Использование «здоровье сберегающих» технологий в работе по развитию певческих навыков с детьми старшего дошкольного возраста
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Ковальская Алла Викторовна

Голос- это своеобразный индикатор здоровья человека. Правильная организация певческой деятельности, использование приемов здоровьесберегающих технологий  в работе с детьми дошкольного возраста будут способствовать не только  общему музыкально- художественному развитию детей, но и улучшению их здоровья,  общего состояния, снятию внутреннего напряжения, формированию таких необходимых качеств, как умение управлять своими эмоциями. В статье указаны направления работы по пению с детьми старшего дошкольного возраста. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование «здоровье сберегающих» технологий в работе по развитию

певческих навыков  с  детьми  старшего дошкольного возраста

Голос – это богатство и дар божий. И  задача педагога сохранить его, развить, оградить от психических перегрузок, стрессов и неудач, а процесс обучения сделать радостным и увлекательным

  В последнее время во всем мире наметилась тенденция к ухудшению детского здоровья. А для решения важных задач, стоящих перед обществом необходимо здоровое поколение нации, физически и нравственно развитые люди.

         Перед дошкольным образованием в настоящее время стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению  и сохранению здоровья, развитию движений и физическому развитию детей.

Поэтому так важна реализация программ в сфере «здоровьясбережения» и способах «самооздоровления».

 В этой связи были  разработаны  новые  технологии, такие как: «Комплекс дыхательных упражнений по методике А.Н. Стрельниковой»; Комплекс упражнений для развития артикуляционного аппарата: «Фонопедический метод развития голоса» профессора В.В.Емельянова.

              Дошкольный возраст - самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. Занятия пением являются очень важной составляющей гармоничного развития дошкольника. В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Пение активизирует умственные способности, развивает эстетическое и нравственное представление детей, слух, память, внимание, мышление, укрепляет лёгкие и весь дыхательный аппарат. Пение - один из любимых детьми видов музыкальной деятельности. Это занятие не только приятное, но и полезное. Пение в хоре объединяет детей, создает условия для их положительного эмоционального общения, улучшает самочувствие, укрепляет здоровье. Пение влияет на общее состояние организма ребёнка, вызывает реакции связанные с изменением и улучшением кровообращения (а значит и улучшение обмена веществ), дыхания (значительно сокращается частота заболеваний дыхательной системы, носоглотки). Процесс пения помогает ребенку приобрести определенные навыки в развитии голоса, способствует формированию личности, развитию музыкального вкуса, содействует укреплению здоровья (развивает дыхательные мышцы, благотворно влияет на нервную систему), помогает устранению дефектов речи. В пении происходит общее развитие ребенка - формируются его высшие психические функции, развивается речь. Правильно поставленное пение организует деятельность голосового аппарата, укрепляет голосовые связки, развивает приятный тембр голоса. Правильная поза влияет на равномерное и более глубокое дыхание. Пение, развивая координацию голоса и слуха, улучшает детскую речь.

На музыкальных занятиях для обучения детей пению используются различные педагогические технологии: личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми, игровые технологии, технологии исследовательской деятельности, развивающего, проблемного обучения, информационно-коммуникативные и др. Это, несомненно, позволяет повысить эффективность и качество обучения, способствует развитию на занятиях творческого мышления, активизирует самостоятельную деятельность обучающихся. Но самыми востребованными технологиями в развитии певческих навыков являются здоровьесберегающие.

Правильно построенный процесс пения в дошкольном учреждении тоже будет способствовать процессу оздоровления дошкольников. Для детей всех возрастов занятие пением должно служить  источником раскрепощения, хорошего  настроения, уверенности в себе и в своих силах. Только в этом случае пение станет  для ребенка эстетической ценностью, которая будет обогащать всю его дальнейшую жизнь.

Пение и физическое здоровье

Обязательным условием для успешных занятий пением  является здоровый голосовой аппарат. Но есть  ряд факторов, от которых может зависеть эффективность певческого процесса. Всю работу в этой сфере деятельности  необходимо начинать с певческой установки, с  работы над  дыханием и опорой звука.

        Правильное дыхание – это не только залог уверенного голоса, красивого пения, но и крепкого здоровья.

Если у ребенка ослабленное дыхание, то оно не дает ему полностью проговаривать фразы, правильно строить предложения, даже петь песни - приходится вдыхать воздух чаще. Основные задачи дыхательных упражнений на музыкальных занятиях: Укреплять физиологическое дыхание детей (без речи). Тренировать силу вдоха и выдоха. Развивать продолжительный вдох. Особенностью работы над дыханием является постепенное и индивидуальное увеличение нагрузок под контролем педагога

            Систематические регулярные занятия пением благотворно влияют на развитие голоса, он становится более звучным и приобретает более красивую окраску. Певческое дыхание помогает строить плавную и непрерывную речь. «Вокальная постановка» корпуса предполагает ровную линию спины, горделивый разворот плеч, красивую посадку головы – это способствует воспитанию хорошей осанки.

Педагог, занимающийся с детьми   должен следить за состоянием  мышц шеи. В ней сосредоточены основные звукообразующие органы (гортань, голосовые связки). Поэтому важно, чтобы шейная мускулатура была хорошо развита и способствовала устойчивому, но в тоже время свободному положению головы при пении. Для этого применяются простые, но эффективные упражнения – наклоны и повороты головы. Это также помогает сохранить подвижность шейных позвонков и красивый внешний вид шеи на долгое время.

              Занятия пением благотворно влияет на развитие хорошей дикции, артикуляции. Задачи артикуляционной гимнастики на музыкальных занятиях: ·формировать артикуляцию различных звуков; закреплять артикуляционные уклады различных звуков в слогах, словах, фразах; ·совершенствовать подвижность и точность движений языка и губ (активизация движений кончика языка, выполнение дифференцированных движений кончиком языка, отграничение движений языка и нижней челюсти)

Артикуляционная гимнастика не должна быть утомительной и продолжаться не более 3-х минут перед пением. Упражнения выполняем с детьми сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, ноги и руки находятся в спокойном положении. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого и, если есть возможность, свое лицо в зеркале.

Обязательное условие на занятиях - движение рук, сопровождающее  пение. Руки помогают осуществить музыкальные действия более осмысленно, выразительно и разнообразно, что позволяет достичь успехов даже с самыми слабыми детьми.

     В процессе пения задействованы многие группы мышц. Совершаемая ими физическая работа способствует укреплению здоровья. Благодаря постоянной вентиляции легких значительно снижается риск заболеваний дыхательной системы.

В процессе освоения вокальных навыков  формируются такие полезные качества, как умение управлять своими эмоциями. Интонационно-фонетические игры - упражнения способствуют постановке и развитию  основных вокальных навыков: увеличению силы голоса у каждого ребенка, расширению диапазона, укреплению мышц артикуляционного аппарата, улучшению дикции и всей речевой активности детей

                Для детей с речевой патологией пение является одним из факторов улучшения речи.

Речевые и певческие функции голосового аппарата тесно связаны между собой. Поэтому вокализация часто применяется в логопедии, как вспомогательное средство в коррекции речевых нарушений. Все психические процессы – память, внимание, воображение, мышление – развиваются с прямым участием речи.

А часто встречаемые проблемы детей – вялотекущая речь, зажатость челюсти, т.е.  разговор сквозь зубы, не поставленные согласные звуки,   вялая работа языка, приводят к плохой дикции и артикуляции

Специальные вокальные упражнения применяются и для  коррекции нарушений темпа речи. Замечено, что заикающиеся при разговоре люди при пении не заикаются. В комплексном подходе к преодолению легкой и средней степени заикания логопеды отмечают благотворное влияние занятий вокалом.

           В своей работе по развитию певческих навыков с детьми, имеющими нарушения речевой и зрительной сферы я применяю  маленькие  песенки (распевки- элементы вокалотерапии) интонационно-фонетические приемы, упражнения, основная цель которых активизация  выдоха совместно с  голосом. («Ветер воет»,« Паровоз гудит», «Санки едут-Уууух», « Корова мычит» междометия «Ах», «Ох», Ух» , « Хэй» и. т.д.)   элементы артикуляционной  гимнастики,  пальчиковой гимнастики, элементы самомассажа, вокальные дидактические игры, и многое другое,  в том числе  и «Валеологические песенки-распевки». Песенки, имеющие несложные, добрые тексты, мелодии, которых состоят из звуков мажорной гаммы. Они поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голос к пению

ПРИЛОЖЕНИЕ

Доброе утро! Доброе утро! Улыбнись скорее!

 И сегодня весь день будет веселее.

 Мы погладим лобик, носик и щечки.

 Будем мы красивыми, как в саду цветочки!

 Разотрем ладошки сильнее, сильнее!

А теперь похлопаем смелее, смелее!

Ушки мы теперь потрем и здоровье сбережем.

 Улыбнемся снова, будьте все здоровы!

Поворачиваются друг к другу. Разводят руки в стороны. Хлопают в ладоши. Выполняют движения по тексту. Постепенно поднимают руки вверх, "фонарики". Движения по тексту, потирают ушки, разводят руки в стороны

Л. Абелян. (выработка певческой установки)

Если хочешь сидя петь, не садись ты как медведь,

Сядь красиво, подтянись и немного улыбнись.

Раз - вдох, и запел, птицей звук полетел…

Руки, плечи, все свободно, петь приятно и удобно.

Если хочешь стоя петь - головою не вертеть,

Встань красиво, подтянись и немножко улыбнись

Раз - вдох, и запел, птицей звук полетел…

Руки, плечи, все свободно, петь приятно и удобно.

Артикуляционная гимнастика

"Язычок проснулся" (толкать язычком в правую и левую щеку);

"Язычок, покажись!" (покусать кончик языка);

"Зубов не страшись!" (высовывать язык вперед и убирать назад);

"Зубы кусаются" (покусать нижнюю и верхнюю губу по всей поверхности);

"Губки хохочут" (в улыбке открыть верхние губы);

"Губки обижаются" (вывернуть нижнюю губу);

"Чистые зубки" (провести языком между верхней губой и зубами и между нижней губой и зубами);

"Улыбка" (улыбнуться).

Речевые игры, скороговорки:

1. Хорош пирожок, внутри творожок.

2. Проворонила ворона вороненка.

3.Бобры храбры, для бобрят добры.

4.Тигренок громко рыкнул р-р-р-р.

5.Мышка мыла мишке шишки.

Мало мыла дали мышке.

 Слишком много шишек было,

Мышка шишки не домыла.

Упражнения на развитие дыхания:

 «Комар» (стимуляция микроциркуляции крови и обмен веществ в области головы и шеи)Ноги на ширине плеч, после глубокого вдоха негромко произносится звук «з» до полного выдоха из легких.

«Пчела» (стимуляция микроциркуляции крови и обмен веществ в области грудной клетки)Ноги на ширине плеч, после глубокого вдоха негромко произносится звук «ж» до полного выдоха из легких

"Насос" ("Накачиваем шины")

По шоссе летят машины –

Все торопятся, гудят.

 Мы накачиваем шины,

Дышим много раз подряд.

 "Цветок"(упражнение направленно на достижение дыхательной релаксации за счет физиологического рефлекса, в результате которого при вдохе носом происходит расслабление гладкой мускулатуры бронхов).

 И.П. - стоя. Руки опущены. Глаза закрыты. Делается медленный вдох, будто вдыхается аромат цветка. Выдыхаем через рот, губки "трубочкой", медленно выпуская воздух.

 "Собачка" (закаливание зева)

 И.П. - стоя. Язык высунуть изо рта. Делать быстрые дыхательные движения, добиваясь охлаждения зева. (как это делает собачка)

 «Ладошки»

Ладушки-ладошки, звонкие хлопошки

Мы ладошки все сжимаем, носом правильно вдыхаем

Как ладошки разжимаем, так свободно выдыхаем

Дети стоят ровно и прямо. Ноги чуть уже чем на ширине плеч. Руки согнуты в локтях, локти опущены, ладошки развернуты от себя, кулачки сжаты. На счет раз активный вдох, кулачки разжимаются. На счет два пассивный выдох, кулачки сжимаются.

Упражнение «Кораблик»

В теплых краях в голубом море плывет кораблик. Но вот ветер стих и кораблик остановился

 Давайте поможем ему отправится в путь дальше. Для этого мы с вами сделаем вдох, задержим дыхание и медленно, равномерно подуем на парус.

Звуковые дыхательные упражнения

 «Воздушный шар»

Мы надули шар воздушный вот такой большой, большой

Отпустили его в небо, помахали вслед рукой

Полетел воздушный шарик прямо в небо к облакам

Но за сук он зацепился, лопнул, хлопнул – Бам

Ш-ш-ш….

Прижимают ладони друг к другу и медленно разводят руки в стороны

Поднимают руки вверх

Прощально машут рукой

3 раза хлопают в ладоши

Приседают, произнося на продолжительном выдохе звук

«Осенние листочки»

Осень в гости к нам пришла и подарок принесла

Листики здесь разные – желтые и красные

Педагог: Дети, когда дует ветер, то листочки на деревьях шелестят : «Ш-ш-ш-ш». Давайте вместе с листочками пошелестим сначала тихо «ш-ш-ш», а потом громко «Ш-Ш-Ш»

 «Паровоз» Картушиной.

Слова «чух-чух» пропеваются на активном выдохе

Едет, едет паровоз чух-чух, чух-чух

Раздается стук колес чух-чух, чух-чух

Я колесами стучу чух-чух, чух-чух

Если хочешь прокачу чух-чух, чух-чух

 «Погреемся»

Мерзнут на ветру ладошки

Мы погреем их немножко

Сначала дети дышат на ладошки бесшумно, затем со звуком «А». Далее чередуют: на правую бесшумно, на левую со звуком

Фонопедические упражнения и игры

«Резиновая игрушка»

(активизация фонационного выдоха).

Купили в магазине резиновую Зину,

Резиновую Зину в корзине принесли. (А. Барто)

Она сказала: ш-ш-ш, потом сказала: с-с-с

Согласные пропеваются на выдохе легко и тихо.

 игра «Репка»

Цель: формировать речевое дыхание, артикуляцию, звуковысотность,  ритмический слух, эмоциональность.

Ход игры: Музыкальный руководитель читает сказку:

Посадил Дед репку. (дети поют – «У-у – у-у!») – удивление.

Выросла репка большая – пребольшая (дети поют «О – о – о-о!»)

Стал Дед тянуть репку (дети поют «Э – э – э – э!»)

Тянет – потянет,  вытянуть не может (дети поют «Ух –ух–ух-ух!»)

Позвал Дед Бабку (дети поют «Ау-ау-ау-ау!»)– громко.

Тянут – потянут,  вытянуть не могут (дети поют «Ух–ух-ух-ух!»)

Позвала  Бабка  Внучку (дети поют «Ау-ау – ау-ау!»)– громко.

Тянут – потянут,  вытянуть не могут (дети поют «Ух–ух–ух-ух!»)

Позвала  Внучка  Жучку (дети поют «Ав – ав – ав-ав!»)– громко.

Тянут – потянут,  вытянуть не могут (дети поют «Ух–ух – ух-ух!»)

Позвала  Жучка  Мурку (дети поют «Мяу-мяу – мяу-мяу!»)– ласково.

Тянут – потянут,  вытянуть не могут (дети поют «Ух–ух – ух-ух!»)

Позвала  Мурка  Мышку (дети поют «Пи –пи –пи -пи!»)

Тянут – потянут,  вытянули  репку (дети поют «Ура–ура –ура!

Ух!»)– радость.

Самомассаж «Нам простуда не страшна»

Выполняется перед пением как распевка.

Что бы горло не болело

Мы его погладим смело

Поглаживают ладонями шею мягкими движениями сверху-вниз

Чтоб не кашлять, ни чихать

Нужно носик растирать

Указательными пальцами растирают крылья носа

Знаем, знаем, да-да-да

Нам простуда не страшна!

Указательным и средним пальцами растирают кожу на мочками ушей

        Список литературы

 Учите детей петь / под ред. Т.М. Орловой, С.И. Бекина. - М.: Просвещение, 1978. 17. Школяр Л. Ребенок в музыке и музыка в ребенке. - Дошкольное воспитание, 1992,

Емельянов В.В. Фонопедический метод развития голоса, составитель И.Трифонова. – С-Пб.: Лань, 2000.

Щетинин М. Дыхательная гимнастика А.С. Стрельниковой. – М.: Метафора, 2004.

Минеджян Г.З. Сборник по нетрадиционным способам лечения. – М.: Арена, 1993.

«Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду» сост. – изд. «Учитель», 2011г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы «Использование здоровье сберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста»

«Использование   здоровьесберегающих   технологий  в работе  с   детьми  дошкольного   возраста»Дошкольный возраст является важнейшим этапом в фо...

Педагогическая система работы «Использование здоровье сберегающих технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста »

quot;Болеет без конца ребёнок.Мать в панике, в слезах: и страх и грусть.- Ведь я его с пелёнокВсегда в тепле держать стремлюсь.В квартире окна даже летомОткрыть боится – вдруг сквозняк,С ним,...

Использование коррекционно-развивающих технологий в работе по развитию речи детей дошкольного возраста.

Использование коррекционно-развивающих технологий в работе по развитию речи детей дошкольного возраста....

Использование здоровье сберегающих технологий в работе по развитию речи в условиях ДОУ.

Распространение педагогического опыта по применению здоровье сберегающих технологий в работе воспитателя по развитию речевых навыков у дошкольников....

здоровье-сберегающие технологии в работе педагога-психолога с детьми дошкольного возраста

Программа подгрупповых занятий по сказко-терапии и песочной терапии с детими 4-7 лет,подборка двигательных, пальчиковых и кинезеологических игр...

«Использование коррекционно-развивающих технологий в работе по развитию речи детей дошкольного возраста»

laquo;Использование коррекционно-развивающих технологий в работе по развитию речи детей дошкольного возраста»Мастер-класс...