Методическая разработка. Сценарий итогового занятия по программе «Школа будущего первоклассника»
методическая разработка (подготовительная группа)

Татьяна Орестовна Козуб

В методической разработке представлен порядок организации образовательного процесса с обучающимися старшего дошкольного возраста, направленного на обобщение и демонстрацию знаний, умений и общеучебных навыков, полученных при освоении курса дополнительной общеразвивающей программы «Школа будущего первоклассника» на основе технологии педагогического сценирования. Содержание сценария основано на объединении в одном мероприятии обучающих и досуговых составляющих,  чередовании дидактических игр, развивающих упражнений, музыкально-динамических игр и сюрпризных моментов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kozub_t.o._mr_2023-2_itogovoe_zanyatie_v_shbp.docx557 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр дополнительного образования «Радуга» г. Тайшета

Рекомендована:

Методическим советом МБУДО «Центр дополнительного образования «Радуга» г.Тайшета

протокол № 2 от «16» ноября 2023 г.

Утверждена:

приказом по МБУДО  «Центр дополнительного образования «Радуга» г.Тайшета

№  227 от «16» ноября 2023 г.

Сценарий итогового занятия

по программе «Школа будущего первоклассника»

Методическая разработка

г. Тайшет, 2023

Автор:  

Т.О. Козуб, педагог дополнительного образования, учебные дисциплины «Формирование элементарных математических представлений», «Ознакомление с художественной литературой», «Лепка», «Аппликация»

Козуб Т.О, педагог дополнительного образования, руководитель методического объединения педагогов дополнительного образования художественной и социально-гуманитарной направленности.

Сценарий итогового занятия по дополнительной общеразвивающей программе «Школа будущего первоклассника». Методическая разработка.

В методической разработке представлен порядок организации образовательного процесса с обучающимися старшего дошкольного возраста, направленного на обобщение и демонстрацию знаний, умений и общеучебных навыков, полученных при освоении курса дополнительной общеразвивающей программы «Школа будущего первоклассника» на основе технологии педагогического сценирования. Содержание сценария основано на объединении в одном мероприятии обучающих и досуговых составляющих,  чередовании дидактических игр, развивающих упражнений, музыкально-динамических игр и сюрпризных моментов.

Методическая разработка  адресована воспитателям дошкольных образовательных организаций, опытным и начинающим педагогам дополнительного образования, реализующим программы социально-гуманитарной направленности.

ВВЕДЕНИЕ

Итоговые занятия являются главным элементом, завершающим учебный процесс. Они позволяют обобщить полученные знания, умения и навыки, поставить логическую точку в процессе обучения.

Особое место в ряду итоговых занятий  занимают занятия для детей старшего дошкольного возраста. В настоящее время проведение таких мероприятий всё чаще имеет торжественный характер, проходит в форме занятия-праздника, проводимого по заранее разработанному педагогическому сценарию[1]. Эффективность мероприятия достигается за счет организации процесса как мыслекоммуникативного события, в ходе которого педагог создает специальные условия, когда обучающимся необходимо осуществить самостоятельную деятельность. Достижению эффективности способствует и совмещение дидактических и досуговых составляющих: выполнение комплекса заданий, сформулированных в игровой форме, позволяет продемонстрировать реальный уровень учебных и личностных достижений обучающихся; сюрпризные моменты, совместные музыкально-динамические игры создают ощущение праздника, поддерживают положительную эмоционально-психологическую атмосферу, обеспечивают конструктивную коммуникацию, оставляют яркие впечатления.  

Методическая разработка «Сценарий итогового занятия по дополнительной общеразвивающей программе «Школа будущего первоклассника» - это один из вариантов планирования итогового занятия с детьми 6 лет в системе дополнительного образования по одноименной дополнительной общеразвивающей программе.

В сценарии мероприятия предусмотрено содержание подготовительной работы, описание заданий по каждой дисциплине учебного плана, задания развивающего  и воспитательного характера, представлен раздаточный материал, а также примерные игры для проведения динамических пауз и перемен.

Цель: актуализировать знания и умения детей по  дисциплинам учебного плана в соответствии с программными задачами

Задачи:

1. Создать условия для демонстрации базовых знаний и практических умений в области математики, литературы, культуры поведения.

2. Содействовать закреплению устойчивой привычки к достижению образовательного результата; актуализации умения выполнять учебную задачу индивидуально и/или в команде.

3. Способствовать укреплению мотивации на обучение в школе, интереса к учебной деятельности.

Мероприятие проводится в помещении учебного кабинета, в котором дети занимались в течение учебного года.

Доска оформлена в соответствии с темой мероприятия: изображен контур здания, вокруг которого размещены тематические картинки. Вид доски на момент окончания мероприятия представлен в приложении.

Оборудование и материалы, используемые на занятии:

- у педагога на столе находятся карточки-конверты с заданиями, которые по ходу сценария размещаются на доске. На лицевой стороне карточек-конвертов написаны буквы, из которых впоследствии будет составлено слово «школа».

На столах для каждого ребенка предусмотрен раздаточный материал:

- детали аппликации-«блоки» (6 штук);

- карточки с заданиями для выполнения практической работы (для удобства использования,  карточки распечатаны на бумаге разного цвета: нп, розовая, на ней зеленая, сверху треугольник);

- каждый ребенок получает свою тетрадь и набор фломастеров. В тетрадь вклеена карточка, повторяющая изображение здания на доске.

C:\Users\User3\Desktop\Козуб Т.О\Поурочные, ШБП\Итоговое ШБП 2018\Школа 001.jpg

За пять минут до начала занятия дети входят в класс, готовят для работы принадлежности: ручку, простой карандаш, ножницы, клей; родители занимают места в конце класса.

Динамические паузы-физминутки проводятся с использованием аудиозаписей.

Звуковое сопровождение осуществляет звукооператор или коллега, владеющий навыком работы со звуковоспроизводящей аппаратурой.

Сигнал к началу занятия – звук колокольчика.

Ход мероприятия:

- Добрый день, ребята и наши гости – взрослые. Сегодня у нас необычный день:

это день грусти от того, что мы больше никогда не встретимся все вместе в этом уютном кабинете;

это день радости от того, что окончена нелегкая работа и впереди нас ждет долгожданное радостное лето.

А после лета в вашей жизни начнется много новых интересных событий, и все они связаны с этим зданием. (Показать изображение на доске)

- Как вы думаете, что это?

- Давайте проверим наши догадки, разгадав загадки:

Стоит весёлый, светлый дом.
Ребят проворных много в нём.
Там пишут и считают,
Рисуют и читают.

Кто в него войдёт,
Тот знания приобретёт.
(Школа)

- Чтобы построить нашу школу, нужно выполнить задания. Они находятся в особых конвертиках-блоках на моем столе. Из этих блоков мы и будем строить нашу школу.

А вы будете строить своё здание в ваших тетрадях. За каждое правильно выполненное задание, вы можете взять блок из корзиночки и вклеить его в тетрадку.

- Итак, начнем.

Задание «Фундамент»

- С чего же начинается строительство любого прочного здания?

(С закладки фундамента)

- Посмотрите на чертеж нашего здания. Догадайтесь, что будет фундаментом нашей школы?

(Числовой ряд)

- Впишите в клеточки фундамента в вашей тетради  все числа по порядку.  (Дети вписывают).

Проверка: дети по одному выходят к доске, вписывают в клетки фундамента числа от 1 до10.

- Подчеркните все четные числа двумя чертами.

Проверка: Какие числа вы подчеркнули? (2,4,6,8,10)

Карточка-конверт с буквой Ш.

Задание «Геометрическое»

Принадлежности и раздаточный материал: ножницы, треугольники.

- В этом конверте находится фигурка. Как она называется? (Треугольник) 

Почему она так называется? (У этой фигуры три угла и три стороны)

-У вас в корзиночке тоже есть треугольник. Возьмите его в руки.

Педагог проводит развивающую игру на развитие мышления:

- Как из треугольника сделать четырехугольник? (Срезать один угол) Срезайте.

- Как из четырехугольника сделать пятиугольник? (Срезать угол) Срезайте.

- Можно ли сделать из пятиугольника шестиугольник? Сделайте.

Вывод: чем больше срезаем, тем больше углов появляется.

- Помещаем первый блок в левый нижний угол нашей постройки: я на доску, а вы в тетрадку.

Педагог размещает блок на доске, дети вклеивают в тетрадь.

Посмотрите, какая в окне необыкновенная рама. На какую букву она похожа? Напишите эту букву на первом блоке.

Дети пишут букву фломастером соответствующего цвета.

Карточка-конверт с буквой К.

Задание «Вычислительно-сообразительное»

Принадлежности и раздаточный материал: касса цифр и знаков для выполнения проверки, карточки (зеленого цвета) для игры «Волшебный квадрат» (Приложение 2).

Игра «Волшебный квадрат».

- Возьмите зеленые карточки.

Догадайтесь, что нужно сделать?

(Заполнить пустые клеточки – вписать нужные цифры и знаки)

Дети выполняют задание самостоятельно.

Проверка при помощи кассы цифр и знаков: по заданию педагога дети показывают, какой знак и/или цифру вписали в указанную клеточку. Педагог вписывает цифры и знаки в «магический квадрат», изображенный на оборотной стороне доски. Если во время проверки дети заметили ошибку в своей работе – исправляют ее.

- Задание выполнено. Отдайте работу родителям и возвращайтесь на свое место.

- Помещаем второй блок в левый верхний угол нашей постройки: я на доску, а вы в тетрадку.

Педагог размещает блок на доске, дети вклеивают в тетрадь 

- Посмотрите, какая необыкновенная рама в окне. На какую букву она похожа?

- Напишите эту букву на втором блоке.

Дети пишут букву фломастером соответствующего цвета..

.

Физминутка. Музыкально-динамическая игра

«Пятна, складки и полоски»

Карточка-конверт с буквой О.

Задание «Мыслительно-сообразительное»

- А теперь проверим вашу смекалку (догадливость, сообразительность)

  1. Как в решете воды принести? (Воду можно заморозить)

Объяснить значение слова «решето»

  1. Из какой посуды нельзя ничего съесть? (Из пустой)
  2. В вазе стояло 3 тюльпана и 7 нарциссов. Сколько тюльпанов стояло в вазе? (В вазе было 3 тюльпана. Эта информация есть в тексте задачи)
  3. У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков? (Правильный ответ – 0. Внуков (мальчиков) нет; есть одна внучка Маша)
  4. На столе лежат 3 карандаша разной длины. Как удалить из середины самый длинный карандаш, не трогая его? (Переложить один из тех, который короче, и лежит с краю)

- Задание выполнено. Добавляем еще один блок в наше здание. Поместите его в середину верхнего (второго) этажа.

Педагог размещает блок на доске, дети вклеивают в тетрадь.

- На какую букву похожа рама в окне этого блока? Напишите ее.

Дети пишут букву фломастером соответствующего цвета.

Карточка-конверт с буквой Л.

Задание «Литературное»

Оборудование: на фланелеграфе портреты писателей (В. Сутеев, С. Маршак, К. Чуковский, С. Михалков, С. Есенин)

- Чьи портреты находятся на доске? (Портреты поэтов и писателей)

- Кого из писателей вы узнали?

Если дети не узнают – дать подсказку (отрывок произведения), например:

Ехали медведи на велосипеде,

а за ними кот задом наперед.

А за ним комарики

на воздушном шарике.

«Тараканище», Корней Иванович Чуковский

- Какие еще произведения Чуковского вы помните?

Мой веселый звонкий мяч,

Ты куда помчался вскачь?

Желтый, красный голубой,

Не угнаться за тобой.

«Мяч», Самуил Яковлевич Маршак

Продолжите это стихотворение

- Задание выполнено. Добавляем еще один блок в наше здание. Поместите четвертый блок в правом верхнем углу.

Педагог размещает блок на доске, дети вклеивают в тетрадь.

- На какую букву похожа рама в окне этого блока? Напишите ее.

Дети пишут букву фломастером соответствующего цвета.

Физминутка. Музыкально-динамическая игра «Веселая переменка»

Карточка-конверт с буквой А.

Задание «Классификация предметов»

Оборудование и раздаточный материал: простой карандаш, карточки для выполнения задания на классификацию предметов (Приложение 2.).

- Возьмите розовые карточки.

- На картинке изображены предметы. Их нужно разделить на группы. Каждую группу предметов объединить в «облачко».

Дети выполняют задание самостоятельно.

Проверка:

- Сколько групп предметов у вас получилось? (Три)

- Как одним словом назвать предметы первой группы (Фрукты)

- Как одним словом назвать предметы второй группы (Учебные принадлежности).

- Как одним словом назвать предметы третьей группы (Посуда). 

- Задание выполнено. Отдайте работу родителям и возвращайтесь на свое место.

Игра «Собери портфель»

Оборудование: коробка с мелкими игрушками и учебными принадлежностями.

- А вы знаете, что такое учебные принадлежности?

- В этой коробке лежат разные предметы. Вам нужно выбрать только учебные принадлежности, взять один предмет, вернуться на свое место и положить принадлежность на свой стол.

- Эти предметы остаются у вас, это подарок к школе

- Задание выполнено. Добавляем еще один блок в наше здание. Поместите пятый блок в правом нижнем углу.

Педагог размещает блок на доске, дети вклеивают в тетрадь.

- На какую букву похожа рама в окне этого блока? Напишите ее.

Дети пишут букву фломастером соответствующего цвета.

Физминутка. Игровая танцевальная разминка  «Руку правую вперед»

Карточка-конверт с изображением входной двери.

Задание «Воспитательное»

- В этом конверте лежит какая-то записка. Интересно, кто же ее написал?

Давайте я ее прочитаю, а вы догадаетесь, кто ее написал.

КЛЯТВА ДВОЕЧНИКА

Побольше лениться, 
Поменьше учиться, 
Почаще терять свой дневник! 
Рвать книжки, тетрадки, 
Забыть о порядке, 
Тогда скажут вам: 
Вы плохой ученик! 

Девчонок лупите, 
Побольше дерзите, 
На парте пишите плохие слова, 
Пищите, визжите, ничто не учите, 
Тогда про вас будет плохая молва!

- Кто же написал эти советы?

- Кто из вас хочет быть двоечником и хулиганом?

- Давайте составим свои правила.

Фронтальная работа (игра в мяч): педагог бросает мяч каждому ребенку, а он озвучивает правило правильного поведения.

Примерный список правил:

  • Приходи в школу вовремя, не опаздывай.
  • Заходя в школу, поздоровайся со всеми. Помни, что первым всегда здоровается входящий.
  • Надень сменную обувь, оставь верхнюю одежду в гардеробе.
  • Приготовься к уроку.
  • На уроке не крутись, не разговаривай, внимательно слушай учителя. Если хочешь что-то сказать – подними руку.
  • На перемене сначала приготовься к следующему уроку, потом или отдыхать.
  • На перемене не шали, не хулигань, не бегай со скоростью света.
  • В школу приходи аккуратно одетым, перед школой обязательно позавтракай (пообедай)
  • Содержи в порядке все свои принадлежности; следи, чтоб карандаши были острыми, ручка писала, линейка, резинка, тетрадки и учебники лежали в портфеле.

- Задание выполнено. Добавляем еще один блок в наше здание. Поместите шестой блок в в середину нижнего (первого) этажа.

Педагог размещает блок на доске, дети вклеивают в тетрадь.

- На этом блоке нет окна. А что же здесь изображено? (Дверь) Нарисуйте ее.

Дети рисуют фломастером дверь.

Задание «Крыша»

Оборудование: для детей фломастеры, для педагога – изображение крыши, которое станет опорой детям при выполнении практического задания-штриховки.

- Вот и готов фундамент, готовы стены. Что необходимо для завершения строительства? (Сделать крышу)

- Наша крыша будет необычная, она должна напоминать вам о времени обучения в Школе будущего первоклассника. Как это сделать? Как может выглядеть крыша? (Она будет радужная, т.к. наш Центр называется «Радуга»)

- Дорисуйте крышу, выполняя штриховку, т.е.  одной линией, не раскрашивая.        

Педагог размещает изображение крыши на доску.

Задание выполняется под музыку, например, «Разноцветный мир детства»

https://pinkamuz.pro/search/разноцветный%20мир%20детства 

По завершению работы, дети поворачиваются лицом к родителям, демонстрируя работу в тетради.

Завершающий этап мероприятия

Вручение свидетельств об освоении курса обучения

по дополнительной общеразвивающей программе

«Школа будущего первоклассника»

- Вот и закончилось ваше первое испытание – первая выпускная работа, и вы получаете ваш первый документ об образовании – свидетельство.

Вручение свидетельств под звуки фанфар.

Вручение благодарности родителям

Сигнал к завершению мероприятия – звук колокольчика.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Представленная методическая разработка была неоднократно апробирована в работе с детьми старшего дошкольного возраста, которые осенью начнут обучение в 1 классе общеобразовательной школы.

При составлении педагогического сценария учтены принципы разработки итогового учебного занятия:

- принцип обоснованности (каждое действие, термин правило и задание, целесообразны, необходимы и достаточны для достижения намеченного результата);

- принцип реалистичности (учет условий обучения, оценка обстановки и подбор наиболее эффективные инструменты, методов работы);

- принцип адекватности предполагает совпадение изначально намеченной цели и результата; каждый шаг, задание, правило или разъяснение, инструкция должны приводить к определенному итогу);

- принцип формализованности  предполагает «укладывание» занятия в формальные рамки, регламентированные общими нормами и возможностями каждого участника;

- принцип креатива или творческого подхода позволяет педагогу проявить инициативу и воображение для разнообразия учебного процесса, повышения интереса учащихся к предмету, учебной деятельности, повысить активность на занятии и расширить пространство для демонстрации достижений.

Результаты проведенных итоговых занятий и отзывы участников (детей, родителей, администрации учреждения) подтверждают эффективность мероприятия как способа продемонстрировать  сформированность общеучебных навыков:  понимание режимных моментов учебного процесса, соблюдение дисциплины,  культуры учебного труда, освоение базовых знаний и практических навыков, т.е., готовность к обучению в школе, пребыванию в коллективе сверстников, освоение нового статуса – ученик.

Следует заметить, что одним из факторов результативности освоения программного материала является успешная интеграция программ дополнительного образования с образовательными программами дошкольного образования и воспитания.

                 При разработке мероприятия использованы материалы сайтов

https://vk.com/obuchajka   ОБУЧАЙКА-РАННЕЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

https://vk.com/obuchajka  РАННЕЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ - делаем детство ярче

https://vk.com/smart_deti  Подготовка детей к школе Начальная школа

        Приложение 1.

Вид оформленной доски на момент окончания мероприятия

C:\Users\User\Desktop\ФОТО\Итоговое в\ШБП-....jpg

Приложение 2.

Раздаточный материал

Карточка с заданием к блоку с буквой К

«Магический квадрат»

C:\Users\User3\Pictures\2024-04-26\магический квадрат.jpg

Карточка с заданием на классификацию предметов к блоку с буквой А

https://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/8/99/268/99268109_large_aa_0024.jpg


[1]Педагогический сценарий - это целенаправленная, личностно-ориентированная, методически выстроенная последовательность педагогических методов и технологий для достижения педагогических целей и приемов. https://academics.hse.ru 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная - Дополнительная общеразвивающая программа "Школа будущего первоклассника"

Одной из приоритетных задач модернизации российского образования является повышение доступности дошкольного образования. Для выполнения этого, Министерством образования и науки РФ, рекомендовано введе...

Методическая разработка .Сценарий итогового мероприятия по проекту "В гостях у Петрушки"

Методическая разработка.Итоговое мероприятие по проекту "Приобщение детей младшего школьного возраста к истокам русской традиции и культуры"...

Методическая разработка(сценарий итогового занятия по истории Санкт- Петербурга , посвященный Дню рождения города): « «Итальянцы в Санкт-Петербурге». Автор- Киселёва М.В.

Этот сценарий предназначен для детей 6-14 лет, изучающих историю Санкт- Петербурга. Ребятам предстоит окунуться в костюмированный мир итальянской мафии, проявить знания о любимом городе и убедить...

Программа «Школа будущего первоклассника» системы «Школа 2100», автором которой является академик РАО А.А. Леонтьева.

Программа «Школа будущего первоклассника» является основой для организации образовательной деятельности  группы дошкольного образования детей 6 - 7 лет, рассчитана на 1 год и  со...

Дополнительная общеобразовательная программа - Дополнительная общеразвивающая программа «Школа будущего первоклассника».

Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Школа будущего первоклассника» представляет собой комплекс основных характеристик дополнитель...

Рабочая программа по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Школа будущего первоклассника» социально-педагогической направленности ( от 5 до7 лет)

Современные родители хотят видеть своих детей хорошо подготовленными к школе. Но наблюдения за детьми и беседы с учителями начальных классов говорят о том, что число не готовых к обучению чтению детей...