План по самообразованию " Формирование речи детей в игровой деятельности"
рабочая программа (средняя группа)

Клевина Наталия Ионаса

Развитие речи ребёнка имеет исключительное значение.

 С развитием речи связаны  фoрмированиe кaк личности в целом, так и всех основных психических процессов. Воспитание творческой личности в условиях детского сада возможно через создание развивающей среды, побуждающей детей к творческой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_po_samoobrazovaniyu.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

                      План по самообразованию                                                                  

              " Формирование речи детей в  игровой деятельности"
                                       (средняя группа № 12)

                                                                           Воспитатель Клевина Н.И.

Каждый ребенок должен научиться в детском саду содержательно, грамматически правильно и последовательно излагать свои мысли.

Ф.А. Сохин

                                   Актуальность выбранной темы.

Развитие речи ребёнка имеет исключительное значение.

 С развитием речи связаны  фoрмированиe кaк личности в целом, так и всех основных психических процессов. Воспитание творческой личности в условиях детского сада возможно через создание развивающей среды, побуждающей детей к творческой деятельности. У детей  среднего дошкольного возраста плохо развита речь, выразительность (интонационная речь,  эмпатия (умение распознать эмоциональное состояние человека по мимике, движениям). Помочь им в этом можно через игровую деятельность, которая помогает   развивать речь, память, внимание, мышление, преодолевать робость, связанную с трудностями общения, неуверенностью в себе. Игровая деятельность творит чудеса: веселит, обучает, развивает творческие способности дошкольников, корректирует их поведение, приковывает внимание, развивает умение сосредоточиваться. Она никого не оставляет равнодушным, потому что напоминает малышу те привычные игрушки, с которыми он играет в повседневной жизни.

Обобщая вышесказанное, следует сделать вывод: ребёнку нужно помочь перейти к   сюжетно-ролевой, дидактической игре. В период смены ведущей деятельности педагог должен прийти ребёнку на помощь.   Внимательное воздействие педагога облегчит малышу становление и развитие речи через игровую деятельность, а, значит, и дальнейшее познание социального мира и способов поведения в нём.

Цель: продолжать повышать педагогический уровень, профессиональную компетентность,  изучить способы, методы и приёмы активизации речи детей дошкольного возраста,  развивать связную, выразительную речь детей через игру. Формирование умения последовательно и грамотно излагать свои мысли.

Объединить усилия педагогов и родителей в работе по речевому развитию детей. 

Задачи:   Создать в группе предметно-развивающую среду, способствующую развитию  речи детей   дошкольного возраста  через игру.
Содействовать нормализации речевой функции у детей  средней группы. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;

развитие свободного общения с взрослыми;
учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы;
учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины;
 развивать умение составлять свои рассказы из личного опыта.                                                                                                  формировать грамматический, лексический строй речи;                                                              продолжать развивать диалогическую, монологическую речь;                                                                              Подготовка консультаций для родителей по данной теме.                                                Изготовление папок-передвижек.                                                                                             Создание картотеки дидактических игр, сборник консультаций.                                                                                                                           Обобщение и распространение передового педагогического опыта по  

Были намечены этапы самообразования:

1 этап – теоретический. Изучение научной литературы по теме. Составление краткого анализа изученной литературы.

2 этап – практический. Составление картотек игр для детей разного возраста. Знакомство родителей и педагогов с данной проблемой. Апробация подобранного материала.

3 этап – реализация или рефлексия темы. На данном этапе применяется и углубляется изученное. В процесс активно вовлекается родительская общественность.

Ожидаемый результат:                                                                                                  Для педагога:                                                                                                        Вовлечение родителей в развитие детей;                                                                        Пополнение методической копилки;                                                                      Обогащение опыта по проблемной тематике.                                                            Для детей 4-5 лет:                                                                                                   1.Обогащение словарного запаса;                                                                                     2.Умение использовать суффиксы при словообразовании;                                         3.Умение составлять небольшие связные рассказы;                                                              4. Понимание, как   и  где применять нужную интонацию в речи;                                          5. Умение определять звуки, их место в слове, а так же слышать  речевые ошибки в словах.

Содержание деятельности по

самообразованию

Сроки

Форма представления результатов

самообразования

1

Изучение литературы по проблеме

сентябрь

Подбор литературы для детей, родителей и педагога по выбранной теме  и для реализации плана самообразования

1. Алексеева М.М., Ушакова О.С. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях // Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста. - М, 2003.  2.Анищенкова Е.С. Речевая гимнастика для развития речи дошкольников. – Профиздат, 2007.                                                3. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2004.                                            4. Бойко Е.А. Учимся строить предложения и рассказывать. Простые упражнения для развития речи дошкольников. – Рипол Классик, 2011.              5. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду // Библиотека «Программы воспитания и обучения в детском саду». – Мозаика-Синтез, 2010.                 6.Ершова Е.Б. Говорим правильно. Игры и задания для развития речи у дошкольников // Уроки логопеда. –                                                            7.  Губанова Н.Ф «Развитие игровой деятельности» изд. «Мозаика- Синтез» 2012г

8. Касаткина Е. И. Игра в жизни дошкольника. М. : Дрофа, 2011 г.

9. Петрова Т. И., Петрова Е. «Игры и занятия по развитию речи дошкольников» М:Школьная Пресса. 2013г Периодические издания

2

1. Провести диагностику детей по развитию речи с целью выявления уровня сформированности речевых навыков и умений.
2. Оформить центр речевого развития детей.

сентябрь

Памятки для родителей по обучению связной речи.

3

1. Внести в речевую зону:
- дидактические игры;
- сюжетные картинки;
настольно – печатные игры.           наборы умных карточек: «Противоположности», «Учимся сравнивать»,                                       настольные игры: шнуровки, вкладыши,  предметные кубики, лабиринты.                                         Крупные пазлы и разрезные картинки

октябрь

Консультация для родителей на тему: «Развитие речи детей  средней группы».
 

Картотека бесед по теме

4

Картотека пальчиковых  игр по речевому развитию для детей  среднего дошкольного возраста.  Пальчиковые игры и упражнения для формирования речи. 

ноябрь

Консультация для родителей на тему:  «Активизация словаря в ходе рассматривания игрушек, предметных и сюжетных картинок»

5

1. Внести в речевую зону:
- дидактические игры:
  Драматизация русских народных сказок с использованием различных видов театра: настольного, кукольного, пальчикового,

декабрь

 Представление родителям пальчиковых игр и упражнений, используемых в детском саду для  формирования речи младших дошкольников

6

 1.Чтение и заучивание стихотворений о зиме.
2. Чтение и обсуждение, пересказ сказок:
- «Зимовье зверей».- «Снегурочка».
3. Дыхательная гимнастика на развитие речевого дыхания без использования предметов.  

январь

  Зарисовки к сказкам для лучшего пересказа детьми.

 

7

 Работа над развитием речи через театральную деятельность. Инсценирование сказок «Колобок», «Теремок».

Словесные игры с использованием художественного слова.  Картотека игр. 

февраль

Консультация для родителей:  

8

 Дидактические игры с применением картинок. «Транспорт», «Бабочки и цветы», «Одежда», «Путешествие пчел», «Найди предметы для повара», «Собери грибочки», «Найди и назови»,  Дидактические игры  с различными предметами и материалами«Кто как кричит?», «Кто в домике живет», «Лисичка, пляши».

 март

 

Семинар-практикум для родителей «Играем пальчиками».

9

Продолжать работу по развитию связной речи детей: проводить дыхательную и артикуляционную гимнастику. Играть в дидактические, подвижные,   театрализованные игры. Подвижные игры с элементами развития речи,(сопровождаются диалогами): «У медведя во бору», «Лохматый пес», «Кот Васька», «Лягушата»«Птичий двор» «Гуси лебеди» Используя в играх различные«выручалочки»  (чистоговорки, скороговорки, стихи-диалоги.

апрель

Презентация тематической недели «Маленькие артисты большого театра».

Подготовка видеоматериала по проведению дыхательной гимнастики без предметов.

10

Продолжать пересказывать и сочинять рассказы и сказки.  

 

май

Ознакомление родителей с возможными проблемами в развитии речи у детей. Проведение индивидуальных консультаций.

11

Рефлексия: разработка методических рекомендаций.

май

Презентация итогов работы по самообразованию. Консультация «Формы работы по речевому развитию дошкольников  через игровую деятельность»

Заключение: 

Речевая деятельность - это не просто последовательность слов и предложений, это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях.                                                                                                 Таким образом, использование дидактических игр в работе способствует развитию речевой активности детей. Необходимо помнить, что развитие речи дошкольников в ходе игровой деятельности — попытка учить детей светло, радостно, без принуждения. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний. В связи с этим в детском саду должны быть созданы все условия для разнообразных игр, обеспечивающих всестороннее развитие каждого ребенка.

Перспективы на следующий год: данная тема очень обширна, многообразна и постоянно актуальна. Поэтому буду продолжать проводить постоянную работу по развитию речи через игровую деятельность используя различные виды игр.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по развитию речи в театрализованной деятельности для детей старшего возраста. 2010-2011 г.г.

Ознакомление с художественной литературой. Развитие речи. Изобразительная деятельность. В режиме дня....

Перспективный план работы «Развитие речи детей среднего возраста посредством мнемотехники»

План работы используется для системной работы с детьми. На его основе планируется работа для следующей возрастной группы, опираясь на индивидуальные особенности детей....

Перспективный план по развитию речи детей 5-6 лет

Предлагаемая методическая разработка  предназначена для работников дошкольных образовательных учреждений, воспитателей, учителей-логопедов, дефектологов, а также для родителей, интересующихся воп...

План самообразования "Развитие речи детей посредством ознакомления с окружающим миром"

Повышение своего теоретического, практического уровня, профессионального мастерства и компетентности;систематизация  работы по реализации системы мероприятий направленных на развитие детей через ...

План самообразования «Развитие речи детей в процессе игровой деятельности»

Цель: Изучение и анализ эффективности использования дидактических и сюжетно – ролевых игр в развитии речи дошкольников.Задачи:ž  Развивать эмоциональную отзывчивость детей через дидак...

Перспективный план проекта «Развитие речи детей среднего дошкольного возраста через театрально-игровую деятельность»

Перспективный план проекта «Развитие речи детей среднего дошкольного возраста через театрально-игровую деятельность»...

Перспективный план проекта: «Развитие речи детей в театрально-игровой деятельности»

Перспективный план проекта: «Развитие речи детей в театрально-игровой деятельности»...