Консультация для педагогов по патриотическому воспитанию
консультация

Собаева Наталия Владимировна

Предметно - развивающая среда как средство патриотического воспитания дошкольников

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kons_dlya_pedagogov_po_patrioticheskomu_vospitaniyu.docx25.01 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида "Колокольчик"

Консультация

Предметно - развивающая среда как средство патриотического воспитания дошкольников

Подготовила: воспитатель Собаева Н.В.

        

        

р.п. Башмаково

        2024г.

В последнее время технологический прогресс захлестнул нашу страну, покорил наши умы и добирается до самого дорого для нас - наших детей. Хочется остановить все это, вернуть немного время вспять. Нет, я не против инновационного прогресса, я за, но хочется чаще обращать внимание не только на достижения науки и техники, но и на духовно - нравственные аспекты.

Хочется, чтобы мы по прежнему любили свою Родину и гордились, что мы живем именно в России, ведь не мало технических разработок сделаны именно в нашей стране. На мой взгляд очень важно воспитать, заложить в детях с раннего детства чувства патриотизма.

Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Поэтому своей задачей, я ставлю: воспитать в детях любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, стране; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. Данные задачи решаю через организацию развивающей среды и во всех видах детской деятельности.

Подробнее остановлюсь на организации предметно-развивающей среды в условиях группы.

Неоспоримо значение правильно организованной предметно – развивающей среды для жизни и развития ребенка дошкольного возраста.

Понятие «среда», буквально означает «середина» - это то, что занимает промежуточное положение и является посредником между взрослым и детским миром, между миром детского сада и окружающим социумом.

Правильно организованная развивающая среда в группе позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научится взаимодействовать с педагогами сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, следовать своему индивидуальному пути развития.

В своей группе мы оформили  уголок патриотического воспитания, его содержание помогает мне воспитывать у детей любви к Родине, к ее традициям и достижениям. Благодаря материалам, представленным в уголке, у детей развивается интерес и уважение к семье, труду людей, трудовым и гражданским подвигам известных людей города и страны.

Работу по патриотическому воспитанию мы делим на 4 блока:

1. Социально-нравственное воспитание «Моя семья» (семья, семейные традиции и праздники, ближайшее окружение, генеалогическое древо, взаимодействие со сверстниками, родной дом, детский сад).

Реализуя задачи социально-нравственного воспитания мы с младшего дошкольного возраста прививаем детям любовь к семье, ближайшему окружению, родному дому, детскому саду. Воспитываем уважение к семейным традициям и праздникам

В данном разделе у нас представлены:

  • фотоальбом «Вместе с папой, вместе с мамой»;
  • в раздевалке оформлена фотовыставка «Позитив в кругу семьи»;
  • мы оформляем альбомы с детскими рисунками на темы: «Моя дружная семья», «Любимый детский сад», «Наши праздники»;
  • наглядно-дидактическое пособие «Мамины и папины профессии»;
  • альбом с детскими рисунками на тему «Профессии наших пап и мам»;
  • некоторые семьи составили «Генеалогическое дерево», создали герб своей семьи.

2. Ознакомление с малой Родиной«Мой любимый посёлок»,(родной город (село) и его улицы, природа, транспорт, архитектура, достопримечательности родного города, символика и гимн, люди города, стихи и рассказы о город(селе).

Проводя работу по ознакомлению детей с малой Родиной – родным посёлком, мы знакомим детей с его символикой (гербом, флагом, гимном).

В данном разделе представлены:

  • иллюстрации, фотоматериалы, тематические папки на темы: «Пройдись по Башмаковскому краю», «Край родной навек любимый», «Поэтическая страничка земли Башмаковской»;«Наши герои земляки»;
  • подборка книг поэтов-земляков, сборник стихов юных поэтов;
  • альбом с совместными рисунками детей и родителей «Наш родной посёлок»;
  • большое количество буклетов о выдающихся земляках, спортсменах, народных мастерах не только Башмакова, но и Башмаковского района;
  • фотоальбом «Экскурсии, посещения, прогулки»;
  • выставка рисунков  «Красота родной природы;
  • лепбук «Моя малая Родина – Башмаково».

3. Ознакомление с Родным краем«Моя Родина – мой край»(символика, животный и растительный мир, достопримечательности, исторические особенности).

При ознакомлении детей с родным краеммы знакомим детей с его символикой (гербом, флагом, гимном).

В данном разделе представлены:

  • тематические папки на темы: «Древние народы Пензенского края», «Известные люди Земли Пензенской, «»Костюмы народов Пензенской области», «Знаменитые люди в истории Пензенского края», «Культурная жизнь Пензы сегодня»;
  •  художественные открытки с изображением достопримечательностей Пензенского края,
  • буклет «Пройдись по Пензенскому краю», где отражается культурное и духовное наследие нашего края;
  • видео-материалы: «Герои и подвиги защитников Пензенского края» с информацией об уроженцах Пензенской области, чей подвиг стал примером необычайной храбрости, доблести и самоотверженности; «Пройдись по Пензенскому краю»

4. Ознакомление с Родной страной«Моя страна - Россия». : символика, гимн, карта страны, животный и растительный мир, промышленность и сельское хозяйство, национальные праздники и обычаи ,достопримечательности, Великая отечественная война,. Наша планета Земля (модель земного шара, национальности) 

При ознакомлении детей с Родной страной мы знакомим детей с его символикой (гербом, флагом, гимном).

В данном разделе представлены:

  • карта России, модель земного шара;
  • беседы с ребёнком о символике России    
  • демонстрационные материалы: «Народы России», «Ремёсла Киевской Руси»;
  • тематическая папка »Традиционные народные промыслы России»;
  • альбом с детскими рисунками по декоративно-прикладному искусству;
  • тематическая папка »Российские праздники» и книжка раскраска для детей;
  • дидактическая игра «Народные костюмы»;
  • демонстрационные картинки о ВОВ «Награды войны»;
  • наглядно-дидактическое пособие «ВОВ, День Победы»;
  • альбом с совместными рисунками детей и родителей, посвящённых ВОВ;
  • лепбук «Я - патриот».

Родители принимают активное участие в создании патриотического уголка:

Информация в библиотеке

Рисунки совместно с детьми

Российский флаг – семья Акчуриных;

Флаг и герб Пензы – семья Маракушиных;

Каждая тема изучается с использованием бесед, дидактических игр, экскурсий, игр-бесед, игр-инсценировок. Работа в уголке ведется от наиболее близкого и понятного для детей (семья, детсад) к более сложному (посёлок, страна). После ознакомления с материалами в уголке с детьми проводятся спортивные праздники, посвященные защитникам Отечества, изучаются русские потешки, поговорки, пословицы, воспитывается у детей потребность в народной музыке, сказке. Основная цель таких занятий – развить у детей понимание красоты языка, русской природы, чувство гордости за свою Родину

Таким образом, не только патриотический уголок, но и вся предметно-развивающая среда групповой комнаты направлены на решение многих задач в том числе - нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

  

Оформление патриотических уголков в детском саду, направленное на ознакомление детей с историей родного города, с государственными символами страны, с русскими народными промыслами, поможет педагогам в развитии у детей любви к Родине, к ее традициям и достижениям. Благодаря материалам, представленным к уголке, у детей развивается интерес и уважение к семье, труду людей, трудовым и гражданским подвигам известных людей города и страны.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО УГОЛКА

1.         Социально-нравственное воспитание (семья, семейные традиции и праздники, ближайшее окружение, генеалогическое древо, взаимодействие со сверстниками, родной дом, детский сад).

2.  Ознакомление с малой Родиной (родной город (село) и его улицы, природа, транспорт, архитектура, достопримечательности родного города, символика и гимн, люди города, стихи и рассказы о город(селе).

3.         Приобщение к народной культуре (русские игрушки, предметы старины, изделия декоративно-прикладное искусства, русская -народная изба, национальные костюмы, народные праздники, древняя Русь, фольклор).

4.         Ознакомление с Родным краем (символика, животный и растительный мир, достопримечательности, исторические особенности).

5. Ознакомление с Родной страной : символика, гимн, карта страны, животный и растительный мир, промышленность и сельское хозяйство, национальные праздники и обычаи ,достопримечательности, Великая отечественная война,. Наша планета Земля (модель земного шара, национальности) 

Материалы, размещенные в уголке, я определила на несколько направлений по патриотическому воспитанию, они включают в себя направления:

  • «Моя семья». Это направление представлена альбомами, которые помогли мне сделать родители. Мир ребёнка начинается с его семьи. Рассматривая альбом с фото «Моя семья», «Профессии семьи», организую беседы о профессиях, подчеркивая их значимость, воспитываю уважение к профессиям; подчеркиваю ценность семейных отношений, воспитываю уважительное отношение к членам семьи, приглашаю родителей рассказывать о семейных традициях.  
  •  «Мой родной город» - создала фотоальбомы с фотографиями памятников и памятных мест природы. вместе с детьми оформляем выставки детских работ по теме.
  • Моя Родина – Россия. Здесь размещена карта России, папка-раскладушка «Наша родина – Россия», тематические папка «Родина моя –Россия», дидактические игры для детей "Собери герб", "Собери флаг".
  • Природа нашего края. Вместе с детьми мы определили, что наша природа похожа на модницу, которая меняет наряды, пришла идея олицетворить природу, нарядить ее красивые платья, которые она меняет в соответствии с временами года. А платье украшаем фотографиями отражающие изменения в природе родного края, стихи о временах года, загадки, пословицы, поговорки, приметы.  
  • Защитники Отечества. Оформила в виде сменного уголка, где знакомила с героями Великой Отечественной войны, их подвигами, героическими поступками. Воспитывала гордость за них, желание быть похожими на них.

Таким образом, не только патриотический уголок, но и вся предметно-развивающая среда групповой комнаты направлены на решение многих задач в том числе - нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар- практикум для педагогов " Нравственно- патриотическое воспитание дошкольников"

Данная разработка позволяет провести обзор  по российским традициям, одежде, вспомнить русские пословицы и т.д....

Консультации для педагогов по патриотическому воспитанию

Знакомство с символикой Российского государства и ознакомление детей с борьбой протиы фашистских захватчиков....

Консультация для педагогов УГОЛОК ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

В данной консультации я предлагаю параметры оформления патриотического уголка в соответствии с возрастными особенностями детей дошкольного возраста....

Деловая игра для педагогов « Нравственно – патриотическое воспитание»

Данный материал разработан  для педагогов ДОУ. Деловая игра будет полезна воспитателям, методистам и специалистам дошкольных образовательных учреждений для повышения своего профессионального рост...

Деловая игра для педагогов "Нравственно - патриотическое воспитание"

Цель: игры закреплять и систематизировать знания педагогов о событиях войны. Побуждать педагогов расширять представления детей о войне и жизни народа во время войны....

«Русские педагоги о патриотическом воспитании детей дошкольного возраста» Педагогическая гостиная «Взаимодействие с семьями воспитанников по патриотическому воспитанию»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Веселоярский детский сад «Сказка»        «Русские педагоги о патриотическо...

Консультация для педагогов «Работа педагогов по патриотическому воспитанию дошкольников»

quot;В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин, будущий деятель и будущий борец... Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям" (А....