Родительское собрание "Мир сказок"
материал (старшая группа)

Кивенко Екатерина Владимировна

Цели: 

1. способствовать объединению выработке единой стратегии воспитания детей;

2. стимулировать родителей для участия в мероприятиях ДОУ;

3. предложить и показать возможность использования сказкотерапии, как метод работы с детьми, при решении различных проблем и коррекции их поведения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie_v_starshey_gruppe.doc251 КБ

Предварительный просмотр:


Родительское собрание в старшей группе "Мир сказок"

Цели: 

1. способствовать объединению выработке единой стратегии воспитания детей;

2. стимулировать родителей для участия в мероприятиях ДОУ;

3. предложить и показать возможность использования сказкотерапии, как метод работы с детьми, при решении различных проблем и коррекции их поведения.

Предварительная работа: 

Чтение русских народных сказок и сказок народов мира, беседа, после прочитанного, обсуждение.

Выставка детских книг «Моя любимая сказка».

Конкурс рисунков «Что за прелесть эти сказки».

Проведение игр «Угадайка», «Опиши героев сказки».

 

Материал и оборудование: 

Аудиозапись песен из сказок (диск «Сказочная мозаика»).

Фонограмма песни из «Ералаша» («Мальчишки, девчонки, а также их родители…»).

Листы бумаги, фломастеры.

«Черный ящик», «сказочные предметы» – 2 шт.

Геометрические фигуры (для моделирования).

План-схема или «камень-путеводитель».

Столы, стулья.

ХОД РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ

В  зале звучит музыка из телепередачи «В гостях у сказки». Родители  входят в зал, садятся.

Дети

Валерия

В мире много сказок
Грустных и смешных.
И прожить на свете
Нам нельзя без них.

Тимур

Лампа Аладдина,
В сказку нас веди.
Башмачок хрустальный,
Помоги в пути!

Тимур С

Мальчик Чиполлино,
Мишка Винни-Пух…
Каждый нам в дороге —
Настоящий друг.

Ева

Пусть герои сказок
Дарят нам тепло.
Пусть добро навеки
Побеждает зло!

Дети с песней к нам гости пришли

Воспитатель:         

Здравствуйте люди добрые

Здравствуйте желанные!

Давно вас поджидали, без вас не начинали.

Всем видно, всем слышно?

Ничего …. В тесноте да не в обиде!!!

А теперь сядем рядком, да поговорим ладком.

А поговорим мы сегодня  с вами о сказке народной

  • «Жили-были…»,
  •  «В некотором царстве…»,
  • «Однажды, давным-давно…», с таких слов начинаются наши любимые сказки.

 Дошкольный возраст – возраст сказки. Так почему же дети их очень любят ?

Игра «Сказочный мешочек» родители достают из мешочка карточки и зачитывают их. 

  • Из сказки дети черпают множество знаний
  • С помощью сказки  расширяют свой кругозор
  • С помощью сказки  учатся видеть и различать добро, зло, испытывают  храбрость, сопереживают за героев.
  •  При помощи сказочных произведений можно бороться с различными детскими недугами (агрессией, ложью, неуверенностью и др.)..

Такой метод называют сказкотерапией

Почему же сказка, так эффективна при работе с детьми дошкольного возраста?

Слайд 
Во-первых, в дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, обладающей невероятно притягательной силой, позволяет мечтать, фантазировать.


Во-вторых, у маленьких детей сильно развит механизм идентификации, объединение с персонажем. Поэтому, воспринимая сказку, ребенок сравнивает себя со сказочным персонажем и это позволяет ему чувствовать, понимать и переживать, находить пути выхода из различных сложных ситуаций.


И наша задача научиться использовать в полной мере все возможности удивительной сказочной терапии. Ведь сказка, как известно, это источник проявления всех чувств ребенка, в том числе и радости.

Говоря словами А.М.Виноградовой «Никогда не гасите детскую радость». Поэтому мы и собрались сегодня, чтобы отправиться в сказочное путешествие, увидеть улыбку на лицах и почувствовать магию сказки на себе.

 

Ведущий:   По многим сказкам мы пройдём, весело и с пользой время проведём. А поможет в этом нам жюри (представить).

Давайте все скажем: «Сказка заходи».

1. Мы все разделимся на две команды  и посоревнуемся, согласны? Хорошо, тогда вперёд! Для обеих команд мы предлагаем – придумать сказочное название команде и девиз!

 Жюри оценивает.

2. Теперь каждой команде необходимо выбрать своего капитана и нарисовать эмблему, отражающую название команды (листы бумаги, фломастеры).

Жюри оценивает.

3. Следующий будет конкурс капитанов, который называется «Чёрный ящик».

 Чтобы его провести, необходимо разыскать этот ящик, его как в сказке куда-то спрятали, а поможет вам в этом план-схема, где написано куда идти (например: встать лицом к солнцу (закату), пройти вперёд 5 шагов, повернуться на лево и пройти вперёд ещё 4 шага, развернуться на 180   и повернуться вправо, дойти до камня-путеводителя там и найдёте то, что искали). Капитаны ищут вместе. Ну, вот и нашёлся «Чёрный ящик», можно и продолжить.
В ящик, команды по очереди должны положить какой-то сказочный предмет (например: зеркальце или корону и т.д.). Капитан 1-й команды при помощи наводящих вопросов отгадывает, что это за предмет (например: он большой?, он круглый?, он твёрдый? и т.д.), затем капитан 2-й команды делает тоже самое.

Жюри оценивает.

4. А теперь предлагаем сказочную викторину.

 Нужно назвать  сказки с числительными (например: «Волк и семеро козлят», «Два жадных медвежонка», «Три поросёнка» и т.д.).

Следующие вопросы для команды:

  • Кого величают по отчеству – Патрикеевна? (Лиса)
  • Кто и в какой сказке вместо удочки использовал свой хвост? (Волк, в сказке «Лисичка-сестричка и серый волк»)
  •  Какой предмет потеряла Золушка? (Хрустальную туфельку)
  •  Какую рыбу поймал Емеля? (Щуку)
  •  Назовите любимый летательный аппарат Бабы Яги? (Метла и ступа)
  • Какое хлебобулочное изделие ушло из дома? (Колобок)
  •  Назовите единственную героиню сказки «Репка», имя которой нам известно? (Жучка)
  • Кому подарил пустой горшок Винни Пух на день рождение? (Ослику ИА)
  • Кем приходится Золушке добрая фея? (Крёстной)
  •  Кто помогал доброй девочке в сказке «Хаврошечка»? (Корова)

Вопросы

  • В каком государстве жили герои многих русских народных сказок? (В тридесятом)
  •  Назовите настоящее имя Царевны-лягушки? (Василиса Премудрая)
  •  Место рождения колобка?  (Печь)
  •  Назовите сказочный персонаж, лезущий вон из кожи? (Царевна-лягушка)
  • Как называется деталь женского платья, в котором помещаются озёра, лебеди, и другие элементы окружающей среды? (Рукав платья Царевны-лягушки)
  • Какой сказочный головной убор нельзя нарисовать? (Шапку-невидимку)
  •  В какой сказке рассказывается о некоторых трудностях, связанных с доставкой свежей выпечки на дом? (Красная Шапочка)
  •  Какие сказочные герои прожили «30 лет и 3года»? (Старик и старуха)
  •  Назовите русскую народную сказку, в которой было 3 покушения на убийство и одно убийство? (Колобок)
  •  В какой русской народной сказке у животных из-за нехватки жилья случилось перемирие? (Теремок)

Жюри оценивает.

 А теперь музыкальная пауза  (а проведет ее наш муз руководитель Елена Марксовна).

Ведущий: Отдохнули, а теперь – Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается…

5. Конкурс костюмов. Из предложенных элементов одежды, составить костюм героя любой сказки (под музыку диск «Сказочная мозаика»).

Жюри оценивает.

Ведущий: Наши вопросы и задания закончились, жюри подводит итоги. Уважаемые родители сегодня, мы оказались с вами в сказочной стране, вам сейчас представится уникальная возможность поучаствовать в сказке и сыграть роль. Вашим детям приходится делать это часто, вот и вы попробуйте, как это порой бывает сложно для них. Ведь нужно преодолеть застенчивость, страх перед публикой, проявить артистизм.

Сказка на новый лад «Теремок»

Сценарий сказки «ТЕРЕМ -  ТЕРЕМОК» НАОБОРОТ

Ведущий:      Ставьте ушки на макушки

                        Слушайте внимательно

                        Мы расскажем сказку вам

                        Просто замечательно

                        Сказку «Терем – теремок»

                        Всем давно знакомую

                        Перевернём наоборот

                        Исполним всё по-новому

                        Стоял в поле теремок

                        Он не низок, не высок

                        Никто в тереме не живёт

                        Никто песен не поёт

                        Ой, кажется кто-то идёт

                        /выходит медведь, идёт вразвалочку/

Медведь:      Косолапый я медведь

                        Могу страшно реветь

                        Вы ко мне не подходите

                        Во мне зверя не будите

                        РЫ-РЫ-РЫ!   

                        Это что за теремок?

                        Он не низок, не высок

                        Эй, кто в теремочке живёт?

                        Эй, кто в невысоком живёт?

                        Молчок? Теремочек-то не плох

                        Мой будет теремок!

/Заходит в теремок, садится за стол, угощается. Звучит музыка, входит волк с гитарой/

Поёт:             Пусть я сер, не красив, но скажу вам друзья

                         Что в душе у меня расцветает весна

                         Я поэт, музыкант и в родне у меня

                         Воют все и поют  песни нового дня 

   

Волк:               Ой, какой теремок

                         Он не низок, не высок

                         А кто в тереме живёт?

                         Кто в невысоком живёт?

Медведь:       Ну, я живу (недовольно)

                         А тебе что нужно?

Волк:               Ой, Миша, давай вместе будем жить!

Медведь:       Вот ещё! Зачем ты мне нужен?

Волк:               Так вместе веселее

                         Я песни могу петь, ночью вою на луну

Медведь:       Не нужен мне никто

                         Мне и одному хорошо

                         /Волк вздыхает и уходит, звучит музыка входит Лиса/

Лиса:               Ах, какой теремок и не низок, не высок

                         А кто в теремочке живёт?

                         Кто в невысоком живёт?  

 

Медведь:       Ну, я живу, Чего надо?

Лиса:               Мишенька, давай вместе жить!

Медведь:       Вот ещё! Зачем ты мне нужна?

Лиса:               Так вместе веселее.

                          Посмотри, какая я красивая,

                          А красота говорят, спасёт мир!

                          Нет, милей меня и краше

                          Обойди хоть целый лес

                          Нет красивей и прекрасней

                          Я здесь чудо из чудес

Медведь:         Не нужен мне никто   

                         Мне и одному хорошо

                         Иди своей дорогой

                         Знаю я вашу сестру!

                         /Лиса уходит. Звучит музыка, вбегает заяц с мячом в спортивной форме/  

Заяц:                 Ого! Вот это теремок!

                          Он не низок, не высок

                          А кто в теремочке живёт?

                          Кто в невысоком живёт?

Медведь:        Ну, я живу! Чего надо?

Заяц:                Дядя Миша! Давай вместе жить!

Медведь:        Вот ещё! Зачем ты мне нужен?

Заяц:                  Так вместе веселее!

                            Не смотри, что я косой

                            Я в любой игре – герой

                            Могу бегать, прыгать и метать

                            Лучше всех в хоккей, футбол играть

Медведь:           Не нужен мне никто

                           Мне и одному хорошо!

                           Иди отсюда косой!

                           Не зли меня!

                           /Звучит музыка, входят под ручку Лягушка и Мышка/

Лягушка           Мы веселые подружки

и Мышка:        Любим вместе поплясать

                           Я – лягушка, а я – мышка

                           Не устанем танцевать

Лягушка:          Эх, какой теремок

Мышка:            Он не низок, не высок

Лягушка:          А кто в теремочке живёт?

Мышка:            А кто в невысоком живёт?

Медведь:          Я здесь живу! Чего надо?

Лягушка            Михаил Потапыч, давайте вместе жить?

и Мышка:    

Медведь:          Ещё чего! Зачем вы мне нужны?

Лягушка:           Как зачем? Вместе веселее!

Мышка:             Попляшем!

Медведь:          Не нужен мне никто

                            Мне и одному хорошо, кыш отсюда!

                           /Лягушка и мышка убегают/

Ведущий:         Разогнал медведь народ

                           Никто к нему не идёт.

Медведь:         Что-то мне тоскливо стало

                            Грустно, скучно, почему?

                           /Звучит музыка, влетает комар/

Комар:              Ой, вот это теремок

                            Он не низок, не высок

                            Кто в тереме живёт?

                            Кто в невысоком живёт?

Медведь:          Я здесь живу

(грустно)      

Комар:               Один?

Медведь:            Один

(вздыхает)        Может ты, ко мне пойдёшь жить.

                              Ты вон, какой маленький, много не съешь

                              И места много не займёшь, а всё веселее

/Комар залетает, тишина, и вдруг звучит музыка «писк комара», слышатся крики медведя/

Медведь:           Ой, Ай, ОЙ-ой-ой,

                        /выбегает из теремка, выходят все звери/

Ведущий:           Сказка – ложь, да в ней намёк,

                             Всем ребятам – урок

                             Дружбу стоит ценить

                             И друзей своих любить

                             И тогда нам будет просто

                             Вместе веселее жить

 

 

                               

Ведущий:  Вот и закончилась наша сегодняшняя встреча, наш «Семейный капустник», который хочется завершить словами народной мудрости «Сказка ложь да в ней намёк, добрым молодцам урок».

Приложение 1

Сообщение воспитателя «Роль сказки в нравственном воспитании ребенка»

Закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности следует с самого раннего возраста, когда формируются характер, отношение к миру, окружающим людям.

В этике существуют две основные нравственные категории - добро и зло. Соблюдение моральных требований ассоциируется с добром. Нарушение же моральных норм и правил, отступление от них характеризуются как зло. Понимание этого побуждает человека вести себя в соответствии с моральными требованиями общества.

Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером, а также с помощью народных сказок, в том числе о животных. Эти сказки помогут педагогу показать:

• как дружба помогает победить зло («Зимовье»);

• как добрые и миролюбивые побеждают («Волк и семеро козлят»);

• что зло наказуемо («Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка»).

Моральные ценности в волшебных сказках представлены более конкретно, чем в сказках о животных. Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими физическими и моральными качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Для девочек это красная девица (умница, рукодельница...), а для мальчиков - добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину). Идеал для ребенка является далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя с идеалом свои дела и поступки. Идеал, приобретенный в детстве, во многом определит его как личность.

Сказка не дает прямых наставлений детям («Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения»), но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки.

Например, сказка «Репка» учит младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми; сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним нельзя ходить - можно попасть в беду, а уж если так случилось - не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации; сказки «Теремок», «Зимовье зверей» учат дружить. Наказ слушаться родителей, старших звучит в сказках «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снегурочка», «Терешечка». Страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики», хитрость - в сказках «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев», «Лисичка-сестричка и серый волк» и т.д. Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается («Хаврошечка», «Мороз Иванович», «Царевна-лягушка»), мудрость восхваляется («Мужик и медведь», «Как мужик гусей делил», «Лиса и козел»), забота о близком поощряется («Бобовое зернышко»).

Во всех сказках есть персонаж, который помогает положительному герою сохранить свои моральные ценности. Чаще всего это мудрый старец. «Старец всегда появляется в тот момент, когда герой находится в безнадежном и отчаянном положении, из которого его спасти может только глубокое размышление или удачная мысль. Но так как из-за внутренних и внешних причин герой не может справиться с этим сам, знания приходят в форме персонифицированной мысли, например в форме проницательного и способного помочь старца. Он помогает герою пройти через трудную ситуацию, в которую тот попал по своей вине, или, по крайней мере, помогает ему добыть такие сведения, которые пригодятся герою в его странствиях. Старец помогает общаться с животными, особенно с птицами. Он предупреждает о подстерегающих опасностях и снабжает средствами, необходимыми для того, чтобы встретить их во всеоружии... Часто в сказке старец задает вопросы типа «Кто? Почему? Откуда? Куда?» для того, чтобы вызвать саморефлексию и мобилизовать моральные силы, а еще чаще он дает неожиданное и невероятное средство для достижения успеха, являющееся... одной из особенностей целостной личности» (К.Г. Юнг).

Старец не только помогает положительному персонажу сохранить свои моральные ценности, но и сам олицетворяет такие моральные качества, как добрая воля и готовность помочь. Он также испытывает нравственные качества других («Мороз Иванович»).

Образ мудрого старца в некоторых сказках принимает особые формы, например животных. «В сказках мы снова и снова сталкиваемся с животными-помощниками. Они действуют как люди, разговаривают человеческим языком и обнаруживают проницательность и знание, недоступные человеку» («Иван-царевич и серый волк»).

Существует такая категория сказок, в сюжете которых раскрывается вся цепочка формирования нравственных качеств у маленького ребенка: запрет - нарушение - кара. Они постепенно из внешних, формальных преобразуются во внутренние качества (самоконтроль, самонаказание, саморегулирование). Это страшные сказки, или «страшилки». Они включаются в фольклорный репертуар детей 5 - 6 лет (не раньше!). Взрослые иногда отрицательно относятся к «страшилкам», но они так же традиционны, как и волшебные сказки или сказки о животных (вспомним крестьянские былички об утопленниках, мертвецах и домовых, которые так любили рассказывать и дети, и взрослые в XIX веке). В страшных сказках силы зла беспрепятственно проникают в дом, когда нет родителей (они умерли, уехали или уснули), т.е. когда нарушается целостность домашнего мира. Этим они очень похожи на другие сказки, в которых почти никогда нет полной семьи; внучка живет с дедушкой и бабушкой, отец - с тремя сыновьями, девочка - с отцом и мачехой. Поэтому с ними и случаются всякие неприятности. Чувство защищенности дают только полная семья, только присутствие матери.

В страшилках нет добрых помощников и пощады не бывает, если дети не одумаются, т. е. ответственность за нарушение запрета или за невыполнение поручения ложится на самого ребенка.

Из всего этого следует: моральное воспитание возможно через все виды народных сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжетах.

Памятка для родителей

1. Читайте вслух с ребёнком не менее 15 минут в день.

2. Прежде чем читать, проветрите комнату, уберите со стола отвлекающие предметы.

3. Если ребенок устал, проведите физкультминутку.

4. При знакомстве с новой книгой рассмотрите сначала обложку прочитайте фамилию и инициалы автора, название книги.

5. Перелистайте книгу, внимательно рассматривая иллюстрации.

6. До и во время чтения книги выясните значения трудных или незнакомых слов.

7. Спросите, чем понравилась книга ребенку, что нового из нее он узнал.

8. Попросите ребенка рассказать о главном герое, событии.

9. Какие слова или выражения запомнились ему?

10. Чему учит эта книга?

11. Предложите ребенку нарисовать рисунок к самому интересному отрывку или выучить его наизусть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные формы проведения родительского собрания "КВН По дорогам сказок"

Детство-самое счастливая пора жизни. Яркость и богатство впечатлений детства остаётся в памяти человека  навсегда. Вот почему необходимо воспитывать любовь к чтению и к книге с раннего детства. В...

Литературная детско-родительская викторина «В лабиринте сказок» для детей старшей группы

Цель:   уточнение  и систематизация имеющихся у детей представлений о         произведениях художественной литературы....

"Путешествие в страну сказок" родительское собрание

Родительское собрание в 1 младшей группе на основе театрализованной деятельности детей. Роли разучивались на занятиях кружка со всеми детьми и поэтому на собрании исполняли их дети по желанию...

Родительское собрание в компенсирующей группе в форме речевого праздника «Путешествуем с героями сказок»

Цель: развитие у детей  коммуникативных умений и навыков в совместной деятельности с взрослыми, практическое обучение родителей подбору игр и упражнений для развития  ребенка в соответствии ...

Родительское собрание для средней группы Тема: Речевые навыки и их значение в дальнейшем обучении детей посредством драматизации сказок.

Речь – одна из важнейших линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. ...

Родительское собрание на тему:"Волшебный мир сказок С.Я.Маршака".

Цель: Подведение родителей к выводу о том, что чтение детских книг играет огромную роль для всестороннего развития детей....

Презентация Литературная викторина для родителей « По страницам любимых сказок» (к родительскому собранию)

Цели:Привлечение родителей в воспитательный процесс дошкольного учреждения.Способствовать созданию единого образовательного пространства по  использованию сказки в социально-нравственном, творчес...