Что , если ребёнок не общается и не понимает обращенную речь ?
материал

Мирошниченко Екатерина Николаевна

Что, если ребенок не общается и не понимает обращенную речь?

Расстройство рецептивной речи подразумевает полное или частичное отсутствие слухового восприятия сказанных слов. Глухота к этому не имеет никакого отношения, главная проблема таится в мозге малыша и его психическом состоянии.

Если ваш ребенок не понимает обращенную речь в 2,5-3 года – это повод задуматься о его состоянии. Некоторые родители считают нормой запоздалое развитие малыша, но иногда подобный фактор является симптомом серьезных нарушений.

В каком случае небольшие задержки в развитии речи закономерны, а когда говорят о нарушениях, что делать родителям при выявлении патологий?

Как понять, что ребенок не понимает речь:

1. Нарушения понимания:
- ребенок не реагирует на обращение к нему, будто не слышит;
- откликается на шепот, но не на громкую речь;
- не отзывается, когда вы зовете его по имени;
- не понимает одну и ту же просьбу, сформулированную по-разному;
путает смысл вопросов и дает ответы наугад;
- отвечая на вопрос, внимательно следит за выражением лица взрослого;
- попадая в незнакомую обстановку, теряется и не выполняет просьбы;
- постоянно повторяет за вами заданный вопрос.

Несмотря на плохое понимание, ребенок все же может начинать разговор первым с правильных фраз и вступать в диалог.

2. Отзеркаливание поведения взрослых:
- часто повторяет жесты говорящего с ним человека или фразы, услышанные из мультиков и телепередач;
- делает это неосознанно, считая такое собственной инициативой;
- чем сильнее стресс, тем больше повторенных фраз встречается в его речи.

3. Снижен или отсутствует навык коммуникации
Как правило это происходит из-за предыдущего негативного опыт. Ребенок помнит, чем закончились его предыдущие попытки поддерживать разговор, когда неправильно вставленные по смыслу фразы приводили к агрессии или насмешкам. Это заставляет его избегать любых социальных взаимодействий. Среди сверстников он предпочитает общаться с тихими ребятами и не связываться с активными.

4. Стремление к постоянству
Ребенок стремится сохранить свой круг общения неизменным из-за непонимания других взрослых.
Испытывает повышенную тревожность. Это не всегда является симптомом рецептивного расстройства, но может быть вызвано нарушением адаптации. Окружение и семья напрямую влияют на степень тревожности ребенка.

5. Навязчивые действия
Ребенок постоянно кусает губы, грызет ногти, заламывание пальцы рук и т. п. — все это может быть признаком напряжения, вызванного нарушением адаптации.

6. Невозможность контролировать свое поведение
Часто среди детей с рецептивным расстройством встречаются гиперактивные и импульсивные. При отсутствии взрослого, который регулирует его действия, это проявляется особенно сильно.

Как помочь ребенку?
Самое главное — обеспечить малышу условия для развития и коррекции. В этом должны участвовать и родители, и специалисты.
 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации натему:"Здость и жестокость", "Если ребёнок вынуждает вас делать покупки", "Если в семье появился ещё один ребёнок"

Если в семье появился еще один ребенок   Появление нового ребенка в семье всегда знаменует собой большие перемены независимо от того, родится ли этот ребенок у родителей, будет ли он р...

Консультация для родителей " Если ребёнок балуется" , "Если ребёнок плохо ест", "Если ребёнок дерётся" , "Если ребёнок закатывает истерики"

В данном материале содержатся рекомендации, как избежать этих проблем и что делать, если они уже есть. Уважаемые родители, просьба почитать данный материал и  возможно кому это пригодится....

ЕСЛИ РЕБЁНОК НЕ ГОВОРИТ, ЧТО ДЕЛАТЬ? ПРИЕМЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ РЕЧИ.

На стенд учителя логопедаЕсли ребёнок не говорит, что делать? Приемы стимулирования речи....

Консультация для родителей "Если ребёнок не говорит, что делать? Приемы стимулирования речи."

Консультация для родителей "Если ребёнок не говорит, что делать?  Приемы стимулирования речи."...

" Почему ребенок не понимает обращенную речь? "

Зрительная сенсорная система - важнейший из органов чувств человека. Через нее человек получает около 90% информации о внешней среде. " Не верь ушам, а верь глазам" - это про доверие, а вот ...

Что делать, если ребенок не понимает обращенную речь: норма и патология, правила взаимодействия, коррекция

 Расстройство рецептивной речи подразумевает полное или частичное отсутствие слухового восприятия сказанных слов. Глухота к этому не имеет никакого отношения, главная проблема таится в моз...