Рабочая программа "Легомир"
рабочая программа

Машнина Татьяна Александровна

Возраст обучающихся: 4 – 5 лет

Срок реализации: 1 год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dopolnitelnaya_obshcherazvivayushchaya_programma.docx73.32 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 17» ГОРОДА АШИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИНЯТО                                                                               УТВЕРЖДЕНО

на педагогическом                                                                 Заведующий МКДОУ № 17 г. Аши

Протокол № _____                                                                 _________________И. Н. Гулина

от «____» ______ 2023г.                                                        Приказ № __________

                                                                                         от «_____» __________2023г.

Дополнительная адаптированная общеразвивающая программа по технической направленности «Легомир».

Возраст обучающихся: 4 – 5 лет

Срок реализации: 1 год

                                                                               Автор – составитель:

                                                                                   Воспитатель: Машнина Т.А.

г.Аша

2023 г.

1. Пояснительная записка

     Игрушки, игры - одно из самых сильных воспитательных средств, в руках общества. Игру принято называть основным видом деятельности ребёнка. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер, что положительно влияет на социальное здоровье дошкольника. Такими играми нового типа являются Лего-конструкторы, которые при всём своём разнообразии исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями. Каждая игра с конструктором представляет собой набор задач, которые ребёнок решает с помощью деталей из конструктора. Задачи даются ребёнку в различной форме: в виде модели, рисунка, фотографии, чертежа, устной инструкции, схемы и т.п. и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации. Постепенное возрастание трудности задач в конструировании позволяет ребёнку идти вперёд и совершенствоваться самостоятельно, т.е. развивать свои творческие способности.

     Большинство игр с конструктором не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям составлять новые варианты заданий и придумывать новые игры с конструктором, т.е. заниматься творческой деятельностью. Так моделирование из Лего-конструкторов позволяет разрешить сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей, воображения, интеллектуальной активности; формированием на основе создания общих построек коммуникативных навыков: умением в совместной деятельности высказывать свои предложения, советы, просьбы, в вежливой форме отвечать на вопросы; доброжелательно предлагать помощь; объединяться в игре в пары, микро-группы.

     Актуальность. Современное образование ориентировано на усвоение определённой суммы знаний. Вместе с тем необходимо развивать личность ребенка, его познавательные способности. Конструкторы Лего, «Знаток» стимулируют практическое и интеллектуальное развитие детей, не ограничивают свободу экспериментирования, развивают воображение и навыки общения, помогают жить в мире фантазий, развивают способность к интерпретации и самовыражению. Лего - конструктор дает возможность не только собрать игрушку, но и играть с ней. Используя детали не одного, а двух и более наборов Лего, можно собрать неограниченное количество вариантов игрушек, задающих сюжеты игры. Конструктор "Знаток" позволяет получить первые сведения о мире электричества и электроники.

     Новизна программы. Данная программа составлена на основе методических рекомендаций Е.В.Фешиной «Конструирование в детском саду», «Методический комплект заданий к набору первые механизмы Legoeducation». Отличительная особенность и новизна программы выражается в реализации задач по развитию творчества и конструктивных навыков через такие формы работы как игровые мини-проекты с использованием конструкторов Лего. Дошкольники проходят 4 этапа усвоения данной программы:1-восприятие; 2-мышление; 3-действие; 4-результат (продукт). По окончанию каждого занятия ребенок видит результат своей работы.

     Нормативно-правовой и документальной основой программы являются:

            - Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 г., № 273-ФЗ);

            - Приказ Минобрнауки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»);

            - Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

            - Приказ Минобрнауки РФ от 30 августа 2013 года N 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;

            - Опираемся на методические рекомендации ЧИППКРО 2018г.

            - Устав МКДОУ № 17 г. Аша

Данная программа оформлена в соответствии с письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 года№06-1844 « О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»,

учётом требований Положения о порядке оформления программ дополнительного образования детей в образовательных учреждениях.

2.Цель программы: развивать конструкторские способности детей дошкольного возраста в условиях детского сада.

Задачи:

1.Формировать у детей познавательную и исследовательскую активность, стремление к умственной деятельности.

2.Развивать мелкую моторику рук, эстетический вкус, конструктивные навыки и умения.

3.Совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей.

Направленность программы - техническая.

Направление образовательной деятельности конструирование.

Срок реализации: 1 год.

Программа «Легомир» направлена на развитие конструкторских способностей детей. Занятия проводятся с детьми 4-5 лет по подгруппам (10 - 15 детей).

  • в средней группе не более 20 мин

  • в течение года на освоение программных задач отводится 72 часов (два раза в неделю).

Принципы:

от простого к сложному;

- учёт индивидуальных возможностей детей в освоении коммуникативных и конструктивных навыков;

- активности и созидательности - использование эффективных методов

3. Учебный план.

Содержание учебного плана

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

всего

теория

практика

1

Знакомство с ЛЕГО

2

10 мин.

10 мин.

Анкетирование, опрос

2.

Знакомство с ЛЕГО продолжается

5 мин.

15 мин

Анкетирование, опрос

3.

Путешествие по ЛЕГО – стране. Исследователи цвета

2

5 мин.

15 мин.

Анкетирование, опрос

4.

Конструирование по замыслу

5 мин.

15 мин.

Анкетирование, опрос

5.

«Осенний лес»

2

5 мин.

15 мин.

Анкетирование, опрос

6.

«Лего конструирование для детей»

5 мин.

15 мин.

Анкетирование, опрос

7.

«Разноцветная башня»

2

5 мин.

15 мин.

Анкетирование, опрос

8.

 «Мы с корзинкой в лес пойдем»

5 мин.

15 мин.

Анкетирование, опрос

9.

Конструирование по замыслу

2

5 мин.

15 мин.

Анкетирование, опрос

10.

«Построим лес»

5 мин.

15 мин.

Анкетирование, опрос

11.

«Во саду - ли, в огороде»

2

10 мин.

10 мин.

Анкетирование, опрос

12.

«Лесной домик»

5 мин.

15 мин.

Анкетирование, опрос

13.

«Что летом родится, зимой пригодится»

2

5 мин.

15 мин.

Анкетирование, опрос

14.

«Экскурсия в лес»

5 мин.

15 мин.

Анкетирование, опрос

15.

«Мебель»

2

5 мин.

15 мин.

Анкетирование, опрос

16.

 «Знакомство с конструктором ЛегоDuplo»

5 мин.

15 мин.

Анкетирование, опрос

17.

Конструирование по замыслу

2

5 мин.

15 мин.

Анкетирование, опрос

18.

«Лесенка»

5 мин.

15 мин.

Анкетирование, опрос

19.

«Зима»

2

5 мин.

15 мин.

Анкетирование, опрос

20.

«Русская печь»

5 мин.

15 мин.

Анкетирование, опрос

21.

 «Домик для зайца»

2

5 мин.

15 мин.

Анкетирование, опрос

22.

«Елка – елочка»

5 мин.

15 мин.

Анкетирование, опрос

23.

«Елочка»

2

5 мин.

15 мин.

Анкетирование, опрос

24.

 Конструирование по замыслу

5 мин.

15 мин.

Анкетирование, опрос

25.

«Петушок»

2

5 мин.

15 мин.

Анкетирование, опрос

26.

«Утенок»

5 мин.

15 мин.

Анкетирование, опрос

27.

«Дострой животное»

2

5 мин.

15 мин.

Анкетирование, опрос

28.

«Забор для домашних животных»

5 мин.

15 мин.

Анкетирование, опрос

29.

«Слон»

2

5 мин.

15 мин.

Анкетирование, опрос

30.

«Жираф»

5 мин.

15 мин.

Анкетирование, опрос

31.

«Красивый двор для лего-человечков»

2

5 мин.

15 мин.

Анкетирование, опрос

32.

«Постройка пирамид»

5 мин.

15 мин.

Анкетирование, опрос

33.

«Домик фермера»

2

5 мин.

15 мин.

Анкетирование, опрос

34.

«Разные домики»

5 мин.

15 мин.

Анкетирование, опрос

35.

«Машина с прицепом»

2

5 мин.

15 мин.

Анкетирование, опрос

36.

«Подарок для папы»

5 мин.

15 мин.

Анкетирование, опрос

37.

«Мост»

2

5 мин.

15 мин.

Анкетирование, опрос

38.

«Самолет построим сами»

5 мин.

15 мин.

Анкетирование, опрос

39.

 Конструирование по замыслу

2

5 мин.

15 мин.

Анкетирование, опрос

40.

«Кораблик»

5 мин.

15 мин.

Анкетирование, опрос

41.

«Подарок для мамы»

2

5 мин.

15 мин.

Анкетирование, опрос

42.

«Птицы»

5 мин.

15 мин.

Анкетирование, опрос

43.

«Домик для птиц»

2

5 мин.

15 мин.

Анкетирование, опрос

44.

«Лего – цветок»

5 мин.

15 мин.

Анкетирование, опрос

45.

«Утята в озере»

2

5 мин.

15 мин.

Анкетирование, опрос

46.

«Домик – теремок для зверей»

5 мин.

15 мин.

Анкетирование, опрос

47.

 «Карусель»

2

5 мин.

15 мин.

Анкетирование, опрос

48.

Конструирование по замыслу

5 мин.

15 мин.

Анкетирование, опрос

49.

«Ракета»

2

5 мин.

15 мин.

Анкетирование, опрос

50.

«Путешествие на космодром»

5 мин.

15 мин.

Анкетирование, опрос

51.

«Лего – зоопарк»

2

5 мин.

15 мин.

Анкетирование, опрос

52.

 «Парк птиц»

5 мин.

15 мин.

Анкетирование, опрос

53.

«Дом для моей семьи»

2

5 мин.

15 мин.

Анкетирование, опрос

54.

Конструирование по замыслу

5 мин.

15 мин.

Анкетирование, опрос

55.

 «Красивые рыбки»

2

5 мин.

15 мин.

Анкетирование, опрос

56.

«Волшебные рыбки»

5 мин.

15 мин.

Анкетирование, опрос

57.

«Город»

2

5 мин.

15 мин.

Анкетирование, опрос

58.

«Транспорт»

5 мин.

15 мин.

Анкетирование, опрос

59.

«Дорожные знаки»

2

5 мин.

15 мин.

Анкетирование, опрос

60.

«Знакомство со светофором

5 мин.

15 мин.

Анкетирование, опрос

61.

«Дом для собачки»

2

5 мин.

15 мин.

Анкетирование, опрос

62.

Конструирование по замыслу

5 мин.

15 мин.

Анкетирование, опрос

63.

«Колодец»  

2

5 мин.

15 мин.

Анкетирование, опрос

64.

«Кошкин дом»

5 мин.

15 мин.

Анкетирование, опрос

65.

«Ворота для заборчика»

2

5 мин.

15 мин.

Анкетирование, опрос

66.

«Домик для кукол»

5 мин.

15 мин.

Анкетирование, опрос

67.

 Конструирование по замыслу

2

5 мин.

15 мин.

Анкетирование, опрос

68.

 «Мельница»

5 мин.

15 мин.

Анкетирование, опрос

69.

  «Робот»

2

5 мин.

15 мин.

Анкетирование, опрос

70.

«Военная техника»

5 мин.

15 мин.

Анкетирование, опрос

71.

 «Грузовик»

2

5 мин.

15 мин.

Анкетирование, опрос

72.

 «Обезьяна»  

5 мин.

15 мин.

Анкетирование, опрос

4. Планируемые результаты.

В процессе реализации поставленных задач осуществляется отслеживание усвоение детьми обучающего и развивающего материала. Периодичность мониторинга - 2 раза в год.

Формы отслеживания результатов за деятельностью детей:

  • наблюдение за деятельностью детей;
  • задания для самостоятельного выполнения;
  • общение с ребенком.

К концу года обучения дети могут:

  • анализировать конструктивную и графическую модель;

  • создавать более сложные постройки, сооружать постройку в соответствии с размерами игрушек, для которых предназначается;

  • правильно называть детали лего-конструктора (кирпичик, клювик, горка, овал, кирпичик с колесиками);

  • возводить конструкцию по чертежам без опоры на образец;
  • обдумывать назначение будущей постройки, намечать цели деятельности;
  • преобразовывать конструкцию в соответствии с заданным условием.

- изменять постройки, надстраивая или заменяя одни детали другими;

  • использовать строительные детали с учетом их конструктивных свойств;
  • преобразовывать постройки в соответствии с заданием;

  • анализировать образец постройки;

  • планировать этапы создания собственной постройки, находить конструктивные решения;

  • создавать постройки по рисунку, схеме;
  • работать коллективно;
  • соотносить конструкцию предмета с его назначением;

  • создавать различные конструкции одного и того же объекта;

5. Условия реализации программы

Возраст детей: 4 – 5 лет

Срок реализации программы: 1 год

Продолжительность учебной нагрузки: 2 занятия в неделю

Количество занятий в месяц: 8 занятий

Общее количество занятий: 72 занятия

Форма организации занятий: подгрупповая (10 - 15 человек) во второй половине дня. Средняя группа (4-5 лет) – Понедельник, среда 17:30 – 17:50, вторник, четверг 17:30 – 17:50.

Место проведения занятий: логопедический кабинет

 Материально-техническое оснащение, оборудование:

  • Конструкторы Лего «Дупло»
  • Игрушки: куколки, звери, робот, паровоз,
  • Предметные картинки
  • Макет светофора
  • Схемы построек
  • Пространственно-предметная среда
  • Ноутбук
  • Экран, доска

Формы организации обучения дошкольников конструированию

 С целью развития детского конструирования как деятельности, в

процессе которой развивается ребенок, используются формы организации обучения, рекомендованные исследователями З.Е.Лиштван, В.Г.Нечаева, Л.А.Парамонова:

Конструирование по образцу: заключается в том, что детям предлагаются образцы построек, выполненных из деталей строительного, материла и конструкторов, и показывают способы их воспроизведения. Данная форма обучения обеспечивает детям прямую передачу готовых знаний, способов действий основанных на подражании. Такое конструирование трудно напрямую связать с развитием творчества. Конструирование по образцу, в основе которого лежит подражательная деятельность - важный решающий этап, где можно решать задачи, обеспечивающие переход детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера.

Конструирование по модели: детям в качестве образца предлагается модель, скрывающую от ребенка очертание отдельных ее элементов. Эту модель дети могут воспроизвести из имеющихся у них строительного материала. Таким образом, им предлагают определенную задачу, но не дают способа ее решения. Постановка таких задач перед дошкольниками - достаточно эффективное средство решения активизации их мышления. Конструирование по модели – усложненная разновидность конструирования по образцу.

Конструирование по условиям: не давая детям образца постройки рисунков и способов ее возведения, определяют лишь условия, которым постройка должна соответствовать и которые, как правило, подчеркивают практическое ее назначение. Задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку способов их решения не дается. В процессе такого конструирования у детей формируется умение анализировать условия и на основе этого анализа строить практическую деятельность достаточно сложной структуры. Данная форма организации обучения в наибольшей степени способствует развитию творческого конструирования.

Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам: моделирующий характер самой деятельности, в которой из деталей

строительного материала воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности реальных объектов, создает возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования. В результате такого обучения у детей формируется мышление и познавательные способности.

Конструирование по замыслу: обладает большими возможностями для развертывания творчества детей и проявления их самостоятельности-они сами решают, что и как будут конструировать. Данная форма не средство обучения детей по созданию замыслов, она лишь позволяет самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные раннее.

Конструирование по теме: детям предлагают общую тематику конструкций, и они сами создают замыслы конкретных построек, выбирают материал и способы из выполнения. Это достаточно распространенная в практике форма конструирования очень близка по своему характеру конструированию по замыслу-с той лишь разницей, что замыслы детей здесь ограничиваются определенной темой. Основная цель конструирования по заданной теме- актуализация и закрепление знаний и умений.

6.Формы аттестации.

-Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: прямыми критериями оценки результатов обучения служит успешное усвоение программы, участие в выставках творчества при наличие успешных результатов, отзывы детей и родителей об отношениях к занятиям, анализ и др.

-Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: выставки, творческие работы, конкурсы, игра.

7. Календарный учебный график

Дополнительная общеразвивающая программа «Легомир»  направленность – техническая  год обучения 23 – 24 группа средняя  возраст 4 – 5 лет.

№ п/п

Месяц

Число

Время проведения занятия

Форма занятия

Кол–во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1.

Октябрь

9

17:30

Беседа, работа с конструктором

1

«Знакомство с ЛЕГО» - познакомить с возможностями лего конструктора, его основными частями, учить различать детали лего, учить формулировать названия деталей; развивать конструкторско-технологическое мышление.

Логопедический кабинет

Аттестация

2.

Октябрь

11

17:30

Беседа, работа с конструктором

1

«Знакомство с ЛЕГО продолжается» - познакомить в игровой форме с основными элементами конструктора ЛЕГО.

Логопедический кабинет

Аттестация

3.

Октябрь

17

17:30

Беседа, работа с конструктором

1

Путешествие по ЛЕГО-стране. «Исследователи цвета».Продолжить знакомство детей с конструктором ЛЕГО, с ЛЕГО-деталями, с цветом ЛЕГО-элементов, активизацию речи, расширение словаря. Развитие эмоциональной сферы.

Логопедический кабинет

Аттестация

4.

Октябрь

19

17:30

Беседа, работа с конструктором

1

Конструирование по замыслу-закреплять полученные навыки;

учить заранее, обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему,давать общее описание;

развивать творческую инициативу и самостоятельность.

Логопедический кабинет

Аттестация

5.

Октябрь

23

17:30

Беседа, работа с конструктором

1

«Осенний лес» – учить детей строить деревья из конструктора ЛЕГО.

Логопедический кабинет

Аттестация

6.

Октябрь

25

17:30

Беседа, работа с конструктором

1

«Лего-конструирование для детей» - развитие познавательной и речевой активности детей в процессе организации конструктивно-модельной деятельности с использованием конструктора Лего.

Логопедический кабинет

Аттестация

7.

Октябрь

31

17:30

Беседа, работа с конструктором

1

«Разноцветная башня» - дать понятие о башне как произведении архитектуры,

Рассказать о видах башен,  познакомить с конструктором Лего, придумать название деталям конструктора, развивать  фантазию и речь детей. Развитие пространственных представлений. Развитие цветовосприятия.

Логопедический кабинет

Аттестация

8.

Ноябрь

2

17:30

Беседа, работа с конструктором

1

«Мы с корзинкой в лес пойдем» - научить детей разным способам крепления деталей lego, расширять знания детей об осени, учить составлять и пользоваться планом, развивать навыки сотрудничества и умению договариваться.

Логопедический кабинет

Аттестация

9.

Ноябрь

6

17:30

Беседа, работа с конструктором

1

Конструирование по замыслу-закреплять полученные навыки;

учить заранее, обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему,давать общее описание;

развивать творческую инициативу и самостоятельность.

Логопедический кабинет

Аттестация

10.

Ноябрь

8

17:30

Беседа, работа с конструктором

1

«Построим лес» - научить детей изготавливать деревья и кустарники из конструктора Лего.

Логопедический кабинет

Аттестация

11.

Ноябрь

14

17:30

Беседа, работа с конструктором

1

«Во саду-ли, в огороде» -учить детей строить человечка, опираясь на поэтапную схему, точно соединять строительные детали; строить яблоко по модели.

Логопедический кабинет

Аттестация

12.

Ноябрь

16

17:30

Беседа, работа с конструктором

1

«Лесной домик» -познакомить детей с разновидностями домов, развивать конструктивные навыки в процессе действия с лего- конструктором, умение сооружать устойчивую постройку.

Логопедический кабинет

Аттестация

13.

Ноябрь

20

17:30

Беседа, работа с конструктором

1

«Что летом родится, зимой пригодится»-продолжать знакомить со способом LEGO мозаики. Учить детей создавать выразительный образы круглой и овальной формы, точно передавая форму и расположение его частей с помощью конструктора LEGO.

Логопедический кабинет

Аттестация

14.

Ноябрь

22

17:30

Беседа, работа с конструктором

1

«Экскурсия в лес» - научить детей изготавливать деревья и кустарники из конструктора Лего

Логопедический кабинет

Аттестация

15.

Ноябрь

28

17:30

Беседа, работа с конструктором

1

«Мебель» - продолжать закреплять название деталей конструктора, предметов мебели.

Логопедический кабинет

Аттестация

16.

Ноябрь

30

17:30

Беседа, работа с конструктором

1

«Знакомство с конструктором ЛегоDuplo» - познакомить с Лего конструктором Познакомить с историей появления конструктора лего. Рассмотреть основные виды деталей конструктора ЛегоDuplo.Закрепить знания цвета и формы.

Логопедический кабинет

Аттестация

17.

Декабрь

4

17:30

Беседа, работа с конструктором

1

Конструирование по замыслу- закреплять полученные навыки;

учить заранее, обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание;

развивать творческую инициативу и самостоятельность.

Логопедический кабинет

Аттестация

18.

Декабрь

6

17:30

Беседа, работа с конструктором

1

«Лесенка» - ознакомление детей с различными способами построения лесенок из кирпичиков.

Логопедический кабинет

Аттестация

19.

Декабрь

12

17:30

Беседа, работа с конструктором

1

«Зима»- учить строить лошадка.Познакомить с обитателем севера – северным оленем.Развивать творческие навыки, терпение.

Логопедический кабинет

Аттестация

20.

Декабрь

14

17:30

Беседа, работа с конструктором

1

«Русская печь» - познакомить с русской печкой;развивать воображение, фантазию;учить строить печку из конструктора.

Логопедический кабинет

Аттестация

21.

Декабрь

18

17:30

Беседа, работа с конструктором

1

«Домик для зайца» - учить детей индивидуальному и совместному конструированию. Учить строить по предложенным инструкциям, учитывая способы крепления деталей, передавать особенности предметов средствами конструктора LEGO.

Логопедический кабинет

Аттестация

22.

Декабрь

20

17:30

Беседа, работа с конструктором

1

«Ёлка-ёлочка» - в процессе познавательной и конструктивной деятельности создать образ новогодней елочки в технике «лего-мозаика».

Логопедический кабинет

Аттестация

23.

Декабрь

26

17:30

Беседа, работа с конструктором

1

«Ёлочка»- учить анализировать образец, работать по схеме; закреплять умение работать самостоятельно;развивать воображение и глазомер.

Логопедический кабинет

Аттестация

24.

Декабрь

28

17:30

Беседа, работа с конструктором

1

Конструирование по замыслу- закреплять полученные навыки;

учить заранее, обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание;

развивать творческую инициативу и самостоятельность.

Логопедический кабинет

Аттестация

25.

Январь

11

17:30

Беседа, работа с конструктором

1

«Петушок» - развивать фантазию, мышление и способность детей к

моделированию, через познавательный интерес к Лего-конструированию.

Логопедический кабинет

Аттестация

26.

Январь

15

17:30

Беседа, работа с конструктором

1

«Утенок» - учить строить по предложенным схемам, инструкциям, учитывая способы крепления деталей; передавать особенности предметов средствами конструктора LEGO.

Логопедический кабинет

Аттестация

27.

Январь

17

17:30

Беседа, работа с конструктором

1

«Дострой животное» -  учить преобразовывать Г-образную деталь как основу будущей конструкции.

Логопедический кабинет

Аттестация

28.

Январь

23

17:30

Беседа, работа с конструктором

1

«Забор для домашних животных» - учить детей различать предметы по высоте («высокий –низкий»); прослеживание с детьми связь между конструкцией забора и его назначением; продолжить знакомить детей со способами сооружения заборов и конструктивными возможностями разных деталей; учить детей сопоставлять свои постройки с имеющимся образцом.

Логопедический кабинет

Аттестация

29.

Январь

25

17:30

Беседа, работа с конструктором

1

«Слон» - научить строить по предложенной схеме слона, учитывая способы крепления деталей; передавать особенности предметов средствами конструктора LEGO; сформировать у детей устойчивый интерес к конструктивной деятельности; желание экспериментировать, творить, изобретать.

Логопедический кабинет

Аттестация

30.

Январь

29

17:30

Беседа, работа с конструктором

1

«Жираф» - развивать творческие способности детей; развивать фантазию. Учить с помощью конструктора lego воплощать свои идеи и фантазии; развивать интерес к конструктивной деятельности; развивать мелкую моторику рук.

Логопедический кабинет

Аттестация

31.

Январь

31

17:30

Беседа, работа с конструктором

1

«Красивый двор для лего-человечков» - развитие познавательной активности детей в процессе организации конструктивно-модельной деятельности.

Логопедический кабинет

Аттестация

32.

Февраль

6

17:30

Беседа, работа с конструктором

1

«Постройка пирамид» - закрепление навыка соединения деталей;обучение детей расположению деталей в рядах в порядке убывания.

Логопедический кабинет

Аттестация

33.

Февраль

8

17:30

Беседа, работа с конструктором

1

«Домик фермера» - формировать обобщенные представления о домах;

учить сооружать постройки с перекрытиями, делать их прочными;

развивать умение выделять части (стены, пол, крыша, окно, дверь);

познакомить с понятием «фундамент».

Логопедический кабинет

Аттестация

34.

Февраль

12

17:30

Беседа, работа с конструктором

1

«Разные домики» -закреплять умение строить домики.

Логопедический кабинет

Аттестация

35.

Февраль

14

17:30

Беседа, работа с конструктором

1

«Машина с прицепом» - учить строить машину с прицепом;развивать навыки конструирования.

Логопедический кабинет

Аттестация

36.

Февраль

20

17:30

Беседа, работа с конструктором

1

«Подарок папе» - учить создавать сложную постройку грузовой машины из Лего – конструктора; учить правильно, соединять детали.

Логопедический кабинет

Аттестация

37.

Февраль

22

17:30

Беседа, работа с конструктором

1

«Мост» - создать модель моста через реку, объединить несколько игровых действий в единую сюжетную линию.

Логопедический кабинет

Аттестация

38.

Февраль

26

17:30

Беседа, работа с конструктором

1

«Самолёт построим сами» - развитие способности детей к наглядному моделированию через ЛЕГО-конструктор.

Логопедический кабинет

Аттестация

39.

Февраль

28

17:30

Беседа, работа с конструктором

1

Конструирование по замыслу- закреплять полученные навыки;

учить заранее, обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание;

развивать творческую инициативу и самостоятельность.

Логопедический кабинет

Аттестация

40.

Март

5

17:30

Беседа, работа с конструктором

1

«Кораблик» - обучать конструированию модели корабля по образцу;продолжать учить решать дидактические задачи.

Логопедический кабинет

Аттестация

41.

Март

7

17:30

Беседа, работа с конструктором

1

«Подарок для мамы» – продолжать знакомить с особенностями Легомозайки.

Логопедический кабинет

Аттестация

42.

Март

11

17:30

Беседа, работа с конструктором

1

«Птицы» – учить детей создавать выразительный образ птицы, точно передавать форму и расположение его частей с помощью конструктора Лего.

Логопедический кабинет

Аттестация

43.

Март

13

17:30

Беседа, работа с конструктором

1

«Домик для птиц» - развитие фантазии и воображения детей через ЛЕГО-конструктор.

Логопедический кабинет

Аттестация

44.

Март

19

17:30

Беседа, работа с конструктором

1

«ЛЕГО-ЦВЕТОК» - формировать умение конструировать по образцу и наглядной схеме.

Логопедический кабинет

Аттестация

45.

Март

21

17:30

Беседа, работа с конструктором

1

«Утята в озере» - учить внимательно, слушать стихотворение; строить из конструктора утят.

Логопедический кабинет

Аттестация

46.

Март

25

17:30

Беседа, работа с конструктором

1

«Домик-теремок для зверей»- учить детей строить домик, используя большие картонные коробки.Развивать стремление к игровому и речевому общению, активизировать речевую деятельность (большой - маленький) кубик

Логопедический кабинет

Аттестация

47.

Март

27

17:30

Беседа, работа с конструктором

1

«Карусель»-способствовать формированию умения достаточно самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования моделей.

Логопедический кабинет

Аттестация

48.

Апрель

2

17:30

Беседа, работа с конструктором

1

Конструирование по замыслу- закреплять полученные навыки;

учить заранее, обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание;

развивать творческую инициативу и самостоятельность.

Логопедический кабинет

Аттестация

49.

Апрель

4

17:30

Беседа, работа с конструктором

1

«Ракета» - продолжать учить соединять детали при постройке, закреплять знания о названиях деталей, форме, цвете; продолжать учить выполнять постройки по образцу.

Логопедический кабинет

Аттестация

50.

Апрель

8

17:30

Беседа, работа с конструктором

1

«Путешествие на космодром LEGO»- учить обдумывать замысел будущей постройки, представлять её общее конструктивное решение, соотносить его с имеющимся строительным материалом и возможностями его пространственного расположения.

Логопедический кабинет

Аттестация

51.

Апрель

10

17:30

Беседа, работа с конструктором

1

«LEGO — зоопарк» - продолжать знакомить с деталями конструктора - лего, способах крепления.

Логопедический кабинет

Аттестация

52.

Апрель

16

17:30

Беседа, работа с конструктором

1

«Парк птиц» - развивать конструктивные навыки и умение работать на плато. Закреплять представления детей о птицах.

Логопедический кабинет

Аттестация

53.

Апрель

18

17:30

Беседа, работа с конструктором

1

«Дом для моей семьи» – продолжать учить «вставлять» окна и двери в Лего дом; анализировать образцы конструкций.

Логопедический кабинет

Аттестация

54.

Апрель

22

17:30

Беседа, работа с конструктором

1

Конструированию по замыслу - учить детей строить разные фигуры, накладывая детали друг на друга. Побуждать детей называть цвета.

Логопедический кабинет

Аттестация

55.

Апрель

24

17:30

Беседа, работа с конструктором

1

«Красивые рыбки»  - учить детей строить человечка, опираясь на поэтапную схему, точно соединять строительные детали; строить рыбок по плоскостной схеме модели.

Логопедический кабинет

Аттестация

56.

Апрель

30

17:30

Беседа, работа с конструктором

1

«Волшебные рыбки» - рассказать о рыбах;

учить строить рыб из конструктора.

Логопедический кабинет

Аттестация

57.

Май

6

17:30

Беседа, работа с конструктором

1

«Город»- продолжать знакомить детей с конструированием по схемам, инструкциям, учитывая способы крепления деталей;развивать умения детей передавать характерные особенности домов средствами конструктора LEGO

Логопедический кабинет

Аттестация

58.

Май

8

17:30

Беседа, работа с конструктором

1

«Транспорт» - учить детей конструировать из конструктора LEGO по образцу, по схеме.

Логопедический кабинет

Аттестация

59.

Май

14

17:30

Беседа, работа с конструктором

1

«Дорожные знаки» -  закрепить знание правил дорожного движения, знаков «Наземный переход», «Подземный переход»; развивать конструктивные навыки.

Логопедический кабинет

Аттестация

60.

Май

16

17:30

Беседа, работа с конструктором

1

«Знакомство со светофором» - учить слушать сказку; рассказать о светофоре; закреплять навыки конструирования

Логопедический кабинет

Аттестация

61.

Май

20

17:30

Беседа, работа с конструктором

1

«Дом для собачки» - учить детей индивидуальному и совместному конструированию;  строить по предложенным инструкциям, учитывая способы крепления деталей; передавать особенности предметов средствами конструктора LEGO.

Логопедический кабинет

Аттестация

62.

Май

22

17:30

Беседа, работа с конструктором

1

Конструирование по замыслу- закреплять полученные навыки;

учить заранее, обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание;

развивать творческую инициативу и самостоятельность.

Логопедический кабинет

Аттестация

63.

Май

28

17:30

Беседа, работа с конструктором

1

«Колодец» - создание модели простейшего сооружения, предназначенного для подъема воды из колодца; расширение и уточнение представления о различных деталях лего-конструктора

Логопедический кабинет

Аттестация

64.

Май

30

17:30

Беседа, работа с конструктором

1

«Кошкин дом» – продолжать знакомить детей с конструктором Лего, различать строительные детали по форме, величине, цвету, названию; вариантами из скреплений.

Логопедический кабинет

Аттестация

65.

Июнь

3

17:30

Беседа, работа с конструктором

1

«Ворота для заборчика» - учить выполнять простейшую конструкцию - ворота,

устанавливать опоры и класть на них перекладину.

Логопедический кабинет

Аттестация

66.

Июнь

5

17:30

Беседа, работа с конструктором

1

«Домики для кукол» - развивать умения детей передавать характерные особенности дома средствами конструктора LEGO;продолжать знакомить детей со  способами крепления деталей;закрепление цвета.

Логопедический кабинет

Аттестация

67.

Июнь

11

17:30

Беседа, работа с конструктором

1

Конструирование по замыслу- закреплять полученные навыки;

учить заранее, обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание;

развивать творческую инициативу и самостоятельность.

Логопедический кабинет

Аттестация

68.

Июнь

13

17:30

Беседа, работа с конструктором

1

«Мельница» -рассказать о мельнице;развивать воображение, фантазию.

Логопедический кабинет

Аттестация

69.

Июнь

17

17:30

Беседа, работа с конструктором

1

«Робот» - продолжать знакомить детей с конструктором "Лего", лего - деталями. Развивать воображение и творчество детей.

Логопедический кабинет

Аттестация

70.

Июнь

19

17:30

Беседа, работа с конструктором

1

«Военная техника» - развивать творческое воображение, внимание, память, мелкую моторику рук, коммуникативные умения.Совершенствовать познавательные способности детей в процессе практической деятельности, поощрять стремление находить творческие конструктивные решения.

Логопедический кабинет

Аттестация

71.

Июнь

25

17:30

Беседа, работа с конструктором

1

«Грузовик» – учить строить различные машины, используя детали лего конструктора.

Логопедический кабинет

Аттестация

72.

Июнь

27

17:30

Беседа, работа с конструктором

1

«Обезьяна» – учить строить обезьяну; продолжать знакомить с обитателями зоопарка.

Логопедический кабинет

Аттестация

 Материально-техническое обеспечение программы

Для успешного выполнения поставленных задач необходимы следующие условия:

Предметно-развивающая среда:

Строительные наборы и конструкторы:

  • настольные;
  • напольные;
  • деревянные;
  • металлические;
  • пластмассовые (с разными способами крепления);
  • «Лего-Дупло», подобные отечественным конструкторам; Для обыгрывания конструкций необходимы игрушки (животные, машинки и др.).

Демонстрационный материал:

  • наглядные пособия;
  • цветные иллюстрации;
  • фотографии;
  • схемы;
  • образцы;
  • необходимая литература.

Техническая оснащенность:

  • магнитофон;
  • фотоаппарат;
  • компьютер;
  • демонстрационная магнитная доска.

8.Оценочные и методические материалы

Формы контроля

- Наблюдение

- Беседа, беседа с опорой на практический материал, объяснения дошкольников 

- Практический контроль

- Рейтинг готового изделия

- Диагностика

Диагностика проводится 2 раза в год: вводная – сентябрь, итоговая – май. Для мониторинга результативности работы по программе «LEGO - конструирование» разработана диагностика в соответствии с задачами и возрастными особенностями детей.

 

Критерии отслеживания усвоения программы

Анализ производится по трём критериям:

● Знания усвоены, умения сформированы, действует самостоятельно – высокий уровень

● Знания не конкретные (путается, ошибается), допускает незначительные ошибки, иногда требуется помощь взрослого  - средний уровень

● Знания не усвоены, допускает ошибки, требуется постоянная помощь взрослого – низкий уровень

Мониторинг достижения детьми итоговых результатов освоения программы:

  1. Навык подбора необходимых деталей (по форме и цвету)

 Высокий. Может самостоятельно, быстро и без ошибок выбрать необходимые детали.

Средний. Может самостоятельно, но медленно, без ошибок или с небольшими неточностями выбрать необходимую деталь.

Низкий. Не может без помощи педагога выбрать необходимую деталь.

  1. Умение проектировать по образцу

Высокий. Может самостоятельно, быстро и без ошибок проектировать по образцу, самостоятельно исправляя допущенные ошибки.

Средний. Может проектировать по образцу, исправляя допущенные 17 ошибки под руководством педагога.

 Низкий. Не видит ошибок при проектировании по образцу, может проектировать по образцу только под контролем педагога.

  1. Умение конструировать по пошаговой схеме

 Высокий. Может самостоятельно, быстро конструировать по пошаговой схеме, самостоятельно исправляя допущенные ошибки.

 Средний. Может конструировать по пошаговой схеме, исправляя допущенные ошибки под руководством педагога.

Низкий. Не может понять последовательность действий при проектировании по пошаговой схеме, может конструировать по схеме только под контролем педагога.

9.Список литературы:

Комарова Л.Е «Строим из Lego» (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора Lego). -М.; Линка Прес,2001г.

Куцакова Л.В «Конструирование и ручной труд в детском саду» Издательство: Мозаика-Синтез 2010г.

Парамонова Л.А. «Теория и методика творческого конструирования в детском саду» М.;Академия,2002г.-192с.

ФешинаЕ.В.Лего-конструирование в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2012.-

114с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР

Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...

Циклограмма распределения рабочего времени учителя-логопеда в течение рабочей недели

Циклограмму распределения рабочего времени учителя-логопеда необходимо поместить в рабочую программу....

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 1 младшей группы (рабочая программа воспитателя)

рабочая программа воспитателя с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...