Здоровье- сберегающие технологии в художественно-творческом развитии дошкольников.
методическая разработка (старшая группа)

Статья:

 

"Здоровье- сберегающие технологии в художественно-творческом развитии

дошкольников".

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorove_-sberegayushchie_tehnologii.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Радуга»

Здоровье- сберегающие технологии в художественно-творческом развитии

дошкольников.

Подготовила : Акавова С.Д

Здоровье- одна из главных ценностей в жизни. Каждый ребенок хочет быть сильным , бодрым, энергичным :бегать не уставая , кататься на велосипеде

Плавать, играть с ребятами во дворе, не болеть.

Есть поговорка: «В здоровом теле- здоровый дух». Но не ошибется тот, кто скажет, что здоровый дух порождает здоровое тело.

Обновление творческого мира начинается в детском саду. Актуальность темы: выявление творческих способностей у детей и правильное их развитие с использованием здоровье- сберегающих технологий. И решается она с учетом возраста детей, психофизического развития, условий воспитания и других факторов. Изобразительная деятельность выступает, как ведущий образ эстетического развития и воспитания детей дошкольного возраста. В художественном развитии дошкольников центральной является способность к восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию нового образа (в рисунке, лепке, аппликации), которой отличается оригинальностью, вариантностью, гибкостью, подвижностью. Многие годы моей приоритетной работы является изобразительная деятельность. Обучение рисованию, лепке, аппликации, способствуют умственному, нравственному, эстетическому и физическому восприятию дошкольников. Дети с огромным желанием лепят, рисуют, а также выполняют аппликационные работы. С самого раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своем изобразительном творчестве через визуальные ощущения. Малыши рисуют тем, что может оставить видимый след. При этом дети не только отражают, что они видят и чувствуют, а еще и знакомятся с разными по свойствам и качествам материалами, предметами. Становясь постарше дошкольники уже осмысленно изыскивают новые приемы отражения окружающей действительности в собственном художественном творчестве. В этот момент , я делаю работу целенаправленной. В процессе работы над рисунком, лепкой, аппликацией, у детей формируем такие важные для умственного развития мыслительные процессы, как анализ и синтез, сравнение, конкретизация. Мы считаем, что в связи с недостаточным развитием образной речи, дети глубоко проявляют свои чувства и представления об увиденном в своем художественном творчестве, чем словами. Вот почему, по мнению ученых, рисовать, лепить ребенку так же необходимо , как и разговаривать. В последнее время появилась потребность в здоровье-

сберегающих технологиях в дошкольном образовании. Под этим сложным названием скрывается система, которая позволяет в период обучения ребенка в дошкольном учреждении не только получать нужные знания , но и сохранять и даже укреплять свое здоровье. Главная цель здоровье-сберегающих технологий – правильное, последовательное и гармоничное обучение детей, без ущерба для их здоровья. Не секрет, что именно в дошкольный период, у детей закладывается понятие здорового образа жизни формируется их представление о нем.

Одной из важнейших задач оздоровления детей дошкольного возраста является формирование правильной осанки. Поэтому проверка осанки стала нашим ежедневным правилом. После окончания занятия детям предлагается встать к стене спиной, касаясь ее пятками, ягодицами и затылком. Постоять в таком положении в течение 10-15 секунд.

Для укрепления здоровья, снятия стресса на занятиях по художественному творчеству используются нетрадиционные виды гимнастик, заменяющие физкультурные паузы.

Чтобы эффективно решать задачи укрепления дыхательной системы детей с целью повышения их сопротивляемости простудным и другим заболеваниям, мы применяем дыхательную гимнастику. В младшей группе для развития дыхания используются дыхательные и звуковые упражнения. Это имитация через дыхание урагана, легкого ветерка, надувание шариков, «рисование» дыханием в воздухе воображаемых фигур. В средней группе дети знакомятся с грудным и брюшным дыханием. Для этого можно использовать следующие комплексы дыхательных упражнений: «Подуем на одуванчик», «Подуем на снежинку», «Понюхаем цветочки». Дети старших групп знакомятся с разными типами дыхания. Система дыхательных упражнений на занятиях по изобразительной деятельности во время проведения занятий, физкультурных минуток может использоваться в сочетании с ароматерапией –лечением с помощью эфирных масел, с целью предупреждения острых респираторных заболеваний. С помощью масел можно снять стресс, усталость или перевозбуждение. На занятиях по художественному творчеству можно использовать масло розмарина, лаванды, ромашки, мандарина, чтобы создать особое настроение или повысить интеллектуальную работоспособность детей. Такой вид гимнастики можно использовать при изучении с детьми тем: «Зимний лес», «Морской пейзаж», «Натюрморт».

Для снятия напряжения, стрессовых ситуаций у детей нами используются элементы самомассажа, а также вибрационная гимнастика. В основе вибрационных упражнений практикуем естественные движения детей. Это – стряхивание с себя капель дождя, росы. Самомассаж проводится в игровой форме: «Поиграем с носиком», «Поиграем с ушками». Дети с большим удовольствием «мяли», «разглаживали» свое тело, видя в нем предмет заботы, любви. Такой массаж проводится в перерывах между сменой одного вида деятельности на другую. А сочетание массажа и вибрационной гимнастики активизирует работу всего организма.

Огромные возможности для поддержания душевного здоровья детей имеет пассивная музыкотерапия или оздоровление музыкой: прослушивание стимулирующей, успокаивающей или стабилизирующей музыки специально или как фон. Экспериментально доказано, что музыка может успокоить, но может привести в крайне возбужденное состояние, может укрепляться иммунная система, что приводит к снижению заболеваемости. Доказано, что музыка Моцарта хорошо воздействует на психику, полезна при многих соматических заболеваниях и язве желудка. А вот снять раздражительность и нервное напряжение на уроке вам поможет “Лунная соната” Л. Бетховена, “Времена года” П.И.Чайковского. Слушание правильно подобранной музыки во время художественной деятельности детей повышает иммунитет, снимает напряжения и раздражительность, головную и мышечную боль.

Гимнастика для глаз. Она проворится по 2 – 5 минут в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки во время выполнения детьми работ или во время рассматривания репродукций картин. Необходимо также использовать наглядный материал и показ педагога.

Психоэмоциональные технологии: оздоровительные паузы, релаксация снимают усталость, психическое напряжение, создают позитивный, эмоциональный настрой. Для снятия усталости во время выполнения детьми работ могут использоваться упражнения на расслабление мышц рук: «Лимон», «Пара», «Вибрация».

Элементы цветотерапии – использование цветовых пятен при организации двигательной активности на занятии – способствует созданию благоприятного психологического комфорта. Цветотерапия помогает улучшить настроение, повысить работоспособность и сохранить здоровье. Широко известно влияние различных цветов на организм и психоэмоциональное состояние человека.

Занятия с использованием элементов изотерапии направлены на физическое состояние ребенка на текущий момент его творческую активность, душевную расположенность. Каждое занятие строится таким образом, что ребенок заинтересован в контакте, творчестве. Совместно с ребенком мы совершаем творческие усилия и учимся оценивать результат. На этих занятиях нами учитываются типичные проблемы ребенка. Детям, не умеющим концентрировать внимание, предлагаются задания, заставляющие сосредоточиться на определенной детали рисунка, дорисовывать до конца, обязательно закончить начатое. Дети со слабо развитой мелкой моторикой выполняют задания, при которых кисть упирается в бумагу (капает дождь, идет снег).

Используемая нами комплексная система оздоровления на занятиях по художественному творчеству принесла свои результаты. Применение в работе ДОУ здоровье-сберегающих педагогических технологий повысило результативность образовательного процесса. По сравнению с предыдущим годом, посещаемость детей в ДОУ повысилась. Сократилось число болезней у часто болеющих детей. Повысился уровень художественных и творческих способностей детей.

Кроме того, все эти здоровье-сберегающие технологии учат вести здоровый образ жизни, способствуют сохранению и укреплению здоровья субъектов образовательного процесса, их продуктивной учебно-познавательной и практической деятельности.

Организация в ДОУ художественного творчества с использованием здоровье- сберегающих технологий поможет обеспечить более бережное отношение к физическому и духовному здоровью воспитанников, выявит и развить художественные способности и творческий потенциал каждого ребенка. Валеологические знания, полученные детьми в художественно-творческом процессе, будут способствовать формированию привычки жить в гармонии с самим собой, со своей семьей и окружающим миром.

Список литературы:

1. Карепова Т. Г. , Жуковин И. Ю. Программа формирования культуры здорового образа жизни у дошкольников “Наша традиция – быть здоровыми!”. - Психолог в детском саду. -2006. -№3. -с. 52-80с.

2. Левчук Л.В. Оздоровительно-развивающая работа с дошкольниками», // Управление дошкольным образованием 2006, № 107с.

3. Мардер Л. Д. «Цветной мир. Групповая арт- терапевтическая работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста». – М.: Генезис, 2007.

4 Организация воспитательной и оздоровительной работы в ДОУ / Колл. авт. - М.: ТЦ Сфера, 2006. -104с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование здоровье сберегающих технологий в работе со старшими дошкольниками в ДОУ»

В настоящее время проблема здоровья и его сохранения является одной из самых актуальных. Понятие “здоровьесберегающие технологии” прочно вошло в образовательную систему, начиная с дошкольных...

Методическая разработка по применению здоровье-сберегающих технологий и развитию физической культуры у дошкольников с использованием метода проектов

Данная методическая разработка посвящена одной из актуальных тем современного ДОУ: применению здоровье-сберегающих технологий с использованием инновационного метода проектов. Материал содержит подробн...

Использование «здоровье сберегающих» технологий в работе по развитию певческих навыков с детьми старшего дошкольного возраста

Голос- это своеобразный индикатор здоровья человека. Правильная организация певческой деятельности, использование приемов здоровьесберегающих технологий  в работе с детьми дошкольного возраста бу...

Использование здоровье сберегающих технологий в работе по развитию речи в условиях ДОУ.

Распространение педагогического опыта по применению здоровье сберегающих технологий в работе воспитателя по развитию речевых навыков у дошкольников....

Здоровье сберегающие технологии в процессе сенсорного развития дошкольников

Здоровье сберегающие технологии лежат в основе гармоничного развития дошкольника и способствует реализации интеллектуального и творческого потенциала детей. Целью здоровье сберегающих технологии являе...