Воспитание у младших дошкольников культуры познания природы через приобщение к истории родного края
методическая разработка (младшая группа)

Черкасова Татьяна Викторовна

В статье говорится о формировании у детей чувства любви к природе через приобщение к истории родного края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_kultury_poznaniya_u_doshkolnikov.docx27.1 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание у младших дошкольников культуры познания природы через приобщение к истории родного края

Каким будет наш мир? - во многом зависит от нас, от тех основ, которые мы заложим в сознание детей. Каков человек, такова и его деятельность, таков мир, который он создает вокруг себя. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству.

Дошкольный возраст является самой лучшей почвой для формирования нравственных качеств, так как в этот период в ребёнке происходят те значимые изменения, на которые можно повлиять с положительной позиции

Цель: Формировать у детей чувства любви к природе через приобщение к истории родного края.

         Для достижения цели наметила следующие задачи:

  1. Способствовать накоплению детьми ярких впечатлений о природе родного края; обогащать представления детей о растениях, животных, а также об объектах неживой природы, встречающихся в ближайшем окружении.

2. Развивать эмоциональную отзывчивость детей в процессе общения с природой: доброжелательность, любование красотой природы, любопытство при встрече с объектами, удивление, сопереживание, сочувствие.

3. Вовлекать детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств объектов неживой природы.

4. Вызвать у малышей желание оказывать посильную помощь по уходу за растениями уголка природы.

Комплексно реализовать задачи, мне помогает использование разнообразных форм, методов и приёмов:

 1. Наблюдение за живыми и неживыми объектами.

 2. Целевые прогулки в природу.

3. Игры – экспериментирования.

4. Сюжетно-ролевые, подвижные и дидактические игры.

5. Организация игровых ситуаций.

6. Образные игры - драматизации.

7. Чтение детской природоведческой литературы.

8. Рассматривание книг, картин, иллюстраций о природе родного края.

11. 9. Беседы с детьми на экологические темы.

10. Наблюдение за трудом взрослого в природе.

11. Продуктивная деятельность по тематике экологического содержания.

Экологическое воспитание можно проводить в интеграции всех видов детской деятельности. За счёт этой возможности работа получается и полезной, и интересной как для меня, так и для дошколят.

Успешное экологическое воспитание детей невозможно без правильно выстроенной образовательной развивающей предметно – пространственной среды. Дети легче и быстрее усваивают взаимосвязи в природе на близком и знакомом им материале. Для этого в группе организовано экологическое пространство, где находятся: календарь природы, муляжи овощей и фруктов, наборы фигурок животных. д/и, художественная литература экологической направленности.

Также в группе имеется уголок для экспериментирования, где дети могут проводить опыты с водой и песком.

Весной мы сажаем огород на окне с целью знакомства детей с особенностями выращивания культурных растений (лук, зелень, цветы, трава), обобщения представлений детей о необходимости света, тепла, влаги. почвы для роста растений.

Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.

Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений (полив, взрыхление, прополка сорняков); наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся. В этом году для оформления огорода на окне я привлекла родителей. Дома вместе с детьми они оформляли свою грядку, затем каждый принёс её в сад. И теперь все вместе мы ухаживаем за огородом.

Для накопления знаний о росте и развитии растений и животных, сезонных изменениях в живой и неживой природе используются наблюдения. Дети при этом сравнивают наблюдаемое состояние объекта с тем, что было раньше. Наблюдения ценны тем, что позволяют детям улавливать последовательность в наступлении явлений природы, устанавливают причинно-следственные связи.

         Дети младшего возраста выполняют наблюдения под руководством воспитателя.

Воспитатель руководит наблюдением, он объясняет детям цели наблюдения, задаёт вопросы, которые направляют их внимание на объект или явление.

Ценным методическим приёмом, активизирующим мышление детей во время наблюдения, является сравнение, сопоставление характерных особенностей объектов или явлений по различию и сходству. При сравнении объектов природы дети легко устанавливают признаки различия.

Воспитание заботливого отношения к природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о ней, научатся наблюдать природу, видеть её красоту.

Целевые прогулки в природу осуществляются во время прогулки. На прогулке игры с песком, снегом, ледышками, листочками, такие как «Какие разные льдинки», «Откуда появился лёд», «Куда пропал снеговик» «Что легче» расширяют представления детей о разнообразных качествах и свойствах предметов окружающего мира, об их назначении, использовании, пробуждают познавательную активность и интерес к экспериментированию.

Труд в природе. Активно использую труд в природе: осенью — уборка сухих листьев, веточек; зимой — очистка участка от снега, подкармливание птиц.  Трудовые поручения имеют большое воспитательное значение. У детей формируется бережное, заботливое отношение к окружающему, воспитывается ответственное отношение к своим обязанностям. Побуждаю родителей привлекать детей к участию  в труде в природе.

Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста. Она имеет большое значение для интеллектуального развития ребенка, для уточнения его знаний об окружающем. Поэтому большое место уделяю разнообразным играм: дидактическим, настольно-печатным, словесным, подвижным, сюжетно-ролевым, играм-имитациям, строительным. В процессе дидактических игр дети расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, углубляют знания о растениях и животных, окружающих их, развивают умения узнавать представителей живого мира по их описанию, повадкам, месту обитания, сезонным изменениям, образу жизни.

 Для поддержания детской инициативы и активности, я создаю игровые образовательные ситуации и события, например, «День рождения у Мишутки», «Научим зверей здороваться», «Угостим животных чаем». Игровые ситуации воспитывают у детей чувства сопереживания, участия в жизни животных, дают возможность проявлять это в играх.

Особую радость и интерес вызывают у детей подвижные игры природоведческого характера, которые связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни: «У медведя во бору», «Лиса в курятнике», «Зайка серенький сидит», «Мишка косолапый», «Хитрая лиса», «Солнышко и дождик».

Для расширения знаний по экологическому воспитанию использую иллюстративно-наглядный материал. В книжном уголке дети могут найти литературу с красочными иллюстрациями о животном мире, о живой и неживой природе. Художественная литература природоведческого содержания помогает детям получить ответы на многие вопросы. Этому же способствует чтение сказок, рассказов о животных, детские веселые стихи, побуждающие сопереживать героям, отличать плохие поступки, оценивать хорошие.

Полученные знания детей по экологии будут лучше и глубже усвоены, если будут закрепляться с помощью продуктивных видов деятельности. Продуктивная деятельность тесно связана с познанием окружающего мира. Она помогает отразить впечатления детей, выразить эмоциональный отклик на красоту объектов природы.

Важно не только чувствовать, но и создавать нечто красивое. Обучение, которое целенаправленно осуществляется в детском саду, направлено также и на развитие художественных и эстетических чувств, поэтому большое значение имеют такие систематические занятия, как рисование, аппликации, лепка.

Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составной частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями можно решить главную задачу – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. В наше время проблемам экологического воспитания уделяют все больше внимания. Поэтому я привлекаю родителей к участию в выставках поделок из природного материала, конкурсах экологической направленности («Что нам осень принесла», «Новогодняя ёлочка», «Эти странные ежи», «Грибная поляна», «Пернатые соседи», «Весенний букет» и другие) .Привлекаю родителей к совместной с детьми трудовой деятельности на участке (посадка клумб), в уголке природы (огород на окне). Веду информационно-просветительскую работу о воспитании у детей культуры познания природы, консультации «Воспитание любви к природе», «Семейная прогулка на природу», «Семейный труд в природе»

Таким образом, я стараюсь создавать условия, которые способствуют приобретению детьми навыков заботливого, гуманного отношения ко всему живому, развитию нравственных качеств, побуждающих детей к соблюдению норм поведения в природе, воспитанию желания любить и беречь природу. Целенаправленная систематическая работа по экологическому воспитанию дошкольников в интересной, занимательной форме помогает детям увидеть всю красоту природы, раскрыть все ее тайны и законы, воспитывает в детях доброту, ответственное отношение к окружающему миру, а значит, у нас растёт неравнодушное, заботливое поколение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект: «Патриотическое воспитание старших дошкольников в процессе приобщения к истории родного края»

данный проект расчитан на старшую и подготовительную группы. патриотическое воспитание старших дошкольников в процессе приобщения к истории родного края....

Индивидуальный план самообразования по теме: «Развитие основ патриотического воспитания через приобщение к истории родного края»

Формирование у детей дошкольного возраста патриотические отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края.Воспитывать чувство...

Гражданско-патриотическое воспитание детей в приобщении к истории родного края

   Именно в детском саду ребенок впервые приобретает первые знания о патриотизме,  именно  здесь детей учат с уважением относиться к истории и традициям своего края. Формиру...

Опыт работы по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к искусству родного края».

Предлагается материал по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников через приобщение к искусству родного края...

Программа саморазвития на тему: "Воспитание патриотических чувств у детей средней группы через знакомство с историей родного края"

Воспитание патриотических чувств у детей средней группы через знакомство с историей своего края...

Сообщение на тему «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры» в рамках проведения педагогического совета №2 «Воспитание морально-патриотических чувств дошкольников через ознакомление с историей родного края».

laquo;Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры»Любая деятельность в детском саду включает в себя элементы нравственно-патриотического воспитания.Ведущим видом д...

Педагогический проект "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через знакомство с историей родного края"

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Современные исс...