Проект
проект (младшая группа)

Мирсаяпова Наталья Анатольевна

Раннний 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ranniy_vozrast.docx379.42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад_№2 « Рябинка»

Проект по духовно – нравственному воспитанию дошкольников:

«Фольклор для малышей»

Составили: Мирсаяпова Наталья Анатольевна

воспитатель первой квалификационной категории,

воспитатель Чудова Наталия Ивановна

Мегион 202/

Содержание

  1. Информационная карта проекта……………………………………………...….........3
  2. Введение………………………………………………………………………………..5
  3. Актуальность проекта………………………………….…………………..……….....5
  4. Новизна и педагогическая целесообразность проекта…………………………........5
  5. Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты……………………………………6
  6. Концептуальное обоснование проекта..…………………………………………..…...6
  7. Основные принципы работы в рамках проекта……………………………………...6-7
  8. Педагогические технологии…………………………………………………………..…7
  9. Условия реализации проекта…………………………………………………………....8
  10. Этапы реализации проекта………………………………….……………………….....10
  11. Динамика развития социально – коммуникативных способностей

воспитанников (целевые ориентиры)………………………………………...…….....10

  1. Основные показатели достижений детей в рамках проекта………………………...10
  2. Календарно-тематическое планирование……………….…………………………10-13
  3. Взаимодействие с родителями. Перспективный план……………………………….14
  4. Риски и пути преодоления рисков………………………………………………….…14
  5. Сравнение показателей результативности проекта в сравнении с

традиционными методиками обучения....................................................................15-16

  1. Вывод .. …………….…………………………………………….………….….....…15
  2. Литература…………………………………………………………………………..…..16
  3. Приложение №1 Анкета для родителей.

Приложение № 2 Картотека дидактических игр

Приложение № 3 Картотека ситуаций для обыгрывания

Приложение № 4 Игра «Злой и добрый ветер» (с использованием ТРИЗ)

Словесная игра «Хорошо - плохо» (с использованием ТРИЗ)

Приложение №5 Сценарий викторины для родителей «Если добрый ты»

Приложение №5 Праздник доброты

Информационная карта проекта

Название проекта

Проект по духовно – нравственному воспитанию дошкольников: «Фольклор для малышей»

Тип проекта

познавательно- творческий.

Вид проекта

Краткосрочный, практико – ориентированный

По количеству детей, вовлечённых в проект

Групповой

Форма проведения

Дневная (совместная образовательная деятельность)

По уровню контактов

На уровне образовательного учреждения

Нормативно-правовое обеспечение

Концепция дошкольного воспитания (1989 г.)

Конвенция о правах ребёнка (одобрена ООН )

Федеральный закон РФ от № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования";

Основная образовательная программа дошкольного образования МАДОУ

Цель

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры, развитие интереса к русскому народному творчеству, воспитание у детей духовно-нравственных основ».

Задачи

Для детей

- Приобщать детей к иллюстрациям, картинам по духовно – нравственному воспитанию.

- познакомить и закрепить знания детей о русских народных сказках, потешках.

- привлечь детей к совместной театрализованной деятельности;

- развивать речь, воображение, мышление;

- Стимулирование активности каждого ребёнка, вызвать его желание действовать, общаться, играть в русские народные игры.

- Обыгрывать потешки

Для родителей:

- развитие творческих способностей детей, привлечение к участию в выполнении совместных с детьми творческих работ.

- Проведение бесед, устных журналов, консультаций, занятий с родителями по проблеме духовно -нравственного становления ребёнка раннего младшего возраста.

- повысить педагогическую компетентность родителей в воспитании детей младшего дошкольного возраста через устное народное творчество.

- проведение онлай мастер – класса с родителями «Роль потешек в развитии детей»».

Для педагогов:

-Взаимодействие с социальными партнерами: представители духовенства;

- Социальная активность детей;

Структура и срок реализации проекта

1. Подготовительный этап.

Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстрированный материал по данной проблеме,

авторские презентации по теме проекта, альбомы для рассматривания по теме проекта.

#1057;оставление перспективного плана.

3. Анкетирование родителей «Фольклор в жизни детей»

Цель: выявить интересы и знания родителей воспитанников по данной теме.

Проведение онлайн мастер – класса с родителями «Роль потешек в развитии детей»».

2. Основной этап.

Срок реализации: Выполнение и реализация перспективного плана мероприятий.

3. Обобщающий этап.

Презентация проекта.

Продукт проекта: Создание альбома «Русское народное творчество»

- оформление сборника : "Матрёшкины потешки"

Составитель проекта

Мирсаяпова Наталья Анатольевна воспитатель первой квалификационной категории .

Воспитатель: Чудова Наталия Ивановна

Консультации для педагогов «Детский поэтический фольклор», «Фольклор и его значение в воспитание детей».

Введение

«Потешки, сказки, загадки и пословицы являются богатейшим

материалом для развития культурной речи». А.П.Усова

Актуальность

Приобщение новых поколений к народной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности, так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности.

Русская национальная культура это наследие, которое принадлежит народу. Веками создаваемая, она сохранила свою самобытность и индивидуальность. Это ценность, которую нужно беречь и предавать их поколения в поколения.

Приобщение к традициям своего народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок, по мнению В.П. Зиньковского, Д.С.Лихачева является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и предавать культурное наследие этноса.

Именно дошкольное детство является тем периодом, в который начинает происходить социализация ребенка, то есть приобщение ребенка к миру культуры и общечеловеческим ценностям.

Значимость народной культуры состоит в ее способности формировать и развивать те качества личности дошкольника, которые являются основополагающими: память, речь, мышление, воображение, умственную и творческую активность, духовные и нравственно-эстетические нормы, чувство национального самосознания.

Приобщение детей к народной культуре так же является одним из средств формирования патриотических чувств и развития духовности. Быть патриотом – это значит ощущать себя неотъемлемой частью отечества.

Основным средством приобщения дошкольников к народной культуре является фольклор. Богатейшие образы, темы, мотивы, формы фольклора просто, красиво, доступно знакомит детей с богатейшим наследием своего народа.

В фольклоре отображаются и сохраняются присущие народу черты характера, мышления. Через народную песню, сказку, овладевая языком своего народа, знакомясь с традициями и обычаями, ребенок дошкольного возраста получает первые представления о национальной культуре.

Народное искусство лежит корнями глубоко в древности. Его произведения создаются в соответствии с многовековыми традициями того или иного народа, которые в основе своей имеют единство взглядов на мир.

Д. С. Лихачев говорил: « Народное искусство создается всеми для всех и в рамках многовековых традиций. Во всем, что делает народ, единое представление о красоте создавало единство стиля, и то и другое, как броней защищало народное искусство от безвкусицы».

Именно поэтому родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

Психологические исследования (Л.В. Выготский, А. В. Запорожец, А.Н. Леонтьев и др.) показывают, что приобщение личности к культуре уже в дошкольном возрасте идет через присвоение общественно-исторического опыта, воплощенного в материальных и духовных ценностях, и осваивается в активной созидательной деятельности. В связи с этим дошкольный возраст справедливо рассматривается как период формирования личности, период ее социализации и приобщение личности к культуре.

В наше время, в эпоху нестабильности понемногу начинает возрождаться интерес к старинным праздникам, традициям, народному прикладному творчеству. Особый интерес уделяется фольклор, как средству воспитания детей дошкольного возраста. Все чаще в литературе, газетах, журналах появляются статьи о возрождении русских национальных традиций. Но типовая программа детского сада, как руководство и основной документ, не ставит конкретных задач по приобщению детей к истокам своей родной культуры. Поэтому представления детей о народной культуре поверхностны.

Актуальность этой проблемы в наше время приводит к мысли, что нам, педагогам, необходимо проводить с детьми огромную работу в данном направлении: от возрождения колыбельной, умения рассказывать детям сказки и предания своего народа, до приобщения к высотам классической отечественной литературы, театра, музыки, так как именно в дошкольном возрасте происходит формирование культурно-ценностных ориентаций.

Новизна и педагогическая целесообразность проекта заключается в том, что в процессе реализации проекта педагогическая деятельность выстроена таким образом, чтобы задачи обучения и воспитания дошкольников реализовывались при активном участии родителей (лиц, их заменяющих) воспитанников. Эффективность и результативность будет проявляться лишь в том случае, если дошкольное учреждение и семья будут сообща идти к намеченной цели. Для этого необходимо наладить такой прочный контакт с родителями воспитанников, чтобы они стали союзниками образовательного учреждения. С этой целью необходимо увлечь родителей жизнью ребенка в детском саду, его интересами, стремлениями.

Цель проекта: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры, развитие интереса к русскому народному творчеству, воспитание у детей духовно-нравственных основ».

Задачи проекта:

- Приобщать детей к иллюстрациям, картинам по духовно – нравственному воспитанию.

- познакомить и закрепить знания детей о русских народных сказках, потешках.

- привлечь детей к совместной театрализованной деятельности;

- развивать речь, воображение, мышление;

- Приобщать малышей к русскому народному творчеству (играм, хороводам, потешкам, сказкам, песням) в разных видах деятельности.

- Развивать устойчивый интерес к художественным произведениям, и декоративно-прикладному искусству.

Ожидаемые результаты:

- Повышение уровня сформированности духовно-нравственной культуры детей раннего младшего возраста.

повышение педагогической компетентности родителей в нравственном воспитании детей.

- формирование чувства доброты, сострадания, милосердия, готовности прийти на помощь;

- внедрение наиболее эффективных методик духовно- нравственного развития и воспитания в педагогическую деятельность

- дети имеют этические представления о «доброте», «дружбе», «взаимопомощи», «взаимовыручке», «справедливости»;

- бережное отношение детей к миру природы и к окружающему миру в целом;

Концептуальное обоснование проекта

С помощью фольклора достаточно легко можно установить контакт с ребенком раннего возраста. Фольклор является незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности и яркой индивидуальности. Чаще всего через элементы фольклора мы доносим до ребенка свою нежность, любовь, веру в него. Этот метод способствует скорейшей адаптации ребенка. Обращение к устному народному творчеству в работе с детьми раннего возраста должно быть постоянным. В нем заложены неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, пробуждения познавательной активности.

В раннем возрасте дети особенно склонны к подражанию, поэтому в формировании навыков большую роль играет личный пример взрослых. Для плодотворного общения взрослого и ребенка важно установление добрых и доверительных взаимоотношений, важен эмоциональный контакт. В этом помогает детский фольклор.

Современному малышу не менее, чем в далеком прошлом, нужны тонкие способы создания определенных взаимоотношений со взрослым при убаюкивании, купании, первых физических упражнений, в играх. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль в развитии. И я пришла к выводу, что детский фольклор имеет большое значение во всестороннем развитии ребенка. Эти положения стали основой нашего проекта.

Основные принципы работы в рамках проекта:

Проект ориентирован на формирование положительной социализации дошкольников, поэтому сочетает в себе дидактические принципы: наглядности, доступности, научности, индивидуального подхода, связи теории с практикой; а так же принципы социального воспитания:

принцип развивающего образования, в соответствие с которым главной целью является развитие ребенка;

- принцип научной обоснованности и практической применимости – содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогике, и имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования.

- принцип концентрации состоит в направленности воспитательной работы на умение правильно себя вести в коллективе;

- принцип коллективности социального воспитания заключается в том, что коллектив выполняет воспитательную функцию, дает человеку большой жизненный опыт и учит его правильно поступать в различных жизненных ситуациях;

- Принцип активности и посильной самостоятельности. Этот принцип предполагает, что на занятии создаются условия, чтобы у малышей возникла потребность речевого взаимодействия, педагог вызывает у ребёнка чувство сопереживания с действиями персонажа, предлагает малышам включиться в игровое взаимодействие по тексту.

- Принцип познавательной активности – один из важнейших принципов ознакомления детей с фольклором. Достигнуть его можно эмоциональностью. Именно с помощью эмоционального изложения педагог поддерживает внимание детей.

- Принцип наглядности не менее важен в ходе фольклорных занятий с детьми младшего дошкольного возраста. Предполагает использование наглядных средств (игрушки - забавы, картинки, пособия, с помощью которых создаётся развёрнутая картина действий и результата, использование приёмов инсценирования.

- под принципом дополнительности принято понимать комплексное использование всех перечисленных принципов;

Взаимодействие педагоги – родители основывается на соблюдении всеми участниками следующих принципов:

  • доступности: каждый желающий может участвовать в мероприятиях, коллективных делах;
  • открытости: на сайте детского сада можно ознакомиться с уставом, договором с родителями и иными локальными актами, с исторической справкой учреждения и текущей информацией. Есть рубрика для родителей, кроме того они могут обратиться с вопросами к руководителю учреждения или специалистам по электронной почте или через сайт;
  • доброжелательности всех участников содружества, соблюдения морально-этического устава, разработанного для формирования позитивных взаимоотношений родителей и педагогов;
  • добровольности: в процессе реализации задач и содержания программы не допускается никакого принуждения.

Педагогические технологии

Взаимодействие всех участников проекта осуществляется на основе современных образовательных технологий:

технология проектной деятельности одна из современных интерактивных технологий обучения. Формирует у дошкольников навыки планирования совместной деятельности, проектирования. Способствует самоорганизации, учит делать выбор и принимать решения. Вместе учиться не только легче, но и интереснее;

здоровьесберегающие технологии (физминутки, пальчиковые гимнастики, подвижные и спортивные игры, гимнастика (для глаз, дыхательная), динамические паузы, релаксация, закаливания, обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье);

личностно-ориентированная технология обучения и воспитания: обеспечение комфортных условий ребёнку в семье и дошкольном учреждении, предоставление возможности ребёнку для самореализации в игре. Это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования. Обучение исходит из признания уникальности субъектного опыта самого воспитанника, как важного источника индивидуальной жизнедеятельности, проявляемой, в частности, в познании;

индивидуального подхода - воспитание и обучение с учётом индивидуальных особенностей развития каждого ребёнка позволяет создать комфортные условия для деятельности. Дети выполняют работу в удобном для них индивидуальном темпе. Кроме того, данная технология позволяет наиболее эффективно развивать навыки самостоятельной работы у дошкольников;

технология исследовательской деятельности: знакомство с историей своего рода; предполагает создание под руководством воспитателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей;

в современном мире при всем нарастающем потоке информации не обойтись без применения информационно-коммуникационных технологий. На занятиях в совместной деятельности часто применяются мультимедийные презентации, музыкальное оформление, организуются видеопросмотры, подбирается иллюстративный материал (сканирование, интернет, принтер, презентация); дополнительный познавательный материал к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий; оформление групповой документации по проекту; создание презентации в программе РowerРoint для повышения эффективности совместной деятельности с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.

Условия реализации проекта

Создание условий для реализации проекта должно обеспечить развитие личности ребенка в сфере социально-коммуникативного развития на фоне эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, себе и к другим людям.

Построение предметно-развивающей среды в ДОУ основано на Методических рекомендациях для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста «Организация развивающей предметно-пространственной развивающей среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования» О.А.Карабанова, Э.Ф.Алиева, О.Р.Радионова и др.М.: ФИРО, 2014.

Психолого-педагогические условия

Для успешной реализации проекта обеспечены психолого-педагогические условия. Это уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях, положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности через реализацию намеченных мероприятий.

Проект соответствует возрастным и индивидуальным особенностям ребёнка. Поддержка родителей (законных представителей) в воспитание детей через вовлечение в совместную деятельность с детьми.

Материально – техническое обеспечение проекта

- интерактивная доска, - фортепиано;

- центры детской активности группы,

- мини – музей в группе «Русская изба»

Развивающая предметно – пространственная среда

Компоненты среды

Оснащение

Функциональный модуль «Игровая»:

- куклы, кукольная мебель; - модуль – основа для игры «Кухня», «Дом»; - набор машинок; - художественная литература, сборник потешек, песен, сказок;

- пальчиковый театр,

- уголок ряженья,

- кукольные театры русских народных сказок,

- настольные игы,

- игры – забавы.

Функциональный модуль «Физкультура»:

-мячи; - ленты; - обручи - султанчики;

- Картотека «Русские народные игры для раннего возраста»

- атрибуты для подвижных игр,

- маски сказочных героев.

Функциональный модуль

«Музыка»:

- комплект видеофильмов, сказок, потешек; - ширмы;

- балалайка, дудочка

Функциональный модуль «Творчество»:

- разрезные сюжетные картинки;

- репродукции картин по теме проекта,

Функциональный модуль «В гостях у сказки»:

- подборка художественной литературы; - Атрибуты к дыхательным упражнениям «Свечка», «Сдуй снежинку», «Попади в воротики» (Дыхательный Футбол), «Кто дальше»; «Мыльные пузыри».

- набор пазлов; - набор пальчиковых кукол по сказкам; - Библиотека книг с яркими большими иллюстрациями;

Функциональный модуль «Уличное пространство»:

- веранда - карусель

Интеграция в образовательные области

Речевое развитие (Чтение сказок, потешек: "Колобок", "Репка", "Курочка Ряба" Потешка «Пошел котик на торжок», «Как на тоненький ледок», «Наша Маша маленька», «Петушок, петушок»; показ настольного театра по сказке «Репка»;)

Художественно-эстетическое развитие ( лепка: зернышки для курочки; рассматривание картинок из серии «Герои сказок»; закрашивание раскрасок на тему: «Сказочный герой»; хороводная игра: «Заинька попляши…».)

Социально-коммуникативное развитие (рассматривание иллюстраций к сказкам: «Колобок», «Репка», «Курочка Ряба»; пальчиковые игры; дидактические игры: «Чудо – дерево», «Чудесный мешочек», «Грибочки», «Домик для мышки»);

Познавательное развитие (Подражательные движения характерные животным: ходьба, бег, прыжки (заяц, волк, медведь, лиса)

Физическое развитие (подвижная игра «Зайка серый умывается»; комплекс утренней гимнастики «Заячья зарядка»;)

Этапы реализации проекта

В основе организации проектной деятельности, реализуемой на практике, лежит структура, предложенная Н.А.Рыжовой, состоящая из трёх основных этапов: подготовительного, основного и обобщающего.

#1055;одготовительный этап

Изучить педагогическую литературу по данному направлению.

Постановка проблемы и цели.

Составление перспективного плана работы по проведению проекта.

Определение целей и задач проекта, сбор материала, необходимого для реализации цели проекта, разработать основные методические материалы и изготовление пособий , развивающей среды группы.

Выявление уровня знаний детей о нравственных нормах (методом беседы, наблюдения и анализа поступков)

Проявление интереса родителей и помощь в подборе тематического материала.

#1054;сновной этап

В задачи данного этапа входит реализация основных видов деятельности по направлениям проекта: Заполнение группового пространства наглядно – иллюстративным материалом по теме. Изготовление игр, наглядных пособий для детей, тематические беседы, консультации для родителей, развлечения, игры, акции, экскурсии, чтение художественной литературы, игровая и художественно-продуктивная деятельность.

#1054;бобщающий этап

Обсуждение результата: хода работы, действий каждого, выяснение причин успехов и неудач, закрепление полученных знаний, формулировка выводов.

Подведение итогов.

Создание альбома «Русское народное творчество» - оформление сборника : "Матрёшкины потешки"

Оформление наглядной информации в родительском уголке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года

Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...

Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с

Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...

Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и

Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных  растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...

МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат

Проблема:  Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...

Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова

Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...

Тема проекта «Ярмарка профессий» Продолжительность проекта: среднесрочный (04.09-11.09.) Тип проекта: познавательный, творческо-информационный. Участники проекта: дети подготовительной группы, педагог, родители. Проблема – мы столкнулись с тем, что дети

Тема проекта «Ярмарка профессий» Продолжительность проекта: среднесрочный (04.09-11.09.) Тип проекта: познавательный, творческо-информационный. Участники проекта: дети подготовительной группы, пед...

Проект по физическому развитию в ДОУ Проект по физическому развитию в ДОУ ПРОЕКТ «В здоровом теле - здоровый дух». Направление проекта: «Физическая культура»

Проект по физическому развитию в ДОУПроект по физическому развитию в ДОУПРОЕКТ«В здоровом теле - здоровый дух».Направление проекта: «Физическая культура» В последние годы ...