Использование технологии «Загадка дня» как средство мотивации к познавательной активности дошкольников.
учебно-методический материал (старшая группа)

Шаповалова Ольга Сергеевна

Статья об использовании педагогической технолигии "Загадка дня".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dou_54_shapovalova_o.s._starodubtseva_e.g._2.docx23.56 КБ

Предварительный просмотр:

Использование технологии «Загадка дня» как   средство мотивации

к познавательной активности дошкольников.
Шаповалова Ольга Сергеевна,

воспитатель МБДОУ «Детский сад №54 «Золушка»

Стародубцева Елена Геннадиевна,

воспитатель МБДОУ «Детский сад №54 «Золушка»

 

Мы работаем в старшей группе компенсирующей направленности. Данную группу посещают дети с тяжелыми нарушениями речи. Как правило, у таких детей наблюдается низкая познавательная активность, снижена продуктивность памяти, нарушена логическая и смысловая память. Для решения этих проблем мы стали применять технологию «Загадка Дня», представленная в программе «ПРОдетей» (авторы Е.Г.Юдина и Е.В.Бодрова).

Данная технология строится на собственной активности ребенка, чем способствует развитию познавательной активности, логического мышления, творческого воображения, формирует умение находить информацию, поддерживать диалог.

Авторы программы «ПРОдетей» предложили необычную, привычную для нас, загадку. Загадку, у которой только два варианта ответа - да и нет. В ходе решения «загадок» дети тренируют память, внимание, закрепляют знания, учатся замечать и исправлять свои ошибки и ошибки своих друзей. Выполняя эти задания без постоянной помощи воспитателя, дети приучаются к самостоятельности.

Цель всех этих загадок – создание условий для принятия детьми самостоятельных решений.

Что для этого нужно?

Стенд, прищепки или магнитики на каждого ребенка с его фото или с картинкой, свободный доступ, сама загадка - это карточка и опорные картинки.  

Как это происходит?

Утром, когда дети приходят в группу, загадка уже на стенде, в зависимости от возраста и развития детей текст загадки может быть написан или представлен в виде рисунка, картинки. Ребенок подходит и сам «прочитывает» смысл загадки, дает ответ, прикрепляя свою картинку в определенную графу - да или нет. Загадку нужно составлять таким образом, чтобы глядя на рисунок, ребенок без помощи взрослого должен понять ее смысл и дать ответ.

Дети ведут диалог, общаются, стараются найти правильный ответ. В этом им помогают различные материалы, лежащие на столе рядом со стендом - энциклопедии, дидактические картинки, карточки, геометрические фигуры и многое другое.  

Загадки и ответы детей мы обсуждаем во время утреннего сбора или вечернего. Если ребенку после обсуждения показалось. Что он выполнил не так, он может подойти и переставить ответ в другую графу. Говорить, что ребенок сделал неправильно не нужно.  В течение дня дети могут к стенду подойти не раз и снова начать обсуждение, тем самым они приходят к правильному ответу. Когда мы с детьми обсуждаем, можно устроить соревнование - «Кто интереснее докажет свой ответ» или «Кто полнее расскажет».
         При обсуждении дети вступают в разговор с другими ребятами или выходят на обсуждение к родителям сразу, как только сделали выбор своего ответа. Спрашивают родителей, взрослых чтобы проверить правильность своего выбора. Также мы заметили, что родители тоже с удовольствием включаются в поиск ответов и помогают детям. Они не только помогают находить ответ, но и самим проявляют любознательность.

Работу по данной технологии рекомендуем начинать от простого к сложному:

Например, с таких загадок: «Есть ли у тебя в одежде зеленый цвет?»; « У кого есть коса?»; «Есть ли у тебя уши?»; « Ты мальчик или девочка?»; «У тебя зеленые глаза?» и другие. Затем мы стали понемногу усложнять загадки:

Например: загадка на закрепление знаний о геометрических фигурах - «Из чего можно сложить прямоугольник»  – карточка и два ответа из двух ○○ и двух □□. На стол положили плоскостные геометрические фигуры, из которых дети опытным путем пробовали собрать  прямоугольник и по результату своей работы прикрепляли свою картинку-прищепку к тому ответу, который считали правильным.

В своей практике мы решили проводить «Загадку Дня» 1 раз в неделю.

Данная технология может использоваться во всех образовательных областях и быть введением в новую тему дня, недели или закреплением темы. 

Начиная тему недели, выставляем загадку на стенде, в помощь детям необходимо организовать образовательную развивающую среду для самостоятельной деятельности детей и правильного поиска ответа.

Например, лексическая тема «Зимующие птицы» - расставляем в центрах мини-загадки:

Речевой центр – дидактические картинки «Перелетные птицы», дидактические игры «Чем питаются птицы зимой?»

Исследовательский центр – дети опытным путем могут выяснить удобно ли птицам доставать семечки из банки.

Математический центр – выкладывание из геометрических фигур «Птиц».

В центре ИЗО – рисование по образцу и др..

В центре конструирования – мастерская по конструированию кормушки из разного конструктора.

Чтобы детям было интересно, их  нужно стимулировать, поддерживать их интерес, поэтому в каждый из центров мы стараемся внести что-то новое, интересное и необычное, все то, что помогает детям планировать свою деятельность, выбирая центр активности по желанию. А когда они сами найдут доказательства о правоте своего ответа на загадку, то у детей происходит «взрыв» эмоций и радости.

В программе «ПРОдетей» говорится – Отгадать загадку – значит ответить на вопрос, а чтобы ответить на вопрос, надо организовать процесс обучения так, чтобы появилась собственная активность ребенка, чтобы он мог спорить, доказывать истину и свой выбор, свободно общаться. А, главное, это интересно и увлекательно!

Работая в группе и применяя эту технологию при работе с детьми, мы отметили много плюсов: у детей формируется умение находить информацию, поддерживать диалог, вступать в дискуссию со взрослыми, планировать свою деятельность.

Список литературы

1. ПРОдетей: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Е.Г. Юдина, Е.В. Бодрова. – М.: Рыбаков Фонд; Университет детства, 2019. – 136 с.                                                                                    

2. Баранова Э.А. Познавательная активность «почемучек»: умеют ли дошкольники задавать вопросы? // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2011.№ 3. С. 78-84.                                                                                

 3. Гасанова Д.И. Познавательная активность как предмет педагогических исследований. // Современные тенденции развития науки и 87 технологий. 2015. №5-4. С. 69-77.                                                                                                                  

4. Методические рекомендации по использованию педагогических технологий программы «ПРОдетей» для развития самостоятельности и инициативности дошкольников. Авторы: Фейлер Р.А., Смирнова Е.В., Турищева В.В., Демиденко Н.В., Павлик Л.В.                                                                                                              

5. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Ок. 200 тыс. слов в 4т / М., 1984.т 2. 2800 с.                                                                                                      

6. Нефедова А.Н. Структура познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в предшкольном образовании // Педагогическое образование и наука. Научно-методический журнал. 2011.№3 С. 19-22.90


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая находка Технология «Путешествие по реке времени», как средство формирования познавательной активности дошкольников

Развитие познавательных интересов посредством совместной поисково - исследовательской деятельности....

Игровые тренинги "Методы технологии критического мышления как средство повышения познавательной активности дошкольников"

Опыт выступления на районном семинаре "Новые подходы к организации образовательной деятельности в соответствии с ФГОС дошкольного образования"...

Опыт работы "Использования экспериментирования в квест-играх, как средство развития познавательной активности дошкольников"

В данной презентации описывается опыт работы Новиковой  Екатерины Сергеевны,  воспитателя МБОУ НОШ "Детство без границ"....

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ В РАЗНЫХ ВИДАХ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ В РАЗНЫХ ВИДАХ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ...

Мультимедийные технологии как средство развития познавательной активности дошкольников

Использование мультимедийной технологии вносит свой вклад в совершенствование образования и воспитания всесторонне развитой творческой личности ребенка, повышает познавательную активность и познавател...

Мастер - класс для педагогов ДОУ «Новые подходы к организации познавательно - исследовательской деятельности детей в ДОУ» Тема: «Использование сказки в детском экспериментировании, как средство развития познавательной активности дошкольников»

Мастер - класс для педагогов ДОУ«Новые подходы к организации познавательно - исследовательской деятельности детей в ДОУ»Тема: «Использование сказки в детском экспериментировании...