Проектная деятельность как средство формирования здоровьесберегающего пространства в ДОУ
статья

Хавкина Татьяна Александровна

Одной из приоритетных задач, стоящих в настоящее время перед современным обществом, является сохранение и укрепление здоровья человека. Особое значение эта задача приобрела в системе образования и воспитания детей, так как начинать этот процесс необходимо с раннего возраста. Вся жизнедеятельность детей в образовательных учреждениях, должна быть направлена на формирование основ здорового образа жизни, здоровых привычек и здоровьесберегающего поведения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx16.78 КБ

Предварительный просмотр:

Одной из приоритетных задач, стоящих в настоящее время перед современным обществом, является сохранение и укрепление здоровья человека. Особое значение эта задача приобрела в системе образования и воспитания детей, так как начинать этот процесс необходимо с раннего возраста. Вся жизнедеятельность детей в образовательных учреждениях, должна быть направлена на формирование основ здорового образа жизни, здоровых привычек и здоровьесберегающего поведения.

Здоровьесберегающее поведение происходит по сути из понимания здорового образа жизни, что делает их взаимосвязанными понятиями. Как утверждает Форманюк М.В. «…здоровьесберегающее поведение, как и здоровый образ жизни – это физическая активность человека, сбалансированное питание и отсутствие вредных привычек». Формирование здоровьесберегающего поведения у детей дошкольного возраста, следует рассматривать, как воспитательно-образовательный процесс, осуществляемый взрослым по отношению к ребёнку, направленный на развитие первичных представлений о здоровом образе жизни, культуры и навыков его активного осуществления.

Стоит отметить, что комплексное интеллектуальное, психическое, физическое развитие дошкольника является задачей дошкольного образования, а сформировать в этой системе здоровьесберегающие компетенции и поведение дошкольника позволяет здоровьесберегающая педагогика – область теории и практики, разработки которой направлены на решение не только образовательных задач, но и на изучение проблем, закономерностей, условий сохранения здоровья воспитанников. Методы, приёмы и технологии здоровьесберегающей педагогики позволяют организовать наиболее эффективный процесс по формированию здоровьесберегающего поведения и культуры здоровья детей дошкольного возраста с тем, чтобы воспитанники обладали не только определённым багажом знаний и представлений, но и активными практическими навыками здоровьесбережения в качестве определяющей жизненной позиции.

Проектная деятельность дошкольников предусматривает, прежде всего разработку и осуществление проектов в рамках заданной темы или какого-либо направления развития детей. Проект направляет детей на получение знаний в процессе осуществления проектных действий; на действительность, близкую к реальной жизни; на конкретный продукт, предусматривающий применение знаний с целью достижения запланированного результата. Проектная деятельность даёт возможность педагогу объединить различные образовательные области и знания детей.

В условиях дошкольной образовательной организации для формирования здоровьесберегающего поведения дошкольников можно использовать различные по характеру деятельности, по продолжительности и по степени вовлеченности участников проекты. Так, по характеру деятельности проекты могут быть:

-информационно-творческие, направленные на поиск и анализ информации по заданной теме и её творческое представление (например, изучение пользы овощей и изготовление буклета, книжки-малышки);

-исследовательские, направленные на проведение опытов, экспериментов, основанных на наглядности (например, эксперимент по помещению вредного продукта в воду, чтобы показать сколько красителя есть в нём);

-игровые проекты проводятся в форме ролевых, подвижных игр и упражнений (например, игра «На приёме у доктора», упражнения по психогимнастике, самомассажу);

-практико-ориентированные проекты проводятся в виде оздоравливающих и закаливающих процедур.

Реализация проектной деятельности с дошкольниками должна начинаться с ориентации педагога на актуальную для общества и интересную для ребёнка задачу, ориентированную на получение полезного практического опыта в процессе её решения. Главная задача при организации проектной деятельности дошкольников состоит в том, чтобы поддерживать детскую любознательность и инициативу, в том числе, в ситуациях, когда ребёнок начинает решать свою собственную задачу, а не ту задачу, которую перед ним поставил взрослый. При этом следует учитывать, что ребёнку дошкольного возраста часто бывает сложно сформулировать проблему, определить цель, возможный результат, правильно выполнить все действия. Поэтому в дошкольной образовательной организации проектная деятельность детей носит характер сотрудничества со взрослыми (воспитателями, родителями), которые помогают, координируют ребёнка в поиске решений поставленной задачи, в достижении положительного практического результата.

Интересно, что проекты в дошкольной организации могут использоваться в работе с детьми, начиная с младшего дошкольного возраста. При этом следует учитывать возрастные и индивидуальные особенности развития проектных способностей детей, в соответствии с которыми определяется его тип и содержание.

Так, для детей 3,5-5 лет характерно подражательно-исполнительское участие в проекте, при котором они выполняют действия по прямому предложению взрослого или путём подражания ему, что не противоречит природе маленького ребёнка. В основном используются игровые проекты, задачами которых являются: пробуждение интереса ребёнка к проектной деятельности, приобщение к процессу познания, формирование первичных представлений и навыков о здоровом образе жизни.

Дети 5-6 лет дошкольники уже имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь. Ребёнок реже обращается к взрослому с просьбами, активнее организует совместную деятельность со сверстниками. У детей развиваются самоконтроль и самооценка, они способны достаточно объективно оценить, как собственные поступки, так и поступки сверстников. В этом возрасте дети принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата. Они не только проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы.

Для детей 6-7 лет характерен определённый уровень самостоятельности и творческий подход. Педагогу необходимо развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать её.

При организации проектной деятельности дошкольников педагогу следует помнить, что проект даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, задавать кажущимися неудобные и нелогичные вопросы, выявлять новые проблемы и задачи, находить ответы и нестандартные решения. Взрослый лишь направляет процесс познания, корректирует умения детей, вместе с ними ищет ответы и решения, в том числе на неудобные вопросы. Следует отметить, что не всегда удачно выполненный проект также способствует совершенствованию профессионализма у педагога, а у ребёнка – развитию его способностей и умений.

При успешной реализации проекта дошкольники начинают соотносить своё здоровье с теми элементами поведения, которые присутствуют в их жизни: с правильным питанием, соблюдением гигиены, режимом дня и занятиями физкультурой. Начинают лучше понимать такие состояния, как «здоровый», «больной», что происходит в организме человека при воздействии определённых факторов (как позитивных, так и негативных), более отчётливо определяют угрозы своему здоровью от своих собственных действий («нельзя есть грязные фрукты и овощи», «нельзя брать еду грязными руками», «полезно делать зарядку» и пр.).

Таким образом, проектная деятельность является эффективным средством, позволяющим дошкольникам практически постигать приёмы и стратегии здоровьесберегающего поведения. При организации проектной деятельности с дошкольниками по формированию здоровьесберегающего поведения следует активнее использовать различные типы проектов, определяя их содержание в соответствии с возрастными этапами развития детей и уровнем сформированности проектных способностей дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предметно-развивающая среда как средство построения здоровьесберегающего пространства в ДОУ

Для создания целостной системы здоровьесбережения детей очень важным является организация предметно-развивающей среды в ДОУ. Предметно-развивающая среда моделируется с учетом реализации основных напра...

Предметно- развивающая среда как средство построения здоровьесберегающего пространства в ДОУ.

Предметно-развивающая среда как средство построения здоровьесберегающего пространства в ДОУСовременный детский сад – это место, где ребенок получает жизненный опыт в наиболее важных для его развития с...

Фитнес-технология - как средство формирование здоровьесберегающей компетенций у дошкольников.

В настоящее время в системе физической культуры разрабатывается большое количество инновационных технологий, методик и оздоровительных программ. Это предопределило появление в тео...

Формирование здоровьесберегающего пространства.

Доклад на педсовете по формированию здоровьесберегающего пространства в группах раннего возраста....

Формирование здоровьесберегающего пространства в ДОУ

«Здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а  не только отсутствие болезней и других физических дефектов»- гласит девиз, вписанный в Устав Всемирной орга...

Консультация для педагогов «Формирование здоровьесберегающего пространства ДОУ в условиях реализации ФГОС»

Консультация для педагогов «Формирование здоровьесберегающего пространства ДОУ в условиях реализации ФГОС»...