Расположение, размеры и цвет кругов участники выбирают сами в соответствии со своими ощущениями.
После выполнения задания группе предлагается обсудить представленные рисунки. 
Вопросы, которые могут задаваться:

  • Как соотносятся между собой прошлое, настоящее и будущее?
  • Какая между ними связь?
  • Чем отличаются рисунки участников? и т.д.

5.    Упражнение «Какое качество важнее?»

Цели: сформировать у участников более глубокое представление о личностных качествах педагога, стимулировать их к рефлексии собственных качеств.

Инструкция. Участникам последовательно предъявляются листы с написанными на них тремя положительными качествами:

  • мудрость, надежность, настойчивость;
  • активность, бескорыстие, вежливость;
  • сила воли, скромность, смелость;
  • самозабвенность, тактичность, терпеливость;
  • гордость, гибкость, доброжелательность;
  • невозмутимость, обаяние, общительность.

Задача - в каждой строке определить самое важное качество и обосновать свое решение. По окончании упражнения проводится обсуждение.

Ведущий:

- Для того чтобы понимать другого человека, необходимо хорошо знать самого себя: свои сильные и слабые стороны.

  1. Упражнение-самодиагностика «Я в лучах солнца».

Цель: определить степень отношения к себе (положительно-отрицательно), поиск и утверждение своих положительных качеств. (10 мин). (В кругу, сидя на стульях).

Каждый участник на листе бумаги рисует круг. В кругу вписывает своё имя. Далее необходимо прорисовывать лучи идущие от этого круга. Получается солнце. Над каждым лучом записывается качество, характеризующее этого человека. При анализе учитывается количество лучей (ясное представление себя) и преобладание положительных качеств (позитивное восприятие себя).

 

1). Знакомство (2 мин.)

Первый участник называет свое имя, второй повторяет имя первого и называет свое, третий повторяет первые два и свое, и т.д.

Непринужденна обстановка

  1. Игра на сплочение «Шанхайцы».

Цель: сплочение группы, формирование доверия. (4 мин). (В свободном пространстве зала.)

Инструкция: «Встаньте в шеренгу и возьмитесь за руки. Первый в шеренге осторожно закручивается вокруг своей оси и тянет за собой остальных, пока

не получится «спираль»». В этом положении участники должны пройти некоторое расстояние. Можно предложить группе в конце своего движения осторожно присесть на корточки.

2). «Ассоциации» (5 мин.)

Каждый из участников рисует для себя слово (предмет, вещь, животное, растение и т.д.), которое ассоциируется с вами. Нарисуйте и расскажите, наделяя её собственными качествами личности. Данный перенос способствует более полному раскрытию внутреннего состояния человека.

Составила Майорова Л.П., педагог-психолог.

Цель: помочь молодым специалистам проанализировать свою профессиональную деятельность, определить свои достоинства, качества, которые понадобятся для успешного профессионального и личностного развития, обозначить трудности и пути их преодоления.

1. Упражнение «Карусель комплиментов»

– Многие из нас в детстве любили кататься на карусели, сейчас мы также покатаемся, но на необычной «карусели комплиментов». Необходимо образовать два круга (внешний и внутренний) и встать лицом дуг к другу. Когда вы окажитесь перед человеком, то необходимо сказать ему комплимент. Карусель останавливается тогда, когда вы оказались перед первым человеком.

Вопросы:

  • что изменилось в вашем состоянии;
  • трудно и было выполнять упражнение.

4. Упражнение «Хвасталки»

– Я хочу поговорить о ваших успехах. Жизнь так разнообразна, что в ней всегда найдётся сфера, в которой вы успешны. Вспомните, пожалуйста какое-либо достижение, которое произошло за последнее время, при этом не имеет значение, большое оно или маленькое, главное, чтобы это было важно для вас. Подумайте об этом 1-2 минуты.

– Сейчас вам необходимо сообщить о своих достижениях как можно большему количеству людей. Постарайтесь показать, насколько вас это порадовало. Человек которому вы скажите об успехе, отвечает: «Я рад за тебя!».

Вопросы:

  • легко ли было говорить о своих успехах;
  • узнали ли вы что-то новое о ком-нибудь;
  • легко ли было радоваться вместе с другими;
  • как чувствовали себя, когда говорили о своих достижениях.

5. Упражнение «Чемодан»

Группе объявляется, что сейчас каждому молодому педагогу дается воображаемый чемодан и участникам предлагается «собрать» его в «дорогу» – профессиональный путь в данной школе. «Вещи» – пожелания, советы, качества, которые понадобятся для успешного профессионального и личностного развития.

6.    Упражнение «Мои профессиональные качества»

Цели: стимулировать участников к рефлексии своих личностных качеств, ресурсов и ограничений; составить план профессионального самосовершенствования.

Инструкция педагога-психолога: «Стремитесь ли вы стать идеальным воспитателем? Имеются ли в вашем окружении воспитатели, на которых вам хотелось бы равняться? Как вы думаете, можно ли этого добиться, или с этим надо родиться?

Подчеркните в описании вашего "идеала" те качества, которыми вы обладаете сейчас, развитие в себе остальных качеств будет являться вашей целью.

Теперь разделите лист бумаги на две колонки: в первой укажите те качества, которые вам помогают в профессиональной деятельности, во второй - те, которые мешают.

Внимательно посмотрите на качества, которые вам необходимо развить, для того чтобы приблизиться к идеалу. Выберите из них три главных, первостепенных для вас.

Теперь надо разработать план по достижению намеченных целей по схеме:

  • сама цель;
  • мероприятия по ее достижению;
  • факторы, которые будут способствовать (в том числе личностные особенности) или препятствовать достижению цели;
  • сроки реализации;
  • способы контроля или факторы продвижения к цели.

Дома составьте план достижения трех целей (план выработки у себя профессиональных качеств)».

Цель: обучить педагогов снятию эмоционального напряжения и мышечных зажимов.

На этом этапе педагог-психолог может познакомить молодых специалистов с упражнениями на релаксацию.

1) Релаксация «Воздушный шарик».

Инструкция : «Примите удобную позу, закройте глаза, дышите глубоко и ровно. Сейчас мы будем учиться расслабляться с помощью дыхания. Представьте себе, что в животе у вас воздушный шарик. Вы вдыхаете медленно, глубоко-глубоко и чувствуете, как он надувается... Вот он стал большим и легким. Когда вы почувствуете, что не можете больше его надуть, задержите дыхание и не спеша сосчитайте про себя до пяти, после чего начинайте медленно и спокойно выдыхать. Шарик сдувается... А потом надувается вновь... Сделайте так пять-шесть раз, затем медленно откройте глаза и спокойно посидите одну-две минуты».

2) Релаксация «Абажур».

Инструкция «Представьте себе, что у вас внутри, на уровне груди, горит яркая лампа, покрытая абажуром. Когда свет идет вниз, вам тепло, спокойно и комфортно. Но когда вы начинаете нервничать, абажур поворачивается лампой вверх... Резкий свет бьет в глаза, слепит, вам становится жарко и некомфортно.

Вообразили себе такую ситуацию? А теперь надо осознать, что в ваших силах ее исправить. Представьте, что абажур медленно и плавно поворачивается вниз, принимает нормальное положение. Слепящий свет исчезает, вам вновь становится тепло, уютно и комфортно...»

Игра «Тренировка интонации».

Цель: осознание значения интонации для достижения цели воздействия воспитателя в общении с родителями. (Участники разделены на два круга)

Произнести фразы:

  • Мне не безразличны успехи Вашего ребенка (первый круг)
  • Мне хотелось бы большей откровенности в нашем разговоре (второй круг).

Произнести эти фразы с оттенками иронии, упрёка, безразличия, требовательности, доброжелательности (интонации обозначены на карточках). По окончании произнесения участники сообщают, удалось, ли на их взгляд, достичь цели воздействия; какая интонация наиболее приемлема в общении с родителями.

Тренинг для  молодых   педагогов ДОУ

«Построение  эффективного общения  и взаимодействия с родителями»

Продолжительность занятия: 1 час 20 минут.

Материал: бейджики на каждого частника, булавки, ручки на каждого участника, листы бумаги А5 по числу участников, белая доска, маркер, карточки с фразами для игры «Тренировка интонации», 2 шляпы, магнитофон, запись танцевальной музыки для игры «Волшебная шляпа», запись спокойной музыки для релаксации.

 

Цель: способствовать преодолению трудностей начинающих педагогов

в общениии взаимодействии с родителями.

Задачи:

1.Актуализировать существующие проблемы во взаимодействии

с родителями;

2.Содействовать повышению уверенности в себе;

3.Упражнять начинающих педагогов в построении эффективного общения

с родителями.

План проведения:

I. Вступление.

Представление организаторов тренинга, ознакомление с правилами работы

группы участников.

II. Практическая часть:

  1. Игра на знакомство «Чёрные шнурки».

Цель: создание доброжелательной атмосферы, возможность для проявления фантазии, возможность увидеть общее в товарищах по группе. (5 мин). (В кругу  на стульях).

Все участники сидят на стульях в кругу, ведущий в центре предлагает поменяться местами тех, у кого, например, черные шнурки. Задача всем найти себе место, в том числе ведущему. Тот, кто не нашел себе места, становится ведущим.

 

  1. Игра на сплочение «Шанхайцы».

Цель: сплочение группы, формирование доверия. (4 мин). (В свободном пространстве зала.)

Инструкция: «Встаньте в шеренгу и возьмитесь за руки. Первый в шеренге осторожно закручивается вокруг своей оси и тянет за собой остальных, пока

не получится «спираль»». В этом положении участники должны пройти некоторое расстояние. Можно предложить группе в конце своего движения осторожно присесть на корточки.

 

Ведущий:

- Для того чтобы понимать другого человека, необходимо хорошо знать самого себя: свои сильные и слабые стороны.

  1. Упражнение-самодиагностика «Я в лучах солнца».

Цель: определить степень отношения к себе (положительно-отрицательно), поиск и утверждение своих положительных качеств. (10 мин). (В кругу, сидя на стульях).

Каждый участник на листе бумаги рисует круг. В кругу вписывает своё имя. Далее необходимо прорисовывать лучи идущие от этого круга. Получается солнце. Над каждым лучом записывается качество, характеризующее этого человека. При анализе учитывается количество лучей (ясное представление себя) и преобладание положительных качеств (позитивное восприятие себя).

 

  1. Дискуссия «Я и родители моей группы».

Цель: выявление взаимных претензий. (Расположение «подковой»)

Вопросы к участникам: «Каким образом на сегодняшний день складывается общение с родителями в Ваших группах?»; «Помогают ли они Вам?»; «Есть ли у Вас претензии к родителям?»; «Предъявляют ли родители какие-либо претензии к Вам?» (Ассистент записывает претензии родителей к воспитателям на доске). (10мин)

(Примерные «недостатки» - трудности начинающих педагогов: отсутствие опыта, отсутствие собственных детей, трудно выступать перед родителями на собраниях)

 

  1. Упражнение «Преврати недостаток в достоинство».

(Рассматривание выявленных претензий в позитивном ключе). (10 мин)

Инструкция: - Подумайте и найдите позитивное зерно в таком «недостатке», как отсутствие собственных детей. Участники: есть свободное время для личной жизни, время для чтения книг и пособий, дляподготовки к мероприятиям; мы умеем любить «чужих» детей и видеть в них хорошие и сильные стороны; мы приобретаем опыт для воспитания собственных детей и др.

 

  1. Теоретическое вступление «Правила построения эффективного общения».

(7 мин)

- Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд! Для того, чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд, необходимо применить «Правило трех плюсов» (чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум три психологических плюса.

Самые универсальные – это:

  1. Улыбка,
  2. имя собеседника
  3. комплимент.

- Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка!

- Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя-отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать: «Здрась-те!», а «Здравствуйте, Анна Ивановна!».

Во время конфликтов, желая снять их остроту, люди подсознательно начинают чаще использовать имя своего собеседника (прийти к согласию можно значительно быстрее). Потому что часто нам нужно не столько настоять на своем, сколько увидеть, что люди к нам прислушиваются, услышать при этом свое имя. Зачастую имя бывает решающей каплей, чтобы дело обернулось в нашу пользу.

 

- В общении наиболее применим косвенный комплимент: мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого: охотнику – ружье, родителю его ребенка.

Загруженные, усталые после работы родители особенно уязвимы в отношении хорошего и плохого поведения ребенка. Поэтому не стоит акцентировать внимание на плохом. Сначала нужно рассказать об успехах и только в конце тактично можно поведать о проблемных сторонах ребенка.

 

Кроме этих приемов существуют и другие приемы установления хорошего контакта с собеседником (демонстрация приемов общения совместно с ассистентом):

  1. Одновременно с улыбкой необходим доброжелательный, внимательный взгляд (контакт глаз). Но не следует «сверлить» собеседника взглядом.
  2. Короткая дистанция и удобное расположение (от 50 см до 1,5 м). Такая дистанция характерна для беседы близких знакомых, друзей, поэтому собеседник подсознательно настраивается нас выслушать и помочь – благодаря этой дистанции мы воспринимаемся им «ближе». Но не переступать «границы» личного пространства собеседника!
  3. Убрать барьеры, «увеличивающие» расстояние в нашем восприятии в общении (стол, книга, лист бумаги в руках).
  4. Использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед собой руки, ноги.
  5. Всем своим видом поддерживать состояние безопасности и комфорта (отсутствие напряженности в позе, резких движений, сжатых кулаков, взгляд исподлобья, вызывающая интонация в голосе).
  6. Использовать прием присоединения, т.е. найти общее «Я»: «Я сам такой же, у меня то же самое!». Как можно реже употреблять местоимение «Вы…» (Вы сделайте то-то!», «Вы должны это…!») Чаще говорить; «Мы»: «Мы все заинтересованы, чтобы наши дети были здоровы, умели…, знали…!», «Нас всех беспокоит, что дети…», «Наши дети…», «Нас объединяет общее дело – это воспитание наших с вамидетей!»

 

Вот самые основные правила установления хорошего личностного контакта и построения эффективного общения и взаимодействия с родителями.

 

Игра «Молекулы»

Цель: эмоциональная разрядка, разделение на пары, тройки, пятерки. Объединение трех «пятерок» в два круга.. (2-3 мин)

Инструкция: «Представьте, что мы молекулы. Хаотично движемся по залу

в любом направлении. По сигналу «Стоп! В пары!» берем за руку рядом стоящего товарища».

Игра «Тренировка интонации».

Цель: осознание значения интонации для достижения цели воздействия воспитателя в общении с родителями. (5 мин) (Участники разделены на два круга)

Произнести фразы:

üМне не безразличны успехи Вашего ребенка (первый круг)

üМне хотелось бы большей откровенности в нашем разговоре (второй круг).

Произнести эти фразы с оттенками иронии, упрёка, безразличия, требовательности, доброжелательности (интонации обозначены на карточках). По окончании произнесения участники сообщают, удалось, ли на их взгляд, достичь цели воздействия; какая интонация наиболее приемлема в общении с родителями.

 

Игра «Волшебная шляпа».

Цель: упражнение воспитателей в высказывании комплимента родителям. (5 мин) (Участники остаются в тех же кругах)

Инструкция: - Пока звучит музыка, передаём шляпу по кругу, когда музыка останавливается, тот, у кого она осталась, одевает её на себя и говорит комплимент любому, стоящему в круге. Это может быть и поверхностный комплимент, касающийся одежды, украшений, внешности, а так же можно сказать что-либо положительное о «ребёнке». Тот «родитель», которому адресован «комплимент», должен принять его сказав: «Спасибо, мне очень приятно!Да мне это в себе тоже очень нравится!».

По окончании игры все возвращаются на места. Обмен впечатлениями: легко ли было говорить комплимент; приятно ли было принимать комплимент. Ведущий подводит итог: комплимент должен быть искренним, лучше не прямым,а косвенным, т.е. хвалить«родителю»ребенка.

 

( Разделение участников на пары с помощью игры «Молекулы». (2 мин)

 

Психотехническое упражнение «Давление».

Цель: осознание разных моделей в общении и взаимодействии с партнером, установка на равноправное общение.(10 мин)

Инструкция: встаньте друг против друга, поднимите руки на уровне груди и слегка

прикоснитесь друг к другу ладонями. Договоритесь, кто будет ведущим. Задача ведущего – слегка надавить на ладони своего партнера. Затем, поменяйтесь ролями и повторите движение давления на ладони партнера по игре.

Выскажите друг другу свои впечатления. В какой ситуации Вам было эмоционально комфортнее: когда Вы давили или когда Ваш партнёр давил на Ваши ладони?

-Возможно Вы не испытали приятных минут ни в первом, ни во втором случае (Вам было неприятно давить на партнёра, и очень неприятно, когда давили на Вас).

Тогда, попробуйте не давить друг на друга, выполняйте совместные движения обращёнными друг к другу ладонями рук так, чтобы между вами возникло взаимное ощущение тепла (психоэнергетический контакт).

Почувствовали ли Вы, насколько приятнее взаимодействовать на равных, а не добиваться превосходства? Не забывайте, что стремясь к психологическому давлению на партнера по общению (будет родитель, коллега, ребенок), мы рискуем вызвать у него реакцию не подчинения, а возмущения. И вместо помощи, он просто откажется от контакта с нами.

 

Теоретическое вступление «Основы построения беседы с «трудным» родителем». (5 мин)

- Любой специалист ДОУ знает, как нелегко беседовать с так называемыми «трудными» родителями.

- Каких родителей можно назвать «трудными»? (Участники высказываются).

«Трудные» родители:

·Агрессивные, конфликтные, демонстрирующие наступающую позицию, они стремятся оправдать собственное невмешательство, родительское бессилие в воспитании своего ребенка: «Мы заняты на работе, у нас нет времени, чтобы заниматься ребенком!»; «Вы же воспитатели, педагоги, это Ваша обязанность учить и воспитывать детей!».

·Родители в позиции растерянности и беспомощности, которые постоянно жалуются педагогу, просят о помощи: «Ребенок нас не слушает, мы не знаем что делать, помогите нам!».

Начинающему, неопытному специалисту трудно сохранить свою самостоятельность и избежать «подыгрывания» такому родителю, который подавляет и манипулирует, играя на сочувствии и неуверенности, и конструктивный разговор становится невозможным.

Основная цель общения педагога с родителями – объединение совместных усилий для решения конкретной проблемы ребенка (н/р, отставание по программе, плохое поведение).

На первой фазе общения с такими родителями, необходимо сохранить эмоциональную отстраненность и поддерживать в себе спокойный и охлажденный нейтралитет, т.е. не позволить себе зарядится отрицательными эмоциями этого родителя. Как показывает опыт, необходимо «продержаться» примерно 10-15 минут, пока родитель в форме монолога будет высказывать свои претензии или жаловаться на свою беспомощность. В случаес «агрессивным» родителем, нужно стараться выслушивать молча, оставаться спокойной, уверенной в себе, не теряя вежливой доброжелательности. А в случае с «жалующимся» родителем, спокойно киваем собеседнику головой, вставляем нейтральные фразы: «Я Вас слушаю», «Я Вас понимаю…», «Успокойтесь».

Почувствовав нашу нейтральную позицию и эмоциональную отстраненность, родитель начнёт «остывать», его эмоции начнут иссекать и гаснуть. В конце концов, он успокоится, в нем будет формироваться психологическая готовность к конструктивному разговору с нами.

 

  1. Упражнение «Резервуар».

Цель: приобретение навыка сохранения спокойствия в напряженной ситуации. (5 мин)

Данное упражнение помогает настроиться на неприятную беседу и продержаться первые 10 минут.

Инструкция: Закройте глаза. Представьте или вспомните ситуацию неприятной беседы с конфликтным, «эмоционально заряженным» родителем. Примите на себя роль «пустой формы», резервуара или кувшина, в который Ваш собеседник «вливает», «закладывает» свои обвинительные слова, мысли, чувства. Постарайтесь ощутить внутреннее состояние «резервуара». Вы – просто форма, Вы не реагируете на внешние воздействия, а только принимаете их в своё внутреннее пространство, оставаясь холодным и нейтральным. Вас как бы нет в реальности, есть только пустая форма.

Потренируйтесь 2-3 раза перед началом беседы, и все будет легко получаться. Когда Вы будете уверены, что сформировали внутреннее состояние «резервуара», вступайте в диалог с собеседником.

Вторая фаза беседы с родителем – конструктивный диалог, обсуждение вариантов решения проблем.

Чтобы избежать противостояния с родителями:

·необходимо проявлять сдержанную доброжелательность и открытость;

·подчеркнуть значимость родителей в воспитании собственного ребенка;

·показать родителю свою положительную настроенность по отношению к его ребенку. Когда родитель увидит и почувствует, что педагог заботится о благополучии его ребенка, он перестанет прибегать к «психологической» защите и проявит готовность к сотрудничеству.

·Не надо стремиться, во что бы то ни стало отстаивать свою позицию, навязывать своё мнение родителям (давление приводит к протесту).

·Обсуждайте проблему, а не личные качества ребенка и его родителей.

·Нужно выразить уверенность в том, что если будут организованы совместные усилия семьи и педагогов детского сада, то существующая воспитательная проблема будет успешно решена. «Мы вместе против проблемы, а не против друг друга».

 

Игра-фантазия «Посылай и воспринимай уверенность».

Цель: релаксация, закрепление положительных эмоций. (5 мин)

Игра проводится под релаксационную музыку.

– Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха… теперь представьте себе, что над Вашей головой висит чудесная золотая звезда. Это – Ваша звезда, она принадлежит Вам и заботится о том, чтобы Вы были счастливы.

Представьте, что Вы с ног до головы озарены светом этой звезды, светом любви и радости. Теперь последовательно приложите свою руку сначала к сердцу, потом – к горлу и ко лбу. Почувствуйте, как золотой свет особенно ясно сияет в этих местах. Представьте себе, что Вы, как и Ваша звезда, испускаете во все стороны лучи ясного теплого света и что этот свет идет ко всем Вашим коллегам, находящимся в этом зале… Подумайте обо всех, кто находится в этом зале, и пошлите всем немного своего света.

Теперь пошлите немного света людям, которых нет в этой комнате: своим домашним, друзьям, Вашим воспитанникам, их родителям.

Теперь прислушайтесь к самим себе. Ощущаете ли Вы какие-нибудь сильные чувства, которые мы все сейчас посылаем друг другу? (10 секунд).

Сохраните в памяти эти чувства и обращайтесь к ним в тех случаях, когда Вы устали и Вам нужны свежие силы и уверенность в себе…

А сейчас попрощайтесь со звездой и мысленно возвращайтесь назад. Когда я досчитаю до трех, Вы можете открыть глаза и снова оказаться в этом зале. Раз… Два… Три…

 

  1. Подведение итогов. Рефлексия впечатлений участников.

Раздача памяток. (5 мин)

 

 

Литература.

 

  1. Арнаутова Е.П. «В гостях у директора»: Беседы с руководителем дошкольного учреждения о сотрудничестве с семьей. – М.,2004 г.
  2. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. «Гроссмейстер общения: иллюстрированный самоучитель психологического мастерства»- М.: Смысл; Academia, 1996 г.
  3. Зверева О.Л., Кротова Т.В. «Общение педагога с родителями в ДОУ»: Методический аспект.- М.: ТЦ Сфера, 2005 г.
  4. «Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения/ авт.- сост. О.И.Бабич. - Волгоград: Учитель, 2009 г.
  5. «Развитие профнссиональной компетентности педагогов: программы и конспекты занятий с педагогами / авт.-сост. М.И.Чумакова, З.В.Смирнова. – Волгоград: Учитель, 2008 г.
  6. Самоукина Н.В. «Игры в школе и дома: психотехнические упражнения, коррекционные программы»/ - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг: 2002 г.

Задачи:

· способствовать позитивным взаимоотношениям, взаимопониманию между педагогами;

· повысить групповую сплоченность;

· снять мышечное и эмоциональное напряжение педагогов;

· улучшить эмоциональное состояние педагогов.


Условия проведения:

Приглашаются молодые педагоги, группа – 6 человек (учителя, воспитатели).

Продолжительность занятия: 40 мин - 1ч.


Оборудование:

  • листы чистой бумаги;
  • ручки, карандаши, фломастеры;
  • талисманчики;
  • мешочек/шкатулка;
  • музыкальное оформление;
  • бланки теста, карточки.

Ход занятия

Добрый день, уважаемые коллеги!

Мне очень приятно видеть вас сегодня в нашей школе. Я надеюсь на ваше сотрудничество и активную деятельность.


Основные правила общения

  1. Не принято обижать, перебивать.
  2. Обращаться друг к другу по имени, на «ты» от первого лица (например: я хочу, думаю, чувствую…).
  3. Уважительно относиться друг к другу.
  4. Если начинается какое-то дело – в нем участвуют все без исключения.
  5. Уважение к говорящему, не перебиваем.
  6. Каждый участник может отказаться от участия в задании, сказав: «Стоп!».


1). Знакомство (2 мин.)

Первый участник называет свое имя, второй повторяет имя первого и называет свое, третий повторяет первые два и свое, и т.д.

2). «Ассоциации» (5 мин.)

Каждый из участников рисует для себя слово (предмет, вещь, животное, растение и т.д.), которое ассоциируется с вами. Нарисуйте и расскажите, наделяя её собственными качествами личности. Данный перенос способствует более полному раскрытию внутреннего состояния человека.

3). «Комплименты» (3-5 мин.)

Все мы любим получать комплименты. Я хочу предложить вам игру, во время которой вы можете сказать друг другу много комплиментов. Встаньте в круг. Постарайтесь придумать комплимент для человека, стоящего справа от вас. Подумайте о каких-либо его чертах характера. Первым начнет тот, кто стоит в начале ряда. Он поворачивается к соседу справа и говорит ему комплимент. Второй участник, в свою очередь, поворачивается к третьему, повторяет комплимент первого и добавляет к нему еще и свой и т. д

4). Тест «КАКОЙ ВЫ ПЕДАГОГ?» (Приложение 2) (10 мин.)

Сейчас я раздам Вам тест, ответьте, пожалуйста, на бланке и посчитайте баллы.

5). Игра «Кто любит…» (2-3 мин.)

Ведущий называет «Кто любит…» и все кто думают также, должны поменяться местами.

Например: мороженое, молоко, пирожное, каша, суши, море.


6). Работа с незаконченными предложениями (Приложение 3) (5 мин.)

Каждый по очереди вытаскивает карточку и заканчивает предложения, второй ведущий фиксирует на доске характеристики, которые дают учителя ученику – «трудному» и «идеальному». Составляем общую характеристику реального ученика.


7). Игра «Подарок» (5мин.)

Напишите, пожалуйста, на бумаге 3 качества, за которые ценят, любят, уважают дети учителя. Ведущий собирает записки и выдает каждому, перемешав их.

А сейчас, вручите, пожалуйста, написанные качества тому, кому они больше всего подходят из присутствующих. Спасибо за общую и интересную работу.


8). Релаксация «Старый город» (Приложение 4) (10-15 мин.)

Работа со своим внутренним миром, своими переживаниями, самая главная работа по восстановлению и раскрытию собственных ресурсов организма. Именно такую работу я предлагаю Вам сейчас с помощью приема психосинтеза.

Ведущий раскрывает значение используемых символов, участники самостоятельно анализируют, что получилось у каждого.


9). Упражнение: «Ресурсный мешочек» (3 мин.)

Мне хочется, чтобы вы всегда помнили, что у каждого человека есть его собственный внутренний ресурс. Он помогает нам выстоять в трудную минуту, найти силы, когда кажется, что уже ничего не получится.

Подумайте каждый для себя: что это может быть?

Чтобы не забыть, что этот ресурс действительно существует, я приготовила для вас ресурсный мешочек.

Пусть этот талисман напоминает вам о вашем внутреннем человеческом потенциале.

По кругу передается мешочек с мелкими бусинками и ракушками. Каждый по очереди вынимает из мешочка талисман на память.


Итог занятия(3 мин.)

На фоне музыки выдается «Листок обратной связи».

 «Старый город»

Сядьте, пожалуйста, поудобнее. Расслабьтесь. Почувствуйте, как расслабляются ваши ноги, почувствуйте, как расслабляется ваш живот, почувствуйте, как расслабляются ваши руки, сначала кисти, потом расслабление поднимается вверх, расслабляются плечи, шея, лицо, вся голова. Почувствуйте, как расслабляется все ваше тело. Вдохните глубоко. Выдохните, вдохните еще. Выдохните. Вдох, выдох.

А теперь представьте себе город, любой город, который первый придет к вам в голову. Представьте, какие в нем улицы – широкие или узкие, длинные или короткие. Представьте - какие дома – высокие многоэтажки или маленькие одноэтажные, бревенчатые или каменные. Какого цвета ваши дома. Представьте, какое время года сейчас в городе – весна, зима, лето или осень… Что сейчас утро, вечер, день или ночь. Посмотрите по сторонам – одни вы в городе или вас окружают люди. Сколько их? Что они делают? Как они себя чувствуют? Хочется ли вам заняться теми же делами, что и они? Прислушайтесь, пожалуйста, что вы слышите? Пение птиц, шум ветра, скрип форточки или вокруг вас тишина? Как вы себя чувствуете в вашем городе? Пожалуйста, запомните это чувство.

А теперь давайте прогуляемся по нашему городу, по его улицам. У каждого из вас свой город. У кого-то он большой, широкий, а у кого-то небольшой. Вот мы гуляем по городу и, дойдя до самого его центра, попадаем на городскую площадь. Рассмотрите ее внимательно. Какая она? Какой формы? Какого размера? В центре площади находится фонтан. Давайте подойдем к нему поближе и рассмотрим его. Работает он или нет, большой он или маленький, круглый или квадратный. Постойте около него. Какие чувства он у вас вызывает? Чтобы вы хотели сделать сейчас, стоя около фонтана?

Но вдруг, на другой стороне площади, вы замечаете магазин. Давайте подойдем к нему. Первое, что нас встречает это витрина. Давайте внимательно рассмотрим ее. Что на ней изображено? Какая она? Яркая, красочная, броская или простая, неприметная, такая, которая не бросается в глаза. Рассмотрите внимательно, как называется ваш магазин. А теперь давайте зайдем в магазин.

Возьмите, пожалуйста, дверную ручку и потяните дверь на себя. Легко или трудно открывается дверь в магазин? Заходите. Что же ждет вас внутри. Осмотритесь. Как вам магазин, куда вы пришли? Хорошо вам в нем или нет? Давайте погуляем по нему, посмотрим, что в нем продается. Выберите, пожалуйста, в магазине вещь, которая вам больше всего понравится. Внимательно рассмотрите ее. Чем она вам понравилась?

В магазине начал приглушаться свет и вы почувствовали, что устали. В углу магазина вы увидели кресло, подойдите и присядьте в него. Почувствуйте, как вам стало хорошо, вытяните ноги. Свет в магазине становится тусклым, вас окутывает полумрак. В этом полумраке начинаются слышаться разные звуки. Сначала звуки тихие, ели слышные, но чем дольше вы сидите, тем громче они становятся. Это между собой беседуют вещи в магазине. Прислушайтесь, пожалуйста, о чем они могут беседовать между собой. Вы прислушиваетесь к беседе, которая льется спокойно и тихо, и ваши веки становятся тяжелыми. Вы засыпаете….

Но вдруг вы просыпаетесь. За окном магазина уже темно. Вы встаете из кресла и выходите из магазина. Вот дверь магазина закрылась за вами. Холодный вечерний ветерок обдул вас. Вы открываете глаза и оказываетесь здесь у нас в комнате.

Интерпретация:

  • Представление города и все, что есть в нем – это то, как человек видит свою жизнь, как видят его жизнь другие.
  • Фонтан – это эмоции человека, как он может их проявлять и контролировать
  • Витрина магазина – это то, как видят человека другие, как он может себя преподнести.
  • Дверь магазина – это вход во внутренний мир (легко или трудно открывается).
  • Магазин (внутри) – это внутренний мир человека.
  • Вещь – это потребность человека.

Упражнения для тренинга со студентами

Упражнение «Превращаем проблему в цели»

Цель: выявить проблемы, существующие у студентов при взаимодействии с социальным окружением, и переформулировать их в цели.

Количество участников: 15-20 человек.

Время проведения: 30-45 минут.

Материальное обеспечение: ручки, бумага писчая, вопросы для каждого участника.

Ход занятия:

Педагог предлагает студентам составить список проблем, которые они хотели бы как можно быстрее разрешить.

В составлении списка проблем им могут помочь следующие вопросы:

1.Что я действительно хочу сделать, что иметь, чего достичь?

2.Что еще может доставить мне удовольствие?

3.В каких сферах жизни я хотел бы усовершенствовать свои способности?

4.Что в последнее время занимало мои мысли, волновало или сердило меня?

5.На что я чаще всего жалуюсь?

6.Что создаст мне больше всего забот?

7.Что заставляет меня чувствовать себя тревожно или напряженно?  Что дает мне возможность чувствовать себя уютно?

8.Что меня больше всего расстраивает?

9.Что стало в последнее время меня раздражать?

10.Что я хотел бы изменить в моем отношении к самому себе?

11.Что мне надо изменить в себе?

12.На что у меня уходит слишком много времени?

13.Что мне очень сложно сделать? От чего я быстро устаю?

14.Как я мог бы лучше распределять свое время?

15.Как я мог бы разумнее расходовать свои деньги?

Затем студенты выбирают и описывают проблему, которую они хотели бы решить прежде всего и представляют ее как можно более объективно.

После описания проблемы участники формулируют цель, которой они могли бы достичь, и отвечают на следующий вопрос: «Что мне необходимо сделать для того, чтобы моя проблема перестала существовать или, по крайней мере, стала менее острой?».

 

Упражнение «Заверши фразу»

Цель: выявить имеющиеся представления по обсуждаемой теме; проанализировать опыт взаимодействия с социальным окружением.

Количество участников: до 25 человек.

Время проведения: 20 минут.

Ход занятия:

Педагог предлагает студентам завершить ряд фраз, касающихся темы или содержания, атмосферы, организации взаимодействия.

Педагог может предложить студентам завершить следующие фразы:

- «Думаю, что настоящий друг…»;

- «Студенты, с которыми я учусь…»;

- «Моими сильными сторонами взаимодействия являются…»;

- «В процессе взаимодействия с людьми…»;

- «По отношению человека к человеку можно судить о…» и т.д.

Метод реализуется следующим образом: педагог произносит незавершенную фразу и указывает на участника, которому предлагает ее завершить. С одной и той же фразой педагог может обращаться к двум – трем студентам. Желательно, чтобы каждый завершил хотя бы одну фразу.

 

Упражнение «Контакты»

Цель: развивать умение устанавливать и поддерживать контакты с людьми.

Время проведения: 30-60 минут.

Количество участников: до 15 человек.

Ход занятия:

Педагог предлагает студентам разыграть некоторые ситуации.

Примерные ситуации:

«Перед вами человек, которого вы видите первый раз, но он вам очень понравился и вызвал желание с ним ознакомиться. Некоторое время вы раздумываете, а затем обращаетесь к нему. Время на установление контакта, приветствие и проведение беседы – 2-3 минуты».

Затем по сигналу педагога студенты должны в течение 1 минуты закончить начатую беседу, попрощаться и перейти вправо к новому участнику.

Эти правила распространяются и на нижеследующие ситуации:

«В вагоне метро вы случайно оказались рядом с довольно известным киноактером. Вы обожаете его, и, конечно, хотели бы с ним поговорить. Ведь это такая удача». Роль актера играют сидящие во внутреннем круге студенты.

«Вам нужна довольно крупная сумма денег. Нужно поговорить с родителями. И вот вы подошли к отцу (матери)».

«Вы узнали, что один из ваших друзей дурно отзывался о вас в неформальной обстановке. Надо с ним поговорить. Конечно, это не очень приятно, но лучше сразу все выяснить, чем строить догадки и переживать по этому поводу. Случай представился: вы одни, никого рядом нет».

Примечание:

- педагогу следует обратить внимание всех участников на то, как ни вступают в контакт, начинают встречу, какие приемы и способы коммуникации используют, как поддерживают разговор и заканчивают беседу;

- после очередной смены партнеров, задавая ситуацию, педагог определяет конкретные роли для каждого круга. Например, во внешнем круге участники играют роль родителей, во внутреннем – детей;

- задача педагога в этом упражнении – подобрать такие ситуации, чтобы было интересно решать поставленную проблему.

 

Ролевая игра «Ребятушки-козлятушки»

Цель: определить успешные стратегии поведения при взаимодействии.

Количество участников: до 20 человек.

Время проведения: 30-50 минут.

Ход занятия:

Педагог напоминает студентам старую сказку про волка и семерых козлят, а затем распределяет роли среди участников.

Группа разделяется на две части: одни играют роль «козлят-экспертов», другие – «претендентов», пытающихся убедить «козлят» в своей благонадежности.

Задача «козлят» - в диалоге с претендентом на попадание к ним в дом понять, действительно ли этот неизвестный является тем, за кого себя выдает, или это «волк». Из нескольких претендентов «козлята» должны выбрать тех, кто на самом деле получил роль «мамы-козы», «брата», «дяди-козла» и прочих некровожадных родственников.

«Претенденты» имеют скрытые задания не забывать о том, что они «волки», «лисы», «тигры» и т.д.

Однако эти задания надо от «козлят» скрывать. Каждый «претендент» должен сообщить коллегам о выбранном им образе.

Для того, чтобы убедить «козлят» в своей благонадежности, предоставляется фиксированное время. «Претендент» может говорить и делать все, что угодно, «козлята» тоже могут разговаривать с ним и между собой на любые темы. По истечении заданного времени «козлята» решат, можно ли пускать «претендента» в дом. В любом случае «претендент» не раскрывает свою роль до окончания игры.

Обсуждение итогов игры.

«Претенденты» раскрывают свои роли. Своими впечатлениями делятся сначала те, кто получил отказ. Затем обсуждаются действия тех, кто добился успеха.

 

Игра «Гороховый король».

Цель: развивать коммуникативные умения; развивать речь; создать благоприятную атмосферу.

Количество участников: до 20 человек.

Время проведения: до 30 минут.

Материальное обеспечение: горох (по 5 штук каждому участнику).

Ход занятия:

Каждому студенту раздается по пять горошин. Студенты ходят по аудитории и вступают друг с другом в разговор. Встречаясь, им необходимо друг другу по очереди задавать такие вопросы, чтобы в ответ они услышали слово «Да» или «Нет».

Если студент, отвечающий на вопрос, произносит одно из этих слов, то отдает собеседнику одну горошину. После этого они расходятся и ищут следующих партнеров для разговора.

У кого горошины закончились, тот выбывает из коммуникации. У кого после завершения будет самое большое количество горошин, тот – «Гороховый король».

Взаимодействуя, студентам необходимо выполнять следующие правила:

- нельзя молчать;

- нельзя избегать контакта и уходить от вопроса.

 

Метод «Пустой стул»

Цель: расширить представления студентов по обсуждаемой теме; обратить внимание на разнообразие мнений, точек зрения на предложенную тему; развить умение студентов осуществлять выбор и аргументировать его.

Количество участников: до 25 человек.

Время проведения: 40-50 минут.

Материальное обеспечение: листы бумаги с написанными тезисами.

Ход занятия:

Педагог выбирает тему, готовит 4 высказывания, представляющие разные точки зрения на обсуждаемый вопрос и расставляет мебель по кругу. Каждое высказывание записывает на отдельном большом листе бумаги и размещает на полу, образуя круг. Все студенты встают и, переходя от листа к листу, знакомятся с содержанием высказываний. Затем каждый из них выбирает то высказывание, с которым согласен, и садится возле него. Таким образом, создаются малые группы для дискуссии.

Каждая группа в течение 10-15 минут обсуждает содержание высказывания, фиксируя аргументы, подтверждающие ее выбор.

После обсуждения в малых группах перед каждой из них ставится один стул, на который садится представитель группы, чтобы высказать совместно выработанное мнение по обсуждаемой теме и начать дискуссию Время выступления – 2-3 минуты.

Завершив выступление, он возвращается к малой группе. Каждый студент может продолжить дискуссию, высказывая свое мнение, поддерживая аргументами позицию группы или подчеркивая неточности предыдущих вступлений. Для того, чтобы включиться в обсуждение, он должен занять пустой стул, стоящий перед его малой группой. Студент может занять пустой стул только один раз.

Педагог завершает дискуссию за 5 минут до конца занятия, чтобы подвести итоги работы групп.

Примечание:

- количество высказываний не должно превышать четырех;

- при наличии у студентов затруднений в определении своей позиции, педагог может предложить выбрать то высказывание, которое согласуется с его убеждениями;

- при большом количестве студентов в малых группах и желании активного участия всех членов команды, педагог может ограничивать время выступления представителей команд.

 

 

Упражнение «Плохо - хорошо»

Цель: развить умение объективно оценивать ситуацию взаимодействия.

Количество участников: до 25 человек.

Время проведения: 30-40 минут.

Материальное обеспечение: писчая бумага, ручки.

Ход занятия:

Каждый студент получает лист бумаги и ручку.

Педагог предлагает студентам вспомнить проблему, ситуацию, которая из тревожит (например, сдача экзаменов, неприятный разговор и т.д.).

Студенты делят листок на две половины. Слева они записывают 10 позиций-аспектов жизненной проблемы, которые имеют негативные последствия для них, справой стороны – 10 позиций, в которых отмечены положительные стороны данной ситуации.

При обсуждении упражнения педагог показывает, что в каждой жизненной ситуации необходимо уметь находить положительные стороны, за счет этого сохранять самообладание и спокойствие.

 

Упражнение «Три ответа»

Цель: развить умения определять адекватный способ поведения при взаимодействии.

Количество человек: до 15 студентов.

Время проведения: 30-50 минут.

Ход занятия:

Каждый студент придумывает ситуацию, в которой ему приходится отвечать воображаемому собеседнику. Эту ситуацию он сообщает группе, а потом демонстрирует три варианта ответов. Один из вариантов должен демонстрировать уверенное поведение, второй – агрессивное, напористое, наступательное, третий – неуверенное.

Все три варианта демонстрируются без предварительного предупреждения о том, какой конкретно вариант сейчас будет показан. После показа свои впечатления об услышанном и увиденном варианте ответа сообщает группа.

Каждый из студентов должен поделиться своими догадками по поводу того, какой из трех вариантов прозвучал. Можно раздать карточки с кратко изложенными ситуациями, например:

1.В автобусе проверка билетов. У вас по каким-то причинам билета нет. К вам подходит контролер. Вы говорите ему…

2.Собака вашего соседа испортила ваш половик. Вы звоните в дверь соседа. Он показывается на пороге. Вы говорите ему…

3.Преподаватель задает вам вопрос, который вы прослушали. Вы отвечаете ему…

4.Группа молодых веселых людей в кинотеатре мешает вам громким разговором. Вы обращаетесь к ним…

5.Ваш сосед настаивает на том, чтобы вы переключили телевизор на другую программу, где идет многосерийный фильм (спортивная передача), а вы смотрите то, что нравится вам. Вы говорите ему…

6.Ваш приятель не отдал вам в назначенный срок взятые в долг деньги. Вы говорите…

7.В поликлинике какой-то тип прорывается к врачу вне очереди. Все молчат. Вы говорите…

8.Родители просят сходить вас в магазин. Вы устали. Вы говорите им…

 

Упражнение «Шаг навстречу»

Цель: развить умение студентов делать комплимент, говорить приятное.

Количество участников: до 15-20 человек.

Время проведения: 30-40 минут.

Ход занятия:

Педагог просит двух студентов (это в данном случае важно) выйти к доске и стать лицом друг к другу с разных сторон.

Затем педагог дает им следующее задание: сделать шаг навстречу друг другу и сказать что-либо приятное. Студенты шагают до тех пор, пока не приблизятся друг к другу.

Примечание:

Обычно само задание вызывает смех среди присутствующих и смущение тех, кто стоит перед аудиторией.

Иногда кто-нибудь из студентов  предлагает: «Попросите их говорить неприятное, они пойдут быстрее». После этой реплики педагогу необходимо обратиться ко всем студентам с просьбой проанализировать увиденное и услышанное.

Тренинг «Успешное трудоустройство»

https://avatars.mds.yandex.net/get-direct/245587/LnvGktmwsF4PM_DRWYQKDg/y450Яндекс.ДиректПлан привлечения клиентов в коучингlp.bizmotiv-treningi.ru 

Тренинг к курсу «Технология карьеры» является своеобразным психологическим минимумом для каждого выпускника, так как с ситуацией поиска работы и трудоустройства сталкивается любой молодой специалист.

Сегодня эффективность трудоустройства молодых специалистов во многом зависит от способности и умения «продать себя» потенциальному работодателю. Одной из основных психологических составляющих успешности при устройстве на работу является активное и уверенное поведение претендента. Этим задачам соответствует тренинг к курсу «Технология карьеры», поскольку направлен на формирование навыков поведения при трудоустройстве. Помимо основных целей тренинг призван помогать молодым людям научиться лучше оценивать свое поведение, находить способы его изменения. Прохождение тренинга дает импульс к самосовершенствованию, так как есть возможность учиться на собственном опыте и практиковать приобретенные навыки в ситуациях, приближенных к жизни.

В тренинге к курсу «Технология карьеры» определено несколько основных направлений:

  • 1) обращение к ресурсам внутреннего Я;
  • 2) формирование навыков самопрезентации;
  • 3) формирование и закрепление навыков уверенного поведения.

Эти направления определяют темы каждого из трех дней тренинга.

Участники: студенты старших курсов, временно безработные молодые специалисты.

Структура тренинга: 3 дня по 8 академических часов занятий ежедневно.

Схема тренинга и рекомендуемые упражнения:

День первый. Знакомство, информирование о целях и задачах, правилах участия в тренинге.

Упражнения:

  • 1.  «Три круга» (изображение трех составляющих собственной жизни - прошлого, настоящего, будущего - в форме символических кругов).
  • 2.  «Вселенная моего Я» (символическое изображение собственной системы ценностей).
  • 3.  «События моей жизни» (символическое изображение линии жизни и размещение на ней основных событий). Рекомендуется для домашнего задания.
  • 4.  «Метафора карьеры» (метафорическое изображение профессионального, карьерного роста, создание образов и их обсуждение).
  • 5.  «Ценности жизни» (выбор смысловых профессиональных ценностей и соотнесение их с системой жизненных ценностей).
  • 6.  «Процесс учения» (структурирование системы получения знаний о профессиональной деятельности: от других людей, из своего опыта, область незнания, область планов).

День второй.

Упражнения:

  • 1.  «Внимательный слушатель» (выполняется в парах, партнеры рассказывают о себе друг другу, затем представляют друг друга всем участникам от его имени в первом лице).
  • 2.  «5 слов» (составить рекламное объявление из заданных слов).
  • 3.  «Герб, девиз, образ» (создать резюме, рекламное объявление в виде девиза и герба).
  • 4.  «Зеркало» (невербальное отражение эмоционального состояния партнера в заданной ситуации возможной при трудоустройстве).
  • 5.  «Давка» (преодоление физического сопротивления группы в условной ситуации).
  • 6.  «Гвалт» (преодоление шумового сопротивления).

День третий.

Упражнения:

  • 1.  «Приветствие» (вербальное и невербальное выражение приветствия как можно большему числу участников группы за ограниченное время).
  • 2.  «Позитивная оценка» (рассказ о любимой вещи, любимом деле и связанных с ними переживаниях).
  • 3.  «Три состояния» (демонстрация возможных вариантов поведения в заданных ситуациях, связанных с трудоустройством).
  • 4.  «Самоподдержка» (написать положительное высказывание о себе).
  • 5.  «Учимся на ошибках» (выполняется в группах по 3-4 чел., необходимо рассказать поучительную историю из своей жизни о совершенной ошибке).
  • 6.  «Я говорю тебе спасибо!» (написать благодарственное письмо человеку, которому в свое время не удалось выразить признательность).
  • 7.  «Мудрый совет» (записать совет внутреннего голоса по итогам занятий).

Описание упражнений тренинга:

1.  Упражнение «Три круга»

Материал: листы бумаги.

Инструкция. Представьте 3 составляющие вашей жизни (прошлое, настоящее, будущее) в виде окружностей. Расположите их так, как вы это для себя представляете.

Время выполнения 5 мин. Обсуждение.

2.  Упражнение «Вселенная моего Я»

Материал: листы бумаги.

Инструкция. Представьте себя в виде вселенной, в центре которой находится то, что составляет сущность вашего «Я», а вокруг располагаются планеты - то, что является для вас самым дорогим и ценным в жизни. Время выполнения 20-25 мин. Обсуждение.

3. Упражнение «События моей жизни»

Материал: листы бумаги.

Инструкция. Начертите, горизонтальную линию, символизирующую протяженность собственной жизни («линию жизни»), на которой отметьте вертикальным штрихом момент настоящего времени. После этого вспомните основные важные события вашей жизни (2 вариант - все чему вы научились), которые, как вы считаете, оказали влияние на то, что происходит с вами сейчас, и то что будет происходить.

Время выполнения 25 мин. Обсуждение.

4. Упражнение «Метафора»

Материал: не требуется.

Инструкция. Каждый должен выразить свое личное видение того, что называет профессиональным (карьерным) ростом, развитием, продвижением. С чем это можно сравнить, на что это может быть похоже? Каждый участник предлагает свою метафору.

Обсуждение: предлагаются следующие вопросы:

  • - Есть ли во всех этих образах что-то общее?
  • - Все ли образы вам понравились?
  • - Почему возникли те или иные образы?
  • 5. Упражнение «Ценности»

Материал: листы бумаги, карточки на которых написаны слова, обозначающие ценности.

Инструкция. Разобраться, что является для каждого стержнем работы, ее смыслом.

Предлагается выбрать по одной карточке и изобразить данное понятие. Пусть каждый определит для себя, в чем состоят его собственные важнейшие ценности, которые он хотел бы воплотить в работе. После этого попробуйте в группах-тройках разобраться, в какой мере каждый, исходя из своих собственных важнейших ценностей, может разделить ценности организации, коллектива

Время выполнения - 30 мин. Обсуждение.

6. Упражнение «Процесс учения»

Материал: листы бумаги.

Инструкция. Необходимо составить три разных аспекта ваших знаний: что вы узнали о профессиональном росте от других, что вы узнали их своего опыта и что еще вы хотели бы для себя прояснить.

Для этого возьмите чистый лист бумаги и разделите его на четыре части, проведя вертикальную и горизонтальную линии.

В первой части в нескольких словах напишите и в символической форме изобразите, чему вас научили другие.

Во второй - чему вы научились сами.

В третей - что вам еще неизвестно, что вы хотите узнать.

В четвертой вы сможете изложить свои идеи, наблюдения, планы, проекты, которые будут возникать в ходе вашей работы, с тремя первыми разделами, в процессе их сопоставления и размышлений по их поводу.

7. Упражнение «Внимательный слушатель»

Материал: не требуется.

Инструкция. Необходимо поведать партнеру сведения о своей жизни, которые, на ваш взгляд, наилучшим образом раскрывают вас как личность.

Затем все возвращаются в общий круг и начинается поочередная презентация, но с тем условием, что претендента представляет его партнер как молодого специалиста.

Время выполнения 1 час. Обсуждение.

8. Упражнение «5 слов»

Материал: листы бумаги.

Инструкция. Разбиваемся в команды по 6 человек. Вы сообщаете друг другу по 5 различных слов таким образом, чтобы у каждого было по 1 слову от каждого участника команды. Затем в произвольной форме и последовательности вы составляете свое рекламное объявление. Все возвращаются в общий круг и зачитывают свои варианты.

Время выполнения 30 мин. Обсуждение.

9. Упражнение «Герб, девиз, образ»

Материал: листы бумаги, карандаши.

Инструкция. Создайте свое резюме, рекламное объявление в виде девиза и герба.

Время выполнения 20-25 мин. Обсуждение.

10. Упражнение «Зеркало»

Материал: не требуется.

Инструкция. Необходимо разделиться на две команды. Это будут внутренний и внешний круги. Участники внешнего круга - «зеркала», внутреннего - те, кого отображают. Участникам внутреннего круга дается задание изобразить свое состояние в следующих ситуациях: визит к работодателю, комплимент, неожиданный вопрос, отказ, желание возразить, согласие.

Время выполнения 15 мин. Обсуждение.

11. Упражнение «Давка»

Материал: не требуется.

Инструкция. Каждому необходимо по очереди побывает в ситуации опаздывающего на автобус, в то время как вся остальная группа будет представлять собой набитый битком автобус. Ваша задача прорваться туда.

Время выполнения 25 мин. Обсуждение.

12. Упражнение «Важная информация»

Материал: не требуется.

Инструкция. Разбившись по парам, следует разойтись в разных направлениях как можно дальше друг от друга. Необходимо сообщить партнеру важную информацию и в то же время понять, что хочет сообщить вам ваш партнер. Сложность в том, что все начинают действовать одновременно.

Время выполнения 10 мин. Обсуждение.

13. Упражнение «Приветствие»

Материал: не требуется.

Инструкция. 1 -задача будет состоять в том, чтобы поприветствовать в течение минуты как можно большее количество членов группы. Можно приветствовать одного участника несколько раз;

2 -приветствовать как можно большее количество участников группы, но без слов, используя лишь возможности нашего тела, взгляда, мимики, жестикуляции.

Время проведения 10 мин. Обсуждение.

14. Упражнение «Позитивная оценка»

Материал: не требуется.

Инструкция. 1 - выберите любую имеющуюся у вас вещь, которая вам нравится, которую вы выбирали лично. Покажите эту вещь группе, расскажите о ней и о своем отношении к этой вещи;

2 - расскажите группе о каком-либо деле, которое вам особо удается. Затем расскажите, когда и как это у вас начало получаться, о ваших чувствах по этому поводу.

Время выполнения: 5 мин на каждого участника. Обсуждение.

15. Упражнение «3 состояния»

Материал: не требуется.

Инструкция. На заданные ситуации (волнения, критики, неожиданного вопроса, несправедливого упрека) продемонстрируйте 3 вида возможного поведения - уверенного, неуверенного, агрессивного. Упражнение выполняется в командах по 5 чел.

Время выполнения 15 мин. Обсуждение.

16. Упражнение «Самоподдержка»

Материал: листы бумаги.

Инструкция. Напишите несколько положительных высказываний о самом себе. Затем выберите то утверждение, которое представляется вам наиболее важным и которое вы бы хотели в будущем постоянно иметь в виду. Напишите выбранное предложение на карточке и вместе с карточкой верните в круг.

Затем карточки зачитываются по очереди и повторяются всей группой.

Время выполнения 20 мин. Обсуждение.

17. Упражнение «Учимся на ошибках»

Материал: не требуется.

Инструкция. Вспомните какую-нибудь ситуацию, в которой вы сделали то, что представляется вам теперь типичной ошибкой. Придумайте поучительную историю, предостерегающую других. Дайте название этому описанию.

Упражнение выполняется в командах по 4 человека.

Время выполнения 25 мин. Обсуждение.

18. Упражнение «Спасибо»

Материал: листы бумаги.

Инструкция. Вспомните какого-нибудь человека, которому вы за что-то благодарны. Пусть это будет человек, которому вы так и не выразили в полной мере свою признательность. Напишите ему благодарное письмо. Скажите в нем все, что хотели, но по какой-то причине не высказали раньше. Подумайте о ценности полученного вами опыта.

Время выполнения 15 мин. Обсуждение.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Текст выступления на конкурсе "Мастер-класс для молодых специалистов дошкольных образовательных учреждений"

Представленные доклады содержат инфомацию по обмену опытом в рамках конкурсного проекта "Мастер-класс для молодых специалистов дошкольных учреждений". На конкурс были представлены следующие материалы:...

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №33 «Радуга» г. Элиста Школа молодого воспитателя

План работы Школы молодого воспитателя на 2016 – 2017 учебный годЦель: помощь молодым воспитателям  в организации эффективного взаимодействия со всеми субъектами педагогического процесса (с колле...

СИСТЕМА НАСТАВНИЧЕСТВА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ, КАК ЭФФЕКТИВНАЯ СРЕДА РАЗВИТИЯ МОЛОДОГО ПЕДАГОГА

Наставничество является успешным и эффективным методом профессиональной адаптации, применяемым в дошкольном образовательном учреждении, способствующим становлению молодого специалиста. Адаптация молод...

Памятка для молодых специалистов "Правила поведения и общения воспитателя в дошкольном образовательном учреждении"

Воспитатель - вторая мама для ребенка. Поэтому очень важно, чтобы педагог осознавал, как в нем нуждается каждый воспитанник. Но для этого нужно создать определенные условия, ведь дети не могуть любить...

Рекомендации молодому педагогу дошкольного образовательного учреждения

Рекомендации молодому педагогу дошкольного образовательного учреждения...

"ОРГАНИЗАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЫМИ ПЕДАГОГАМИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ "

Как  сделать профессиональгую адаптацию молодых педагогов в процессе вхождения в образовательную среду успешной....

Презентация опыта работы по теме «Моделирование - эффективный метод для развития речевого творчества дошкольников» на городском практическом онлайн – семинаре в рамках сетевого взаимодействия для молодых воспитателей дошкольных образовательных учреждений

Презентация опыта работы по теме «Моделирование - эффективный метод для развития речевого творчества дошкольников» на городском практическом онлайн – семинаре в рамках сетевого взаим...