Статья "Дидактическая игра"
статья

Дидактическая игра является эффективным средством формирования таких качеств, как произвольность, организованность и самоконтроль. Это особенно важно в настоящее время, когда гиперактивных детей, которым трудно контролировать свое поведение, становится все больше. Расссмотрим проблему чуть подробнее...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья. "Дидактическая игра"14.31 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактическая игра – эффективное средство формирования произвольности

Дидактическая игра является эффективным средством формирования таких качеств, как произвольность, организованность, самоконтроль. Это особенно важно в настоящее время, когда гиперактивных детей, которым трудно контролировать свое поведение, становится все больше. Правила, навязывание извне, обычно плохо усваиваются детьми, те же правила, которые превращают игру в увлекательную совместную деятельность, вполне естественно ими принимаются.

К соблюдению правил, к сознательному управлению своими действиями их побуждает сам совместный характер игры. Выполняя правила, дети заслуженно получают одобрение взрослого, признание и уважения сверстников.

Игра с правилом отличается от ролевой тем, что в ней правило адресовано самому ребёнку, а не игровому персонажу.

Таким образом, правило становится средством осознания своего поведения.

Когда малыш начинает действовать по правилу, у него появляется первые признаки самоконтроля, а значит, его поведение приобретает большую степень произвольности не только в игре, но и в других, неигривых ситуациях. Перед ребенком впервые возникает вопрос: как надо вести себя? Правильно ли я поступаю? Прежде чем этот вопрос появится, он должен захотеть действовать «правильно», в соответствии с принятым и понятным правилом. В ходе игры он начинает сознательно, мотивированно выполнять добровольно принятые им правила, а значит, «правильное поведение» становится мотивом его собственных действий.

Рассмотрим, как происходит процесс освоения правил в игре.

Первоначально дети включаются в игру чисто эмоционально непосредственно. Их привлекает возможность общения со взрослым, игровой материал, они стремятся к двигательной активности.

Правило действия на этом этапе существует лишь в скрытой форме. Взрослый постоянно обращает внимание детей на то, что и когда следует делать, одобряет их правильные действия к требованиям организатора игры.

Следующий этап состоит в открытии, осознании ребенком правила. Факт осознания правила наиболее ярко проявляется в замечаниях, которые дети начинают делать друг другу в ходе игры.

Они отмечают промахи друг друга, следят за действиями других. Такой контроль формирует внутреннюю готовность к выполнению установленных действий. При этом отчётливо проявляется стремления ребёнка играть по правилам: в случае если, этого не получается (например, если он забегает за запретную черту или случайно подглядывает, когда водит), он огорчается и старается в следующий раз поступать правильно. Все это свидетельствует о том, что правильно приобрело для ребенка личную значимость, стало мотивом его действия. Однако соблюдения правило на этом этапе еще устойчиво. Без активного участия взрослого, его поддержки игра сразу распадается, дети «забывают» о ее правилах.

Поддержка взрослого предполагает его непосредственное участие в игре, его эмоциональную вовлеченность, контроль за соблюдением правил и одобрение их. Если дети самостоятельно играют по установленным правилам, следят за их соблюдением, это значит, что они уже овладели правилом действия и могут контролировать свое поведение независимо от взрослого. С этих пор действия по правилу больше не связывает их свободу, а является актом их свободного осознанного выбора.

Таким образом, развивающие игры содержат всё необходимое для формирования наиболее ценных качеств личности ребенка. Однако, чтобы эти качества развились в полной мере, необходимо соблюдать определенную последовательность в подборе игр.

Литература: Е.О. Смирнова. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словесные игры. Игры на ориентировку по модели, схеме, плану, условным знакам, сигналам.Интеллектуальные, развивающие игры.Игры экологической направленности.Игры – заводилки.Развивающие игры.

Игры на ориентировку по модели, схеме, плану, условным знакам, сигналам. Словесные игры.Интеллектуальные, развивающие игры.Игры экологической направленности.Игры – заводилки.Развивающие игры....

Игры на формирование чувства собственной безопасности . Игры на формирование правовой культуры. Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи. Игры, способствующие адаптации человека в социальном мире

Игры  на формирование  чувства собственной  безопасностиИгры  на формирование правовой культурыИгры, знакомящие детей со службами экстренной помощиИгры, способствующие адаптации че...

Инициативные игры для детей. Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Традиционно-народные игры. Русские народные игры.

Самостоятельная работа "Картотека игр".  Игры первого класса.Инициативные игры для детей. Игры второго класса.Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Игры тр...

Картотека Игры на формирование чувства собственной безопасности. Игры на формирование правовой культуры. Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи. Игры, способствующие адаптации человека в социальном мире

Игры  на формирование  чувства собственной  безопасности.Игры  на формирование правовой культуры.   Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи.Игры, способ...

Детские игры народов севера. Традиционные игры и состязания народов манси. В какие игры играли ханты-мансийские дети

Подвижная игра - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Испокон веков в играх народов ханты ярко отражался образ жизни людей, их быт, т...